Налогоплательщик
Налогоплате́льщик — физическое лицо или организация, на которые законодательством возложена обязанность уплатить налог[1]. При этом каждое государство обладает налоговым суверенитетом, то есть правом устанавливать и проводить любую налоговую политику в своих национальных границах[2].
Согласно американскому финансовому словарю налогоплательщиком является лицо или организация, которые должны платить налоги федеральному, государственному или местному органу власти[3]. Налогоплательщик — «любое лицо, подлежащее обложению установленным в США налогом», которым может быть как американское, так и иностранное лицо[4].
В соответствии с действующим Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) под налогоплательщиком понимается физическое лицо или организация, которые обязаны уплачивать налоги, сборы, страховые взносы. В некоторых ситуациях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, к таким налогоплательщикам также относятся иностранные структуры без юридического лица[5].
На основе принципа резидентства все налогоплательщики подразделяются на резидентов и нерезидентов. Различие между этими категориями состоит в том, что резиденты платят налоги со всех доходов, получаемых ими как на территории данного государства, так и за его пределами, в то время как не-резиденты — только налоги с доходов, полученных от источника в данном государстве[6].
В ряде штатов США были осуществлены попытки легитимации Билля о правах налогоплательщика, согласно которому увеличение налоговой ставки правительством должно быть привязано к инфляции и росту населения, если собственно повышение налогов не одобрено референдумом налогоплательщиков[7]. В США и Великобритании существуют ассоциации налогоплательщиков («Налогоплательщики за здравый смысл», «Альянс налогоплательщиков»), выступающих за прозрачность трат денег налогоплательщиков федеральным правительством и снижение налоговых ставок[8][9].
Налогоплательщик: его сущность и учёт
История налогообложения насчитывает более пяти тысяч лет. Древний Египет оставил человечеству земельный кадастр[10], по которому определялась степень налогообложения в форме натуральных сборов (продовольствие, фураж, снаряжение для армии и флота и прочее) и личной повинности (участие в военных походах)[11]. Налог рассчитывался в зависимости от площади земельного участка налогоплательщика. Самостоятельно уплачивали налог только свободные землевладельцы, те же, кто пользовался землёй фараона, принуждались к уплате налогов, то есть 20 — 30 % урожая фактически изымалось. Учётом и сбором налогов занимались писцы и служащие под руководством местных чиновников. Работа сборщиков налогов оплачивалась за счёт налогоплательщиков, чиновники же должны были уплачивать ежегодный налог за свою должность[10].
В Древнем Риме предложили взимать налоги деньгами, что связано с делением граждан Рима на пять классов на основе ценза — личных и имущественных списков граждан. Согласно этому делению всё имущество граждан облагалось налогами: с каждой 1000 ассов уплачивался налог в размере 1 — 2 ассов. В провинциях Рима налоги собирались путём откупа, то есть на аукционе римский гражданин мог выкупить право сбора налогов в той или иной местности. Внося в казну собственные средства, равные размеру налога, откупщик впоследствии компенсировал свои расходы путём взимания с провинциальных налогоплательщиков, как правило, большей суммы денег[11].
В средневековых государствах налогоплательщиками выступали подданные правителя страны, платившие поземельный и подушный налоги в монетарной форме. Во многих христианских европейских государствах церковь освобождалась от уплаты налогов государю, при этом существовала церковная десятина. В исламских государствах в средние века налог или закят являлся одним из пяти столпов веры. Налог выплачивался каждый дееспособным мусульманином в государственную казну и впоследствии распределялся среди бедных, попавших в плен или рабство единоверцев; кафиры (иноверцы) же облагались налогами иначе. Вместе с этим в торговых морских республиках и итальянских городах-государствах в этот исторический период уже формировались предпосылки к единой системе налогообложения[11].
