Поморяне
| Поморяне (лат. Pomerani) | |
|---|---|
| Современное самоназвание | кашубы |
| Расселение | вдоль побережья Балтийского моря |
| Археологическая культура | ляшская |
| Язык | поморский, польский |
| Религия | язычество, христианство |
| Родственные народы | волиняне, пыжичане, ободриты, лютичи, велеты |
Поморя́не (лат. Pomerani) — одна из групп западнославянских племён, живших до XVI —XVII веков вдоль побережья Балтийского моря, в частности на территории, известной как Поморье, между реками Одер и Висла. В письменных источниках упоминаются с 1070-х гг.[1] Граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нетце на юге. Дали название исторической местности Померания (от славянских слов Поморье или Поморяния). В число поморянских племён включают волинян и пыжичан. Их история пересекается с важными событиями в Европе, особенно в контексте формирования раннесредневековых государств[2].
Этническая принадлежность и формирование народа
Этническое ядро поморян сформировалось из западных славянских племён, таких как ободриты, лютичи и велеты. Со временем они интегрировались с местными восточно-балтийскими группами, что привело к созданию уникального культурного облика поморян, отличающегося как от полабских, так и от восточных славян[3]. Поморяне вместе с поляками составляли одну родственную языковую группу. Ещё её называли ляшская. Поморяне — особое племя, которое отличалось как от лютичей и бодричей, так и от поляков. Поморяне образовывали так называемую переходную ступень от одних к другим[4].
В IX веке в Поморянии появились крупные укреплённые поселения, такие как Щецин, Волин и Колобжег, которые стали центрами политической жизни и торгово-ремесленной деятельности. Название острова Узедом свидетельствует о том, что поморяне активно осваивали Балтийское море. Площадь Узедома составляет примерно четыреста сорок пять квадратных километров[5]. С X века существовало политическое объединение с центром в Волине, жители которого назывались волыняне. В 1046 году князь Поморянии Земузил прибыл к императору Генриху III вместе с правителями Польши и Чехии. Предполагается, что славян поморян так назвали их южные соседи — поляки, и это имя было принято самими поморянами, которые также сохранили этноним кашубы[6]. В XI—XII веках князь Поморянии совершал походы на Польшу, и к 20-м годам XII века в состав Поморянии вошли земли лютичей за рекой Одрой. Князь поморян зимой 1107—1108 годов при встрече с польским князем Болеславом Кривоустым склонился перед ним, объявив себя его верным рыцарем и слугой. После этого польский князь смог покорить почти всё княжество Поморяния без единого сражения[7].
Отголоски славяно язычия до сих пор сохранились на острове Руян (Рюген). Здесь можно найти следы древних верований, обожествлявших природу. Например, у мыса Герген стоит гранитный утёс Buskahm — «Божий Камень», а также урочище Swantegara — «Святая Гора». В устье реки Дивеновы находится деревня Swantust — «Святое Устье». Даже сегодня на Рюгене в названиях местечек можно услышать славянские понятия: Позериц, Густов, Мёдов. Это свидетельствует о том, что местное население постепенно становилось немецкоязычным, сохраняя прежние названия. Если бы произошла полная смена населения, то эти названия не сохранились бы.
Память о славянском характере острова Руян и былой гегемонии славян в Балтийском море сохранилась в сказаниях славян, переселившихся на Русь. Каждый русский помнит слова А. С. Пушкина:
И лежит нам путь далёк, мимо острова Буяна в царство славного Салтана...
Хозяйственная жизнь
Территория проживания поморян простиралась от устья реки Одера на западе до Гданьска на востоке. Важнейшими городами-поселениями были Вольгаст, Камень-Поморский, Щецин, Волин и Колобжег. Экономику поморян определяли рыболовство, земледелие и торговля с другими европейскими странами, особенно Ганзой[7].
Главным городом, столицей поморян был город Щетин современные историки иногда его называют не Щетин, а Щетина или Щецина)[3], а позже — Щецин. Так же известны и другие крупные укрепленные поселения поморян: Колобжег (он же Колобрег), Волин, а также Камина, Клодно, Белград, Гданьск. Город Волин в некоторый период истории, видимо подчинялся Щецину, как столице поморян, но в другие периоды он, возможно, был городом руян, а может быть, и лютичей. Эти города в X—XI вв. вели довольно оживлённую торговлю с Саксонией, Данией, Швецией и Русью, вывозя хлеб, соль и рыбу[2].
Как и у всех славян, основой хозяйства поморян являлось земледелие и скотоводство, пополняемое лесным, охотничьим и рыбным промыслом. Поморяне высевали прежде всего просо, рожь, пшеницу, ячмень, а в начале средневековья — и овёс. В VII-VIII веках преобладала в питании говядина, но в последующие столетия её почти полностью заменила свинина[7].
В просторных пущах были хорошо развиты лесной и охотничий промыслы. В XI-XII веках дичь стала занимать кое-где значительное место в питании. Наличие многих рек и озёр, близость моря, способствовали развитию рыбного промысла. В Колобжеге уже с VI-VII веков поморяне занимались варением соли; около 1000-го года поморянские солеварни получили известность далеко за пределами Поморянии[7].
Начиная с рубежа VIII-IX веков, специфика Поморянии благоприятствовала широкому развитию товарообмена, который способствовал динамичному развитию местного производства. Отсюда в неплодородную Скандинавию экспортировалось зерно, во внутренние районы Польши — солёная селёдка. О развитии локального рынка свидетельствует относительно густая в XII веке сеть торгов, которые устраивались, например, в Щецине два раза в неделю.
Кроме того, известно, что в поздний период существования поморян, после того, как распался племенной союз лютичей, некоторые земли лютичей к западу от Одера перешли к поморянам, и таким образом, территория их расселения изменилась[3].
Государственное устройство и религия
До конца IX века поморяне существовали как союзы отдельных родов и городов-государств, управляемых князьями и старейшинами. Одним из первых известных исторических деятелей поморян был князь Войсомир, который активно сопротивлялся попыткам германцев захватить западные земли[3].
С X века политика Польши начала оказывать значительное влияние на судьбу поморян. Князь Мешко I пытался включить их земли в своё государство, ведя войны и проводя политику крещения. Позже, во время правления Болеслава Храброго, значительная часть Поморья была насильственно включена в состав Польши, что сопровождалось массовыми выступлениями поморян против христианизации[3].
Считается, что формально Поморье было присоединено к Польше в 1123 году, но на самом деле это было лишь формальное действие, а не реальное. Тогда в душе поляков созрел хитроумный план, который, возможно, был навеян немцами.
Болеслав III понимал, что путём войны и разорения он не добьётся прочного успеха, и ему были нужны мирные отношения с Поморянией. Ближайшим и наиболее верным средством для этого было введение и распространение христианства. Болеслав Кривоустый стремился устранить религиозное различие между христианской Польшей и языческой Поморской Русью, поэтому он искал в Польше человека, готового проповедовать христианство среди поморян[2]. Однако в самой Польше желающих не нашлось.
В начале 1122 года к Болеславу неожиданно пришёл епископ Бернгард (или Бернард), испанец по происхождению, с предложением проповедовать в Поморье. Бернгард просил только дать ему проводника и переводчика. Получив их, он, как истинный последователь Спасителя, отправился на свою миссию. Однако успех не оправдал его ожиданий. Граждане города Волина встретили его по одежде и спросили, кто он и от кого послан. Когда Бернгард представился слугой истинного Бога, создателя неба и земли, волинцы отвергли его, запретив приближаться к их земле под угрозой смерти[8].
После неудачной попытки первого проповедника, появился второй кандидат — епископ Бамбергский Оттон из Священной Римской империи. Помня печальный опыт Бернгарда и зная, что в богатом Поморье почти нет нищих и бедняков презираются, Оттон[9] решил явиться туда в изобилии и внешнем блеске. Он взял с собой богатый запас вещей, необходимых при богослужении, а также много одежд, драгоценных тканей и других подарков для знатных и богатых жителей страны.
Новый проповедник отправился в путь в начале мая 1124 года. В это время поморянами правил Вартислав I, первый достоверно известный князь Поморья и родоначальник династии Грифичей. Как выяснилось позже, и сам Вартислав, и некоторые его воины уже тайно были христианами к моменту появления Оттона.
Оттон начал свою деятельность с большим энтузиазмом[9], но официально считается, что крещение происходило добровольно. Однако, вероятно, это была дезинформация. Оттон окрестил тысячи новых христиан и возликовал, думая, что Поморье навсегда отказалось от язычества. Но это было не так.
По мере взаимодействия князя Вартислава с Польшей, языческое княжество постепенно начало подражать польской монархии Пястов. Были заимствованы многие элементы строя Польши: система даней и повинностей, организация двора, администрации, судов и другие.
В 1147 году после смерти Вартислава его место занял Ратибор. В этом же году начался так называемый крестовый поход против славян. Борьба против язычества была лишь лозунгом, скрывавшим истинные цели: захват славянских земель. Большое значение крестоносцы придавали захвату Поморья.
Профессор Грацианский в статье «Крестовый поход 1147 года против славян и его результаты»[10] рассказывает, что армия, направленная против Щетина, главного города Поморья, потерпела полную неудачу. Когда крестоносцы обложили город, осаждённые выставили на городских валах кресты в знак того, что они христиане. Это вызвало замешательство среди армии, так как стало очевидно, что предприятие противоречило идеям, провозглашённым Бернардом Клервосским и папой. Рядовые крестоносцы поняли, что их обманули князья, которые хотели захватить новые земли и доходы руками христиан.
Согласно одному известию, знатные рыцари, деля между собой ещё не захваченную добычу, столкнулись с сопротивлением крестоносцев из простонародья, которые не пожелали продолжать военные действия против щетинцев. Они проигнорировали приказы командиров и в беспорядке покинули лагерь, понеся немалые потери. Так бесславно закончился крестовый поход немцев и поляков против Поморья[10], показав, что истинная причина была не в различии веры, а в том, что поморяне были прежде всего славянами.
После этого поморяне продолжили борьбу с крестоносцами. Даже после того, как ободриты заключили мир с крестоносцами, поморяне и руяне мужественно продолжали войну, нанеся несколько чувствительных ударов по восточному побережью Дании, участнице крестового похода[3].
Однако после всех этих событий Поморье к язычеству не возвращалось. Ратибор стал известен как покровитель христиан. Союз лютичей уже не существовал — его остатки ушли на территорию нынешней Беларуси и в Псковско-Новгородский регион. Теперь большая часть бывших земель лютичей была в составе поморского княжества, и у поморян появилась общая граница с ободритами и Священной Римской империей. Это оказало пагубное влияние на будущую историю поморян.
Во времена правления Владислава Германа и Бронислава Кривоустого некоторые регионы Поморья временно обретали независимость, а позже вступали в союзы с Германской империей и Данией[3].
Наследие поморян
Поморяне, как отдельная этническая группа, постепенно исчезли в результате процессов ассимиляции и интеграции в более крупные государства. Однако их культурное наследие продолжает жить в традициях и обычаях народов, населяющих Прибалтику и Польшу. Множество местных традиций, язык и культурные практики имеют древние корни, уходящие к этому древнему племени.
В 1160 году герцог Саксонский Генрих Лев завоевал ободритов, а затем и поморян. Их князья признали Генриха своим сюзереном, и Западное Поморье оказалось под властью Священной Римской империи. Восточное Поморье некоторое время оставалось под контролем Польши, но затем оба региона неоднократно переходили из рук в руки разных правителей. Сегодня Поморье входит в состав Польши. Из всех балтийских славян (руяне, ободриты, лютичи и поморяне) до наших дней сохранилось лишь небольшое количество представителей двух поморских народностей — кашубов и словинцев, которые избежали ассимиляции со стороны немцев и поляков[4].
Название «Кашубы» имеет древние корни[11]. В средневековье территория их расселения простиралась на западные районы Поморья, включая бассейн реки Парсенты в районе города Колобжег. В XIII веке Кашубия охватывала и западную часть Поморья, а поморянские князья именовали себя князьями Кашубии. Вероятно, поморяне изначально называли себя кашубами, и это название распространилось на другие племена поморян как общий этноним на раннем этапе их консолидации. Также предполагается, что название «Поморяне» было дано им южными соседями, славянами Польши, и это имя было воспринято самими поморянами наряду с этнонимом «кашубы»[11].
Таким образом, поморяне являются важным элементом славянской истории, оставив значительный след в культуре и экономике своих регионов. Их история отражает сложные процессы средневекового развития европейских народов, взаимодействие культур и постоянные политические изменения. Сегодня наследие поморян продолжают изучать историки, археологи и этнографы, раскрывая новые страницы древней истории северных регионов Центральной Европы[2].
Примечания
- ↑ Большая Российская Энциклопедия (2004 - 2017). Поморяне. Дата обращения: 26 октября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Поморяне - что за народ, история и происхождение.. Famiru : сайт. Дата обращения: 26 октября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Андрей Другарин. Поморская Русь и уничтожение поморян (2023). Дата обращения: 27 октября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 Судьба западных славян. История.РФ : главный исторический портал страны. Дата обращения: 27 октября 2025.
- ↑ Хасанов Васил Калмакматович. Про Узедом! (2025). Дата обращения: 27 октября 2025.
- ↑ Кашубы. Большая российская энциклопедия (2004 - 2017). Дата обращения: 27 октября 2025.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Сергей Прямчук. Поморяне! (2008). Дата обращения: 27 октября 2025.
- ↑ Поморье. Большая Российская Энциклопедия (2004 -2017) : сайт. Дата обращения: 30 октября 2025.
- ↑ 9,0 9,1 Рыжов, Константин. Император Оттон I Великий (2019). Дата обращения: 30 октября 2025.
- ↑ 10,0 10,1 Грацианский, Н. Крестовый поход 1147 г. против славян и его результаты. — 1946.
- ↑ 11,0 11,1 Кашубы - народ, история, происхождение.. Famiry. Дата обращения: 30 октября 2025.
