Налоговый кодекс Российской Федерации
федеральный закон | |
Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая | |
---|---|
Номер | 146-ФЗ |
Принятие | Государственной Думой 16 июля 1998 |
Одобрение | Советом Федерации 17 июля 1998 |
Подписание | Президентом России Борисом Ельциным 31 июля 1998 |
Вступление в силу | 1 января 1999 |
Первая публикация | «Собрание законодательства Российской Федерации», 3 августа 1998, № 31 |
Действующая редакция | от 24 июня 2023 |
Электронная версия |
федеральный закон | |
Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая | |
---|---|
Номер | 117-ФЗ |
Принятие | Государственной Думой 19 июля 2000 |
Одобрение | Советом Федерации 26 июля 2000 |
Подписание | Президентом России Владимиром Путиным 5 августа 2000 |
Вступление в силу | 1 января 2001 |
Первая публикация | «Собрание законодательства Российской Федерации», 7 августа 2000, № 32 |
Действующая редакция | от 24 июня 2023 |
Электронная версия |
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) — это основной законодательный акт, регулирующий налоговые отношения в России. Кодекс определяет права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых правоотношений, а также устанавливает виды налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты[1].
Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей: первая часть, принятая 31 июля 1998 года, и вторая часть, принятая 5 августа 2000 года. Первая часть включает в себя общие положения, которые описывают основные принципы налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. В этой части также регламентируются налоги и сборы, определяются федеральные, региональные и местные налоги, устанавливается порядок их введения, изменения и отмены. Дополнительно в первой части НК РФ описывается налоговый контроль, включающий меры по обеспечению исполнения налогового законодательства, включая налоговые проверки. Также описывается порядок рассмотрения налоговых споров и ответственность за нарушения налогового законодательства[2].
Вторая часть Налогового кодекса РФ включает положения о конкретных видах налогов. В эту часть входят федеральные налоги, такие как налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на добычу полезных ископаемых и другие федеральные налоги. Также рассматриваются региональные налоги, к которым относятся налог на имущество организаций, транспортный налог и другие налоги, устанавливаемые на уровне субъектов Российской Федерации. Вторая часть также включает местные налоги, такие как земельный налог, налог на имущество физических лиц и другие налоги, устанавливаемые органами местного самоуправления[2].
Основные принципы
Налоговый кодекс РФ закрепляет основные принципы налогообложения, такие как равенство и справедливость налогообложения, обязательность уплаты налогов, определённость налоговых обязательств. Важно, что кодекс определяет обязанности и права налогоплательщиков. Налогоплательщики обязаны подавать налоговые декларации, уплачивать налоги в установленные сроки, предоставлять налоговым органам необходимую информацию и документы. В то же время, налогоплательщики имеют право обжаловать решения налоговых органов, получать налоговые вычеты и отсрочки по уплате налогов в установленных законом случаях. Кодекс также регламентирует налоговый контроль. Это включает процедуры налоговых проверок, порядок истребования документов, ответственность за непредоставление или недостоверное предоставление информации. Налоговые органы наделены полномочиями по проведению камеральных, выездных и иных видов проверок, направленных на контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов[3].
Важным аспектом Налогового кодекса РФ является ответственность за налоговые правонарушения. Кодекс устанавливает меры ответственности, включая штрафы, пени и иные санкции за нарушение налогового законодательства. Например, за неуплату или несвоевременную уплату налогов может быть начислен штраф в размере определённого процента от неуплаченной суммы, а также пени за каждый день просрочки. Налоговый кодекс РФ регулярно обновляется и дополняется в связи с изменениями в экономике и налоговой политике. Поправки могут касаться как отдельных видов налогов, так и общих положений о налогообложении. Это позволяет поддерживать налоговую систему России в актуальном состоянии, учитывая изменения в экономической конъюнктуре и новые вызовы, возникающие перед налогоплательщиками и государством. В целом, Налоговый кодекс РФ является ключевым инструментом регулирования налоговых отношений в России. Он обеспечивает правовую основу для взимания налогов и сборов, а также защиту прав налогоплательщиков. НК РФ играет важную роль в обеспечении стабильного поступления налоговых доходов в бюджет и способствует созданию справедливой и прозрачной налоговой системы, которая учитывает интересы как государства, так и налогоплательщиков[4].
Физические лица в России, в своем большинстве, уплачивают подоходный налог по ставке 13 %, земельный налог, который составляет 0,3 % от кадастровой стоимости земли и рассчитывается по специальной формуле, а также транспортный налог, размер которого зависит от мощности двигателя транспортного средства. Для большинства малых предприятий предусмотрена возможность применения упрощенной системы налогообложения. Предприятия могут выбрать один из следующих налогов: подоходный налог по ставке 6 %, налог на прибыль по ставке 35 %, единый сельскохозяйственный налог по ставке 6 %(доступен только для фермеров), либо налог на вмененный доход, который рассчитывается по специальной формуле и применяется только для определённых категорий предприятий[5].
Средний и крупный бизнес в России облагается налогами, включающими налог на прибыль по ставке 20 %, налог на добавленную стоимость (НДС) по ставке 20 %, налог на имущество по ставке от 0 до 2 %, а также некоторыми другими налогами, такими как налог на воду и налог на добычу полезных ископаемых.
Налогообложение в России до принятия Кодекса
До принятия Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговая система в России имела сложную и фрагментированную структуру, сформировавшуюся под влиянием советского наследия и переходных экономических процессов 1990-х годов. В Советском Союзе налогообложение играло подчиненную роль, так как основным источником доходов государства были прибыли государственных предприятий. Основными налогами в СССР являлись налог с оборота, который взимался с розничных продаж и был основной статьей доходов бюджета, подоходный налог с физических лиц с прогрессивной шкалой, а также платежи государственных предприятий, включающие отчисления от прибыли и другие обязательные платежи. Советская налоговая система была централизованной, с жестким государственным контролем над экономикой[6].
После распада СССР в 1991 году Россия столкнулась с необходимостью создания новой налоговой системы, соответствующей рыночной экономике. В период с 1991 по 1998 годы в стране применялось большое количество разнообразных налогов и сборов, что создавало значительные сложности в налоговом администрировании. В этот период были введены такие ключевые налоги, как налог на добавленную стоимость (НДС), который заменил налог с оборота, налог на прибыль предприятий, ставший важным источником бюджетных поступлений, и подоходный налог с физических лиц, который унаследовал черты советского подоходного налога, но был реформирован в сторону упрощения и снижения ставок. Кроме того, появились региональные и местные налоги, такие как налог на имущество, земельный налог и транспортный налог, обеспечивавшие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации[6].
Однако до принятия Налогового кодекса налоговое законодательство оставалось неоднородным и часто изменялось, что создавало неопределенность для налогоплательщиков и усложняло процесс уплаты налогов. В этот период существовало множество конфликтов между федеральными и региональными властями по поводу распределения налоговых доходов. Налоги нередко вводились на основании указов президента или постановлений правительства, что делало систему непредсказуемой[6].
Принятие части первой
Принятие первой части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) стало важным событием в реформировании налоговой системы страны. Первая часть Налогового кодекса была принята 31 июля 1998 года и вступила в силу 1 января 1999 года. Это событие стало значительным шагом в упорядочении и систематизации налогового законодательства, которое до этого момента было разрозненным и нестабильным[7].
До принятия Налогового кодекса налоговая система России страдала от множества проблем, включая чрезмерное количество налогов, их непредсказуемые изменения, отсутствие единого подхода к налогообложению и значительные сложности в налоговом администрировании. Введение первой части Налогового кодекса было направлено на решение этих проблем путем создания единого правового акта, который определял бы основные принципы налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, а также порядок исчисления и уплаты налогов. Первая часть Налогового кодекса включала в себя общие положения, такие как принципы налогообложения, которые обеспечивали равенство и справедливость налогообложения, обязательность уплаты налогов и определённость налоговых обязательств. В этой части также были установлены права и обязанности налогоплательщиков, включая обязанность подачи налоговых деклараций и уплаты налогов в установленные сроки, а также право на обжалование решений налоговых органов и получение налоговых вычетов. Кроме того, первая часть Налогового кодекса определяла функции и полномочия налоговых органов, устанавливая порядок проведения налоговых проверок, меры по обеспечению исполнения налогового законодательства и ответственность за налоговые правонарушения. Это способствовало улучшению налогового администрирования и повышению прозрачности в отношениях между налогоплательщиками и государством.
Введение первой части Налогового кодекса также создало основу для разработки и принятия второй части кодекса, которая была принята в 2000 году и включала конкретные налоги и сборы, применяемые в России. Вместе эти две части Налогового кодекса сформировали основу современной налоговой системы страны, обеспечив её стабильность, предсказуемость и эффективность[8].
Таким образом, принятие первой части Налогового кодекса Российской Федерации стало важным этапом в развитии налоговой системы России, способствующим улучшению налогового климата, повышению собираемости налогов и стабилизации государственных финансов.
Принятие части второй
Принятие второй части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) стало важным шагом в завершении реформирования налоговой системы страны. Вторая часть Налогового кодекса была принята 5 августа 2000 года и вступила в силу 1 января 2001 года. Этот этап стал ключевым в создании современной налоговой системы России, поскольку вторая часть кодекса охватывала конкретные налоги и сборы, регулируя их ставки, порядок исчисления и уплаты[9].
До принятия второй части Налогового кодекса налоговая система в России оставалась фрагментированной, несмотря на введение первой части кодекса в 1998 году, которая установила общие положения, принципы налогообложения и права и обязанности налогоплательщиков. Вторая часть кодекса дополнила эти положения, вводя детализированные нормы, регулирующие налогообложение в различных секторах экономики. Вторая часть Налогового кодекса включала регулирование федеральных, региональных и местных налогов. К федеральным налогам, установленным второй частью НК РФ, относились налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на добычу полезных ископаемых и другие. Эти налоги составляли основу доходов федерального бюджета и имели ключевое значение для финансовой стабильности страны.
Также вторая часть кодекса определяла региональные налоги, такие как налог на имущество организаций и транспортный налог, которые обеспечивали доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. Местные налоги, в том числе земельный налог и налог на имущество физических лиц, также были детально регламентированы во второй части кодекса, что способствовало укреплению бюджетов муниципальных образований. Принятие второй части Налогового кодекса позволило стандартизировать и унифицировать налоговые ставки и процедуры по всей стране, что способствовало упрощению налогового администрирования и повышению прозрачности налогообложения. Это также способствовало снижению налоговой нагрузки на предприятия и граждан, поскольку многие налоги были упрощены, а ставки снижены. Кроме того, введение второй части кодекса сыграло важную роль в борьбе с уклонением от уплаты налогов и в повышении налоговой дисциплины. Кодекс включал меры, направленные на улучшение собираемости налогов и укрепление контроля за их уплатой[9].
Ключевые поправки
После 2001 года в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены важные поправки, направленные на адаптацию налоговой системы к новым экономическим условиям и улучшение администрирования[10].
В 2001 году был введен единый социальный налог (ЕСН), который упростил расчет и уплату социальных взносов, но в 2010 году его заменили страховые взносы. В 2007 году прошла налоговая амнистия, позволившая легализовать незадекларированные доходы. С 2003 года начали действовать изменения, касающиеся упрощенной системы налогообложения (УСН), что снизило налоговую нагрузку на малый бизнес. В 2019 году ставка НДС была повышена с 18 % до 20 %, что увеличило доходы федерального бюджета. В 2012 году был введен налог на роскошь, а в 2021 году — прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ), увеличившая ставку для доходов свыше 5 миллионов рублей. Также активно развивалась цифровизация налогового администрирования, включая систему автоматического контроля за уплатой НДС[11].
В 2019 году был введен специальный налоговый режим для самозанятых, а в 2020—2021 годах — меры по борьбе с уклонением от налогов через офшоры, включая повышение налогов на дивиденды, выплачиваемые в низконалоговые юрисдикции. Эти изменения помогли усилить контроль за налоговыми поступлениями и повысить справедливость налогообложения. В 2024 году президент России Владимир Путин подписал закон, вводящий прогрессивный налог на богатство. Согласно этому закону, лица, зарабатывающие до 2,4 миллиона рублей в год, облагаются налогом по ставке 13 %. Для тех, кто зарабатывает свыше 50 миллионов рублей в год, ставка подоходного налога составляет 22 %. Закон также предусматривает повышение корпоративного налога на 5 процентов, что отражает стремление к увеличению налоговой нагрузки на крупный бизнес и высокодоходные категории населения[12].
Двойное налогообложение и борьба с неуплатой налогов
Двойное налогообложение возникает, когда один и тот же доход облагается налогом в двух или более странах, что может создавать значительные финансовые нагрузки для физических лиц и компаний, ведающих деятельность на международном уровне. Чтобы смягчить такие последствия, Россия активно заключает международные соглашения о предотвращении двойного налогообложения (СИДН)[13].
Международные договоры России в сфере налогообложения, направленные на предотвращение двойного налогообложения, регулируются соглашениями о предотвращении двойного налогообложения. Эти соглашения устанавливают правила, согласно которым доходы, полученные резидентами одной страны на территории другой, не должны облагаться налогом дважды. Основные положения таких соглашений включают распределение прав на налогообложение различных видов доходов между странами-участницами. Например, доходы от трудовой деятельности, дивиденды, проценты, роялти и доходы от международной торговли облагаются налогом только в одной из стран или облагаются по сниженной ставке.
СИДН обычно предусматривают методы устранения двойного налогообложения, такие как метод зачета и метод освобождения. Метод зачета позволяет зачесть уплаченные за границей налоги против налоговых обязательств в стране резидентства, в то время как метод освобождения исключает такие доходы из налогооблагаемой базы. Россия заключила СИДН с более чем 80 странами, включая крупные экономики, такие как Германия, Франция, Великобритания, Китай и США. Эти соглашения способствуют привлечению иностранных инвестиций и развитию международной торговли, создавая стабильные условия для ведения бизнеса[14].
В последние годы Россия активно борется с уклонением от уплаты налогов через международные структуры. В этом контексте Россия участвует в инициативах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), таких как BEPS (Размывание налоговой/налогооблагаемой базы и вывод доходов/прибыли из-под налогообложения), направленных на предотвращение размывания налоговой базы и вывода прибыли в низконалоговые юрисдикции. В рамках этих инициатив Россия внедряет положения о контролируемых иностранных компаниях (КИК), трансфертном ценообразовании и другие меры, усиливающие контроль за трансграничными операциями.
Таким образом, международные договоры России в сфере налогообложения играют ключевую роль в обеспечении справедливого и эффективного налогообложения на международном уровне, способствуя защите налоговой базы страны и развитию международного экономического сотрудничества.
Примечания
- ↑ Налоговый кодекс Российской Федерации . www.nalog.gov.ru. Дата обращения: 26 августа 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Рыбакова Светлана Викторовна. К 20-летию налогового кодекса Российской Федерации // Право: история и современность. — 2018. — Вып. 2. — С. 122–128. — ISSN 2588-0012.
- ↑ Статья 3 НК РФ. Основные начала законодательства о налогах и сборах . www.zakonrf.info. Дата обращения: 26 августа 2024.
- ↑ Статья 114. Налогового кодекса. Налоговые санкции - Консультант . consultant-mos.ru. Дата обращения: 26 августа 2024.
- ↑ Физическим лицам и индивидуальным предпринимателям | ФНС России | 77 город Москва . www.nalog.gov.ru. Дата обращения: 26 августа 2024.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Этапы эволюции налоговой системы в послеоктябрьский период | ФНС России | 39 Калининградская область . www.nalog.gov.ru. Дата обращения: 26 августа 2024.
- ↑ Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ . Президент России. Дата обращения: 26 августа 2024.
- ↑ 20 лет постоянных перемен: юбилей особенной части Налогового кодекса . ПРАВО.Ru. Дата обращения: 26 августа 2024.
- ↑ 9,0 9,1 Болотов, Юрий Налоговый кодекс: что это такое, задачи, структура, части НК РФ (рус.) ?. Бизнес‑cекреты (10 ноября 2022). Дата обращения: 26 августа 2024.
- ↑ Реформа налоговой системы: поправки в законодательство . Ассистентус. Дата обращения: 26 августа 2024.
- ↑ Обзор: "Основные изменения в налоговом законодательстве в 2023 году" (КонсультантПлюс, 2023) \ КонсультантПлюс . www.consultant.ru. Дата обращения: 26 августа 2024.
- ↑ Какие изменения НК РФ вступили в силу в августе 2024 года . Бухгалтерия.ру - все для бухгалтера. Дата обращения: 26 августа 2024.
- ↑ Новости, Р. И. А. Договор России с другими странами об избежании двойного налогообложения . РИА Новости (20201106T1422). Дата обращения: 26 августа 2024.
- ↑ Что такое двойное налогообложение и чем грозит приостановка СИДН . www.audit-it.ru (19 мая 2023). Дата обращения: 26 августа 2024.