В Новое время в связи с появлением и развитием капитализма возникла классическая система налогообложения доходов[10] и имущества (личные прямые налоги)[11]. Классическая система налогообложения или теория налогового нейтралитета, в основе которой лежат идеи Адама Смита и Давида Рикардо, предполагает, что налоги должны идти на финансирование только жизненно-необходимых государственных расходов. Согласно этой теории, налог является обязательным и индивидуально-эквивалентным платежом индивида государству за покрытие расходов государства на внешнюю и внутреннюю политику, взимание которого соблюдается с соблюдением принципов справедливости, определённости и экономии[10].
На базе концепции естественного права была сформулирована теория обмена, согласно которой государство облагает подданных налогами для их же блага. В рамках этой теории налог является эквивалентным добровольным платежом граждан за приобретаемые у государства услуги (охрана границ, поддержание правопорядка, образование, лечение и тому подобное)[10].
В Российской империи подушая подать представляла собой основной прямой налог в XVIII-XIX веках. Подушная подать, которой облагалось всё мужское население податных сословий, была введена Петром I в 1724 году взамен подворного обложения. При этом для определения размеров подушной подати были взяты не хозяйственные ресурсы налогоплательщиков, а сумма, необходимая для содержания армии. Введение подушной подати также сопровождалось расширением числа налогоплательщиков за счет новых категорий населения и населения вновь присоединяемых территорий[12].
Начиная с Древнего Египта и заканчивая современными государствами, налоги играют ключевую роль в финансировании расходов государства, ведь, как писал Карл Маркс, в налогах «воплощено экономически выраженное существование государства»[11]. Поэтому основными субъектами налогового права в капиталистическом обществе являются налогоплательщик, с одной стороны, и государство в лице налоговых органов, с другой стороны. Налогоплательщик считается внешне обособленным лицом, способным самостоятельно вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю, то есть субъектом, которого налоговое законодательство наделяет налогово-правовым статусом[13].
Учёт налогоплательщиков
Учёт налогоплательщиков является важной и неотъемлемой частью финансовой системы любого государства и играет ключевую роль в обеспечении финансовой стабильности и экономического развития. Благодаря учёту налогоплательщиков, государство имеет возможность контролировать исполнение налоговых обязательств, бороться с налоговыми злоупотреблениями и обеспечивать равные условия для всех участников рынка. Учёт налогоплательщиков является значимым инструментом для государства и налогоплательщиков, позволяющим создавать справедливую и стабильную налоговую систему. В рамках этой системы каждый гражданин и организация участвуют в формировании финансовых ресурсов государства в соответствии с принятыми нормами и правилами.
Необходимо различать налогоплательщиков и налоговых агентов, уполномоченных и законных представителей налогоплательщиков. Так, обязанность по исчислению и уплате налогов работником возлагается на налогового агента — работодателя, который уплачивает налоги на доходы работника как физического лица. Обязанности по исчислению и уплате налога также может осуществляться законным представителями налогоплательщика. Например, у несовершеннолетних или недееспособных граждан отсутствует налоговая дееспособность, которая возлагается на их законных представителей (родителей, опекунов, усыновителей)[1].
Для эффективного сбора налогов и обеспечения справедливости в распределении налоговой нагрузки необходим аккуратный и точный учёт всех налогоплательщиков. Суть учёта налогоплательщиков заключается в регистрации и систематизации информации о физических и юридических лицах, осуществляющих налогооблагаемую деятельность. В процессе учёта налогоплательщиков государственные органы получают данные о доходах, расходах, оборотах и других финансовых показателях, необходимых для определения налоговой базы и расчёта налоговой задолженности.
Различение налогоплательщиков и носителей налогов связано с косвенными налогами, взимаемыми через налог на добавленную стоимость. Налоговое бремя продавца товара, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, переносится на его покупателя благодаря тому, что налог на добавленную стоимость включается в цену реализации товара. Если покупатель товара не перепродаёт этот товар другому индивиду и является его конечным потребителем, то он не может переложить бремя этого налога и оказывается его носителем[1][11].
Одним из важных аспектов учёта налогоплательщиков является регулярное обновление информации для создания актуальной базы данных налогоплательщиков. Для этого органы налоговой службы взаимодействуют с различными организациями и учреждениями, такими как банки, регистрационные центры, страховые компании и другие, с целью получения свежих и достоверных данных о деятельности налогоплательщиков. Поэтому использование современных информационных технологий является неотъемлемой частью эффективного учёта налогоплательщиков[14].
Учёт налогоплательщиков в Российской Федерации
Учёт налогоплательщиков в Российской Федерации регламентирован статьями 83 — 85 Налогового кодекса Российской Федерации[15] и Приказом Министерства Финансов от 29 декабря 2020 года № 329н (редакция от 1 сентября 2022 года) «Об утверждении порядка постановки на учёт и снятия с учёта в налоговых органах российских организаций, граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, индивидуальных предпринимателей»[16].
С точки зрения подоходного налогообложения налогоплательщик может получить статус налогового резидента или нерезидента. От определения этого статуса зависит выбор объекта налогообложения и налоговой ставки, которые у них существенно различаются. Так, налоговые резиденты Российской Федерации уплачивают налоги со всех доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами; нерезидент — только с доходов, полученных на территории Российской Федерации[13]:
- физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, к которым, согласно статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. При этом течение этого срока прерывается окончанием налогового периода (календарного года) и в новом налоговом периоде (календарном году) отсчитывается заново;
- физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами, но получающие доходы от источников в Российской Федерации. К нерезидентами относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году.
Налогоплательщики: виды, права и обязанности
Под понятие «налогоплательщика» в США подпадают как резиденты, так и нерезиденты США, ведущие деятельность в США и подлежащие там обложению каким-либо налогом[4].
К налогоплательщикам американским лицам относятся граждане или физические лица — резиденты США; товарищества, учрежденные по праву США; любой американский траст или иной имущественный комплекс; любое лицо, которое не подпадает под категорию иностранного лица[4].
К налогоплательщикам иностранным лицам относятся иностранные физические лица — нерезиденты США; корпорация или товарищество, образованные по законодательству иностранного государства, а также их филиалы; иностранный траст или имущественный комплекс[4].
В Российской Федерации к налогоплательщикам относятся организации различных организационно-правовых форм и форм собственности, то есть организации и частные, и государственные, и муниципальные. Под налогоплательщиками физическими лицами в Налоговом кодексе Российской Федерации понимаются как российские, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства[1].
Виды налогоплательщиков в Российской Федерации
Налогоплательщики, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, делятся на такие категории как физическое лицо, индивидуальный предприниматель и организация[17]:
- физическими лицами признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
- индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, куда также относятся главы крестьянских (фермерских) хозяйств;
- организациями же признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Налогоплательщиков в целях налогового администрирования делят на обычных и крупнейших, где к последним могут быть отнесены как организации, так и физические лица. Категории отнесения налогоплательщиков организаций и физических лиц к крупнейшим утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 16 мая 2007 года № ММ-3-06/308@[18].
Критериями отнесения налогоплательщика к крупнейшим являются[19]:
- Показатели финансово-экономической деятельности за отчётный год из налоговой и бухгалтерской отчётности.
- Признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц.
- Наличие специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности для юридического лица.
- Проведение налогового мониторинга.
Права и обязанности налогоплательщиков
Основополагающим принципом в развитых странах, влияющим на налоговое право, считается принцип о том, что «все налоги должны основываться на законе». Следующим является принцип равенства и правоспособности налогоплательщиков, то есть право на надлежащее судебное разбирательство и надлежащий судебный надзор. Налогоплательщик имеет право на защиту в суде, а также в административном производстве по налоговым делам. Кроме того, в законодательстве развитых стран, как и в российском законодательстве, существует принцип, когда закон обратной силы не имеет[20]. Прозрачность налогообложения — важный принцип, который должен реализовываться в процессе налогообложения[21].
Все права налогоплательщиков установлены в соответствии с международными конвенциями по правам человека (Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах, Хартия Налогоплательщиков, Доклад ОЭСР о правах и обязанностях налогоплательщиков)[20].
