Социальные классы в Древнем Риме
Социальные классы в Древнем Риме — социальные категории граждан в древнеримском государстве, делящихся в зависимости от имущественного, социального, этнического происхождения, а также половому признаку.
Общество Древнего Рима, как и общество большинства государств Древнего мира, было иерархическим. Иерархия Древнего Рима охарактеризовалась неравенством социальных слоёв населения, делившихся в зависимости от происхождения и имущественного положения. Помимо основных классов существовали классы негражданских жителей и рабов[1].
Патриции и плебеи
В Древнем Риме одними из самых крупных и важнейших категорий социального дробления граждан являлись патриции и плебеи. Обе социальные категории обладали свободой, но их права в обществе разнились.
Плебеи — свободная, ограниченная в правах, категория граждан, обременённая налогами, которая имела возможность участвовать в военных походах (некоторое время в античном мире участие в составе легиона считалось привилегией, нежели обязанностью)[2]. Плебеи хоть и были формально свободными, но они не могли образовывать рода, не могли владеть землёй, занимать государственные должности, и вступать в брак с привилегированной категорией граждан — патрициями. Каждый гражданин обязан был участвовать минимум в 20 военных походах, иначе его отдавали в рабство.
Патриции — свободная, мало ограниченная в правах, категория граждан, члены которой могли быть избраны представителями органов власти, и имели возможность свободного голосования[3]. Однако патриции не обязательно обладали огромными богатствами, чтобы представлять собой привилегированный слой населения. Само слово патриции происходит от слова «pater», что в переводе с латинского означает «отец»[4]. По одной из теорий считалось, что большая часть бродяжного населения Рима (при его зарождении), росла без родителей, а потому многие не знали имён своих отца и матери. Однако те, кто мог назвать имя своего отца, стали именоваться «патрициями».
Согласно второй теории патриции считались «Отцами Отечества», так как возымели власть над большей частью населения (представлявшей собой многочисленных плебеев, негражданских жителей и рабов). Также «отцами» патрициев могли называть благодаря патриархальному устрою общества, где главой семьи считался мужчина[5].
Примерами привилегированности патрициев служит то, что раньше все государственные учреждения и блага, созданные людьми, принадлежали именно им. Поскольку плебеи приравнивались к «неразумным» представителям общества, или же «не обладающих разумом». Пусть плебеи формально и могли владеть собственностью, претендовать на часть военной добычи, имели право голосования и прочее — патриции не считались с их мнением, напоминая о разнице между патрициями и плебеями как об «аристократии и простом народе».
Первый уход плебеев из-за острого социального неравенства и обострившейся несправедливости был в 494 году до н. э. Тогда они вернулись с похода и с них стали взыскивать долги, которые патриции обещали не взимать[6].Тогда плебеи устроили забастовку и ушли на Священную гору. Власти пришлось пойти на уступки, так как плебеи образовывали большую часть государственной армии. Для данной категории были созданы Народные трибуны — выборная должность, которая предполагала защиту от своеволия власти[7]. Плебеи ежегодно выбирали 10 представителей Народных трибунов, что послужило первым толчком к равенству между двумя категориями населения.
Вторым толчком для образования классового равенства послужили «Законы XII таблиц», в которых ранее была прописана отмена брака между представителями низшего и высшего класса, но впоследствии этот закон был отменён. Плебеи смогли вступать в брак с патрициями[8].
Однако существовал ещё один класс, образовавшийся немного позже. Нобили (от лат. «homo novus», "новые люди) — класс привилегированных плебеев в социальном строе Древнего Рима, в который могли попасть плебеи, достигшие больших высот. Примерами могут послужить Гай Марий или Цицерон.
Классы согласно имущественному положению
В Древнем Риме помимо патрициев и плебеев существовали классы, делящиеся согласно имущественному положению. Самым богатым и престижным считался класс сенаторов (чей доход составлял не менее 1 000 000 сестерциев). Тем не менее принадлежность к классу сенаторов не всегда предполагало членство в самом Сенате.
Принадлежность к сенаторскому классу определяло имущество, а именно наличие обширных сельскохозяйственных угодий. Данные блага послужили запретом на участие в коммерческой деятельности римлян за некоторыми исключениями. В класс сенаторов могли относиться как патриции, так и разбогатевшие плебеи, и их имущественный капитал зачастую был примерно одинаков. В членстве Сената не могло быть женщин.
Вторым классом после сенаторов стали — эквиты, или же «рыцари», чей доход составлял около 400 000 сестерциев. Они могли свободно участвовать в торговле, формируя «деловой» торговый класс. Хоть «рыцари» и являлись по большей мере торговцами, они имели право содержать в своём стойле военную лошадь.
После «всадников» (рыцарей) насчитывалось три категории граждан, имеющих собственность, и одна категория римлян, у которых отсутствовала всякая собственность — класс «пролетариев». Шестой класс, или же класс «пролетариев» не мог пойти на службу, пока Гай Марий не провёл военную реформу в 108 г. до н.э., даровавшую без имущественному классу возможность стать членами легиона[6].
Не граждане
Женщины
Одна из не менее интересных и не малочисленных категорий граждан считались «негражданские», к которым относились женщины, иностранцы и вольноотпущенники[9]. Женщины могли быть как свободными при рождении — тогда они имели право вступать в брак с любой категорией населения, но не могли голосовать или участвовать в политике государства. Свободные женщины относились к роду своего отца, а после замужества — к роду мужа. Также женщины могли быть вольноотпущенницами, тогда они тоже обладали правом выйти замуж (исключением стали представители сенаторского и рыцарского класса), а также рабынями, полностью лишёнными прав, чья судьба определялась их хозяином.
