Парфенон

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Парфенон, Афины.

Парфено́н — памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, посвящённый богине Афине. Храм находится в Афинах. Строительство храма приходится на 447—438 годы до нашей эры Авторы — Иктин и Калликрат. Скульптурная отделка — Фидий (закончена в 432 году до нашей эры). Храм входит в архитектурный ансамбль Афинского акрополя и внесён в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В переводе с древнегреческого Парфенон означает «пречистая», «дева». Этим эпитетом Афину описывали, подразумевая её девственность[1].

Архитектура

В качестве материала для строительства храма был использован пентелийский мрамор, добываемый возле Афин, на возвышенности Пентелэ. Пентелийский мрамор представляет собой почти белый (непосредственно после добычи) и приобретавший позднее теплый желтоватый оттенок камень. Этот несколько крупнозернистый, иногда с тонкими прослойками слюды материал обладает отличными механическими свойствами и поддаётся точной обработке. Благодаря присутствию в составе железа со временем камень приобретает благородную патину.

Парфенон предназначался для установки статуи Афины, выполненной из золота и слоновой кости скульптором и архитектором Фидием. Размеры храма согласованы с величиной статуи, поскольку она являлась центром всей композиции. По подсчётам некоторых исследователей, высота статуи достигала 10 метров[2].

Парфенон задумывался как периптер — пря­мо­уголь­ный в пла­не ан­тич­ный храм, целла ко­то­ро­го ок­ру­же­на ко­лон­на­дой с одним рядом колонн[3]. По разным данным, Парфенон имел 46—50 колонн: центральные фасады — по 8 колонн, боковые — по 17.

Чтобы не допустить оптических искажений пропорций храма, авторы проекта прибегли к следующим архитектурным приёмам: колонны были утолщены в центральной части, а угловые имели наклон к центру храма и имели несколько больший объем[4]. При строительстве храма использовался принцип золотого сечения. Всё это позволило добиться эффекта прямых линий, создающий безупречный облик храма. Размеры храма — 63,54 × 30,89 м. Поставлен храм на трёхступенчатой ​​основе — стереобате.

Реплика скульптуры Афины из Парфенона

Скульптурный декор

Советский и российский историк Людмила Петровна Маринович в книге «Судьба Парфенона» о роли и значении скульптуры Афины в Парфеноне пишет:

Её значение в создании общего облика Парфенона столь велико, что некоторые исследователи даже утверждают, что весь Парфенон можно воспринимать как своего рода постамент для скульптуры[4].

Афина в скульптурном воплощении была представлена спокойно стоящей в длинной одежде, с эгидой на груди и в шлеме, украшенном сфинксом и двумя грифами. Левой рукой богиня опиралась на щит, а в вытянутой вперед правой руке держала фигуру своей спутницы Ники, богини Победы. Статуя была утеряна в неизвестное время, предположительно в первом тысячелетии.

Скульптурный декор храма был выполнен под руководством Фидия, часть декоративных элементов скульптор выполнил сам. Западная фронтонная композиция демонстрировала спор Афины с Посейдоном за обладание Аттикой. Восточный фронтон учёные не смогли восстановить достоверно, однако высказываются предположения, что основная идея представленной здесь сцены — рождение богини Афины[4].

На метопах (гладкой или с барельефами части фриза в дорической колонне между рядами триглифов[5]) восточного фриза воспроизведены эпизоды борьбы богов и гигантов, западного — битвы афинян с амазонками, южного — схватки кентавров с лапифами, северного — падения Трои. Новаторским было решение Фидия выбрать для фриза не мифологический сюжет, а изображение панафинейского шествия, связанного с центральным празднеством античных Афин.

Важную роль в декоре храма играла также живопись. Правильный выбор цвета выделял формы и подчеркивал композицию сооружения. В частности, фриз был ярко раскрашен: триглифы были синими, фон метоп — красного цвета, тении — тёмно-красным.

Судьба

Дохристианская эпоха

Храм в скором времени стал своеобразным символом афинского государства. Так, заседания народного собрания Афин обычно проходили недалеко от Акрополя, на холме Пникс, с которого были видны и окрестности Афин, и Парфенон. Афинские политические деятели использовали это обстоятельство в своих выступлениях; они стремились воодушевить своих сограждан, напоминали им о славе предков, воплощением которой был, в частности, Парфенон. В речи «Против Андротиона о нарушении законов» Демосфен приводит следующий пример:

«Вы, разумеется, знаете, что те люди, которые воздвигли Пропилеи и Парфенон, а также соорудили из средств, захваченных у варваров, другие храмы (которыми мы так естественно гордимся), некогда, как вы слышали, оставили город и, оказавшись запертыми на Саламине, спасли свое достояние и всё государство, одержав победу в морском сражении[6]».

Василий Поленов, «Парфенон»

В 86 году до нашей эры Афины были захвачены римлянами под предводительством полководца Суллы, город был разграблен и практически разрушен. Мраморные и бронзовые скульптуры, картины, рельефы, мозаики, художественные сосуды были переправлены морем в Италию. Акрополь, включая Парфенон, также был разграблен после сдачи его защитников. По свидетельству Аппиана, с Акрополя было взято около 40 фунтов золота и около 600 фунтов серебра[7].

Во время римского присутствия в Афинах в Парфеноне случился пожар (возможно, вследствие землетрясения), после которого в храме проводились довольно значительные по масштабам ремонтные работы. Средств на полное восстановление храма оказалось недостаточно, и его крышу было невозможно восстановить, взамен мраморной черепицы реставраторы использовали обычную керамическую.

В это же время сильно пострадала и статуя Афины, которую всё же удалось восстановить. Именно к этому времени относится создание большого числа копий статуи. Исследователи считают, что это связано с ремонтом[8].

Время византийского господства

В связи с переходом Афин во владения Византийской империи, где единственно разрешённой религией было христианство, старые языческие храмы были закрыты или разрушены, запрещалось следование древним религиозным обрядам. При императоре Феодосии I (в последней четверти IV века) был закрыт Парфенон, а его двери опечатаны. Вскоре после 429 года из Парфенона исчезла статуя Афины[4].

Возрождение к жизни Парфенона при императоре Юстиниане I было связано с использованием Парфенона в качестве христианского храма. Для этого вход в храм сделали с западной стороны, а в восточной его части устроили апсиду (полукруглый, а иногда многоугольный выступ в стене христианских церковных зданий). Позже, в VIII веке, нишу апсиды украсили мозаиками пресвятой Девы, были установлены иконостас и жертвенник.

Храм стал епископской церковью Афин. К 1018 году храм был окончательно приспособлен для нужд христианских священников. Потолок Парфенона и древняя крыша были разрушены, а на их месте возведён купол. Колонны оказались соединёнными тонкой каменной стенкой, а в пространстве между этой стенкой и основной частью храма были устроены молельни[9].

Турецкий период

В 1460 году Афины уже находятся под властью турецкого султана. По указу Магомета II Парфенон стал мечетью: был разрушен алтарь, уничтожен иконостас, росписи на стенах забелены известью. Над юго-западным углом храма, где ранее располагалась сокровищница Афины, был построен минарет.

Парфенон-мечеть после взрыва

23 сентября 1867 года во время венецианской осады внутрь Парфенона попадает одна из бомб, при взрыве которой детонировали хранившееся в храме запасы турецкого пороха. Взрыв наносит серьёзный урон зданию: были разрушены три из четырёх его стен, обрушилась вниз бо́льшая часть фриза, не сохранилось ни одной части крыши, рухнули вниз огромный мраморный архитрав, триглифы и метопы[4].

После победы венецианцы планировали зимовать в Афинах и защищать крепость, однако когда выяснилось, что план не выполним, было принято решение об отступлении, а полководцу Морозини Сенат Республики предписал взять с собой какой-либо из памятников, который он посчитает достаточно высокохудожественным.

Начались работы по снятию с фронтона скульптурной группы с изображением сцены спора между Афиной и Посейдоном, колесницу морского божества с четвёркой коней. Работы были организованы настолько плохо, что сразу после отделения от поля фронтона мраморные кони рухнули вниз, увлекая за собой другие фигуры.

Парфенон сегодня

В начале XIX века британский дипломат лорд Элгин вывез из Греции, всё ещё находившейся под властью Османской империи, четверть сохранившихся элементов храма. Небольшие коллекции также оказались в Австрии, Италии, Франции, Дании и Германии. В сохранности до наших дней дошло лишь около половины скульптур храма, из них одна половина находится в Афинах, а вторая, известная как мраморы Элгина, хранится в Британском музее.

В 2020 году Греция вступила в переговоры с Ватиканом о возвращении некоторых элементов храма. В декабре 2022 года папа римский Франциск распорядился передать Афинам три элемента фриза, экспонировавшиеся с XIX столетия в музеях Ватикана. В их числе — скульптуры, изображающие лошадь и две мужские головы, их вернули Греции в марте 2023 года[10].

Примечания

  1. Парфенон (Parthenon). Достояние Планеты (3 мая 2018). Дата обращения: 26 августа 2023.
  2. Leipen N. Athena Parthenos: A Reconstruction. — Toronto: Royal Ontario Museum, 1971. — С. 23. — 95 с.
  3. Периптер. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 22 августа 2023.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Маринович Л. П., Кошеленко Г. А. Судьба Парфенона. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 16. — 352 с.
  5. Большой словарь иностранных слов. — М.: ИДДК, 2007.
  6. Демосфен. Речи. — М.: Памятники исторической мысли, 1996. — Т. III. — 624 с.
  7. Аппиан. Римские войны.. — СПб.: Алетейя, 1994.
  8. Robertson М., Frantz A. The Parthenon Frieze. — Oxford: London, 1975. — С. 162.
  9. Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия) / М. Литвинова, В. Линде, В. Савина. — М.: Альфа-Книга, 2008. — С. 76. — 1278 с.
  10. Как Греция борется за возвращение скульптур Парфенона на родину. Московские новости (3.05.2023). Дата обращения: 22 августа 2023.