В США налогоплательщики имеют права, которые должны быть соблюдены и при привлечении их к ответственности за нарушение налогового законодательства[4]:
- право на информированность, то есть право на получение информации о всех решениях Службы внутренних доходов (англ. Internal Revenue Service);
- право на качественное обслуживание (право на получение безотлагательной профессиональной помощи, право на общение доступным и понятным языком);
- право платить не больше правильно начисленной суммы налогов («налогоплательщик не обязан выбирать способ ведения деятельности, который будет приводить к наиболее высоким налогам»)[20];
- право оспаривать позицию службы внутренних доходов и требовать рассмотрения возражений;
- право на обжалование решения службы внутренних доходов в независимой инстанции;
- право на окончательность процедур (требование к государству об установлении чётких сроков давности, то есть налог может быть начислен только в течение трёх лет с даты подачи налоговой декларации);
- право на неприкосновенность частной жизни (право не давать показания против самого себя, право на защиту от произвольных обысков и арестов);
- право на конфиденциальность;
- право нанимать представителя;
- право на честную и справедливую налоговую систему (право на соглашение об урегулировании порядка выплаты задолженностей).
Необходимо отметить, что в США ответственность за уклонение от налогов возникает только в случае умысла в действиях нарушителя, под которыми понимают добровольное намеренное нарушение заранее известной юридической обязанности. Из этого следует, что Службе внутренних доходов необходимо доказать этот умысел, в контексте того, что подсудимый целенаправленно совершил деяние для достижения определённого результата[4].
В некоторых странах, например в Бельгии и Франции, право выбора менее облагаемого налогом варианта является конституционным правом. При этом во Франции не допускается оспаривание налоговых положений французской Конституции[20].
Права и обязанности налогоплательщиков Российской Федерации
Права налогоплательщиков — это не просто формальные принципы, а важные гарантии того, что взимание налогов будет производиться справедливо, открыто и в интересах общества. Ответственность за соблюдение налогового законодательства и своевременную уплату налогов возлагается на всех физических и юридических лиц. Ответственностью государства является обеспечение соблюдения этих прав и установление прозрачных механизмов налогообложения для достижения экономического и социального развития. Права и обязанности налогоплательщиков определяются статьёй 21 и 23 Налогового кодекса Российской Федерации соответственно[21][22].
- Каждый налогоплательщик имеет право на справедливое и равное обращение со стороны налоговых органов, а именно на отсутствие неправомерных действий со стороны налоговых инспекторов. Налогоплательщики должны быть защищены от произвольных проверок, а запросы различной информации со стороны налоговых органов должны быть использованы только для целей налогообложения.
- Налогоплательщику необходимо обеспечить доступ к информации о налоговых обязательствах, процедурах и правах. Каждый должен иметь возможность легко понять, какую сумму налога он обязан уплатить и на каких основаниях. Эта информация должна быть доступна на понятном языке и своевременно предоставлена налоговыми органами.
- Налогоплательщики имеют право на защиту своих интересов и обжалование неправомерных действий со стороны налоговых органов. Если налогоплательщик не согласен с решением налоговой инспекции или суммой налога, ему должна быть предоставлена возможность обратиться в налоговые органы вышестоящего уровня или судебные инстанции для защиты своих прав.
- Каждый налогоплательщик имеет право на конфиденциальность и защиту своих персональных данных. Налоговые органы обязаны обеспечить безопасность хранения и передачи информации о налогоплательщиках, чтобы предотвратить неправомерные использования или утечки данных.
Первой и самой основной обязанностью налогоплательщика является своевременная подача налоговой декларации[23]. Налоговая декларация представляет собой документ, в котором налогоплательщик сообщает о своих доходах и расходах за определённый период. Налоговая декларация должна быть заполнена с соблюдением требований и сроков предоставления, установленных налоговым законодательством. Кроме подачи налоговой декларации, налогоплательщики также обязаны уплатить соответствующие налоги, предусмотренные законом[23].
Для обеспечения выполнения этих обязательств налогоплательщики, как и в прочих развитых государствах, должны быть осведомлены о текущих налоговых ставках и методах расчёта налогов. Они также должны правильно учитывать и документировать свои финансовые операции, чтобы иметь возможность доказать правильность своих расчетов налоговых обязательств перед налоговыми органами. Налогоплательщики обязаны своевременно информировать налоговые органы о любых изменениях в своей финансовой или юридической ситуации, которые могут повлиять на их налоговые обязательства. Своевременная и справедливая уплата налогов является важным шагом к стабильности и процветанию государства. Соблюдение налоговых обязательств содействует развитию экономики и социальной сферы, а также развитию правового общества. Налогоплательщикам вменяется действовать добросовестно и честно при уплате налогов. Сокрытие доходов или намеренная манипуляция с финансовой информацией для уменьшения суммы налогооблагаемой базы считается налоговым мошенничеством и может привести к серьёзным правовым последствиям[22].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Букина И. С. Налогоплательщик . БРЭ. Дата обращения: 24 октября 2023.
- ↑ Налоговый суверенитет // Словарь налоговых терминов и понятий / Сост. А. Д. Сулейманов. — М.: НИ РосНОУ, 2015. — С. 26. — 40 с.
- ↑ Taxpayer (англ.). InvestingAnswers (12 августа 2020). Дата обращения: 24 октября 2023.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Осина Д. М. Правовое регулирование ответственности за нарушение налогового законодательства в Соединенных Штатах Америки : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — М., 2021. — 244 с.
- ↑ «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. Статья 19 . КонсультантПлюс. Дата обращения: 23 октября 2023.
- ↑ Рождественская Т. Э., Гузнова Е. А. Российский и международный подходы к определению понятия налогового резидентства // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 3 (76). — С. 94—99.
- ↑ Taxpayer Bill of Rights (англ.). Wikipedia The Free Encyclopedia. Дата обращения: 25 октября 2023.
- ↑ Taxpayers for Common Sense (англ.). Wikipedia The Free Encyclopedia. Дата обращения: 25 октября 2023.
- ↑ TaxPayers' Alliance (англ.). Wikipedia The Free Encyclopedia. Дата обращения: 23 октября 2023.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Налоговая история / Под общ. ред. А. В. Шкреда. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2020. — 703 с. — ISBN 978-5-9556-0197-7.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 Марьяхин Г. Л. Налоги // Большая советская энциклопедия / Гл ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1978.
- ↑ Подушная подать // Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. Русское мировоззрение / Гл. ред. и сост. О. А. Платонов. — М.: Православное издательство «Энциклопедия русской цивилизации», 2003. — 1006 с. — ISBN 5-091364-08-2.
- ↑ 13,0 13,1 Дёмин А. В. Налоговое право России. — Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. — 329 с. — ISBN 5-9604-0022-7.
- ↑ «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. Статья 85 . КонсультантПлюс. Дата обращения: 24 октября 2023.
- ↑ «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. . КонсультантПлюс. Дата обращения: 23 октября 2023.
- ↑ Приказ Минфина России от 29.12.2020 N 329н (ред. от 01.09.2022) «Об утверждении порядка постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, индивидуальных предпринимателей» . КонсультантПлюс. Дата обращения: 20 октября 2023.
- ↑ «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. Статья 11 . КонсультантПлюс. Дата обращения: 20 октября 2023.
- ↑ Приказ ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@ (ред. от 11.06.2021) «О внесении изменений в Приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@» . КонсультантПлюс. Дата обращения: 2023-20-10.
- ↑ «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. Глава 14.7 . КонсультантПлюс. Дата обращения: 24 октября 2023.
- ↑ 20,0 20,1 20,2 20,3 Кузнецов Л. Д. Права и обязанности налогоплательщиков в зарубежных странах // Юридическая наука. — 2019. — № 11. — С. 38—42.
- ↑ 21,0 21,1 «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. Статья 21 . КонсультантПлюс. Дата обращения: 20 октября 2023.
- ↑ 22,0 22,1 «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. Статья 23 . КонсультантПлюс. Дата обращения: 20 октября 2023.
- ↑ 23,0 23,1 «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. Статья 80 . КонсультантПлюс. Дата обращения: 23 октября 2023.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |