Республика

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Республика

Респу́блика (от лат. res publica — общественное дело, от res — дело и publicus — общественный, всенародный) — это форма государственного правления, при которой высшие органы государственной власти выбираются или назначаются на определённый срок на основе всеобщих выборов или другого механизма, с отсутствием наследственных прав[1].

В республике власть принадлежит народу или его представителям, и законы и государственные органы действуют в рамках конституции и законов. Известными примерами республик являются Франция, США, Италия, Германия и многие другие страны. Республика считается одной из самых демократических форм правления, так как она обеспечивает широкую гражданскую свободу, права и свободы индивидуума, а также позволяет народу активно участвовать в политической жизни страны через выборы и референдумы. В республике главой государства может быть президент, канцлер, премьер-министр или другое выборное должностное лицо. Они обычно избираются на определённый срок и в большинстве случаев не имеют наследственной власти[2].

В республике равноправие граждан и законность действий государства являются основными принципами. Правители несут ответственность перед народом и подлежат контролю со стороны общества. С начала XX века республики стали преобладающей формой правления в мире. В результате этого, большинство стран мира управляется республиканскими системами, включая такие крупные государства, как Франция, США, Германия, Италия и другие. Более 140 государств в современном мире являются республиками[3].

Происхождение термина

Термин «республика» возник в эпоху Древнего Рима и означал «общественное дело» (от лат. res publica). Древние римляне этим термином называли всю деятельность своей общины или государства. И лишь в позднем Средневековье для описания немонархических государств стали использовать слово «республика»[4].

В средневековой Северной Италии ряд городов-государств по форме управления являлись или «коммунами», или «синьориями». В позднем средневековье учёные-гуманисты, писатели-историки и хронисты-летописцы, в том числе и Джованни Виллани, стали задумываться о природе этих государств, их отличиях от других форм государственного управления, в том числе и «ограниченной монархии»[5].

История

Республика как форма правления имеет свои истоки в Древнем Риме. В истории мира складывались разные формы республиканского правления, которые отражали их исторические, социально-экономические и культурные особенности. В древние времена республики были рабовладельческими и политические права были доступны только свободным гражданам. Средневековые республики можно охарактеризовать как феодальные, аристократические или олигархические, где власть принадлежала правящему классу феодалов.

В период с XII по XV веке в землях Северо-Западной Руси – Новгороде, Пскове, Вятке и подвластных им территориях сформировалась феодальная республика[6].

Позже, в период Великой французской революции в конце XVIII века, идеи республики и равенства перед законом снова стали актуальными, что привело к созданию республиканских форм правления во многих странах мира. В Новое время возникли буржуазные республики, где основную роль играла буржуазия. А в XX веке возникла форма правления, называемая «советская республика», где власть принадлежала Советам — особым представительным органам. Такой тип республики в литературе именуется также республикой социалистического типа, основные черты ее по сей день сохраняют Китай, Социалистическая республика Вьетнам, Северная Корея[7]. На Ближнем Востоке появилась теократическая или исламская республика, где духовенство играет главную роль в управлении государством. В целом, республиканская форма правления может принимать разные формы, отражая особенности истории и культуры каждого региона[4].

Виды республик

Различают республики президентского, парламентского и смешанного типов. В президентских республиках (например, США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и другие) ведущую роль играет президент, он, как правило, является и главой государства, и главой исполнительной власти. В парламентских республиках (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и прочие) основная власть сосредоточена в парламенте. В то же время, в смешанных республиках (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и другие) обеспечивается баланс полномочий между президентом и парламентом[8].

Парламентская (парламентарная) республика

Парламентарная республика представляет собой форму правления, где президент выполняет роль главы государства и осуществляет в основном представительские функции, является верховным главнокомандующим и т.п. В данном типе республики только парламент избирается путем всеобщих выборов, формирует правительство, которое ответственно перед парламентом.. Президент в парламентарной республике не является главой исполнительной власти, решение о формировании правительства принимается парламентом, а президент лишь формализует данное решение[9].

Главой исполнительной власти является глава правительства (председатель, премьер-министр, канцлер и т.п.). Президент часто избирается не непосредственно народом, а парламентом, либо особым органом, создаваемым для этой цели. Например, в Германии, Федеральным собранием – специально созываемым для этой цели конституционным органом, состоящим из членов нижней палаты парламента и такого же числа членов, избираемых народными представительствами земель на началах пропорциональности[7]. Роль президента в парламентской республике сродни роли монарха в парламентской монархии, поэтому некоторые авторы предлагают термин «парламентарные государства» или «государства с парламентарной формой правления»[10].

Президентская республика

Президентская республика — это вид республики, в которой президент является главой государства и возглавляет исполнительную власть. Президент избирается народом, является его непосредственным представителем и имеет равную с парламентом легитимность. Президент самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом. Кроме В президентской республике президент обладает большими полномочиями и имеет значительное влияние на формирование и реализацию государственной политики. Однако, в такой форме правления существует определённый риск концентрации власти в руках президента и ограничение роли парламента, что может привести к нарушению принципов демократии[11]. Президентскими республиками по форме правления являются США, республики Латинской Америки, ряд государств центральной Африки.

Смешанная республика

Смешанная республика — это комбинированная форма правления, в котором полномочия распределены между президентом и парламентом. Подобные системы могут иметь широкий диапазон вариаций и сочетают черты президентской и парламентарной республик. Примером смешанной республики - пятая республика во Франции. Президент избирается на прямых выборах, но также существует пост премьер-министра. Правительство может уйти в отставку как после президентских, так и после парламентских выборов. Отношения между парламентом и правительством в такой республике строятся на тесном сотрудничестве[12]. Среди смешанных республик в зависимости от баланса полномочий различают полупрезидентские и полупарламентские республики.

Нетипичные формы республик

К нетипичным формам правления относят системы правления, основанные на сочетании черт монархии и республики, а также формы правления, специфический характер которых обусловлен ролью идеологии, религии и т.п. Нетипичными республиками, следовательно , будут являться республика социалистического типа, для которой характерна руководящая роль коммунистической/социалистической партии, сращивание партийного и государственного аппарата, монархическая республика (основные черты республики, но несменяемый глава государства), теократическая республика (функции фактического главы государства выполняет духовный лидер) и т. п.[7]

Признаки республики

  1. Высшая государственная власть не принадлежит одному лицу, во главе государства находится группа органов (глава государства - президент, представительный орган, исполнительный орган);
  2. Высшие органы государственной власти формируются населением непосредственно, либо через представительные органы;
  3. Высшие государственные органы осуществляют свои полномочия в течение определенного срока;
  4. Высшие органы государственной власти несут ответственность перед населением, которая реализуется при помощи различных механизмов (импичмент, отзыв депутата представительного органа, вотум недоверия).
  5. Распределение полномочий между высшими государственными органами может осуществляться различными способами, вследствие чего выделяются президентские и парламентские республики[7][13].

Система управления в современной республике

В современных республиках система управления строится на принципах конституционности, демократии, разделения властей и идеях правового государства. Эти принципы обеспечивают равенство граждан перед законом, защиту прав и свобод человека и эффективное функционирование государства, а так же более широкое участие граждан в управлении государством и защиту их прав и свобод. В современных республиках существует система контроля за властью. Это может быть парламентский контроль, контроль граждан, прокуратуры, независимый финансовый контроль. Такая система помогает предотвратить злоупотребление властью и обеспечить соблюдение конституционных норм[13]. Так, например, в Российской Федерации баланс полномочий между президентом и парламентом обеспечивается в рамках системы разделения властей.

Одна из основных черт республиканской формы правления — это ответственность перед народом. В республике правительство обязано отчитываться перед народом за свои действия и принимаемые решения. Это направлено на обеспечение прозрачности и открытости власти[2]. Также в республиках обычно существует конституция, которая является основным законом страны и определяет основные принципы её политической системы. Конституция устанавливает гарантии прав и свобод граждан, определяет структуру правительства и порядок принятия законов. Важным аспектом республиканской формы правления является также развитая система политических партий, конкуренция между которыми способствует разнообразию в политической жизни и обеспечению альтернативных вариантов выбора для избирателей[3].

Примечания

  1. Республика // Толковый словарь русского языка в 4 томах. Т. 3. — 1939 (текст). Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». Дата обращения: 30 марта 2024.
  2. 2,0 2,1 Васильева Т.А. Республика. Большая российская энциклопедия (6 декабря 2023). Дата обращения: 30 марта 2024.
  3. 3,0 3,1 Коршунова В. А. Республика как форма правления: принципы, исторические формы, виды, достоинства и недостатки // Вестник науки : журнал. — 2024. — Февраль (т. 3, № №2 (71)). — С. 169—177. — ISSN 2712-8849.
  4. 4,0 4,1 Головастова Ю. А., Видова Т. А. Исторические разновидности и характерные черты республиканской формы правления. Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте (2019). Дата обращения: 30 марта 2024.
  5. Водовозов В. В. Республика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб.: Т. XXVIa. — С. 609-611.
  6. Погребняк Е. А. Великий Новгород как феодальная республика. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» (март 2022). Дата обращения: 15 апреля 2024.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Теория государства: учебно-практическое пособие / Р. Б. Головкин, С. А. Софронова. — Москва: Юрлитинформ, 2014. — С. 158-159. — 270 с. — ISBN 978-5-4396-0604-7.
  8. Малько А. В. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Юристъ, 2004. — С. 37—38. — 245 с. — ISBN 5-7975-0429-0.
  9. Зариев Р. М. Парламентская республика. Большая российская энциклопедия (15 сентября 2023). Дата обращения: 30 марта 2024.
  10. Симонишвили, Л. Р. Формы правления: история и современность [Текст] : учебное пособие. — Москва: Флинта : МПСИ, 2011. — С. 82. — 278 с. — ISBN 978-5-9765-0136-2.
  11. Кудряшов К. В., Санькова А. А. Президентская республика: историко-правовое исследование проблем и перспектив // Концепт : Научно-методический электронный журнал. — 2018. — Сентябрь (№ 9). — С. 219–227. — ISSN 2304-120X.
  12. Айвазян С. А. Особенности и признаки республики со смешанной формой правления. Издательство «Право и государство пресс» (февраль 2023). Дата обращения: 30 марта 2024.
  13. 13,0 13,1 Мухаев Р. Т. Теория государства и права. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — С. 182—190. — 585 с. — ISBN 978-5-9916-2944-7.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!