Перегрины
Иностранцы (перегрины) — свободные иностранные граждане из покорённых Римом народов[10]. Они не имели ни собственного, ни римского гражданства, однако могли проживать как в Риме, так и на завоёванных территориях. Иностранцы боролись за право иметь римское гражданство, и в 247 г. до н.э. власть разработала для них отрасль особого права — ius gentium, распространившее римское гражданство для всех мужчин Римской Империи.
Вольноотпущенники
Вольноотпущенники — это категория граждан, представляющих собой откупившихся от хозяина или отпущенные на свободу рабов[11]. На этих рабов распространялось Латинское право. Большая часть вольноотпущенных начисляла вместе с плебеями римскую армию и, на удивление, бывшие рабы могли даже разбогатеть за счёт коррупционных взысканий, махинаций и мошеннических сделок. Военная деятельность в Риме приносила большой доход государству — так же, как и торговля, а потому, будучи членом легиона можно было неплохо нажиться. Более того, после принятой Гай Марием военной реформы, согласно которой члены армии могли владеть землей и получать зарплату за военную деятельность, в армию рвалось большое количество вольноотпущенных рабов. Тем не менее помимо участия в военных походах, вольноотпущенные крестьяне имели право участвовать в торговле, и зачастую становились не беднее влиятельных патрициев[12].
Рабство в Древнем Риме
Рабство в Древнем Риме получило широкое распространение после военных походов в Италию, Испанию, а также покорения римлянами Греции. Однако само рабство зародилось ещё за несколько тысячелетий до военных кампаний, и до самого появления Рима в целом. Рабство было обусловлено в первую очередь необходимостью иметь дешёвую рабочую силу (поскольку у тех же сенаторов насчитывались обширные сельскохозяйственные угодья), а потому в рабство стали брать женщин, детей и мужчин из покорённых римлянами городов. Рабов использовали не только в качестве дешёвой рабочей силы, но и для сексуальных утех. Так, например, Гораций пишет о своей любви к привлекательной рабыне. Однако дети рабынь сами считались рабами, но были известны случаи, когда отцы-хозяева освобождали от рабства детей, считая их своими законными наследниками[13].
Отношение к рабам в Древнем Риме было категоричным — рабы были «хуже животных», однако исключениями считались крайне способные рабы, владеющие ремесленным делом. Такие люди широко почитались и ценились в древнеримском обществе.
Также одним из особо любимых развлечений римлян стали Гладиаторские бои[14]. Разморённые всеми благами римляне зачастую были крайне ленивы, перестали участвовать в боях, а потому требовали «хлеба и зрелищ» на арене. Тем не менее отношение к гладиаторам было не таким уж и плохим: они могли иметь свои комнаты, хорошую еду, и даже проходили специализированное обучение. Нередко гладиатором становился «любимый раб» хозяина. В отличие от современного кинематографа гладиаторские бои проходили менее кровопролитно, и погибнуть мог 1 из 10 человек. Часто бой останавливали, стоило пролиться чьей-то крови.
Закат Римской империи
Социальный строй Древнего Рима начала новой эры сочетал в себе старые слои населения и зарождающиеся новые отношения между землевладельцами и вольноотпущенниками. К закату Римской Империи положение патрициев и плебеев перестало играть существенную роль[15], на их место выходят новые раннефеодальные отношения[16].
Примечания
- ↑ Государственное устройство Древнего Рима . vctc.ru. Дата обращения: 14 октября 2023.
- ↑ Плебеи . БРЭ. Дата обращения: 13 октября 2023.
- ↑ Патриции . БРЭ. Дата обращения: 13 октября 2023.
- ↑ Классы римского общества и их основные характеристики . ru.thpanorama.com. Дата обращения: 14 октября 2023.
- ↑ Глава VI Римская община в Царский период . xliby.ru. Дата обращения: 13 октября 2023.
- ↑ 6,0 6,1 Сецессии плебеев . monarhs.info. Дата обращения: 13 октября 2023.
- ↑ Трибуны . БРЭ. Дата обращения: 13 октября 2023.
- ↑ Законы XII таблиц . ancientrome.ru. Дата обращения: 13 октября 2023.
- ↑ О положении женщин в Древнем Риме . moluch.ru. Дата обращения: 12 октября 2023.
- ↑ Перегрины . БРЭ. Дата обращения: 13 октября 2023.
- ↑ Вольноотпущенники . БРЭ. Дата обращения: 13 октября 2023.
- ↑ Топчиев А. А. Молодежь — Барнаулу [Электронный ресурс : материалы XVII Городской научно-практической конференции молодых ученых (16–21 ноября 2015 г.)] / Топчиев А. А.. — Барнаул: Алтайский государственный университет: Издательство Алтайского государственного университета, 2020. — С. 833—834. — ISBN 978-5-7904-2253-9.
- ↑ Кузищин В. И. Римское рабовладельческое поместье. II в. до н. э. - I в. н. э.. — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1973. — 252 с.
- ↑ Рабство в Древнем Риме - виды, источники, статус и положение рабов . nauka.club. Дата обращения: 14 октября 2023.
- ↑ Прищенко С. В. Социальная мобильность в Древнем риме в III веке: социальная лестница или социальный лифт? // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2020. — № 2(27). — С. 45—47.
- ↑ О смысле известного изречения: «право – это искусство добра и справедливости» . zakon.ru. Дата обращения: 13 октября 2023.