Поморяне

Поморяне (лат. Pomerani)
Современное самоназвание кашубы
Расселение вдоль побережья Балтийского моря
Археологическая культура ляшская
Язык поморский, польский
Религия язычество, христианство
Родственные народы волиняне, пыжичане, ободриты, лютичи, велеты

Поморя́не (лат. Pomerani) — одна из групп западнославянских племён, живших до XVIXVII веков вдоль побережья Балтийского моря, в частности на территории, известной как Поморье, между реками Одер и Висла. В письменных источниках упоминаются с 1070-х гг.[1] Граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нетце на юге. Дали название исторической местности Померания (от славянских слов Поморье или Поморяния). В число поморянских племён включают волинян и пыжичан. Их история пересекается с важными событиями в Европе, особенно в контексте формирования раннесредневековых государств[2].

Этническая принадлежность и формирование народа

Поморяне. Вечер. Н. К. Рерих (1907)

Этническое ядро поморян сформировалось из западных славянских племён, таких как ободриты, лютичи и велеты. Со временем они интегрировались с местными восточно-балтийскими группами, что привело к созданию уникального культурного облика поморян, отличающегося как от полабских, так и от восточных славян[3]. Поморяне вместе с поляками составляли одну родственную языковую группу. Ещё её называли ляшская. Поморяне — особое племя, которое отличалось как от лютичей и бодричей, так и от поляков. Поморяне образовывали так называемую переходную ступень от одних к другим[4].

В IX веке в Поморянии появились крупные укреплённые поселения, такие как Щецин, Волин и Колобжег, которые стали центрами политической жизни и торгово-ремесленной деятельности. Название острова Узедом свидетельствует о том, что поморяне активно осваивали Балтийское море. Площадь Узедома составляет примерно четыреста сорок пять квадратных километров[5]. С X века существовало политическое объединение с центром в Волине, жители которого назывались волыняне. В 1046 году князь Поморянии Земузил прибыл к императору Генриху III вместе с правителями Польши и Чехии. Предполагается, что славян поморян так назвали их южные соседи — поляки, и это имя было принято самими поморянами, которые также сохранили этноним кашубы[6]. В XIXII веках князь Поморянии совершал походы на Польшу, и к 20-м годам XII века в состав Поморянии вошли земли лютичей за рекой Одрой. Князь поморян зимой 11071108 годов при встрече с польским князем Болеславом Кривоустым склонился перед ним, объявив себя его верным рыцарем и слугой. После этого польский князь смог покорить почти всё княжество Поморяния без единого сражения[7].

Остров Буян. Иллюстрация к сказке «Сказка о царе Салтане» Ивана Яковлевича Билибина. 1905

Отголоски славяно язычия до сих пор сохранились на острове Руян (Рюген). Здесь можно найти следы древних верований, обожествлявших природу. Например, у мыса Герген стоит гранитный утёс Buskahm — «Божий Камень», а также урочище Swantegara — «Святая Гора». В устье реки Дивеновы находится деревня Swantust — «Святое Устье». Даже сегодня на Рюгене в названиях местечек можно услышать славянские понятия: Позериц, Густов, Мёдов. Это свидетельствует о том, что местное население постепенно становилось немецкоязычным, сохраняя прежние названия. Если бы произошла полная смена населения, то эти названия не сохранились бы.
Память о славянском характере острова Руян и былой гегемонии славян в Балтийском море сохранилась в сказаниях славян, переселившихся на Русь. Каждый русский помнит слова А. С. Пушкина:

И лежит нам путь далёк, мимо острова Буяна в царство славного Салтана...

Хозяйственная жизнь

Территория проживания поморян простиралась от устья реки Одера на западе до Гданьска на востоке. Важнейшими городами-поселениями были Вольгаст, Камень-Поморский, Щецин, Волин и Колобжег. Экономику поморян определяли рыболовство, земледелие и торговля с другими европейскими странами, особенно Ганзой[7].

Главным городом, столицей поморян был город Щетин современные историки иногда его называют не Щетин, а Щетина или Щецина)[3], а позже — Щецин. Так же известны и другие крупные укрепленные поселения поморян: Колобжег (он же Колобрег), Волин, а также Камина, Клодно, Белград, Гданьск. Город Волин в некоторый период истории, видимо подчинялся Щецину, как столице поморян, но в другие периоды он, возможно, был городом руян, а может быть, и лютичей. Эти города в X—XI вв. вели довольно оживлённую торговлю с Саксонией, Данией, Швецией и Русью, вывозя хлеб, соль и рыбу[2].

Как и у всех славян, основой хозяйства поморян являлось земледелие и скотоводство, пополняемое лесным, охотничьим и рыбным промыслом. Поморяне высевали прежде всего просо, рожь, пшеницу, ячмень, а в начале средневековья — и овёс. В VII-VIII веках преобладала в питании говядина, но в последующие столетия её почти полностью заменила свинина[7].

Поморяне. Утро. Н. К. Рерих (1906)

В просторных пущах были хорошо развиты лесной и охотничий промыслы. В XI-XII веках дичь стала занимать кое-где значительное место в питании. Наличие многих рек и озёр, близость моря, способствовали развитию рыбного промысла. В Колобжеге уже с VI-VII веков поморяне занимались варением соли; около 1000-го года поморянские солеварни получили известность далеко за пределами Поморянии[7].

Начиная с рубежа VIII-IX веков, специфика Поморянии благоприятствовала широкому развитию товарообмена, который способствовал динамичному развитию местного производства. Отсюда в неплодородную Скандинавию экспортировалось зерно, во внутренние районы Польши — солёная селёдка. О развитии локального рынка свидетельствует относительно густая в XII веке сеть торгов, которые устраивались, например, в Щецине два раза в неделю.

Кроме того, известно, что в поздний период существования поморян, после того, как распался племенной союз лютичей, некоторые земли лютичей к западу от Одера перешли к поморянам, и таким образом, территория их расселения изменилась[3].

Государственное устройство и религия

До конца IX века поморяне существовали как союзы отдельных родов и городов-государств, управляемых князьями и старейшинами. Одним из первых известных исторических деятелей поморян был князь Войсомир, который активно сопротивлялся попыткам германцев захватить западные земли[3].

С X века политика Польши начала оказывать значительное влияние на судьбу поморян. Князь Мешко I пытался включить их земли в своё государство, ведя войны и проводя политику крещения. Позже, во время правления Болеслава Храброго, значительная часть Поморья была насильственно включена в состав Польши, что сопровождалось массовыми выступлениями поморян против христианизации[3].

Считается, что формально Поморье было присоединено к Польше в 1123 году, но на самом деле это было лишь формальное действие, а не реальное. Тогда в душе поляков созрел хитроумный план, который, возможно, был навеян немцами.

Болеслав III понимал, что путём войны и разорения он не добьётся прочного успеха, и ему были нужны мирные отношения с Поморянией. Ближайшим и наиболее верным средством для этого было введение и распространение христианства. Болеслав Кривоустый стремился устранить религиозное различие между христианской Польшей и языческой Поморской Русью, поэтому он искал в Польше человека, готового проповедовать христианство среди поморян[2]. Однако в самой Польше желающих не нашлось.

В начале 1122 года к Болеславу неожиданно пришёл епископ Бернгард (или Бернард), испанец по происхождению, с предложением проповедовать в Поморье. Бернгард просил только дать ему проводника и переводчика. Получив их, он, как истинный последователь Спасителя, отправился на свою миссию. Однако успех не оправдал его ожиданий. Граждане города Волина встретили его по одежде и спросили, кто он и от кого послан. Когда Бернгард представился слугой истинного Бога, создателя неба и земли, волинцы отвергли его, запретив приближаться к их земле под угрозой смерти[8].

Оттон I, император Священной Римской Империи, Миланская рукопись (Хроника епископа Оттона Фрайзингского), ок. 1200

После неудачной попытки первого проповедника, появился второй кандидат — епископ Бамбергский Оттон из Священной Римской империи. Помня печальный опыт Бернгарда и зная, что в богатом Поморье почти нет нищих и бедняков презираются, Оттон[9] решил явиться туда в изобилии и внешнем блеске. Он взял с собой богатый запас вещей, необходимых при богослужении, а также много одежд, драгоценных тканей и других подарков для знатных и богатых жителей страны.

Новый проповедник отправился в путь в начале мая 1124 года. В это время поморянами правил Вартислав I, первый достоверно известный князь Поморья и родоначальник династии Грифичей. Как выяснилось позже, и сам Вартислав, и некоторые его воины уже тайно были христианами к моменту появления Оттона.

Вартислав I, Самбор II и Рацибор I Померелийский

Оттон начал свою деятельность с большим энтузиазмом[9], но официально считается, что крещение происходило добровольно. Однако, вероятно, это была дезинформация. Оттон окрестил тысячи новых христиан и возликовал, думая, что Поморье навсегда отказалось от язычества. Но это было не так.

По мере взаимодействия князя Вартислава с Польшей, языческое княжество постепенно начало подражать польской монархии Пястов. Были заимствованы многие элементы строя Польши: система даней и повинностей, организация двора, администрации, судов и другие.

В 1147 году после смерти Вартислава его место занял Ратибор. В этом же году начался так называемый крестовый поход против славян. Борьба против язычества была лишь лозунгом, скрывавшим истинные цели: захват славянских земель. Большое значение крестоносцы придавали захвату Поморья.

Профессор Грацианский в статье «Крестовый поход 1147 года против славян и его результаты»[10] рассказывает, что армия, направленная против Щетина, главного города Поморья, потерпела полную неудачу. Когда крестоносцы обложили город, осаждённые выставили на городских валах кресты в знак того, что они христиане. Это вызвало замешательство среди армии, так как стало очевидно, что предприятие противоречило идеям, провозглашённым Бернардом Клервосским и папой. Рядовые крестоносцы поняли, что их обманули князья, которые хотели захватить новые земли и доходы руками христиан.

Согласно одному известию, знатные рыцари, деля между собой ещё не захваченную добычу, столкнулись с сопротивлением крестоносцев из простонародья, которые не пожелали продолжать военные действия против щетинцев. Они проигнорировали приказы командиров и в беспорядке покинули лагерь, понеся немалые потери. Так бесславно закончился крестовый поход немцев и поляков против Поморья[10], показав, что истинная причина была не в различии веры, а в том, что поморяне были прежде всего славянами.

После этого поморяне продолжили борьбу с крестоносцами. Даже после того, как ободриты заключили мир с крестоносцами, поморяне и руяне мужественно продолжали войну, нанеся несколько чувствительных ударов по восточному побережью Дании, участнице крестового похода[3].

Однако после всех этих событий Поморье к язычеству не возвращалось. Ратибор стал известен как покровитель христиан. Союз лютичей уже не существовал — его остатки ушли на территорию нынешней Беларуси и в Псковско-Новгородский регион. Теперь большая часть бывших земель лютичей была в составе поморского княжества, и у поморян появилась общая граница с ободритами и Священной Римской империей. Это оказало пагубное влияние на будущую историю поморян.

Во времена правления Владислава Германа и Бронислава Кривоустого некоторые регионы Поморья временно обретали независимость, а позже вступали в союзы с Германской империей и Данией[3].

Наследие поморян

Поморяне, как отдельная этническая группа, постепенно исчезли в результате процессов ассимиляции и интеграции в более крупные государства. Однако их культурное наследие продолжает жить в традициях и обычаях народов, населяющих Прибалтику и Польшу. Множество местных традиций, язык и культурные практики имеют древние корни, уходящие к этому древнему племени.

В 1160 году герцог Саксонский Генрих Лев завоевал ободритов, а затем и поморян. Их князья признали Генриха своим сюзереном, и Западное Поморье оказалось под властью Священной Римской империи. Восточное Поморье некоторое время оставалось под контролем Польши, но затем оба региона неоднократно переходили из рук в руки разных правителей. Сегодня Поморье входит в состав Польши. Из всех балтийских славян (руяне, ободриты, лютичи и поморяне) до наших дней сохранилось лишь небольшое количество представителей двух поморских народностей — кашубов и словинцев, которые избежали ассимиляции со стороны немцев и поляков[4].

Стереотипы о кашубах

Название «Кашубы» имеет древние корни[11]. В средневековье территория их расселения простиралась на западные районы Поморья, включая бассейн реки Парсенты в районе города Колобжег. В XIII веке Кашубия охватывала и западную часть Поморья, а поморянские князья именовали себя князьями Кашубии. Вероятно, поморяне изначально называли себя кашубами, и это название распространилось на другие племена поморян как общий этноним на раннем этапе их консолидации. Также предполагается, что название «Поморяне» было дано им южными соседями, славянами Польши, и это имя было воспринято самими поморянами наряду с этнонимом «кашубы»[11].

Таким образом, поморяне являются важным элементом славянской истории, оставив значительный след в культуре и экономике своих регионов. Их история отражает сложные процессы средневекового развития европейских народов, взаимодействие культур и постоянные политические изменения. Сегодня наследие поморян продолжают изучать историки, археологи и этнографы, раскрывая новые страницы древней истории северных регионов Центральной Европы[2].

Примечания

  1. Большая Российская Энциклопедия (2004 - 2017). Поморяне. Дата обращения: 26 октября 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Поморяне - что за народ, история и происхождение.. Famiru : сайт. Дата обращения: 26 октября 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Андрей Другарин. Поморская Русь и уничтожение поморян (2023). Дата обращения: 27 октября 2025.
  4. 4,0 4,1 Судьба западных славян. История.РФ : главный исторический портал страны. Дата обращения: 27 октября 2025.
  5. Хасанов Васил Калмакматович. Про Узедом! (2025). Дата обращения: 27 октября 2025.
  6. Кашубы. Большая российская энциклопедия (2004 - 2017). Дата обращения: 27 октября 2025.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Сергей Прямчук. Поморяне! (2008). Дата обращения: 27 октября 2025.
  8. Поморье. Большая Российская Энциклопедия (2004 -2017) : сайт. Дата обращения: 30 октября 2025.
  9. 9,0 9,1 Рыжов, Константин. Император Оттон I Великий (2019). Дата обращения: 30 октября 2025.
  10. 10,0 10,1 Грацианский, Н. Крестовый поход 1147 г. против славян и его результаты. — 1946.
  11. 11,0 11,1 Кашубы - народ, история, происхождение.. Famiry. Дата обращения: 30 октября 2025.