Естественное право
Есте́ственное пра́во (лат. ius naturale) — система идей, принципов и норм, которая основывается на объективной природе человека и общества. Оно регулирует общественные отношения и служит источником и критерием оценки для установленных формально и обеспеченных принудительным характером властных установлений общества и государства. Естественное право представляет собой один из подходов к пониманию права (наряду с позитивизмом и социологией права). В отличие от него, позитивное право (или право установленное) выражается через соответствующие формы, установленные государством или обществом[1].
Возникновение
Естественное право имеет свои корни в древнегреческой политико-правовой философии. Анаксимандр, Демокрит и софисты, такие как Протагор и Горгий, оказали влияние на формирование учения о естественном праве. Однако наиболее чётко это учение проявилось в учениях Аристотеля. Он первым выделил две формы права: «право от природы» (или первичное право) и «право по закону» (или установленное право)[1].
Понятие естественного права принадлежит западной (европейской) традиции и представлено различными направлениями, определяемыми различными мировоззрениями и контекстами человеческой истории. Римские юристы натурализировали естественное право, утверждая его отношение не только к человечеству, но и к животным. После перерыва в развитии мысли о естественном праве в средневековой Европе возник интерес к древнегреческой философии. Христианское мировоззрение способствовало идеям Фомы Аквинского о естественном праве как отражении вечного закона в человеческом сознании[1].
В XVI — XVII веках борьба против религиозных догм и расцвет рационального мировоззрения привели к пониманию естественного права как предписания здравого разума (например, Г. Гроций). Бенедикт Спиноза определял естественное право как законы или правила, по которым всё происходит в мире, как основополагающую силу природы[1].
В XVII веке английская политическая философия трактовала естественное право как свободу. Идеи Дж. Локка способствовали зарождению концепции неотъемлемых естественных прав человека, включая право на жизнь, свободу и имущество. Естественное право получило широкое распространение в западной Европе в эпоху Просвещения, связываясь с именами Г. Лейбница, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескьё и других философов. В это время естественное право рассматривалось как логичный и справедливый порядок, отражённый в естественных законах, которые должны были находить отражение в позитивном праве[1].
В Новое время естественное право стало не только ключевым средством понимания политико-правовой реальности, но и было воплощено в практику государственного устройства, отражаясь в декларациях и конституциях США и Франции. В этот период естественное право не только играло роль методологического инструмента в изучении права, но также стало существенным фактором социальной жизни. Однако с середины XIX века интерес к исследованию естественного права в политико-правовой философии пошёл на убыль, что связано с научно-техническим прогрессом XIX — XX веков[1].
В середине XX века естественное право воскресло, и было выделено пять основных направлений исследований:
- Теологическое (неотомизм, неопротестантизм).
- Объективистское (неогегельянство, Мюнхенская школа феноменологии, «материальная ценностная этика»).
- Неокантианское (привилегированное в социальной сфере априорной должной).
- Экзистенциалистское (экзистенциалистская феноменология и экзистенциально-феноменологическая герменевтика).
- Психоиррационалистическое (интуитивизм, философская антропология), а также другие концепции[1].
Согласно системному подходу в юриспруденции, право определяется как соединение естественного, позитивного и субъективного права. Естественное право выступает как первоисточник, который находит своё выражение в позитивном праве и проявляется в правах и обязанностях отдельных лиц (субъективное право)[1].
Ценность естественного права заключается в его установлении исходных принципов права, прежде всего, в виде общих правовых принципов, и в форме прав и свобод людейЛеушин
Естественное право становится источником международной системы права, включая ключевой международный документ — Всеобщую декларацию прав человека[1].
Характеристика положительных и отрицательных сторон
Отрицательная сторона
Расплывчатость юридических принципов естественного права требует поддержки со стороны обычных законов, запретов и власти. Идеальные концепции не могут существовать в реальном мире самостоятельно, без привязки к конкретным индивидам и государствам. Уменьшение значения позитивного права также является значимым моментом. Не все нации и религии признают существование «врождённых» естественных прав. Многие духовные учения Востока не проводят различий между божественной и человеческой властью. Таким образом, естественное право практически сливается с позитивным правом. Изменчивость данной концепции в зависимости от политического строя, эры и человеческих настроений также является существенной проблемой jus naturale. Хотя теория естественного права прошла длительный путь эволюции, нельзя считать её статичной на данный момент. Научные открытия часто заставляют пересматривать давно установленные ценности. Поэтому (ЕП) нельзя считать неизменным и вечным[2].
Положительные стороны
Естественное право включает в себя признание самых важных прав человека, таких как право на жизнь, свободу совести, свободу передвижения и другие. Естественное право может противоречить несправедливым законам, что стимулирует законодательные органы в различных парламентах мира совершенствовать свои законы. По сути, естественное право не зависит от государства и присуще каждому человеку, независимо от того, следует ли он законам или нет. Теория естественного права всегда является прогрессивной, под её знаменем происходят перемены к лучшему в жизни людей. Продвинутые идеи человечества тесно связаны с естественным правом и неотделимы от него. Естественное право неотчуждаемо и невозможно лишить его на основе каких-либо законов. Его граничные пункты определяются только рождением и смертью человека[2].
Естественное право и авторы концепции
В соответствии с ранними мифологическими и религиозными представлениями древних греков, всё устройство мира считалось происходящим от сверхчеловеческого источника, то есть от богов. В V веке до нашей эры происходит изменение взглядов на право, оно начинает рассматриваться как результат действий людей. Философ Сократ, с упоминанием Демокрита, делит право на божественные законы и законы, установленные человеком. Естественное право выделяется также римскими юристами. В период средневековой теологии права рассматриваются как божественный дар человеку. Так, Томас Аквинский в своей книге «Сумма теологии» рассматривает концепцию «вечного закона», выделяя два его вида: божественный и человеческий[3].
На рубеже XVII—XVIII веков естественно-правовая теория приобретает светский характер. Её основоположником считается Гуго Гроций, нидерландский учёный, автор трактата «О праве войны и мира. Три книги». Гроций различал два основных вида права: естественное и волеустановленное. Он определял первое как «предписание здравого ума», утверждая, что естественные права исходят из человеческого разума. В своём труде он разделил волеустановленные законы на три категории:
- божественные;
- государственные;
- народные[3].
Гроций признавал равенство всех людей с момента рождения, говоря о том, что естественное право проистекает из законов природы, а не зависит от божественной воли. Рационалистическая школа естественного права, основанная Гроцием, продолжала развиваться и в последующие периоды[3].
В эпоху Просвещения философская и юридическая мысль продолжала идеи Гуго Гроция относительно естественных прав. В своём произведении «О духе законов» Шарль Луи Монтескьё развил свою рационалистическую интерпретацию права, утверждая, что естественные права логически вытекают из устройства человека, и законы в своей сути представляют собой продукт человеческого разума.
Жан-Жак Руссо, ещё один выдающийся деятель эпохи Просвещения, разработавший теорию естественных прав, ввёл новое понятие «общая воля». Он утверждал, что каждый закон государства является выражением этой общей воли, считая естественное право абсолютной и неотъемлемой властью народа в целом, а не некоторых отдельных граждан[3].
В своём труде «Левиафан» Томас Гоббс утверждал, что людям присущи враждебность, недоверие, эгоизм и завистливость, отрицая при этом существование естественных прав и подчёркивая необходимость государственных законов для урегулирования поведения людей[3].
Бенедикт Спиноза также выступал как теоретик естественного права, понимая его как необходимость, которая определяет естественные события[3].
При изучении теорий естественного права в Новейшее время следует обратить внимание на концепцию Жака Маритена, который разработал и продвинул понятие персоналистской теории естественного права. Его взгляды основаны на идеях о божественном происхождении государства, что в целом соответствует учениям неотомизма, приверженцы которого следовали учению Фомы Аквинского[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Малюгин С. В. Естественное право. // Большая российская энциклопедия : сайт. — 2022. — 30 мая.
- ↑ 2,0 2,1 Понятие естественного права человека – сущность теории . ruleconsult.ru. Дата обращения: 28 мая 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Стрикун С. Естественное право // strikun.ru : сайт. — 2021. — 15 сентября.