Республика

Материал из «Знание.Вики»
Республика

Респу́блика (от лат. res publica — общественное дело, от res — дело и publicus — общественный, всенародный) — это форма государственного правления, при которой высшие органы государственной власти выбираются или назначаются на определённый срок на основе всеобщих выборов или другого механизма, с отсутствием наследственных прав[1].

В республике власть принадлежит народу или его представителям, и законы и государственные органы действуют в рамках конституции и законов. Известными примерами республик являются Франция, США, Италия, Германия и многие другие страны. Республика считается одной из самых демократических форм правления, так как она обеспечивает широкую гражданскую свободу, права и свободы индивидуума, а также позволяет народу активно участвовать в политической жизни страны через выборы и референдумы. В республике главой государства может быть президент, канцлер, премьер-министр или другое выборное должностное лицо. Они обычно избираются на определённый срок и в большинстве случаев не имеют наследственной власти[2].

В республике равноправие граждан и законность действий государства являются основными принципами. Правители несут ответственность перед народом и подлежат контролю со стороны общества. С начала XX века республики стали преобладающей формой правления в мире. В результате этого, большинство стран мира управляется республиканскими системами, включая такие крупные государства, как Франция, США, Германия, Италия и другие. Более 140 государств в современном мире являются республиками[3].

Происхождение термина

Термин «республика» возник в эпоху Древнего Рима и означал «общественное дело» (от лат. res publica). Древние римляне этим термином называли всю деятельность своей общины или государства. И лишь в позднем Средневековье для описания немонархических государств стали использовать слово «республика»[4].

В средневековой Северной Италии ряд городов-государств по форме управления являлись или «коммунами», или «синьориями». В позднем средневековье учёные-гуманисты, писатели-историки и хронисты-летописцы, в том числе и Джованни Виллани, стали задумываться о природе этих государств, их отличиях от других форм государственного управления, в том числе и «ограниченной монархии»[5].

История

Республика как форма правления имеет свои истоки в Древнем Риме. В истории мира складывались разные формы республиканского правления, которые отражали их исторические, социально-экономические и культурные особенности. В древние времена республики были рабовладельческими и политические права были доступны только свободным гражданам. Средневековые республики можно охарактеризовать как феодальные, аристократические или олигархические, где власть принадлежала правящему классу феодалов.

В период с XII по XV веке в землях Северо-Западной Руси – Новгороде, Пскове, Вятке и подвластных им территориях сформировалась феодальная республика[6].

Позже, в период Великой французской революции в конце XVIII века, идеи республики и равенства перед законом снова стали актуальными, что привело к созданию республиканских форм правления во многих странах мира. В Новое время возникли буржуазные республики, где основную роль играла буржуазия. А в XX веке возникла форма правления, называемая «советская республика», где власть принадлежала Советам — особым представительным органам. На Ближнем Востоке появилась теократическая или исламская республика, где духовенство играет главную роль в управлении государством. В целом, республиканская форма правления может принимать разные формы, отражая особенности истории и культуры каждого региона[4].

Виды республик

Различают республики президентского, парламентского и смешанного типов. В президентских республиках (например, США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и другие) ключевая роль исполняется президентом. В парламентских республиках (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и прочие) основная власть сосредоточена в парламенте. В то же время, в смешанных республиках (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и другие) роль главы государства и законодательного органа осуществляется совместно президентом и парламентом[7].

1. Парламентарная республика представляет собой форму правления, где президент выполняет роль главы государства и осуществляет в основном представительские функции, в то время как власть полностью исполняется парламентом. В данном типе республики только парламент избирается путем всеобщих выборов, а остальные высшие органы государственной власти формируются на основе парламента. Президент в парламентарной республике не является главой исполнительной власти, его полномочия преимущественно символические и представительские. Решение о формировании правительства, в свою очередь, принимается парламентом, а президент лишь формализует данное решение[8].

2. Президентская республика — это одна из форм организации государственной власти, которая может различаться в зависимости от конкретного государства. Президент является главой государства, главой исполнительной власти. Он назначает министров из числа своей партии, а правительство не принимает коллективных решений, а действует по указаниям президента. Он также может влиять на законодательный процесс, имея право на вето и на представление законопроектов. В президентской республике президент обладает большими полномочиями и имеет значительное влияние на формирование и реализацию государственной политики. Однако, в такой форме правления существует определённый риск концентрации власти в руках президента и ограничение роли парламента, что может привести к нарушению принципов демократии. Также, если правящая партия меняется, то президент потеряет часть своей политической силы и поддержки[9].

