Контролируемые иностранные компании

Материал из «Знание.Вики»

Контролируемые иностранные компании (англ. Controlled Foreign Corporation or Company) — иностранные компании одной страны, определённые части акций которых принадлежат налоговым резидентам другой страны. Это является правовой конструкцией, которая применяется налоговыми органами различных стран, и описывает юридические лица, которые осуществляют свою деятельность в какой-либо стране, однако принадлежат или контролируются налоговыми резидентами, проживающих в другой стране[1].

Законодательство по контролируемым иностранным компаниям вводилось для того, чтобы предотвратить уклонение от уплаты налога офшорными компаниями, которые учреждаются в странах с минимальными налогообложениями или в безналоговой юрисдикции. Такое законодательство, сочетающее соответствующие положение в договорах о двойном налогообложении, направлено на уплату налога в стране, в которой действительно осуществляется предпринимательская деятельность или в которой живут настоящие собственники компании. Впервые в США появились правила, подобные правилам налогообложения контролируемых иностранных компаний, в 1930-х годах. Собственно правила, регулирующие деятельность контролируемых иностранных компаний в США появились в 1962 году. В течение последующих двадцати пяти лет соответствующие законы появились в Канаде, Японии, Франции, Великобритании[2].

Общие положения

Появление правил, регулирующих деятельность контролируемых иностранный компаний обусловлено возможностью свободного переноса финансового капитала по миру. Например, налогоплательщик одной страны создавал компанию, зарегистрированную в безналоговой или низконалоговой юрисдикции и уклонялся от уплаты налогов на нераспределённую прибыль в той стране, налоговым резидентом которой он являлся. Компании (юридические лица) стремились использовать другие юрисдикции для уменьшения налогового бремени, в то время как государственный аппарат стремился противодействовать уклонению от налогообложения в стране инкорпорации. Государство здесь стремилось если не облагать налогом нераспределённую прибыль, то ограничивать возможность ведения бизнеса, используя иностранные юрисдикции[2].

Законодательство некоторых стран предполагает, что офшорная компания должна иметь не меньше 10 собственников, чтобы считаться самостоятельной, хотя требования о количестве собственников может доходить до нескольких сотен человек. Вместе с этим в Австралии принят список государств, регистрация в которых компании не ведёт к признанию её контролируемой иностранной компанией. Чаще всего это страны, в которых размер налогов равен либо превышает налоговую ставку в стране, где проживает акционер участника такой иностранной компании, либо подписан договор о двойном налогообложении. В некоторых случаях владеть контролируемой иностранной компанией выгодно, несмотря на необходимость платы налогов в стране контролирующего её лица. Это может быть связано с низкой стоимостью ведения бизнеса иностранным учреждением в сравнении (налоговые льготы для привлечения иностранных инвесторов) с местными учреждением либо потому, что предприятие, расположенное в определенной стране считается более престижным и рентабельным[3].

Контролируемые иностранные компании в мире

Для предотвращения создания так называемых «налоговых оазисов» была создана Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)[4]. Среди стран, в которых на сегодняшний день законодательство о контролируемых иностранных компания отсутствует, или не вступило в силу, можно назвать Армению, Беларусь, Гибралтар, Гонконг, Грузию, Индию, Кипр, Лихтенштейн, Малайзию, Мальту, Молдову, Монголию, Сейшелы, Сингапур, Таиланд, Туркменистан, Украину, Черногорию и другие страны[5].

На протяжении последних лет количество стран, которые принимают нормы о контролируемых иностранных компаниях постоянно растет. Страны-участники Евросоюза постепенно внедряют такие нормы, руководствуясь Директивой Европейского союза от 12 июля 2016 года № 2016/1164 «О правилах противодействия практикам обхода налогообложения, влияющим на функционирование внутреннего рынка». Чтобы оценить налоговые последствия приобретения налогового статуса в конкретной стране, необходимо определить, существует ли законодательство об иностранных компаниях в конкретной стране, и учесть, что законодательство может предусматривать различные пороги долевого участия и иные критерии «контроля» для целей контролируемых иностранных компаний, различный объём доходов, включаемых в налоговую базу контролирующего лица, разные перечни государств и территорий, компании которых подпадают под подобные нормы[5].

Российская Федерация

Герб Российской Федерации.

Государственная дума РФ 18 ноября 2014 года приняла Федеральный закон от 24 ноября 2014 года № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», который внёс многочисленные изменения в Налоговый кодекс России, в том числе новые нормы налогообложения доходов и прибыли контролируемых иностранных компаний. По данным правилам, контролируемой признается иностранная компания, контролируемая российским резидентом-налогоплательщиком[6].

Контролирующим лицом иностранной организации являются резиденты России, у которых[1]:

  • имеется более 25 %доли в иностранной компании,
  • в случаях владение долями совместно с супругами и несовершеннолетними детьми более десяти процентов. При этом доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации, совместно с супругами и несовершеннолетними детьми должна быть более 50 %.

Контролирующие лица обязаны уведомить налоговый орган о контролируемых ими иностранных компаниях. Если контролирующее лицо не уведомит налоговый орган в установленный срок о контролируемой иностранной компании или представит уведомление, в котором содержатся недостоверные сведения, то за такое нарушение в России придется уплатить штраф в размере 500 000 рублей по каждой контролируемой компании. Прибыль контролируемой иностранной компании облагается налогами на территории России, при этом уплаченные в иностранных странах налоги будут учтены при определении налогового обязательства в Российской Федерации. Прибыль контролируемого иностранного предприятия освобождается от уплаты налога на территории России, если лицо является резидентом страны, с которой Российская Федерация заключила договор о двойном налогообложении[1].

Контролируемая иностранная компания освобождается от уплаты налога на территории России при условии, если[1]:

  • компания является некоммерческим объединением;
  • компания создана в государстве-члене Евразийский экономический союз (ЕАЭС);
  • эффективная налоговая ставка компании составляет не менее 75 % от средневзвешенной налоговой ставки;
  • доля пассивных доходов компании не превышает 20 % в структуре доходов контролируемой иностранной компании.

Минимальная прибыль, подлежащая декларированию на территории России, после 2017 года составляет 10 млн рублей. За неуплату налога на территории России контролирующему лицу может быть предъявлен штраф в 20 % от суммы налога, который при этом не может быть менее 100 000 рублей. А в отдельных случаях контролирующее лицо может быть привлечено к уголовной ответственности[1].

Узбекистан

Герб Узбекистана.

С 1 января 2022 года в Узбекистане вступили в силу изменения, устанавливающие порядок налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. Принятые правила основаны на мировой практике и во многом похожи на российские правила контролируемых иностранных компаний. Контролируемой иностранной организацией на территории Узбекистана признаются[7]:

  • иностранные юридические лица;
  • иностранные структуры без образования юридического лица;
  • юридические лица, которым законодательством государства регистрации не предусмотрено участие в капитале, а контроль над ними осуществляют налоговые резиденты Республики Узбекистан.

Контролирующим лицом является налоговый резидент Узбекистана:

  • владеющий долей более 25 % капитала иностранной организации,
  • владеющее более 10 % капитала иностранной организации, в которой налоговые резиденты Узбекистана в сумме владеют долей более 50 % акций юридического лица.

Прибыль контролируемой иностранной компании облагается налогом у контролирующего лица, если контролируемая иностранная компания пользуется льготным налогообложением, её прибыль будет облагаться на уровне контролирующих лиц. Прибыль иностранных компаний, контролируемых налоговыми резидентами Узбекистана, с 2022 года подлежит налогообложению в стране, если не применимы освобождения. По прибыли контролируемой иностранной компании не предусмотрены пониженные налоговые ставки, в связи с чем налогообложение будет осуществляться по стандартным ставкам, установленным законодательством Республики Узбекистан. Налоги с доходов контролируемых иностранных компаний будут уплачиваться с 2024 года[7].

Казахстан

Герб Казахстана.

В Казахстане, контролируемая иностранная компания — это организация, не являющаяся резидентом Республики Казахстан, или иностранная компания, созданная без образования юридического лица. Налоговый резидент Республики Казахстан, владеющий или конструктивно управляющий (владеющий) 25 % голосующих акций в компании, зарегистрированной в стране, в которой налоговая ставка составляет менее 10 процентов, считается контролируемой иностранной компанией[8].

Конструктивным владением является владение резидентом Казахстана долями в уставе контролируемой иностранной компании или владение резидентом совместно с ближайшими родственниками долями в уставе контролируемой иностранной компании. При этом прибыль такой иностранной компании можно не только уменьшить, но и освободить от налогообложения. Эти нормы предусмотрены законодательством Казахстана. В законодательстве также предусмотрены нормы по избеганию двойного налогообложения прибыли контролируемых иностранных компания[8].

После приобретения доли в иностранной компании резиденты Казахстана обязаны заявлять об этом в налоговый орган. в течение шестидесяти дней. Нормы контролируемых иностранных компаний применяются не только, если коммерческое общество зарегистрировано в государстве с льготным налогообложением, но и в случае если ставка налога на прибыль контролируемой иностранной компании составляет менее 10 %. Часть прибыли нерезидента, расположенного в стране имеющей льготное налогообложение, относящаяся к резиденту, Казахстана облагается налогами в Республике Казахстан. Правительством определен перечень таких стран, куда вошли страны, в которых ставка подоходного налога составляет менее 10 % и страны, сохраняющие тайну о фактическом владельце имущества, если между этими государствами и Казахстаном отсутствуют механизмы обмена информацией[8].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица. Федеральная налоговая служба. Дата обращения: 30 октября 2023.
  2. 2,0 2,1 Муратов Р. А. История возникновения правового регулирования деятельности контролируемых иностранных компаний в США // Международное право и международные организации. — 2021. — № 4. — С. 11—21.
  3. Алексеев А. Справочник по КИК: Как владеть иностранными компаниями и не иметь проблем с налоговой в России. gsl-news.org. Дата обращения: 3 ноября 2023.
  4. Перечень государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (по состоянию на 2020 год). ru.uniwide.biz. Дата обращения: 2 ноября 2023.
  5. 5,0 5,1 В каких странах существует законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК/CFC)?. uniwide.biz. Дата обращения: 5 ноября 2023.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ. Часть первая. КонсультантПлюс. Дата обращения: 29 октября 2023.
  7. 7,0 7,1 Как в Узбекистане меняется налогообложение контролируемых иностранных компаний (11 апреля 2023). Дата обращения: 5 ноября 2023.
  8. 8,0 8,1 8,2 Налоговый Кодекс РК. Статья 294. kodeksy-kz.com. Дата обращения: 2 ноября 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!