Республика
Респу́блика (от лат. res publica — общественное дело, от res — дело и publicus — общественный, всенародный) — это форма государственного правления, при которой высшие органы государственной власти выбираются или назначаются на определённый срок на основе всеобщих выборов или другого механизма, с отсутствием наследственных прав[1].
В республике власть принадлежит народу или его представителям, и законы и государственные органы действуют в рамках конституции и законов. Известными примерами республик являются Франция, США, Италия, Германия и многие другие страны. Республика считается одной из самых демократических форм правления, так как она обеспечивает широкую гражданскую свободу, права и свободы индивидуума, а также позволяет народу активно участвовать в политической жизни страны через выборы и референдумы. В республике главой государства может быть президент, канцлер, премьер-министр или другое выборное должностное лицо. Они обычно избираются на определённый срок и в большинстве случаев не имеют наследственной власти[2].
В республике равноправие граждан и законность действий государства являются основными принципами. Правители несут ответственность перед народом и подлежат контролю со стороны общества. С начала XX века республики стали преобладающей формой правления в мире. В результате этого, большинство стран мира управляется республиканскими системами, включая такие крупные государства, как Франция, США, Германия, Италия и другие. Более 140 государств в современном мире являются республиками[3].
Происхождение термина
Термин «республика» возник в эпоху Древнего Рима и означал «общественное дело» (от лат. res publica). Древние римляне этим термином называли всю деятельность своей общины или государства. И лишь в позднем Средневековье для описания немонархических государств стали использовать слово «республика»[4].
В средневековой Северной Италии ряд городов-государств по форме управления являлись или «коммунами», или «синьориями». В позднем средневековье учёные-гуманисты, писатели-историки и хронисты-летописцы, в том числе и Джованни Виллани, стали задумываться о природе этих государств, их отличиях от других форм государственного управления, в том числе и «ограниченной монархии»[5].
История
Республика как форма правления имеет свои истоки в Древнем Риме. В истории мира складывались разные формы республиканского правления, которые отражали их исторические, социально-экономические и культурные особенности. В древние времена республики были рабовладельческими и политические права были доступны только свободным гражданам. Средневековые республики можно охарактеризовать как феодальные, аристократические или олигархические, где власть принадлежала правящему классу феодалов.
В период с XII по XV веке в землях Северо-Западной Руси – Новгороде, Пскове, Вятке и подвластных им территориях сформировалась феодальная республика[6].
Позже, в период Великой французской революции в конце XVIII века, идеи республики и равенства перед законом снова стали актуальными, что привело к созданию республиканских форм правления во многих странах мира. В Новое время возникли буржуазные республики, где основную роль играла буржуазия. А в XX веке возникла форма правления, называемая «советская республика», где власть принадлежала Советам — особым представительным органам. Такой тип республики в литературе именуется также республикой социалистического типа, основные черты ее по сей день сохраняют Китай, Социалистическая республика Вьетнам, Северная Корея[7]. На Ближнем Востоке появилась теократическая или исламская республика, где духовенство играет главную роль в управлении государством. В целом, республиканская форма правления может принимать разные формы, отражая особенности истории и культуры каждого региона[4].
Виды республик
Различают республики президентского, парламентского и смешанного типов. В президентских республиках (например, США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и другие) ведущую роль играет президент, он, как правило, является и главой государства, и главой исполнительной власти. В парламентских республиках (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и прочие) основная власть сосредоточена в парламенте. В то же время, в смешанных республиках (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и другие) обеспечивается баланс полномочий между президентом и парламентом[8].
Парламентская (парламентарная) республика
Парламентарная республика представляет собой форму правления, где президент выполняет роль главы государства и осуществляет в основном представительские функции, является верховным главнокомандующим и т.п. В данном типе республики только парламент избирается путем всеобщих выборов, формирует правительство, которое ответственно перед парламентом.. Президент в парламентарной республике не является главой исполнительной власти, решение о формировании правительства принимается парламентом, а президент лишь формализует данное решение[9].
Главой исполнительной власти является глава правительства (председатель, премьер-министр, канцлер и т.п.). Президент часто избирается не непосредственно народом, а парламентом, либо особым органом, создаваемым для этой цели. Например, в Германии, Федеральным собранием – специально созываемым для этой цели конституционным органом, состоящим из членов нижней палаты парламента и такого же числа членов, избираемых народными представительствами земель на началах пропорциональности[7]. Роль президента в парламентской республике сродни роли монарха в парламентской монархии, поэтому некоторые авторы предлагают термин «парламентарные государства» или «государства с парламентарной формой правления»[10].
Президентская республика
Президентская республика — это вид республики, в которой президент является главой государства и возглавляет исполнительную власть. Президент избирается народом, является его непосредственным представителем и имеет равную с парламентом легитимность. Президент самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом. Кроме В президентской республике президент обладает большими полномочиями и имеет значительное влияние на формирование и реализацию государственной политики. Однако, в такой форме правления существует определённый риск концентрации власти в руках президента и ограничение роли парламента, что может привести к нарушению принципов демократии[11]. Президентскими республиками по форме правления являются США, республики Латинской Америки, ряд государств центральной Африки.
Смешанная республика
Смешанная республика — это комбинированная форма правления, в котором полномочия распределены между президентом и парламентом. Подобные системы могут иметь широкий диапазон вариаций и сочетают черты президентской и парламентарной республик. Примером смешанной республики - пятая республика во Франции. Президент избирается на прямых выборах, но также существует пост премьер-министра. Правительство может уйти в отставку как после президентских, так и после парламентских выборов. Отношения между парламентом и правительством в такой республике строятся на тесном сотрудничестве[12]. Среди смешанных республик в зависимости от баланса полномочий различают полупрезидентские и полупарламентские республики.
Нетипичные формы республик
К нетипичным формам правления относят системы правления, основанные на сочетании черт монархии и республики, а также формы правления, специфический характер которых обусловлен ролью идеологии, религии и т.п. Нетипичными республиками, следовательно , будут являться республика социалистического типа, для которой характерна руководящая роль коммунистической/социалистической партии, сращивание партийного и государственного аппарата, монархическая республика (основные черты республики, но несменяемый глава государства), теократическая республика (функции фактического главы государства выполняет духовный лидер) и т. п.[7]
Признаки республики
- Высшая государственная власть не принадлежит одному лицу, во главе государства находится группа органов (глава государства - президент, представительный орган, исполнительный орган);
- Высшие органы государственной власти формируются населением непосредственно, либо через представительные органы;
- Высшие государственные органы осуществляют свои полномочия в течение определенного срока;
- Высшие органы государственной власти несут ответственность перед населением, которая реализуется при помощи различных механизмов (импичмент, отзыв депутата представительного органа, вотум недоверия).
- Распределение полномочий между высшими государственными органами может осуществляться различными способами, вследствие чего выделяются президентские и парламентские республики[7][13].
Система управления в современной республике
В современных республиках система управления строится на принципах конституционности, демократии, разделения властей и идеях правового государства. Эти принципы обеспечивают равенство граждан перед законом, защиту прав и свобод человека и эффективное функционирование государства, а так же более широкое участие граждан в управлении государством и защиту их прав и свобод. В современных республиках существует система контроля за властью. Это может быть парламентский контроль, контроль граждан, прокуратуры, независимый финансовый контроль. Такая система помогает предотвратить злоупотребление властью и обеспечить соблюдение конституционных норм[13]. Так, например, в Российской Федерации баланс полномочий между президентом и парламентом обеспечивается в рамках системы разделения властей.
Одна из основных черт республиканской формы правления — это ответственность перед народом. В республике правительство обязано отчитываться перед народом за свои действия и принимаемые решения. Это направлено на обеспечение прозрачности и открытости власти[2]. Также в республиках обычно существует конституция, которая является основным законом страны и определяет основные принципы её политической системы. Конституция устанавливает гарантии прав и свобод граждан, определяет структуру правительства и порядок принятия законов. Важным аспектом республиканской формы правления является также развитая система политических партий, конкуренция между которыми способствует разнообразию в политической жизни и обеспечению альтернативных вариантов выбора для избирателей[3].
Примечания
- ↑ Республика // Толковый словарь русского языка в 4 томах. Т. 3. — 1939 (текст) . Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». Дата обращения: 30 марта 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Васильева Т.А. Республика . Большая российская энциклопедия (6 декабря 2023). Дата обращения: 30 марта 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Коршунова В. А. Республика как форма правления: принципы, исторические формы, виды, достоинства и недостатки // Вестник науки : журнал. — 2024. — Февраль (т. 3, № №2 (71)). — С. 169—177. — ISSN 2712-8849.
- ↑ 4,0 4,1 Головастова Ю. А., Видова Т. А. Исторические разновидности и характерные черты республиканской формы правления . Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте (2019). Дата обращения: 30 марта 2024.
- ↑ Водовозов В. В. Республика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб.: Т. XXVIa. — С. 609-611.
- ↑ Погребняк Е. А. Великий Новгород как феодальная республика . Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» (март 2022). Дата обращения: 15 апреля 2024.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Теория государства: учебно-практическое пособие / Р. Б. Головкин, С. А. Софронова. — Москва: Юрлитинформ, 2014. — С. 158-159. — 270 с. — ISBN 978-5-4396-0604-7.
- ↑ Малько А. В. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Юристъ, 2004. — С. 37—38. — 245 с. — ISBN 5-7975-0429-0.
- ↑ Зариев Р. М. Парламентская республика . Большая российская энциклопедия (15 сентября 2023). Дата обращения: 30 марта 2024.
- ↑ Симонишвили, Л. Р. Формы правления: история и современность [Текст] : учебное пособие. — Москва: Флинта : МПСИ, 2011. — С. 82. — 278 с. — ISBN 978-5-9765-0136-2.
- ↑ Кудряшов К. В., Санькова А. А. Президентская республика: историко-правовое исследование проблем и перспектив // Концепт : Научно-методический электронный журнал. — 2018. — Сентябрь (№ 9). — С. 219–227. — ISSN 2304-120X.
- ↑ Айвазян С. А. Особенности и признаки республики со смешанной формой правления . Издательство «Право и государство пресс» (февраль 2023). Дата обращения: 30 марта 2024.
- ↑ 13,0 13,1 Мухаев Р. Т. Теория государства и права. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — С. 182—190. — 585 с. — ISBN 978-5-9916-2944-7.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |