Левиафан
| Левиафан | |
|---|---|
| Уничтожение Левиафана. Гравюра Гюстава Доре, 1865 год | |
| Описание | Библейский огнедыщащий морской змей |
| Мифология | еврейская, христианская, западносемитская |
| Часть | Религия Угарита, ханаанская религия, иудаизм, христианство, офиты, мандеизм, манихейство |
| Тип | Морской змей |
| Местность | Левант |
| Толкование имени | «Скрученный, свитый» |
| Греческое написание | Λεβιάϑαν |
| Пол | Самец (Библия); самка (Книга Еноха); самец и отдельно самка (Талмуд) |
| Связанные персонажи | Таннин, Ям |
| Обиталище | Средиземное море, Техом |
| Характерные черты | Многоголовость. Вероятно, голов семь |
| Упоминания | Цикл Баала, Ветхий Завет, Книга Еноха |
| Первое упоминание | XIV век до н. э. |
| В иных культурах | Лернейская гидра |
Левиафа́н (ивр. לִוְיָתָן, транслитерация: ливъята́н — «скрученный, свитый»; совр. значение — «кит») — мифологическое морское чудовище, описанное в Библии. По мнению исследователей, Левиафан — существо, враждебное Богу. При сотворении мира Бог побеждает Левиафана. Эта версия восходит к угаритскому мифу о победе Баала (Ваал) над морским чудищем Лотану[1].
Описание
Левиафан — мифологическое морское чудище, которое упоминается в Библии. По еврейской раввинистической традиции, мясо Левиафана будет подано на пиру праведников после прихода Мессии. В христианской традиции Левиафан упоминается как «великий дракон, древний змий». Левиафана приравнивают к сатане. В средневековой католической иконографии пасть Левиафана символизирует ад[1][2].
В книге Иова Левиафан представлен как семиглавый дракон с рогами, хвостом, как у бегемота, и огромными глазами. Левиафан является доказательством непостижимости человеком божественной сути. Его Бог показал Иову. После чего за смирение и покаяние Бог наградил праведника[3].
Левиафан упоминается вместе с сухопутным аналогом бегемота. Его представляют как злое начало и враждебное Богу существо, а также как пример непостижимости величия и тайны Божественного творения. На древнем Ближнем Востоке в основе мифов лежит борьба Бога с Левиафаном и другими чудищами[2][4].
Левиафана также связывают с Тиамат, которая олицетворяет морскую стихию в вавилонской мифологии. С Тиамат борется божество Мардук и разделяет её на верхние и нижние воды[2].
Согласно Первому апокалипсису Баруха, праведники будут есть мясо Левиафана в конце дней. Согласно книге Иова, амора Иоханан бар Наппаха предсказывал, что Левиафана убьёт архангел Гавриэль, после чего Бог устроит пир праведникам. Они будут наслаждаться едой из мяса левиафана, сидя в шатре из его кожи. Согласно другой аггаде, левиафан вступает в бой с «диким быком». В результате этого боя погибнут оба[2].
В культуре
Левиафан неоднократно появляется в философских сочинениях и художественной литературе. Например, Левиафан встречается в книгах Бориса Акунина «Левиафан», философа Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», Джеймса Кори «Побуждение Левиафана», Томаса Майна Рида «Охота на левиафана», Джеймса Блэйлока «Подземный левиафан», Джорджа Оруэлла «Писатели и Левиафан», Скотта Вестерфельда «Левиафан», Эрика Джеймса Стоуна «Этот Левиафан, которого ты сотворил…», Рэя Брэдбери «Левиафан-99». Левиафан встречается в сериях книг «Ящик Пандоры» Эндрюса Хелена-Роуза («Левиафан»), «Грандмастер приключений» Дэвида Линна Големона («Левиафан»), «Мураки мания» Пола Остера («Левиафан») и трилогии «Illuminatus!» авторов Роберта Антона Уилсона, Роберта Джозефа Ши («Левиафан»). Рассказ «Левиафан длинный, архихан патагонцев с учёного острова, или Совершенствование. Продолжение «сумабезбродия», автором которого является Шарль Нодье, входит в сборник «Сказки здравомыслящего насмешника»[1][5].
Левиафан появляется в кино. В 2014 году вышел фильм Андрея Звягинцева «Левиафан»[3][6].
В 11 сезоне сериала «Сверхъестественное» появляются левиафаны — монстры, первые создания Бога. Они представляют что-то среднее между гулями и «перевёртышами». Они умные и неуязвимые, а также желающие уничтожения всех существ, которых Бог сотворил после них. Их естественный вид представляет собой чёрную слизь, которая может перемещаться в любой жидкости. В сериале они приобретают образ человека, но их огромные острозубые челюсти могут съесть человека, другого левиафана и даже самого себя[7].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Бабкина С. В. Левиафан. БРЭ 2004–2017.. Дата обращения: 2 ноября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Левиафан. World ORT. Дата обращения: 2 ноября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 Анушевская А. Кто такой Левиафан?. АО «Аргументы и Факты» (15 декабря 2014).
- ↑ Брюс. С. Г. Мифы о драконах. От змея-искусителя и лернейской гидры до скандинавского Фафнира и морского Левиафана. — Москва: Миф, 2024. — С. 44–49. — 352 с.
- ↑ Охота на Левиафана — 13 книг. LiveLib. Дата обращения: 2 ноября 2025.
- ↑ Левиафан (2014). Кинопоиск. Дата обращения: 2 ноября 2025.
- ↑ Николас Найт: Левиафаны среди нас и в сериале «Сверхъестественное». Supernatural: Bloodlines. Дата обращения: 2 ноября 2025.
- Персонажи по алфавиту
- Мифологические персонажи по алфавиту
- Демоны в гностицизме
- Демоны в мандеизме
- Демоны в христианстве
- Драконы
- Западносемитская мифология
- Змеи в Библии
- Книга Иова
- Книга пророка Амоса
- Книга пророка Исаии
- Левиафан
- Мировые животные
- Мифические змеи
- Мифические существа в еврейской мифологии
- Мифические существа в христианской мифологии
- Мифические рептилии
- Морские мифические существа
- Огнедышащие чудовища
- Персонажи Ветхого Завета
- Угаритская мифология