Судно
Су́дно — является плавучим сооружением для перевозки грузов и пассажиров по водной поверхности. Применяется для водного промысла, выполнения научных и технических работ, а также для спортивных состязаний, активного отдыха, туризма и других целей.
В зависимости от назначения суда бывают гражданскими и военными. Гражданские суда подразделяются на транспортные, промысловые, технические, вспомогательные и специальные; отдельную группу составляют прогулочные и спортивные суда[1]. Военные корабли разделяются по их назначению и специфике выполнения поставленных задач на авианосцы, крейсера, десантные корабли, рейдовые тральщики, морские тральщики, базовые тральщики, подводные лодки, торпедные катера, эсминцы, фрегаты, корветы. Также военные корабли подвержены делению по рангам[2].
История
Появление судна, в первую очередь было вызвано тем, что люди остро нуждались в водном транспорте. Освоение новых земель, торговля, географические открытия, промысел — всё это требовало надёжного водного транспорта. Первые суда были широко распространены в Древнем Египте, так как река Нил имела очень удобное расположение. Транспортировка товаров водным путём занимала меньше времени, чем сухопутные маршруты. Финикийские суда одни из первых в своей конструкции имели такие конструктивные узлы, как киль, обшивка на шпангоутах и трюм. В Средние века суда активно строили в Византии, в государствах Средиземноморья и Северной Европы, в Древней Руси[3].
С VII века у восточных славян последовательно менялась технология строительства: от каркасного судна, обтянутого корой или кожей, к набойной ладье, и, далее, к дощатому судну. Уже в VIII веке на территории Руси широко применялись клинкерные суда с дощатой клинкерной обшивкой с симметрично заострёнными носовой и кормовой частями, а также плоскодонные суда с прямыми бортами и с дощатой обшивкой встык, с заострённой носовой и усечённой кормой.
В ряде районов России (раскопки «Гнёздово», «Ильинский погост», «Плакун») в погребениях-кремациях с ладьями X века найдены стальные заклёпки для судов. В устье Одра обнаружены обломки парусного дощатого судна первой половины IX века, а также судна «Святовит», при строительстве которого в X веке применялись железные заклёпки[3]. Это говорит о том, что судостроение на территории Древней Руси, для своего временного периода, достигло высоких технологических результатов.
Первым русским парусным кораблём западноевропейского типа считается «Орёл», который был сконструирован по образцу голландского пинаса в 1667 году. Построен по указу царя Алексея Михайловича Романова в селе Дединово Коломенского уезда. Это село было выбрано не случайно, решающую роль при выборе места для строительства «Орла» сыграло близкое расположение с главной речной магистралью — Окой. А также в этой области активно шло строительство деревянных судов для перевозки рыбы, хлеба и меха. В проектировке и строительстве принимали участие, специально приглашённые голландские мастера. Корабль должен был охранять русские торговые суда на Каспийском море, поэтому его вооружили 22 пушками. «Орёл» принято считать первым российским парусным кораблём западноевропейского типа.
Родоначальником русского судостроения и флота в целом является император Пётр I. Первая государственная судостроительная верфь была основана в 1963 году в Архангельске. «Святой апостол Павел» стал первым заложенным судном на этой верфи. В основном, в этот период, определяющим направлением развития русского судостроения, являлось строительство военных кораблей[3].
Строение
Корпус
Корпус является важнейшей и обязательной конструктивной частью судна, бывают двухкорпусные и трёхкорпусные суда. Корпус судна можно охарактеризовать, как прочный пустотелый каркас, защищающий помещения судна от проникновения забортной воды внутрь. Передняя оконечность корпуса судна называется нос, задняя — корма. Боковые поверхности корпуса называются бортами, нижняя часть корпуса — дно, горизонтальные перекрытия — палубы, пространства (помещения) между палубами — твиндеки, самое нижнее помещение — между днищем (вторым дном) и нижней палубой — трюм[4]. Чаще всего, трюм используется для хранения товаров, которые могут длительное время находиться в неблагоприятной среде, при этом, не терять своё качество.
Обшивка
Очень прочная оболочка судна. Суда с большим водоизмещением часто имеют два слоя обшивки, внешнюю и внутреннюю. Это необходимо для высокой жёсткости корпуса и повышения его коэффициента прочности. На малых судах внутренняя обшивка встречается крайне редко. Обшивка состоит из поясьев — днищевых, скуловых, бортовых. Ширина поясьев составляет от 1,5 м до 3 м при длине листов до 16 м. Сваренные короткие стороны листов образуют стыки, а длинные — пазы. Листы свариваются между собой, образуя полотнища. Балки привариваются к полотнищам, образуя перекрытия. Выделяют килевой пояс, шпунтовый пояс, скуловой пояс,верхний пояс обшивки и бархоут . Пояс, являющийся продолжением борта выше палубы называется фальшборт. Вертикальные соединения листов или досок одного пояса называются стыки, горизонтальные соединение поясов — пазы[4].
Набор корпуса
Под термином «набор корпуса» понимают, совокупность продольных и поперечных балок, составляющих каркас корпуса судна заданной формы и являющейся опорой для прикрепления к нему обшивки. Основная горизонтальная продольная днищевая балка, расположенная в диаметральной плоскости судна называется киль. Из-за своей длины, киль делают составным, из отдельных частей, которые соединены между собой при помощи замков. Носовое и кормовое продолжение киля — называются штевнями — носовое форштевень. В древних судах форштевень выполнял роль тарана. Корабль, оснащённый массивным форштевнем, мог легко протаранить вражеское судно, не нарушая при этом целостность своего корабля. Кормовое продолжение киля — ахтерштевень. Он предохранял руль от переломов, поэтому ахтерштевень имел высокую прочность. Бывают и бескилевые — плоскодонные суда, у них отсутствуют форштевень и ахтерштевень. Как правило, такие суда имеют небольшое водоизмещение и скорость[4].
Надстройка
Надстройки бывают различной формы и предназначения. Надстройки не являются обязательным элементом судна, они выполняют функции отграничения пространства от внешней среды. В них размещаются жилые, служебные, санитарные и общественные помещения. Если надстройка расположена от бортов на расстояние превышающее 4 % ширины судна, то она называется рубкой. Рубки имеют самостоятельные палубы, которые в большинстве случаев открыты и используются в качестве прогулочных. Носовая надстройка называется бак, кормовая — ют[5].
Классификация судов
- транспортные (грузовые, пассажирские, грузопассажирские);
- промысловые (рыболовные);
- технические;
- служебные и вспомогательные;
- спортивные;
- маломерные и прогулочные.
Примечания
- ↑ Амелин В. С. Судно // Большая российская энциклопедия : сайт. — 2023. — 11 апреля.
- ↑ Слободян Е. Какие корабли состоят на вооружении ВМФ России? // Аргументы и факты : газета. — 2014. — 27 июля.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Сорокин П. Е. Судостроительная традиция северо-западной Руси в Средневековье // Новгород и Новгородская земля : сборник. — 1993. — № 7.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Дмитриева В. В. Морской энциклопедический словарь. — Ленинград: Судостроение, 1991. — Т. 1 А — И. — С. 165. — 506 с. — ISBN 5-7355-0280-8.
- ↑ Сидоренко Ю. З. Устройство судна // Конспект. — 2019. — 21 марта. — С. 36—62.
Ссылки
- Классификация и виды морских судов | REARTEK
- Российский морской регистр судоходства
- Российское Классификационное Общество
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |