Вальхалла
Вальха́лла, также Валга́лла, Вальга́лла (др.-сканд. Valhöll — «чертог убитых») — по германско-скандинавской мифологии жилище павших в бою отважных воинов, находящееся в Асгарде. Вальхалла принадлежит Одину[1][2].
Этимология
Вальхалла — древнескандинавское слово, которое в транскрипции представляется как «вальхолл» или «вальхалл». Оно состоит из двух основ: «убитый» и «зал». Дословно Вальхалла переводится как «зал убитых» или «зал павших». В этом случае упоминаются не просто мёртвые, а те, кто героически погиб во время сражения на поле боя. По мнению филологов, у слов «Вальхалла» и «Хель» один корень[3].
Воины, обитающие в Вальхалле, называются эйнхериями. Имеется несколько переводов этого слова: классический вариант — «Тот, кто бьётся в одиночку»; вариант, представленный филологами, — «Воин, который один стоит целой армии». В более поздних источниках эти воины называются «асгардрейденами» — «всадники Асгарда»[3].
Наиболее древнее значение корня -вал в индоевропейских языках — мёртвый или умерший. Тогда думали, что в Вальхаллу могли попасть те, кого викинги взяли в плен и принесли в жертву Одину. Позднее в культуре был сформирован образ прекрасного чертога, в который попадали воины, погибшие в бою[2].
Описание
Вальхалла принадлежит Одину и находится в Асгарде. Вальхаллой называют пристанище отважных воинов, которые пали в бою. Они там в окружении валькирий пьют неиссякаемое медовое молоко козы Хейдрун и неиссякаемое мясо вепря Сехримнира. Также валькирии подносили воинам пиво. Вальхаллу освещает блеск мечей вместо огня[1][2][3][4].
Согласно древним скандинавским мифам Вальхалла представляет собой специальный дворец, где проводили время эйнхерии (погибшие воины). Вальхалла описывается как «великолепный чертог». Крыша чертога сделана из позолоченных щитов, а стены из боевых копий. Другое описание Вальхаллы в «Старшей Эдде» представляет собой зал, стены которого украшены щитами и копьями. Для обитателей Вальхаллы битва считается высшим наслаждением и наградой богов, поэтому каждое утро они начинали в сражениях друг с другом. В результате этих боёв убитые воскресали, а раненные исцелялись[2][3][4].
В Вальхаллу эйнхерии попадали благодаря валькириям. Именно они принимали решение, кому из воинов на полях сражений остаться в живых, а кому героически погибнуть и отправиться в Вальхаллу[4].
В мифах указывается, что в Вальхалле было 540 дверей. По наступлению Рагнарёка из каждой двери должны выйти 800 воинов. Они отправятся к месту сражения под предводительством Одина. Численность войска Одина перед концом света должна составить 432 тысячи воинов. Согласно песне «Речи Гримнира» входом в Вальхаллу являются врата Валгринд. Внутри Вальхаллы 540 отдельных помещений[2][3].
Во «Второй песне о Хельги, убийце Хундинга» Хельги — прославленный воин, попавший в Вальхаллу, но погибший не на поле боя. Один предложил Хельги место в небесных чертогах. Воин в Вальхалле встречает его бывшего противника Хундинга и даёт ему указание выполнять «неприятные обязанности». Из этих слов можно судить о том, что в Вальхалле имеется приусадебное хозяйство с собаками, свиньями и лошадьми. Кроме этого, «жильцы» должны выполнять обязанности по уходу за хозяйством[3].
Изображение
Вальхалла описывалась по-разному, поэтому художники мифов её изображают, используя свою фантазию. Вальхаллу изображали на вершине утёса в виде огромного каменного дворца[3].
Другие художники представляют Вальхаллу в виде белоснежного сооружения, которое сияет на солнце. Кроме этого встречаются и изображения Вальхаллы в виде средневекового замка[3].
Поздние изображения Вальхаллы сохранились в исландском манускрипте XVII века. Чертог Одина в нём изображён в виде сказочного теремка или средневековой городской ратуши[3].
Вальхалла в культуре
Главным популяризатором образа Вальхаллы считается немецкий композитор Рихард Вагнер. Его увлекали мифы, как германские, так и скандинавские. Вагнер создал оперный цикл «Кольцо Нибелунгов», вдохновлённый сюжетами исландских саг. Одна из частей этого цикла называется «Валькирия». В другой опере Вагнера — «Золото Рейна» — есть фрагмент, посвящённый тому, как боги шествуют в Вальхаллу[2].
В культуре к образу древнескандинавского рая часто обращаются разработчики компьютерных игр, чтобы воссоздать героическую атмосферу эпохи завоеваний викингов. Соответствующая сюжетная линия есть в пятой части игры The Elder Scrolls: Skyrim, а также в Assassin’s Creed Valhalla[2].
В Баварии существует настоящая Вальхалла — дворец, где размещены изображения великих людей, принадлежавших к германской культуре. Он находится на берегу Дуная в высоком и красивом здании, похожем на греческий Парфенон. Идея создания такого музея принадлежала принцу Людвигу I, который хотел собрать в одном месте напоминания обо всех выдающихся исторических деятелях Германии. Строительство началось в 1830 году и завершилось спустя 12 лет. В зале славы находится около двухсот экспонатов: мемориальные доски, портреты, барельефы и скульптуры. Среди них — бюсты российской императрицы Екатерины II и знаменитого полководца Барклая де Толли[2].
Также Вальхалла встречается в киноиндустрии. В 2022 году на экраны вышел сериал Vikings: Valhalla производства Netflix, рассказывающий о попытках викингов завоевать территорию Британии[2].
Литература
- Валгалла, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1891. — Т. V. — С. 399.
- Вальхалла // Брасос — Веш. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — С. 273. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 4).
- Кусков О. Л. Системы Юпитера и Сатурна : Формирование, состав и внутреннее строение / Кусков О. Л., Дорофеева В. А., Кронрод В. А., Макалкин А. Б. ; Отв. ред. ак. М. Я. Маров. — М. : Изд. ЛКИ, 2009. — 576 с. — ISBN 978-5-382-00986-5.
- Речи Гримнира // Старшая Эдда [Текст] : древнеисландские песни о богах и героях / пер. А. И. Корсуна; ред., вступ. ст. и коммент. М. И. Стеблин-Каменского. — СПб. : Наука, 2015. — 259 с. — (Литературные памятники / Российская акад. наук). — Репр. воспроизведение изд. 1963. — ISBN 978-5-02-038253-4.
- Старшая Эдда : Исландский эпос. — СПб. : Азбука, 2011. — С. 87, 415. — 464 с. — ISBN 978-5-389-02679-7.
- Вальхалла : [арх. 3 января 2023] / А. Д. Щеглов // Большой Кавказ — Великий канал [Электронный ресурс]. — 2006. — С. 559. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8.
- Buisson L. Der Bildstein Ardre VIII auf Gotland : [нем.] // Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in Göttingen, Philologisch-historische Klasse, Dritte Folge. — Göttingen, 1976. — № 102. — ISSN 0930-4304.
- Die Geschichte vom starken Grettir, dem Geächteten : [нем.] / Übertragen von Paul Herrmann. — Düsseldorf, Köln, 1963. — Bd. 5. — (Sammlung Thule).
- Greeley R.; Klemaszewski J. E.; Wagner L.; et al. Galileo views of the geology of Callisto (англ.) // Planetary and Space Science : journal. — 2000. — Vol. 48, no. 9. — P. 829—853. — doi:10.1016/S0032-0633(00)00050-7. — .
- Gutalag och Gutasaga, utg. af Hugo Pipping, København 1905—1907 (Samfund 33)
- Jóhannesson А. Isländisches etymologisches Wörterbuch : [исланд.]. — Bern : Franske, 1956. — XXIII, 1406 s.
- Orchard A. Dictionary of Norse Myth and Legend : [англ.]. — L. : Cassell, 1997. — ISBN 0-304-34520-2.
- Sögubrot af Fornkonungum// Sögur Danakonunga, udg. av C. af Petersens och E. Olson, København 1919—1925 (Samfund 46,1). Dänische Übersetzung: C. Ch. Rafn, Nordiske Kaempe-Historier, Bd. III (1824).
- Saxo Grammaticus, Gesta Danorum, rec. et ed. J. Olrik et H. Ræder, Bd. I (1931), Lib. VII, c.X.; Lib. VIII, c.IV.
- Uecker H. Die altnordischen Bestattungssitten in der literarischen Überlieferung. — München : Schön, 1966. — 179 s. — München, Phil. F., Diss. v. 3. Okt. 1966.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Щеглов А. Д. Вальхалла. БРЭ. Дата обращения: 7 ноября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Представление о рае у викингов. ООО «Ритуал.ру». Дата обращения: 7 ноября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Скандинавские мифы. — Москва: Эксмо, 2023. — С. 98—105. — 256 с.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Голубева М. Главное в истории мифологии. Ключевые сюжеты, темы, образы, символы.. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2024. — С. 156—157. — 224 с.