Патриции (Древний Рим)
Патри́ции (Патри́ций) (лат. patricius, от pater — «отец») в Древнем Риме — члены правящего класса и высшего социального слоя. Они доминировали в сенате и занимали большинство важных государственных должностей; их полная противоположность — плебеи (от лат. plebs — «толпа, простонародье»).
У патрициев были определённые привилегии, такие как право на владение большими земельными участками и наследование значительного имущества от предков. Патриции делились на два класса: акценсы (нижний класс) и оптиматы (высший класс). Акценсы обычно работали клерками в судах и в торговле, тогда как оптиматы служили в армии и участвовали в религиозных церемониях. Патриции обладали высоким социальным статусом, политической властью и экономической мощью. Они контролировали распределение ресурсов, налоговую систему и внешнюю политику. В образовании патриции также имели преимущества, поскольку имели доступ к лучшим учителям и школам. Этот статус и власть были достижимы только для членов определённых семей, и этот статус передавался по наследству[1][2].
Слово «Патри́ций» в древнем Риме, в разные эпохи имело различное значение. В царский период под ним подразумевались граждане, имевшие отца, то есть по рождению приобретавшие в полном объёме римские права, которыми обладал отец семейства (pater familias), а так как отцы семейств могли быть только лучшие легальные граждане (cives optimo jure), то есть не клиенты и не плебеи, то под патрициями подразумевались свободнорождённые и полноправные (ingenui) дети коренных римских граждан, принадлежавших к трем исконным трибам — Рамны (латины), Тиции (сабины) и Луцеры (этруски), и разделённых на роды или людей (gentes). Когда плебеи добились равноправности, то они стали просто родовой аристократией, сохранившей за собой лишь некоторые магистратуры[3].
История
Патриции в период Царского Рима
В период Царского Рима патриции представляли собой привилегированный класс, возникший из наиболее влиятельных семей или кланов. Они играли ведущую роль в раннем римском сенате и были считаны ранней аристократией по рождению. Патриции обладали значительным контролем над государственными институтами, в том числе над судами, и могли интерпретировать законы в своих интересах, учитывая, что законодательный кодекс был ненаписанным. Они также занимали высшие военные должности, особенно в кавалерии, и владели значительными земельными участками. Патриции сосредотачивались на политике, законах и военном командовании, оставляя торговлю и промышленность плебеям и иностранцам[4][5][6].
Плебеи, напротив, составляли основную массу римского гражданства и были исключены из юридических, политических, экономических и религиозных прав. Они занимались мелким фермерством, ремеслами, торговлей и работали на землях патрициев. Плебеи не имели доступа к общественным должностям и сенату, а также были лишены права голоса в ассамблее. Они также столкнулись с жестокой и несправедливой правовой системой, контролируемой патрициями. Плебеи, которые не были клиентами (арендаторами или зависимыми) патрициев, могли быть переголосованы теми, кто ими был. Во время военных кампаний плебеи часто попадали в долги и не могли обрабатывать свои земли[4].
Конфликт между патрициями и плебеями, названный Борьбой Упорядочений, в конечном итоге привёл к созданию закона Лекс Хортенсия в 287 году до н. э., который давал плебеям больше прав в государственном управлении. С течением времени, особенно во времена Римской республики, социальные и политические различия между патрициями и плебеями стали стираться[5].
Период Римской республики
В период Римской республики, патриции сохраняли своё привилегированное положение, хотя их доминирование постепенно ослабевало. Изначально, после свержения последнего римского царя Тарквиния Гордого в 509 году до н. э., и основания Республики, власть в Риме была сосредоточена в руках патрициев. Эти семьи занимали важные политические должности, контролировали сенат и судебную систему, а также владели значительными земельными участками[6].
Однако, с течением времени, плебеи начали активно бороться за равноправие. Первый значительный прорыв произошёл в 494 году до н. э., когда плебеи организовали сецессию, угрожая покинуть город и образовать своё собственное государство. В результате этого патриции были вынуждены идти на переговоры и предоставить плебеям право избирать своих защитников — народных трибунов[7].
В 451 году до н. э., в результате ещё одной сецессии плебеев, была создана комиссия децемвиров для написания законов, что привело к созданию закона Двенадцати таблиц в 450 году до н. э. Этот закон стал фундаментом римского правосудия. В 445 году до н. э. был принят закон Канулея, разрешивший браки между патрициями и плебеями. В 367 году до н. э. плебеи добились права на занятие консульской должности, а первый консул из числа плебеев был избран на следующий год. С 300 года до н. э., плебеи также получили доступ к священству[5].
Завершением Борьбы Упорядочений стало принятие закона Хортенсия в 287 году до н. э., сделавшего все решения Плебейского совета обязательными для всех граждан Рима, тем самым фактически уравняв плебеев с патрициями в политическом отношении. С течением времени, многие плебеи заняли высокие должности в римском государстве, в том числе став диктаторами в периоды чрезвычайных обстоятельств. Однако, патриции продолжали сохранять определённое влияние благодаря своему богатству и земельной собственности. Императоры Юлий Цезарь и Август ввели в патрициат новые семьи из числа плебеев, стремясь укрепить свою власть и возродить моральные ценности в империи[7].
Патриции в Римской империи
В период Римской империи положение патрициев претерпело значительные изменения. Патриций, когда-то представлявший руководящий класс в раннем Риме, к эпохе империи уже не обладал тем же престижем и властью. В начале республики патриции были лидерами важных семей или кланов, формировавших большую часть сената. Однако, к концу республики и во времена империи, их значимость уменьшилась. Например, роль патрициев в управлении государством и юридических знаниях уменьшилась по мере того, как плебеи добивались равноправия[6].
Ситуация патрициев в империи ещё более усложнилась, когда богатые плебеи начали требовать большего участия в управлении государством. Эти напряженные отношения между патрициями и плебеями привели к множеству реформ. Со временем законы ослабли, позволяя плебеям занимать высшие должности, включая консульские. Такие изменения в социальной структуре способствовали появлению нового класса правителей, не всегда связанных с древними патрицианскими семьями[5].
Значение патрициев как класса дополнительно размылось, когда Юлий Цезарь и позднее Август установили новых патрициев из числа плебеев. Это было сделано для укрепления их власти и создания возрожденного чувства морали внутри империи, а также для поддержки государственных культов. В конечном итоге, к периоду Византийской империи, патрицианский титул уже не отражал прежнего социального и политического статуса, который имел класс в республике. Император Константин использовал термин «патриций» только как титул, подчеркивая изменение в значении этого класса[8].
Наследие патрициев
Влияние на последующие эпохи и современность
Влияние патрициев на последующие эпохи и их роль в современном мире представляют собой важную тему для исследования и обсуждения. Патриции, как класс, оказали значительное влияние на формирование институтов и ценностей, которые сформировали основу римской культуры и общества, а также оставили след в современном обществе[9].
С одной стороны, патриции в римской истории играли важную роль в политической и социальной жизни Рима. Их влияние было чрезвычайно сильным в период республики, когда они контролировали ключевые институты власти, такие как сенат и высшие государственные должности. Это влияние продолжалось и в период империи, хотя оно утратило некоторые из своих прежних атрибутов. Важно отметить, что многие принципы и структуры, установленные патрициями в Риме, оказались основополагающими для западной цивилизации[10].
С другой стороны, патриции также внесли свой вклад в развитие права, образования, искусства и культуры. Например, римское право, разработанное патрициями, оказало глубокое влияние на правовые системы многих современных стран, включая принципы права и справедливости. Римские патриции также поддерживали образование и культуру, способствуя развитию литературы, философии, архитектуры и других искусств[11].
В современном мире многие аспекты патрицианского наследия остаются актуальными. Например, идеи о гражданских правах и обязанностях, а также принципы права и справедливости, продолжают быть ключевыми элементами современного правового общества. Кроме того, многие институты и организации, вдохновленные римскими ценностями и структурами, существуют и в наше время[12].
Влияние патрициев на последующие эпохи и их наследие в современности остаются предметом внимания исследователей и общественного обсуждения. Патриции оказали значительное влияние на формирование западной цивилизации и оставили след в многих аспектах современного мира, что делает их ключевым объектом изучения и анализа[9].
Историческое значение патрициев для изучения древнеримской истории
Историческое значение патрициев для изучения древнеримской истории невозможно переоценить. Как один из основных социальных классов в раннем Риме, патриции играли ключевую роль в формировании политических, социальных и культурных институтов, которые определили характер римской цивилизации.
Изучение патрициев предоставляет уникальную перспективу на формирование раннеримской республики. В эпоху царей, патриции составляли элиту римского общества и контролировали ключевые институты власти. Их конфликты с плебеями и борьба за власть привели к установлению республиканской формы правления и созданию сената, который стал ключевым органом управления государством[13].
Роль патриции также была важной в формировании римского права. Патриции составляли первый класс граждан, который имел полный доступ к римским законам и нормам. Изучение их статуса и привилегий позволяет лучше понять, как формировались основы римского права и как они влияли на развитие правовой системы Рима и последующих цивилизаций[13].
Социальная структура древнего Рима, определяемая разделением на патрициев, плебеев и рабов, также отражает важные аспекты римского общества. Патриции обладали особыми привилегиями и статусом, который отличал их от других слоев населения. Изучение этой социальной динамики помогает лучше понять сложные взаимоотношения и структуры в древнеримском обществе[13].
Культурное наследие патрициев также является значимым для изучения древнеримской истории. Они были основными покровителями и защитниками искусства, литературы и архитектуры. Многие известные римские писатели, художники и архитекторы были патрициями или находились под их покровительством[14].
В совокупности, изучение патрициев дает нам глубокое понимание основных аспектов древнеримской цивилизации. Их роль в формировании политических институтов, развитии права, формировании социальной структуры и культурном развитии делает их ключевым объектом для изучения и анализа в контексте древнеримской истории.
См. также
Примечания
- ↑ What Were Patricians In Ancient Rome // Ancient Rome : журнал. — 2023. — 10 ноября.
- ↑ H. J. Rose. Patricians and Plebeians at Rome. — Cambridge University Press, 2012.
- ↑ ПАТРИЦИИ - что такое . Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Дата обращения: 16 апреля 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Kevin Blood. Patricians and Plebeians in Ancient Rome // Classical Wisdom. — 2021. — 19 октября.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Donald L. Wasson. Patrician // World History Encyclopedia : энциклопедия. — 2014. — 11 июня.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Patrician. Ancient Rome // Britannica : статья.
- ↑ 7,0 7,1 Wu Mingren. The Patricians and the Plebeians: A Very Roman Social Struggle // Ancient Origins. — 2019. — 3 января.
- ↑ Donald L. Wasson. Patrician // World History Encyclopedia : энциклопедия. — 2014. — 11 июня.
- ↑ 9,0 9,1 Walter Scheidel. The Cambridge Companion to the Roman Economy. — Cambridge University Press, 2012.
- ↑ Mary T. Boatwright. The Romans: From Village to Empire. — 2003.
- ↑ Harriet I. Flower. The Cambridge Companion to the Roman Republic. — Cambridge University Press, 2004.
- ↑ Колин Уэллс. The Roman Empire. — 1981.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 N. Rosenstein и R. Morstein-Marx. A Companion to the Roman Republic.
- ↑ M. Beard, J. North, S. Price. Religions of Rome: Volume 1, A History.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |