Фома Аквинский

Материал из «Знание.Вики»
Фома Аквинский
Портрет
Портрет
Дата рождения 1225 год(1225)
Место рождения Роккасекка, близ Аквино, Королевство Сицилия
Почитается в Католической церкви
Канонизирован(а) 18 июля 1323 года
День памяти в Католической церкви 28 января (новая дата), 7 марта (старая дата)
Труды богословские сочинения, «Сумма теологии»

Фома Акви́нский (иначе Фома Аквинат, Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas, итал. Tommaso d'Aquino; родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино — умер 9 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — крупнейший средневековый теолог Западного христианства, религиозный философ, связавший античную и христианскую философии, автор пяти доказательств существования бытия Божьего. В католическом мире он признаётся учителем Церкви, носит почётные прозвища «Ангельский учитель» (Doctor angelicus) и «Общий учитель» (Doctor communis). Причислен к лику святых в 1323 году. В 1879 году Римским папой Львом XIII был объявлен самым авторитетным католическим богословом. Труды Фомы Аквинского представляют расцвет схоластической теологии[1].

Краткая биография

Фома родил­ся в Неаполитанском королевстве в знатной семье графа Аквинского. Отсюда и появилось прозвание Фомы — Аквинский, или, по-латыни, — Аквинат. С раннего детства (с 5 лет) он воспитывал­ся в бенедектинском монастыре Монте Кассино. где он оставался до тех пор, пока военный конфликт между императором Фридрихом II и папой Григорием IX не достиг аббатства. Затем его перевели и зачислили в университет в Неаполе. В монастыре Фома пробыл до 13 лет, а после смены политического климата в стране вернулся в Неаполь. Здесь он познакомился с мо­нахами из ордена доминиканцев и, несмотря на резкие проте­сты семьи, в 1244 г. принял монашеский постриг. В это время он усердно изучал труды Аристотеля, которые впоследствии станут отправной точкой его собственный философских поисков. Именно в этом монастыре, тесно сотрудничавшем с Неапольским университетом, у Фомы возникает интерес к монашеским орденам с передовыми взглядами, проповедующим жизнь в духовном служении. Стремясь к синтезу веры и знания, он дополнил вероучительные догматы и религиозно-философские умозрения христианства социально-теоретической и научной рефлексией, опирающейся на логику и метафизику Аристотеля[2].

Молодого монаха, отличающегося не только молчаливым и замкнутым нравом (за что Фому прозвали «немым буйволом»), но прежде всего высокой образованностью и глубиной мысли, отправили для дальнейшего обучения в Кельн к знаменитому христианскому теологу Альберту Великому. В 1252 году Фома Ак­винский становится преподавателем в Парижском университе­те, в котором работал до конца 50-х ггов

Преподавательская деятельность и литературно-философское творчество стали основными занятиями Аквината. В 1259 году па­па Урбан IV отзывает его в Рим, и почти десять лет он препода­ет в доминиканских учебных заведениях в Италии.

В конце 60-х годов его вновь призывают в Париж, где он дол­жен был отстаивать интересы римско-католической церкви в идейных и теологических спорах с различными мнениями, рас­пространявшимися среди преподавателей и студентов европей­ских университетов. Именно в этот период он пишет свои глав­ные произведения, в которых, используя систему Аристотеля, разрабатывает новое систематическое изложение учения рим­ско-католической церкви.

С 1272 по 1274 год Фома Аквинский занимается преподавани­ем в своем родном университете города Неаполя. Незадолго до смер­ти, по указанию папы Григория X, его вызывают для участия в Лионском Соборе. Однако по дороге в Лион Фома Аквинский тяжело заболел и умер 7 марта 1274 года.

Обет безбрачия философ хранил до самой смерти, личной жизни в распространенном её значении Фома Аквинский предпочитал схоластику. Жены и детей у него не было. Уже после смерти ему был присвоен титул «ангельского док­тора», а в 1323 году, за свои великие заслуги перед римской цер­ковью, Фома Аквинский был признан святым.

Труды

Файл:Tommaso - Summa theologica, 1596 - 4593718.tifФома Аквинский оставил после себя обширное наследие в виде множества трудов, охватывающих различные аспекты теологии, философии, этики и других областей знания. Вот некоторые из его наиболее известных и влиятельных произведений[3]:

«Сумма теологии» (Summa Theologica)

Многотомный трактат, в котором он систематизировал христианскую доктрину и ответил на множество вопросов теологии и философии. Он попытался сочетать доктрину веры с разумом, представив аргументы в пользу существования Бога, природы христианской веры, нравственности и многого другого[4].

«Сумма против язычников» (Summa contra Gentiles)

Трактат представляет аргументы в пользу христианской веры и обращается к нехристианам, включая язычников и арабских философов. Он стремился показать, что христианство может быть рационально обоснованным и понятным даже для тех, кто не разделяет веру.

«Quodlibet»

Трактат содержит записи диспутов и дискуссий Фомы Аквинского по различным темам. Здесь он рассматривает вопросы, заданные студентами и собеседниками, и предоставляет ответы, основанные на своей философии и теологии.

«Деяния в 44 томах» (Scriptum super Sententiis)

Этот труд является комментарием Фомы Аквинского к «Sentences» — тексту, который был стандартным учебником по теологии в его время. В этом труде он разрабатывает свои идеи по различным аспектам веры и теологии.

«Комментарии к Аристотелю»

Аквинский оставил ряд комментариев к работам Аристотеля, которые оказали значительное влияние на средневековую философию. Он пытался адаптировать аристотелевскую философию к христианскому учению, особенно в области метафизики и этики[5].

Пять доказательств бытия Божия

В первой части «Суммы теологии» Аквинат обосновывает необходимость теологии как науки со своей целью, предметом и методом исследования. Предметом её он полагает первопричину и предельную цель всего сущего, то есть Бога. Именно поэтому трактат начинается с пяти доказательств бытия Божия. Именно благодаря им в первую очередь известна «Сумма теологии», несмотря на то, что из 3 500 листов, которые занимает этот трактат, существованию Бога посвящены всего полтора[6].

1. Первое доказательство бытия Божия опирается на аристотелевское понимание движения. Фома утверждает, что «все, что движется, должно быть движимо чем-то иным»  . Попытка представить себе ряд объектов, каждый из которых заставляет двигаться предыдущий, но и сам при этом приводим в движение следующим, уводит в бесконечность. Попытка это вообразить неизбежно должна привести нас к пониманию того, что был некий перводвигатель, «который не движим ничем, а под ним все разумеют Бога».

2. Второе доказательство немного напоминает первое и также опирается на Аристотеля, в этот раз — на его учение о четырёх причинах. По Аристотелю, у всего сущего должна быть действующая (или порождающая) причина, то, с чего начинается существование вещи. Поскольку ничто не может произвести самое себя, должна быть некая первопричина, начало всех начал. Это и есть Бог.

Murano SAn Pietro Martire - Thomas von Aquin.jpg

3. Третье доказательство бытия Божия — доказательство «от необходимости и случайности». Фома поясняет, что среди сущностей есть такие, которые могут как быть, так и не быть, то есть их существование случайно. Есть и необходимые сущности. «Но все необходимое либо имеет причину своей необходимости в чём-либо ещё, либо нет. Однако невозможно, чтобы [ряд] необходимых [сущих], имеющих причину своей необходимости [в чём-то ещё], уходил в бесконечность». Следовательно, есть некая сущность, необходимая сама по себе. Эта необходимая сущность может быть только Богом.

4. Четвёртое доказательство «исходит из степеней [совершенств], обнаруживаемых в вещах. Среди вещей обнаруживаются более и менее благие, истинные, благородные и так далее». Однако о степени благости, истинности и благородства можно судить только в сравнении с чем-то «наиболее истинным, наилучшим и благороднейшим». Этими свойствами обладает Бог.

5. В пятом доказательстве Аквинат вновь опирается на учение Аристотеля о причинах. Исходя из аристотелевского определения целесообразности, Фома констатирует, что все предметы бытия направлены в своем существовании к какой-то цели. При этом «они достигают цели не случайно, но намеренно». Поскольку сами предметы «лишены разумения», следовательно, «существует нечто мыслящее, которым все природные вещи направляются к [своей] цели. И таковое мы называем Богом»[7].

Примечания

  1. Анатолий Колот. Фома Аквинский. АНО «Центр информационных технологий Московской духовной академии Русской Православной Церкви» (14 сентября 2023). Дата обращения: 19 ноября 2023.
  2. Коплстон Ф. История философии : Сред. века / Фредерик Коплстон; [Пер. с англ. Ю. А. Алакина]. — Москва: Центрполиграф, 2003. — С. 145. — ISBN ISBN 5-9524-0637-8.
  3. Геранина Галина Александровна, Курлов Владислав Васильевич. Фома Аквинский о Боге // Проблемы науки. — 2020. — № 4. — С. 76—75.
  4. Фома Аквинский. Сумма Теологии / Фома Аквинский; [Пер. с лат. С. И. Еремеева, А. А. Юдина]. — Киев : Эльга ; Москва : Ника-Центр, 2002. — ISBN ISBN 5-94773-003-0.
  5. Голиков Альберт Константинович. Философско-политические и правовые основы учения Фомы Аквинского // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. — 2008. — № 180. — С. 57—63.
  6. Бандуровский К.В. Проблема этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии : Журнал. — 1997. — Сентябрь (№ 9). — С. 156—162.
  7. Апполонов А.В. Фома Аквинский. — Электронный ресурс: Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 458—460. — ISBN ISBN 978-5-85270-370-5.

Литература

  1. Алексеева Л. А. История политических и правовых учений. — Орел : Орловский юридический институт МВД России, 2021.- 365с.
  2. Коплстон Ф. История философии : Сред. века / Фредерик Коплстон; [Пер. с англ. Ю. А. Алакина]. — Москва : Центрполиграф, 2003. — 434с- ISBN 5-9524-0637-8.
  3. Фома Аквинский. Сумма Теологии / Фома Аквинский; [Пер. с лат. С. И. Еремеева, А. А. Юдина]. — Киев : Эльга ; Москва : Ника-Центр ; 2002. — ISBN 5-94773-003-0.
  4. Александр Марей. Фома Аквинский. О королевской власти к королю Кипра, или О правлении князей // Социологическое обозрение. 2016. №2. - С 96-128.