3. Смешанная республика — это комбинированная форма правления, в котором полномочия распределены между президентом и парламентом. Подобные системы могут иметь широкий диапазон вариаций и сочетают черты президентской и парламентарной республик. Примером смешанной республики - пятая республика во Франции. Президент избирается на прямых выборах, но также существует пост премьер-министра. Правительство может уйти в отставку как после президентских, так и после парламентских выборов. Отношения между парламентом и правительством в такой республике строятся на тесном сотрудничестве[10].

Признаки республик

  1. Наличие собственного правительства и законодательной власти.
  2. Разделение власти.
  3. Наличие собственной символики, герба и флага.
  4. Автономия в управлении своими внутренними делами.
  5. Наличие конституции или основного закона, определяющего правовой статус республики.
  6. Наличие собственной административно-территориальной структуры.
  7. Специфические культурные, этнические и языковые особенности.
  8. Возможность проведения собственной внешней политики.
  9. Наличие собственной экономики и финансовой системы[11].

Система управления в республике

Система управления в современных республиках строится на принципах конституционности, демократии, разделения властей и правового государства. Эти принципы обеспечивают равенство граждан перед законом, защиту прав и свобод человека и эффективное функционирование государства, а так же более широкое участие граждан в управлении государством и защиту их прав и свобод.

В современных республиках существует система контроля за властью. Это может быть парламентский контроль, контроль граждан или независимые органы, такие как аудиторские палаты. Такая система контроля помогает предотвратить злоупотребление властью и обеспечить соблюдение конституционных норм[11].

Республика как форма правления обычно характеризуется демократическими принципами, правовым государством и гарантией основных прав и свобод граждан. В республиках обычно есть разделение властей между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. Это сделано для обеспечения баланса и контроля за действиями государственных органов. Одна из основных черт республиканской формы правления — это ответственность перед народом. В республике правительство обязано отчитываться перед народом за свои действия и принимаемые решения. Это направлено на обеспечение прозрачности и открытости власти[2].

Также в республиках обычно существует конституция, которая является основным законом страны и определяет основные принципы её политической системы. Конституция устанавливает гарантии прав и свобод граждан, определяет структуру правительства и порядок принятия законов.

Важным аспектом республиканской формы правления является также развитая система политических партий, конкуренция между которыми способствует разнообразию в политической жизни и обеспечению альтернативных вариантов выбора для избирателей[3].

Примечания

  1. Республика // Толковый словарь русского языка в 4 томах. Т. 3. — 1939 (текст). Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». Дата обращения: 30 марта 2024.
  2. 2,0 2,1 Васильева Т.А. Республика. Большая российская энциклопедия (6 декабря 2023). Дата обращения: 30 марта 2024.
  3. 3,0 3,1 Коршунова В. А. Республика как форма правления: принципы, исторические формы, виды, достоинства и недостатки // Вестник науки : журнал. — 2024. — Февраль (т. 3, № №2 (71)). — С. 169—177. — ISSN 2712-8849.
  4. 4,0 4,1 Головастова Ю. А., Видова Т. А. Исторические разновидности и характерные черты республиканской формы правления. Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте (2019). Дата обращения: 30 марта 2024.
  5. Водовозов В. В. Республика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб.: Т. XXVIa. — С. 609-611.
  6. Погребняк Е. А. Великий Новгород как феодальная республика. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» (март 2022). Дата обращения: 15 апреля 2024.
  7. Малько А. В. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Юристъ, 2004. — С. 37—38. — 245 с. — ISBN 5-7975-0429-0.
  8. Зариев Р. М. Парламентская республика. Большая российская энциклопедия (15 сентября 2023). Дата обращения: 30 марта 2024.
  9. Кудряшов К. В., Санькова А. А. Президентская республика: историко-правовое исследование проблем и перспектив // Концепт : Научно-методический электронный журнал. — 2018. — Сентябрь (№ 9). — С. 219–227. — ISSN 2304-120X.
  10. Айвазян С. А. Особенности и признаки республики со смешанной формой правления. Издательство «Право и государство пресс» (февраль 2023). Дата обращения: 30 марта 2024.
  11. 11,0 11,1 Мухаев Р. Т. Теория государства и права. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — С. 182—190. — 585 с. — ISBN 978-5-9916-2944-7.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!