Полюдье
Полю́дье — ежегодный объезд подвластного населения древнерусскими князьями, боярами-воеводами и их дружинниками в X—XIII веках с целью кормления и сбора податей[1]. Полюдье представляло собой натуральные сборы с населения, которые в XII веке стали превращаться в денежный налог[2]. В разные периоды времени комплексы, схожие с древнерусским полюдьем, существовали у многих народов мира.
История
Полюдье можно рассматривать как форму систематического налога, которая начала формироваться с появлением первых признаков государства и разделения общества на социальные группы. Его возникновение связано с должностью князя в период подъёма родоплеменного строя[3]. Если изначально полюдье платили князю свободные общинники, то к XII веку эти сборы преобразовались в феодальную ренту[4].
Первые упоминания о полюдье
Первое упоминание о восточнославянском полюдье встречается в сочинении арабского учёного Ибн Русты в начале X века. Ибн Руста рассказывает, как царь славян каждый год объезжает своих людей. «И если у кого из них есть дочь, то царь берёт себе по одному из её платьев в год, а если сын, то также берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, то даёт по одному из платьев жены или рабыни в год»[5].
Подробное описание полюдья содержится в труде Константина VII Багрянородного (византийского императора) «Об управлении империей» (середина X века)[6]. Он описывает образ жизни росов, деятельность скандинавской элиты формирующегося Древнерусского государства. Князья и дружинники совершали полюдье в южные земли, подчинявшиеся Киеву. «Это традиционный для скандинавов (ср. вейцла) способ сбора натуральных податей, который отмечался и восточными писателями в характеристике русов»[7].
В древнерусских источниках термин «полюдье» встречается позднее, в XII веке. Так в Жалованной грамоте великого князя Мстислава Владимировича и сына его Всеволода Новгородскому Юрьеву монастырю, датируемой 1130 годом, написано следующее: «Се аз Мьстислав Володимир сын, дьржа Руську землю, в свое княжение повелел есмь сыну своему Всеволоду отдати Буице святому Георгиеви с данию, и с вирами, и с продажами… А яз дал рукою своею и осеньнее полюдие даровьное, полътретиядесяте гривьн святому же Георгиеви»[8][9]. В Лаврентьевской летописи упоминается полюдье князя Всеволода по городам Ростово-Суздальской земли в 1190 году[9].
Функции полюдья
Историк Ю. М. Кобищанов выделяет несколько функций полюдья:
- Экономическая функция выражалась в том, что полюдье устанавливало сроки изъятия фиксированного обычаем прибавочного продукта у свободных общинников. При личном участии князя собранные подношения перераспределялись среди сопровождавших его дружинников и свиты[10].
- Социальный-политический характер полюдья заключался в укреплении личных связей князя со свитой и населением общин, которые он посещал[10]. Объезжая подвластные территории и собирая с них дань, князь укреплял государственные связи между отдельными областями и содержал чиновников и народ в зависимости[11].
Князь или царь укреплял свою власть на местах и границы своей державы, принимая знаки верности, усмиряя непокорных и отражая набеги врагов. Посылая в полюдье других лиц вместо себя, царь тем самым внедрял элементы государственного аппарата в систему общин.Ю. М. Кобищанов
- Ритуальный характер полюдья выражался в характере объезда земель. Объезд территории, обход её пешком символизировал способ её приобретения. У Константина VII Багрянородного находим второе название этого явления — «кружение»[6]. «Кружения», «хождения по кругу» — архаичный ритуал. В древности они («кружения») являлись общественной обязанностью племенных вождей. Такого рода объезды вождями управляемой ими территории возникают в первобытном обществе и потом долго сохраняются в общественной жизни, видоизменяясь по ходу времени[12]. «Кружение» символизировало движение небесных светил и происходило по солнцу, с востока на запад. К разряду названных «кружений» исследователи относят и полюдье в Древней Руси[8].
- Судебная функция в ходе полюдья также осуществлялась князем, который вершил в подвластных ему землях суд и расправу[10].
Полюдье в Древней Руси
Полюдье представляло собой объезд правителем подвластного населения. Этот объезд сопровождался добровольными подношениями от людей — дарами[9]. Причём эти дары князю передавали свободные люди[9][8].
Можно думать, что полюдье давали «свои люди», а дань «чужие» или по происхождению «чужие», как, например, древнерусские смерды.И. Я. Фроянов
Дары передавались князю, так как он был наделён функциями публичной власти. Иными словами, полюдье представляло собой форму вознаграждения князю «…за исполнение им общественно-полезных функций и формой общения людей со своим правителем, которое было неотъемлемой и весьма существенной чертой социально-политического уклада Руси ХI—XII вв.»[8].
Киевский князь со своей дружиной осенью (в ноябре) отправлялся в полюдье, которое продолжалось до весны (апрель)[13]: «Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия…»[6]. Маршрут движения начинался в Киеве. Дальше он шёл вдоль западного берега Днепра через Искоростень (центр древлян) и Любеч до Смоленска (земли кривичей). В Смоленске маршрут поворачивал назад и продолжался уже по восточному берегу Днепра через земли радимичей и северян. Таким образом, в X веке полюдье охватывало территории, присоединённые князем Олегом после его вокняжения в Киеве[7].
Когда князь и дружина въезжали в поселение, население выходило навстречу с поклонами и подносило подарки. Весной дань, собранная князем, переправлялась на судах по реке в Киев. Она в значительной части состояла из пушнины, воска, мёда. Часть дани шла на содержание княжеской дружины, а часть перевозилась в Константинополь и там поступала на рынок[7].
Известен трагический случай, связанный со сбором дани киевским князем Игорем в 945 г. Киевская дружина уговорила его отправиться в полюдье. В ноябре князь Игорь вышел из Киева в земли древлян «и, забыв, что умеренность есть добродетель власти, обременил их тягостным налогом»[11]. Собрав дань, Игорь решил отправить часть дружины с данью в Киев, а с малой дружиной вернулся к древлянам за новой данью: «Идете с данию домови, а яз възвращаюся и похожю еще»[13]. Древляне отказались собирать дань повторно и убили киевского князя за нарушение установленного порядка. После гибели князя Игоря его жена, княгиня Ольга, изменила порядок сбора дани: установила уроки (размер дани) и погосты (места сбора дани)[4].
Полюдье сохранялось на территории современной России долгое время, а у отдельных народов Сибири — вплоть до XIX века[10]. Однако Борис Александрович Рыбаков рассматривает полюдье XII века уже как «локальное пережиточное явление»[13]. Историк утверждает, что с введением княгиней Ольгой «уроков» и «погостов» полюдье начало отживать.
Полюдье в других странах
География полюдья широка. Она охватывает часть Северной Европы, Кавказ, Сибирь[10]. Следы полюдья обнаружены у «многих народов Африки, у монгольских кочевников, в Микронезии, на Гаваях, на Таити, в Полинезии»[12].
К примеру, в Египте полюдье известно уже в начале III тысячелетия до нашей эры. Один раз в два года фараоны совершали ритуал служения богу Хору. Этот ритуал представлял собой движение по реке: «сначала на юг вверх по Нилу а, затем вниз по Нилу, что позволяло объехать всю страну»[10]. В сопровождении своей свиты, состоящей из чиновников и гвардии, правитель Египта в ходе ритуального путешествия собирал дань и вершил суд. В Индии также на протяжении тысячелетий существовали различные формы полюдья[10]. В Средней Азии эмир Бухары совершал сезонные объезды ещё до арабского завоевания, начавшегося в VII веке[10].
В период раннего средневековья в Британии, Галлии, Испании, Северной Италии, Паннонии и Далмации комплексы типа полюдья сформировались в результате снижения «социально-экономического развития в эпоху великого переселения народов и перехода от развитого Римского к «синтезированному» раннему феодализму V—X веков»[10]. Полюдье Древней Руси первой половины X века наиболее близко по своему значению англо-саксонскому бокленду и скандинавской вейцле[2].
Наивысшего развития полюдье достигло в Марокко XVII—XIX веков. Султан также совершал объезд своих территорий, собирая дары. Для этих целей на пути следования султана и его свиты были построены крепости[10].
В странах Африки полюдье сохранялось вплоть до начала XX века[10].
Примечания
- ↑ Словарь русского языка: В 4 т. / гл. ред. А. П. Евгеньева. — 3-е изд. — М.: Русский язык, 1987. — Т. 3. — С. 278.
- ↑ 2,0 2,1 Свердлов М. Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси в VI - первой трети XIII в.. — СПб.: Академический проект, 2003. — 736 с. — ISBN 5-7331-0257-8.
- ↑ Азизов А. А., Хорошилов А. С. Налогообложение в Древней Руси // Вопросы российской юстиции : журнал. — 2020. — № 8. — С. 338—346. — ISSN 2687-007X.
- ↑ 4,0 4,1 Вехи российской истории / под ред. проф. В. В. Привалова. — СПб., 1997. — 316 с. — ISBN 5-8290-0124-1.
- ↑ Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-IX вв // Древнерусское государство и его международное значение : сборник. — М.: Наука, 1965. — С. 389.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Константин Багрянородный. Об управлении империей / под ред. Г. Г. Литаврина, А. П. Новосельцева. — М.: Наука, 1991. — 493 с. — ISBN 5-02-008637-1.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Мельникова Е. А. Древняя Русь и Скандинавия / под ред. Г. В. Глазыриной, Т. Н. Джаксон. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. — 475 с. — ISBN 978-5-91244-073-1.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 Фроянов И. Я. Рабство и данничество у восточных славян. — СПб.: С.-Петербургского университета (издательство), 1996. — 512 с. — ISBN 5-288-01832-4.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 Поляков А. Н. Древнерусская цивилизация и варяжский вопрос // Вестник ОГУ : журнал. — 2007. — Январь (№ 1). — С. 4—10. — ISSN 1814-6465.
- ↑ 10,00 10,01 10,02 10,03 10,04 10,05 10,06 10,07 10,08 10,09 10,10 Кобищанов Ю.М. Полюдье: явление отечественной и всемирной истории цивилизаций. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1995. — 320 с. — ISBN 5086004-022-9.
- ↑ 11,0 11,1 Карамзин Н. М. История государства Российского. — М.: Эксмо, 2002. — 1024 с. — ISBN 5-04-007941-9.
- ↑ 12,0 12,1 Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии / отв. ред. В. В. Иванов. — М.: Наука, 1982. — 252 с.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. — М.: Наука, 1982. — 590 с.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |