Манихейство
Манихейство | |
---|---|
Общие сведения | |
Основание | Неизвестно |
Дата роспуска | XIV и XIII века |
Основатель | Мани |
Писания, книги | Шапураган, Евангелие Мани, Аржанг |
Испытано влияние от | гностицизм, буддизм, христианство, зороастризм |
Медиафайлы на Викискладе |
Манихейство (также манихеизм) — синкретическое религиозное учение, возникшее на территории государства Сассанидов (современный Иран) и представлявшее собой смесь зороастризма, буддизма, христианства и учения гностиков[1]. Основано оно персидским проповедником Мани. В основе манихейства лежит дуалистическое представление о мире как арене борьбы доброго и злого начал. Последователи учения верят, что в начале времён существовало два независимых друг от друга царства — света и тьмы. Светлое начало олицетворял Отец Величия, тьму — Демон обмана. Однажды Демон обмана вторгся в царство света и похитил частицу его сияния. Чтобы вернуть её, Отец Величия послал своего сына, который победил Демона обмана и заставил его вернуть украденную частицу. Однако часть света так и осталась в плену у Демона. Тогда Отец Величия решил создать человека, чтобы освободить свет. Душа человека — это и есть частица света, которая должна освободиться из плена материи.
В силу того, что манихейство не имело за собой чёткого восточного или западного происхождения, и возникло на стыке и специфичном переосмыслении религиозных учений и воззрений, оно смогло встроиться в культурную среду буквально всех цивилизаций: от западноевропейской (и даже скорее позднеримской) до китайской, выросшей на буддизме и конфуцианстве. Этот факт породил споры вокруг того, считать ли манихейство религией или же очень успешным еретическим учением, или же вообще единственной в мире вымершей мировой религией[2].
Манихейские общины были распространены практически на всей территории Римской и Сасанидской империй. Римские власти пытались бороться с этим религиозным движением. Первый антиманихейский указ издал император Диоклетиан в 297 году. Затем подобные указы выпускали и другие правители. Например, в 326, 372 и 381—383 годах. К VI веку манихейство пришло в упадок на Западе. На Востоке, наоборот, влияние этого религиозного течения только усиливалось. Центр манихейской общины переместился в Самарканд. В VII—VIII веках манихейство проникло в Китай. Там оно получило широкое распространение и даже стало официальной религией Уйгурского каганата. Впоследствии манихейство было запрещено в Китае и других странах[3]. Сейчас манихейские общины сохранились только в некоторых регионах Китая.
История развития манихейской доктрины
Хронология развития манихейства
Хронологию развития манихейства можно разбить на следующие периоды:
III век н. э. — возникновение манихейского учения. Мани проповедовал своё учение в Персии, где оно быстро распространилось среди населения. Однако вскоре манихеи подверглись гонениям со стороны зороастрийских жрецов и властей.
IV—V века н. э. — распространение манихейства в Римской империи. Манихейские общины появились в Египте, Сирии, Малой Азии и других регионах. В этот период манихейское учение достигло своего расцвета.
VI—VII века н. э. — упадок манихейства. С распространением ислама и христианства манихейские общины стали подвергаться гонениям. Многие манихеи были вынуждены скрывать свою веру или переходить в другие религии.
VIII—XII века н. э. — сохранение манихейских общин в Центральной Азии. Несмотря на гонения, манихейство продолжало существовать в некоторых регионах Центральной Азии, таких как Согдиана и Хорезм. Здесь манихейская община сохранялась до XII века.
XIII—XV века н. э. — исчезновение манихейства. После монгольских завоеваний манихейские общины окончательно исчезли из Центральной Азии. Некоторые исследователи считают, что манихейство могло сохраниться в отдельных регионах вплоть до XVI века, но достоверных данных об этом нет[4].
Манихейство в трудах христианских, мусульманских и иудейских богословов
До XX века о манихейских трудах можно было судить только через богословские труды христианских, мусульманских и иудейских теологов. Чаще всего в них критиковались идеи манихейства. Самый ранний сохранившийся труд принадлежит неоплатонику Александру Ликопольскому[5].
В VIII веке о манихействе детально рассказал несторианский богослов Феодор бар Кони в своем труде «Схолии». Он ссылался на некоторые работы Мани и представил связный и логичный пересказ манихейской мифологии. Греческие авторы IX века — Фотий и Пётр Сицилийский — привели некоторые детали, которых нет у других авторов. Это относится к томам 102 и 104 «Patrologia Graeca». К этому же периоду относится большая греческая формула отречения. Ересиологи X—XIII веков (Бар-Эбрей) писали только на основе работ своих предшественников и могли относить это название к сектам или ересям, которые не имеют ничего общего с настоящим манихейством. Среди мусульманских авторов о манихействе много писал Аль-Бируни в своих работах «Индия» и «Памятники минувших поколений». Здесь приводятся не только данные о доктрине, но и факты из жизни Мани. Большой раздел, посвященный манихейству, написал Ибн ан-Надим в своей работе «Фихрист аль-улум»[6].
Доктрина манихейства
Общее описание доктрины
Согласно манихейству, в мире извечно существуют два самостоятельных начала: светлое (доброе) и тёмное (злое). Тёмное начало в лице пяти тёмных стихий пошло войной на светлое начало и захватило часть его. В манихействе существовали два разряда верующих: «избранники» и «слушатели» — рядовые верующие. Этика манихейства заключалась в непричинении зла светлому началу, заключённому в живой природе. По мнению ряда исследователей, манихейство оказало влияние на христианские дуалистические ереси, некоторые направления в исламе и буддизме, религию езидов[7].
Манихейские каноны
Сам Мани утвердил канон в одном из трудов следующим образом:
…Моя церковь (др.-греч. έκκλησία) превосходит (другие) в мудрости (др.-греч. σοφία)… Эту [великую] мудрость написал я в своих святых книгах, а именно: в Великом [Евангел]ии и в других сочинениях, чтобы она [после] меня не подверглась искажению… Ведь все а[постол]ы, мои братья, которые приходили до меня, не [записали] свою мудрость в книгах, как записал её я, и [не] изобразили её в образе (др.-греч. είκών), как я её изобразил. Моя церковь и в этом пункте превосходит (все) предыдущие церкви. Кефалайя, 151.
Мани тем самым ставил себе в заслугу создание доктрины и основ манихейства, тем самым утверждая свою полноту духовной власти и однозначность точек зрения на спорные моменты манихейцев. Согласно самой идее Мани это бы помогло избавить религию от разночтений и интепретаций — всё, что говорил Мани и записывал, считалось бы правильным. Однако это сработало частично: как только манихейство стало постепенно охватывать другие регионы, манихейский канон разделился на две ветви — западная (европейское манихейство) и восточная (азиатские, арабские). В свою очередь восточная ветвь разделилась на ветви ближневосточного канона, среднеазиатского и китайского канона, европейский канон был относительно монолитен.
Манихейская мифология
Согласно манихейской мифологии, мир состоит из двух начал: света и тьмы. Свет олицетворяет собой добро, а тьма — зло. Эти начала вечно борются друг с другом. В начале времён свет и тьма были разделены, но затем произошло их смешение. Из этого смешения возникли души людей, которые попали в плен к силам зла. Задача человека — освободиться от власти тьмы и вернуться к свету.
Также у манихейцев мир разделен на три уровня так называемых эманаций. Бог — эманация первого уровня, само Бытие и Величие Творца. Божества — эманации второго уровня, производные от Бога. Ангелы — эманации третьего уровня, производные от Бога и Богов.
Свет в доктрине манихейства есть благо, все творения Света — совершенны. Тьма же — абсолютное зло, само материальное бытие. Создания Света обитают в так называемых эонах, пространственно-временных зонах, состоящих из этого самого света. Мрак же заключён в реальном мире, и разделён на пять стихий тьмы[5].
Примечания
- ↑ Алексанян А. Г. Инкультурация манихейского учения в китайском социуме // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. — 2008. — № 3. — С. 44—55.
- ↑ Burkitt, F. C. The Religion of the Manichees: Donnellan Lectures for 1924. — Cambr.: Cambridge University Press, 1925. — 146 p.
- ↑ Алексанян, А. Г. Манихейство // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. — М.: Восточная литература, 2007. — Т. 2. — С. 329—331. — ISBN 978-5-02-018430-5.
- ↑ Манихейство . Большая российская энциклопедия (23 мая 2022). Дата обращения: 18 сентября 2024.
- ↑ 5,0 5,1 Манихеи: христианство в смеси с буддизмом и зороастризмом . Коммерсантъ (16 июля 2020). Дата обращения: 18 сентября 2024.
- ↑ Манихейство, История Христианской Церкви в доникейский период - В.В. Акимов . azbyka.ru. Дата обращения: 18 сентября 2024.
- ↑ Манихейство - История религий, мифология (англ.). Исторический форум: история России, всемирная история. Дата обращения: 18 сентября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |