Один
Один | |
---|---|
прагерм. Wōđanaz | |
Верховный бог, хозяин Вальхаллы, бог войны, скальдической поэзии и шаманских ритуалов | |
Мифология | скандинавская |
Тип | верховный бог |
Местность | Асгард,Свитьорд |
Имя на других языках | Вотан, Воден |
Дети | Бальдр, Хёд, Хермод, Браги, Видар, Тор, Мейли, Хеймдалль, Тюр, Вали, Ингви, Сиги, Сэминг, Сирглами, Векта, Белдег, Витлег, Касере, Сакснеат |
Характерные черты | отсутствие правого глаза |
Атрибуты |
Хугин и Мунин Гери и Фреки Слейпнир Гунгнир |
В иных культурах | германская |
О́дин (др.-сканд. Óðinn [ˈo:ðen:], в германской традиции Во́тан, Водан) — широко почитаемое скандинавское божество, верховный бог в скандинаво-германской мифологии, отец и предводитель народа асов, жителей Асгарда. Отцом Одина в «Младшей Эдде» назван Бор («рождённый»), который приходился сыном могучему первочеловеку Бури, а матерью — Бестла, дочь великана Бёльторна[1].
В мифологической поэзии, на рельефах и рисунках Один предстаёт как бог войны, приносящий победу в битве, бог скальдической поэзии, мудрости и шаманских ритуалов. Он обладает тайными знаниями, могущественными заклинаниями и поэтическим искусством. Один считается покровителем профессиональных воинов и военной аристократии. Является хозяином Вальхаллы («чертога убитых») и повелителем валькирий. Один встречает в своём чертоге с золотой крышей из щитов и стенами из копий павших в битве с оружием в руках воинов. В соответствии с эсхатологическими мифами, когда наступит день последней битвы — Рагнарёк, Один будет убит чудовищным волком Фенриром[2].
В средневековом 16-томном историческом труде Саксона Грамматика «Деяния датчан» (вторая половина XII века), объединившем хроники и саги, Один представлен как историческая личность, один из древних правителей[3]. Современник Саксона Грамматика Снорри Стурлусон (1178—1241) в «Саге об Инглингах» изобразил Одина вождём народа асов, мигрировавших из Азии в Скандинавию, где его сыновья основали династии правителей: Ингви (Фрейр) — Инглингов в Швеции и Норвегии; Скьёльд — Скьёльдунгов в Дании[4].
Происхождение
Имена Одина
Древнеисландское Óðinn (др.-исл. Óðinn [ˈo:ðen:])[5] как вариант имени Одина (Водана) связывают с возбуждением, вдохновением поэтов и шаманским экстазом. Считается родственным готскому wops, «неистовствующий», древнеанглийскому Wōden, древнесаксонскому Wōdan, древневерхненемецкому Wuotan и латинскому vates, «поэт», «провидец»[2]. Теоним мужского рода *Wōđanaz (или *Wōdunaz) переводят словосочетаниями «повелитель безумия» или «предводитель одержимых», образованными от протогерманского прилагательного *wōđaz («одержимый, вдохновлённый, бушующий») суффиксальным способом (-naz — «повелитель»). На фрагменте человеческого черепа, найденного в 1973 году при раскопках в Рибе (Дания), имя Одина представлено в рунической форме «ᚢᚦᛁᚾ»[6].
Римский историк Корнелий Тацит (I век нашей эры) описывает Одина (Водана) под римским именем Меркурия, проводя между ними определённые аналогии, в частности, хитрость, способность к обману[7]. Наиболее близкое сходство исследователи находят между скандинавской и славянской мифологиями, так как эти народы являются самыми близкими ветвями индоевропейского родового древа, их связывали тесные культурные и политические связи[8]. Один (Водан) у скандинавов и Велес (Волос) у славян имеют общие черты, сходные ипостаси из животного мира[9].
Один в древнеисландских сагах, являющихся литературными произведениями, наделялся различными способностями, мог изменять обличия, имел свыше 150 других имён: Альфёдр — «Все-отец», Игг — «Страшный», Хар — «Высокий», Гримнир — «Скрывающийся под маской» и другие. Имя Одина встречается в широком корпусе древнеисландских источников, саг и произведений скальдической поэзии различных временных периодов, в которых он является одним из главных героев сюжета[2].
Семья Одина
Скандинавская мифология трактует происхождение бога Одина от Бора и Бестлы, которые являлись одними из первых божественных существ. Бор, имя которого переводится как «рождённый», был сыном Бури, которого вылизала языком изо льда корова Аудумла. Она, в свою очередь, возникла от смешения пламени Муспельхейма и холода Нифльхейма. Мать Одина, Бестла, была дочерью Бёльторна, предположительно сына Имира, который возник так же, как Бури[2].
Один и другие «сыны Бора» принимали участие в Сотворении мира (космогенезе): поднятии земли и устройстве Мидгарда. Трое асов: Один, Хёнир и Лодур нашли и оживили древесные прообразы первых людей (антропогенез)[2].
У Одина было два брата, также сыновья Бора, их звали Ве и Вили. Они управляли Асгардом, пока Один отсутствовал. Снорри Стурлусон в «Саге об Инглингах» рассказывает, что однажды Один отправился далеко и долго был в отлучке. Асы уже утратили надежду на его возвращение. Тогда Вили и Ве начали делить наследство. Они оба поженились на жене Одина Фригг. Вскоре Один возвратился домой и вернул себе свою жену. Один оставил Ве и Вили править в Асгарде, а сам, вместе со своим народом, отправился в путь, поскольку знал свою судьбу[4].
Культ Одина
Возникновение культа Одина как покровителя воинов соотносится с шаманизмом, элементы которого сохранялись в скандинавской мифологии. Распространение культа Одина взамен предшествующего ему культа бога Тюра (Тиу) произошло в период Великого переселения народов, к которому относится рассказ о миграции асов на север. Одину подчинены девы-воительницы валькирии, которые по его приказу распределяют победы и поражения в сражениях[2].
Культ Одина включил в себя черты хтонического, связанного с землёй и подземным царством демона. Ему служат хтонические звери — вороны и волки. Они названы поимённо: вороны — Хугин и Мунин, «думающий» и «помнящий»; волки — Гери и Фреки, «жадный» и «прожорливый». Один кормит их мясом в Вальхалле. Хтонические черты присущи и восьминогому коню Одина Слейпниру, имя которого означает «скользящий». На Слейпнире сын Одина Хермод скачет в царство мёртвых Хель[2]. Путешествие Хадинга вместе со стариком Одином на его коне описывает Саксон Грамматик[3]:
...он посадил юношу на коня и повёз обратно, намереваясь оставить его там же, где прежде они встретились. Испуганный Хадинг, чрезвычайно поражённый всем произошедшим с ним за время этого путешествия, через дыры в плаще, которым он укрывался, заметил, что под копытами коня — море; и тогда старик велел ему не смотреть на то, что видеть ему было не позволено, и тот отвёл свой полный изумления взор от созерцания этого вселяющего в него ужас пути.Саксон Грамматик. «Деяния Данов»
Один одноглаз, а судя по некоторым эпитетам, даже слеп. Он ходит в синем плаще и надвинутой на лоб широкополой шляпе. Он не похож на воина, но является богом войны и покровителем военной дружины. Один посылал валькирий в помощь избраным, а также для препровождения погибших в бою в Вальхаллу. Он дарует победу или поражения, определяет воинскую судьбу и выступает покровителем многочисленных героев, включая Сигмунда и Сигурда[2]. Снорри Стурлусон так описывает военный гений Одина[4]:
Один был великий воин, и много странствовал, и завладел многими державами. Он был настолько удачлив в битвах, что одерживал верх в каждой битве, и поэтому люди его верили, что победа всегда должна быть за ним. Посылая своих людей в битву или с другими поручениями, он обычно сперва возлагал руки им на голову и давал им благословение.Снорри Стурлусон. «Сага об Инглингах»
Один — не миротворец, а сеятель раздоров и военных конфликтов, а также покровитель инициации воинов и жертвоприношений в форме пронзания копьём и повешения. Смерть бога весны и света Бальдра, сына Одина, от руки слепого брата Хёда, напоминает обряд инициации, а также бытовавший в Скандинавии и других местностях ритуал умерщвления (самопожертвования) конунга (царя) во имя спасения народа от несчастья (Христос Спаситель, царь Аттики Кодр и другие). Один разжигает конфликт конунгов Хёгни и Хедина, похитившего Хильду, дочь Хёгни. Эти конунги, вместе со своими войсками погибают в битве, но ночью Хильда оживляет отца, мужа и войска для нового сражения, подобно эйнхериям — дружине лучших воинов Одина, сражающейся, умирающей и воскресающей в ожидании Рагнарёка[2].
Один и себя приносит в жертву. Пронзённый собственным копьём, он на девять дней был пригвождён к мировому древу Иггдрасиль. Затем Один испил священного мёда из рук великана Бёльторна, своего деда, и удостоился награды — он получил руны, символ мудрости. Этот ритуал, описанный в мифологической поэме «Речи высокого» в «Старшей Эдде», свидетельствует о шаманской инициации Одина, его посвящении в ранг первого шамана[2].
Сюжеты, отражающие шаманство Одина, присутствуют в «Речах Гримнира», где конунг Гейррёд, захвативший Одина в плен, сам падает на свой меч под воздействием заклинаний Одина, в «Прорицании вёльвы», где Один пробуждает мёртвую пророчицу и узнаёт от неё судьбу богов, а также в «Песни о Вегтаме» («Сны Бальдра»), где также Один под именем Вегтама (Странника) выпытывает у вёльвы, как погибнет Бальдр. Шаманское посредничество Одина между людьми и богами роднит его с древом Иггдрасиль, соединяющим миры. Иггдрасиль буквально означает «конь Игга», где Игг — Страх, одно из имён Одина[2].
Один как бог колдовских заклинаний (гальдр), обладатель магических рун и мудрости, черпает силу шаманского экстаза и вдохновения в мёде поэзии. Один добыл это мёд у великанов, и часть его досталась скальдам (поэтам). Поэтому Один также и бог поэзии. В поэме «Прорицание вёльвы» говорится, что глаза Один лишился отдав его великану Мимиру в уплату за мудрость, которая содержится в медовом источнике. Одновременно и Мимир пьёт мёд из источника, в который помещён глаз Одина. Следовательно, сам глаз Одина является источником мудрости. Она предстаёт хтонической силой — мудрость присуща мёртвой голове Мимира, с которой советуется Один, вёльве, разбуженной от смертного сна, и самому Одину после смертных мук[2].
Добытую в мире мёртвых мудрость Один использует не только как силу заклинания, но и как интеллект. Один является знатоком рун и преданий, жрецом, вещающим с «престола тула» («Речи высокого»). В интеллектуальном поединке Один побеждает мудрейшего из великанов — Вафтруднира[2]. В «Старшей Эдде» помимо сюжета излагаются и житейские правила, поучения, представленные, преимущественно, в виде изречений Одина[10]:
Умом пред людьми
похваляться не надо —
скрывать его стоит;
если мудрец
будет молчать —
не грозит ему горе,
ибо нет на земле
надежнее друга,
чем мудрость житейская.«Речи Высокого». «Старшая Эдда»
Один участвует в конном состязании с великаном Хрунгниром, а также добывает вместе с Локи и Хёниром сокровища карлика Андвари («Младшая Эдда»). С Одином, вероятно, через хтонические образы, связывают такой атрибут плодородия, как волшебное кольцо Драупнир, которое порождает подобные себе. Как главе пантеона, творцу космоса из тела великана Имира, создателю человека и всемогущему владыке мира, Одину надлежит стать и предводителем войска в последней битве богов и хтонических чудовищ, завершающей временной цикл — Рагнарёк («гибель богов»)[11]. На завершающем этапе язычества, предположительно, культ Одина стал замещаться культом Тора[2].
Один — вождь
Представления об Одине менялись на протяжении времени. Наиболее полным источником, свидетельствующим об этих представлениях и их изменении, являются записанные около XIII века мифологические поэмы «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды» Снорри Стурлусона. В «Младшей Эдде» заметны определённые изменения представлений о морали, возникшие под влиянием христианства (например, в мифе о Бальдре)[1].
Франко Кардини, историк из Италии, исследовавший влияние скифо-сарматов на скандинаво-германскую мифологию, отмечает: «Источники, откуда можно почерпнуть основные сведения о происхождении Вотана-Одина, — это «Деяния данов» Саксона Грамматика и «Эдда» Снорри Стурлусона. Они сходятся на двух фактах: Один обитает в той части света, которая находится на Юге, откуда он и совершил завоевание Севера, употребив всё свое магическое искусство»[12]. Среди русских учёных, поддерживавших гипотезу о причерноморской родине асов, был Георгий Вернадский[13].
Уже в «Деяниях данов» историка и капеллана Саксона Грамматика образ Одина переосмысливается как знаменитый предок королей. В «Саге об Инглингах» исландский скальд и историк Снорри Стурлусон изобразил Одина вождём племени асов, живших в устье реки Танаис, а затем мигрировавших с берегов Чёрного моря в Скандинавию. Там сыновья Одина основали династии конунгов: Ингви (Фрейр) — Инглингов в Швеции и Норвегии; Скьёльд — Скьёльдунгов в Дании[4]. По Снорри Стурлусону и его представлениям о географии Великая Свитьод — Европа, Скифия и одновременно Швеция — это огромная территория к западу от реки Танаис (Дон)[4].
...От этого моря отходит на север длинный залив, что зовется Чёрное море. Он разделяет трети света. Та, что к востоку, зовется Азией, а ту, что к западу, некоторые называют Европой, а некоторые Энеей. К северу от Чёрного моря расположена Великая, или Холодная Свитьод... С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течёт по Свитьод река, правильное название которой Танаис. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль. Она впадает в Чёрное море. Местность у её устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, — Европой. Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином.Снорри Стурлусон. «Круг земной». «Сага об Инглингах»
Идеи «Саги об Инглингах» заинтересовали знаменитого путешественника Тура Хейердала, который вознамерился найти азиатскую прародину асов. Следуя саге, группа Хейердала проводила раскопки в советском городе Азове, считая его местом, где располагалась древняя столица асов Асгард, и обнаружила культурный слой I века нашей эры на противоположном берегу от обнаруженного ранее греческого города Танаис[14]:
Азов находился с восточной стороны устья и был конечным пунктом Великого шелкового пути из Китая. Сюда приходили с востока караваны с товарами, которые выгружали и обменивали на товары, привозимые из западных стран по Чёрному морю из Средиземного. Жители Азии прибывали сюда сухопутным путем на верблюдах, вьючных животных и повозках, и они не могли переправиться через реку, чтобы встретить корабли, приплывавшие со своим грузом из Африки и Европы. На заре цивилизации, в то время, когда центр культуры находился в азиатской части материка, в которой все перемещения совершались сухопутным путем, Азов оказался благоприятно расположен с восточной стороны дельты.Тур Хейердал. «В погоне за Одином»
Противников, а позднее союзников асов — племя ванов, Тур Хейердал локализовал на Кавказе, а причиной миграции асов и ванов на север он, как и Снорри Стурлусон, считал римскую колонизацию:
Один пошёл войной против Ванов, но они не были застигнуты врасплох и защищали свою страну, и победа была то за Асами, то за Ванами... И когда это и тем и другим надоело, они назначили встречу для примиренья, заключили мир и обменялись заложниками. Ваны дали своих лучших людей, Ньёрда Богатого и сына его Фрейра... В те времена правители римлян ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений. Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Ве и Вили правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним все дии и много другого народа.Снорри Стурлусон. «Круг земной». «Сага об Инглингах» [4]
Результаты своего исследования он опубликовал в книге «Погоня за Одином», вызвавшей негативную реакцию в скандинавских странах. Время земной жизни Одина Тур Хейердал связал с военными конфликтами в кавказском регионе, напоминающими те, что отписаны в сагах[14].
Путь Одина
По Снорри Стурлусону, Один, будучи провидцем, знал, что нужно уходить на север. Захват римлянами Крыма и Причерноморья относится к периоду I — III века нашей эры. Из Асгарда Один со своим народом, в который выходили асы и ваны, «отправился сначала на запад в Гардарики, а затем на юг в Страну Саксов»[4]. Гардарикой или Гардами (страной городов) во времена Снорри называли Русь, однако, датировка переселения народа Одина на север не соответствует времени существования Древнерусского государства (с середины IX века). Очевидно, речь идёт о более ранних славянских городах антов, венедов, ругиев и других. На карте миграции варварских народов Сэмюэла Батлера пути Одина соответствует миграция алан, которые от Танаиса переместились на запад ранее прихода гуннов. Батлер указывает, что аланы остановились в Паннонии и позднее присоединились к Радагайсу (Радогасту), ходившему войной на римлян около 400 года нашей эры. Асы (в славянском и венгерском «ясы») — одно из названий народа алан, сложившейся в начале новой эры группы родственных скифо-сарматских племён. Современная Алания на Кавказе носит название Осетии, что по мнению Хейердала даёт основание предполагать в них потомков асов, не ушедших с Одином[14].
По мнению Аполлона Кузьмина путь Одина и асов сначала пролегал на север, а потом на запад. Он «зафиксирован нумизматическими данными»: с Дона на Среднюю Оку, где найдено много кладов восточных монет, и далее на Верхнюю Волгу. «Один со своим сопровождением шёл именно Волго-Балтийским путем, останавливаясь в разных районах Балтийского побережья и на островах, пока не пришёл в область Центральной Швеции – именно Свитьод. И надо иметь в виду, что свеев-шведов в те легендарно далёкие времена здесь ещё не было»[15].
Один, пройдя так или иначе земли венедов, по Снорри Стурлусону, пришёл в Страну Саксов, затем в Данию и, наконец, поселился на территории Швеции к западу от современной Сигтуны. Его сыновья стали правителями городов и основали династии: .
У него было много сыновей. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем он отправился на север, к морю, и поселился на одном острове. Это там, где теперь называется Остров Одина на Фьоне (современный город Оденсе на острове Фюн). Затем он послал Гевьюн на север через пролив на поиски земель. Она пришла к Гюльви, и он наделил её пашней. Она отправилась в Жилища Великанов и зачала там от одного великана четырёх сыновей. Затем она превратила их в быков, запрягла их в плуг и выпахала землю в море напротив Острова Одина. Там теперь остров Селунд (совр. Элунд). С тех пор она жила там. На ней женился Скьёльд, сын Одина... А Один, узнав, что на востоке у Гюльви есть хорошие земли, отправился туда, и они с Гюльви кончили дело миром, так как тот рассудил, что ему не совладать с Асами...Один поселился у озера Лёг, там, где теперь называется Старые Сигтуны, построил там большое капище и совершал в нем жертвоприношения по обычаю Асов... Ньёрд жил в Ноатуне, Фрейр — в Уппсале, Хеймдалль — в Химинбьёрге, Тор — в Трудванге, а Бальдр — в Брейдаблике.Снорри Стурлусон. «Круг земной». «Сага об Инглингах»
Археологические и лингвистические находки Тура Хейердала подтвердили, что племя Одина могло придти на Скандинавской полуостров из-под Азова, что вызвало в Норвегии критику и обвинения в избирательном использовании источников. С большим неприятием встретили норвежцы утверждение Тура Хейердала о том, что удины, азербайджанское этническое меньшинство, были предками скандинавов. Позднее теория Хейердала относительно Одина как предводителя асов была принята как факт евангелической лютеранской церковью Норвегии[16].
В литературе и искусстве
В изобразительном искусстве Одина традиционно представляют одноглазым длинноволосым старцем, одетым в синий плащ и шляпу. Наиболее древними из найденных изображений Одина являются золотые медальоны с чеканкой на одной стороне, датированные V–VII веками (мужская голова изображена над конём, рядом одна или две птицы). На памятных камнях с острова Готланд обнаружены рельефы 600—800 годов, хранящиеся в Историческом музее Стокгольма и в Готландском музее (Висбю). На них Один на восьминогом коне въезжает в Вальхаллу. Его встречает валькирия с питьевым рогом, а сопровождают вороны. Изображения Одина наносились также на рунические камни. После принятия христианства Один демонизируется, его изображения исчезают. Интерес к теме скандинаво-германской мифологии возрождается в XIX веке, но Одина теперь изображают красивым благородным мужчиной. Например, бюст Бенедикта Фогельберга (1830; Гётеборг, Музей искусств), скульптура Германа Фройнда (1822; Копенгаген, Новая глиптотека Карлсберга)[1].
Образ Одина находит воплощение в литературе, музыке, кинематографе, компьютерных играх. Например, поэма Эвариста Парни «Иснель и Аслега», роман Нила Геймана «Скандинавские боги», оперный цикл Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга», «Золото Рейна», «Гибель Богов», фильмы «Тор» (2011, США, в роли Одина Энтони Хопкинс), «Тайна Рагнарёка» (2013, Норвегия), «Вальхалла: Рагнарёк» (2019, Дания) и другие[17], игры «Assassin’s Creed: Valhalla», «Rune», «The Banner Saga», «God of War» и другие[18].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Лебедев, Дмитрий. Один // Всемирная история : Энциклопедия. — 2021. — 26 ноября.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 Мифы народов мира: Энциклопедия. Электронное издание / Гл. ред. С.А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 2008. — С. 744—746.
- ↑ 3,0 3,1 Саксон Грамматик. Деяния данов. Зарубежная литература средних веков. Хрестоматия / пер. Т. Кузнецовой. — М.: Высшая школа, 2004.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Снорри Стурлусон. Сага об Инглингах. Круг Земной. / А. Я. Гуревич, Ю. К. Кузьменко, О. А. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский. — М.: Наука, 1980.
- ↑ Стеблин-Каменский М. И. Древнеисландский язык. — М.: Едиториал УРСС, 2002. — 288 с.
- ↑ Стоклунд, Мари. Надпись на черепе Рибе и переход скандинавов к младшему редуцированному футарку (нем.) // Amsterdam Beiträge zur älteren Germanistik : журнал. — 1996. — Bd. 45. — S. 199—209.
- ↑ Тацит, Корнелий. О происхождении германцев и местоположении Германии. Сочинения в двух томах. Том I. «Анналы. Малые произведения». / Подг. А. С. Бобович А. С., Боровский Я. М., Сергеенко М. Е... — М.: Науч.— изд. центр «Ладомир», 1993.
- ↑ Мамонтова А. Д. Компаративность скандинавской и славянской мифологии // Аналитика и культурология : журнал. — 2007.
- ↑ Курьянов С. О., Баранов А. В. Пастух небесных стад и скотий бог: Велес в русской фольклорной картине мира // Вестник славянских культур. — 2020. — Т. 56. — С. 55—63.
- ↑ Речи высокого // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах / Перевод А. И. Корсуна, примечания М. И. Стеблин-Каменского. — М.: Художественная литература (Библиотека всемирной литературы), 1975. — Т. 9.
- ↑ Lindow, John. Norse mythology: a guide to the gods, heroes, rituals, and beliefs. — First issued as an Oxford University Press paperback. — Oxford: Oxford University Press, 2002. — 365 с. — ISBN 978-0-19-515382-8.
- ↑ Кардини, Франко. Истоки средневекового рыцарства. — М.: Прогресс, 1987. — С. 78–79.
- ↑ Г. В. Вернадский. Древняя Русь. Скандинавы, асы и русь в Азовском регионе / пер. Беренштейн Ефим Павлович, Губман Борис Львович. — 1997. — ISBN 5-7784-0023-3.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 Хейердал Тур, Лилиестрём Пер. В погоне за Одином. — М.: Менеджер, 2008. — 432 с. — ISBN 978-5-8346-0328-3.
- ↑ Кузьмин, Аполлон Григорьевич . Варяги и Русь. Норманская концепция и ее критика . Swedish Palm (сайт) (2002-2024). Дата обращения: 10 июля 2024.
- ↑ Захарчук, Михаил. Потомок викингов . Столетие (интернет-газета Фонда исторической перспективы) (8 апреля 2012). Дата обращения: 10 июля 2024.
- ↑ Коллекции фильмов и сериалов. Фильмы про Одина . Фильм.РУ (сайт) (2024). Дата обращения: 10 июля 2024.
- ↑ 20 лучших игр про викингов . Сетевое издание «CQ» (2024). Дата обращения: 10 июля 2024.
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Знание.Вики. |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |