Фенрир
| Фенрир | |
|---|---|
| др.-сканд. Fenrir, Fenrisúlfr, Hróðvitnir | |
| Фенрир встречает Одина во время Рагнарёка, картина Кима Диаса Холма | |
| Мифология | Скандинавская мифология |
| Пол | Самец |
| Отец | Локи |
| Мать | Ангрбода |
| Дети | Сколь и Хати |
Фенри́р (др.-сканд. Fenrir, Fenrisúlfr, Hróðvitnir) — в скандинавской мифологии гигантский волк. Является одним из трёх хтонических чудовищ, родителями которых стали великанша Ангрбода и Локи. Фенрир родился в лесу Ярнвид[1].
Описание
Рождение и семья
Фенрир — сын бога Локи, выглядел как огромный волк. Когда Локи бродил по землям великанов, он обратил внимание на огромную груду золы и угольев, на вершине которой покоилось огромное сердце лилового цвета. Это сердце было великанши Ангрбоды. Локи к тому времени проголодался и проглотил ещё пульсирующее сердце. К нему вернулись силы, однако через некоторое время его живот начал расти без остановки. После этого Локи родил на свет трёх хтонических чудовищ[1][2].
Детьми Локи от великанши Ангрбоды оказались: Фенрир, Ёрмунганд и Хель. В дальнейшем Хель станет хозяйкой царства мёртвых, а Ёрмунганд змеем Мидгарда[2][3].
Пророчество и пленение
Фенрир кроме размеров обладал и огромной силой. Он попал в Асгард маленьким волчонком и подружился с богом Тюром. Тюр кормил его мясом. Согласно пророчествам, Фенрир должен сыграть решающую роль в Рагнарёке. Для предотвращения пророчества Асы его решили сковать. Сначала для этих нужд была выкована в горнилах Асгарда тяжёлая и крепкая цепь. Ей дали название Лединг. Фенрир из неё выбрался с лёгкостью. Тогда сковали новую цепь под названием Дроми, каждое кольцо которой весило как обломок скалы. С ней тоже Фенрир справился, но ему пришлось приложить немало усилий. Сковать его удалось волшебной цепью Глейпнир, которая была создана карликами-цвегами. Для создания цепи карлики использовали шум кошачьих шагов, рыбьего дыхания, птичью слюну, медвежьи жилы, корни гор и женскую бороду. Фенрира удалось обездвижить, но на время. Цепь получилась лёгкая, гладкая и мягкая. Фенрир заподозрил подвох и потребовал гарантий, что боги его освободят, если он её не разорвёт. Бог Тюр положил правую руку в пасть Фенриру. Только цепью окутали волка, как она затвердела и Тюр лишился руки[1][2][4][5].
Фенрир со слезами проговорил: «Один! Ты проклятый лжец! Я хотел быть вам союзником, а вы поступили со мной таким образом, мерзавцы! Вы вынудили меня покалечить моего единственного друга, и за это я вам отомщу. Помни об этом, старик, мои клыки будут последним, что разглядит твоё трусливое око! Ты можешь попробовать остановить меня, но ты не сможешь остановить Судьбу!»[2].
После этого хтоническое чудовище заточили в пещере и воткнули ему в пасть меч. Из его пасти текла слюна, образуя реки в Другом Мире. В заточении Фенрир просидел до наступления Рагнарёка[5]. Фенрир в скандинавской мифологии является воплощением зла, а также его сравнивают с Адом и библейским Левиафаном[6][7].
Смерть Фенрира
Во время Рагнарёка Фенрир освободился. Когда боги и великаны бились лицом к лицу, Один искал своего личного врага — Фенрира. Из глаз и ноздрей волка вырывалось пламя, а его рёв сотрясал стены. Бесстрашно Один бросился на врага. Фенрир проглотил владыку Асгарда[8].
Смерть его настигла почти сразу от рук сына Одина — Видара. Он мощным пинком пригвоздил нижнюю челюсть волка к земле и пронзил ему сердце[8]. По другой версии, Видар разрывает пасть Фенрира[7].
Волки в мифологии
В мифах встречаются ещё два волка с именами Хати и Сколь. Их называют детьми Фенрира. Всех волков в скандинавской мифологии называют варгами, что в переводе и означает «волки»[9].
Аналогом Фенрира называют Гарма. Гарм — демонический пёс, стороживший пещеру Гнипахеллир[10].
Литература
- Викернес В. Фенрир // Скандинавская мифология и мировоззрение = Germansk mytologi og verdensanskuelse. — Тамбов, 2007. — С. 125—128. — 232 с. — 1,000 экз.
- Петрухин В. Я. Мир чудовищ и преисподняя. Утгард — «за оградой». Богиня смерти Хель и мир вредоносных мертвецов. Волк Фенрир // Мифы древней Скандинавии. — М.: Астрель, АСТ, 2010. — С. 237—239. — 464 с. — (Мифы народов мира). — 3,000 экз. — ISBN 978-5-17-061013-6.
- Фенрир / Мелетинский Е. М. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 561.
- Dramatis Personae: скандинавский пантеон, помощники богов и их враги // Скандинавская мифология: Энциклопедия / Сост. К. М. Королёв. — М.: Эксмо, Мидгард, 2007. — С. 64—65. — 590 с. — (Тайны древних цивилизаций). — ISBN 5-699-05245-3.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х томах / под ред. С. А. Токарева. — 2-е изд.. — Москва: Советская Энциклопедия, 1992. — Т. 2. К—Я. — С. 561. — 719 с. — ISBN 5-86018-015-2.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Сильвестре Я. Волшебные и страшные мифы леса. От феникса до Иггдрасиля. — Москва: Миф, 2024. — С. 62–70. — 272 с.
- ↑ Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. — Санкт-Петербург: Типо-Литография И. А. Ефрона, 1896. — Т. XVII. Ледье — Лопарев. — С. 917. — 963 с.
- ↑ Голубева М. Главное в истории мифологии. Ключевые сюжеты, темы, образы, символы. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2024. — С. 100. — 224 с.
- ↑ 5,0 5,1 Ларрингтон К. Скандинавские мифы: от Тора и Локи до Толкина и «Игры престолов». — Москва: Санн, Иванов и Фербер, 2019. — С. 132—133. — 235 с.
- ↑ Голубева М. Главное в истории мифологии. Ключевые сюжеты, темы, образы, символы. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2024. — С. 193. — 224 с.
- ↑ 7,0 7,1 Петев Н. И. Инициатический аспект мифологии древних германцев // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. — 2019. — № 1.
- ↑ 8,0 8,1 Волки: мифы и легенды. — Париж – Москва: Ашетт – Диалог, 2024. — С. 19. — 49 с.
- ↑ Скандинавские мифы. — Москва: Эксмо, 2023. — С. 135—142. — 256 с.
- ↑ Фенрир. Энциклопедия мифологии. godsbay.ru. Дата обращения: 31 октября 2025.