Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Уменьшение объёма мозга с левой стороны при СДВГ

Синдро́м дефици́та внима́ния и гиперакти́вности (сокр. СДВГ) — патологическое состояние, характеризующееся неврологическими, поведенческими и психическими нарушениями. Проявляется трудностью с концентрацией внимания, ухудшением памяти и способности к обучению. При СДВГ у взрослых и детей появляются трудности с обработкой информации, обусловленные функциональными и биохимическими изменениями в головном мозге[1].

Научные исследования СДВГ

Несмотря на многочисленные научные исследования и большое количество публикаций, касающихся этиологии и патогенеза синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), полные причины и механизмы его развития всё ещё не до конца изучены[2].

С точки зрения нейробиологии, у детей с СДВГ наблюдаются определённые особенности в структуре и функциях мозга, в частности, в префронтально-кортикальных системах. Основные аспекты, способствующие формированию СДВГ — это нейробиологические факторы, такие как генетические аспекты и ранние органические повреждения центральной нервной системы, в пре- и перинатальных периодах, которые могут действовать совместно. Что касается нейромедиаторов, исследования показывают, что ключевые нейромедиаторные системы мозга — дофаминовая, норадреналиновая и серотониновая — участвуют в патологиях, связанных с СДВГ[2].

Генетическая теория подразумевает, что группа генов, отвечающих за регуляцию нейромедиаторного обмена, влияет на предрасположенность к СДВГ. Это расстройство рассматривается как полигенное, где множественные генетические факторы пересекаются, нарушая защитные механизмы[1].

Нейропсихологическая теория акцентирует внимание на незрелости функций лобных долей мозга, особенно префронтальной области, которая отвечает за самоконтроль и поведенческое торможение. Питание также играет важную роль: недостаток белков и микронутриентов может усугубить симптомы СДВГ[2].

Симптомы СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это неврологическое расстройство, которое проявляется у детей и может сохраняться во взрослом возрасте. Основные симптомы СДВГ включают трудности с концентрацией внимания, импульсивность и гиперактивность. Эти особенности могут существенно влиять на повседневную жизнь, учёбу, работу и социальные взаимодействия.

Недостаток внимания:

  • Трудности с удержанием концентрации на одной задаче.
  • Лёгкая отвлекаемость.
  • Забывчивость.
  • Сложности с организацией времени и задач.

 Гиперактивность:

  • Постоянная двигательная активность (например, ёрзание, бег).
  • Невозможность долго сидеть на месте.
  • Избыточная разговорчивость.

Импульсивность:

  • Склонность к действиям без обдумывания последствий.
  • Прерывание других людей в разговоре.
  • Неспособность ждать своей очереди[3].

Виды СДВГ

Существует несколько подтипов СДВГ: преимущественно невнимательный тип, где преобладают проблемы с вниманием, но нет выраженной гиперактивности и импульсивности; комбинированный тип, где присутствуют все три группы симптомов (невнимание, гиперактивность и импульсивность); преимущественно гиперактивно-импульсивный тип, где больше выражены гиперактивные и импульсивные черты, чем проблемы с концентрацией[1].

Гиперактивный и импульсивный типы составляет приблизительно 15 % всех случаев. Обычно его выявляют у детей дошкольного возраста или учеников начальных классов. Это проявляется в необычном бесстрашии у ребёнка, что может привести к травмам, а иногда и к агрессивному поведению.

Тип с преобладанием невнимательности чаще диагностируется у подростков и составляет около 30 % всех случаев. Ребёнок испытывает сложности со сосредоточением на задачах, а также с завершением начатого и выполнением рутинных заданий. Он быстро отвлекается на более интересные для себя вещи, включая мысли или воспоминания.

Смешанный тип СДВГ является наиболее распространённым и охватывает около 50-75 % случаев заболевания. В этом типе нарушения наблюдаются комбинированные признаки гиперактивности, импульсивности и невнимательности. Обычно с возрастом первые два проявления становятся менее очевидными, в то время как трудности с концентрацией внимания остаются наиболее выраженными[3].

Причины возникновения СДВГ

Специалисты затрудняются установить точные факторы, приводящие к СДВГ. Большинство экспертов полагают, что развитие СДВГ у детей связано с несколькими неблагоприятными факторами, включая генетику и нарушения в развитии центральной нервной системы[1].

Генетическая предрасположенность. Наличие родственника с синдромом гиперактивности может увеличивать риск развития СДВГ. Если один из родителей имеет данный диагноз, вероятность появления расстройства у ребёнка составляет около 25 %[4].

Нарушение работы головного мозга. У людей с гиперактивностью встречаются дисфункции определённых областей мозга, таких как зрительный бугор, базальные ганглии, мозжечок и префронтальная кора, которые играют важную роль в регуляции внимания и поведения. Значительные черепно-мозговые травмы у детей могут повышать риск СДВГ.

Неблагоприятная пренатальная среда и недоношенность. Проблемы во время беременности, роды с недостаточным сроком или асфиксия могут привести к нарушению функционирования мозга у ребёнка и способствовать формированию СДВГ[5].

Экологические факторы. Воздействие токсических веществ, таких как свинец и ртуть, также может увеличить риск гиперактивности и дефицита внимания[4].

Диагностика СДВГ

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей требует комплексного подхода и участия нескольких специалистов. Процесс диагностики включает несколько этапов:

  • Сбор анамнеза и наблюдение.

Первым шагом является сбор информации о поведении и развитии ребёнка. Врач или психолог беседуют с родителями, учителями и другими значимыми людьми в жизни ребёнка, чтобы получить полное представление о его поведении в разных ситуациях. Важны следующие моменты: история развития ребёнка с раннего возраста; наличие проблем с обучением, вниманием, поведением; отношения с семьёй и сверстниками; возможные стрессы или травмы в прошлом; использование стандартизированных шкал и опросников. Существуют специальные шкалы и опросники, разработанные для оценки симптомов СДВГ. Наиболее известные из них: Шкала Коннорса (Conners Rating Scales) — используется для оценки уровня активности, внимания и импульсивности[6]; SNAP-IV — опросник, основанный на критериях DSM-5; ADHD-Rating Scale IV — еще одна популярная шкала для оценки СДВГ[7]. Эти инструменты заполняются родителями и/или учителями, что позволяет получить объективную оценку поведения ребёнка в разных контекстах.

  • Наблюдение за поведением.

Специалист наблюдает за поведением ребёнка в естественных условиях (в классе, дома) или в специально созданных тестовых ситуациях. Это помогает оценить уровень активности, способность концентрироваться и управлять своим поведением.

Некоторые дети с СДВГ могут иметь сопутствующие когнитивные нарушения, поэтому важно провести тестирование интеллектуальных способностей и исполнительных функций. Для этого используют тесты интеллекта и нейропсихологические тесты.

  • Исключение других причин.

Важно убедиться, что симптомы СДВГ не связаны с другими заболеваниями или состояниями, такими как аутизм, тревожные расстройства, депрессия, проблемы со зрением или слухом, нарушения сна. Для исключения этих состояний могут потребоваться дополнительные консультации специалистов (психологов, неврологов, педиатров).

  • Консультации с разными специалистами.

В процессе диагностики могут участвовать разные специалисты. Педиатр — для общего медицинского осмотра и исключения физических причин симптомов. Детский психиатр или психотерапевт — для оценки психического здоровья и постановки диагноза. Нейропсихолог — для проведения тестов на когнитивные функции. Логопед — для проверки речевых нарушений, которые иногда сопутствуют СДВГ.

  • Постановка диагноза.

Диагноз СДВГ ставится на основе критериев, изложенных в DSM-5. Чтобы соответствовать критериям, ребёнок должен демонстрировать симптомы невнимательности, гиперактивности и/или импульсивности в течение длительного времени (более шести месяцев) и в двух или более сферах жизни (например, дома и в школе)[4].

  • Примеры критериев DSM-5 для СДВГ.

Критерии невнимания: часто не обращает внимания на детали или допускает ошибки по небрежности; имеет трудности с поддержанием внимания на задании или игре; кажется, что не слушает, когда к нему обращаются; не выполняет задания до конца.

Критерии гиперактивности/импульсивности: часто ёрзает руками или ногами, встаёт с места в неподходящих ситуациях; беспокойно двигается или шумит; говорит слишком много; часто перебивает других или вмешивается в разговоры.

Диагностика СДВГ у детей — сложный процесс, требующий внимательного анализа поведения и развития ребёнка. Важно обратиться к квалифицированным специалистам, чтобы получить точный диагноз и разработать индивидуальный план лечения и поддержки[2].

Лечение

Диагноз СДВГ ставится врачом-психиатром после тщательного обследования. Для диагностики используются специальные опросники, наблюдения за поведением ребёнка, беседы с родителями и учителями. Важно исключить другие возможные причины проблем с вниманием и поведением. Лечение СДВГ требует комплексный подход, который может включать:

  • Медикаментозное лечение: препараты-стимуляторы, которые помогают улучшить внимание и снизить гиперактивность.
  • Психотерапия: когнитивно-поведенческая терапия помогает детям научиться контролировать свои эмоции и поведение.
  • Образовательные стратегии: адаптация учебного процесса для учёта особенностей ребёнка с СДВГ.
  • Поддержка семьи: обучение родителей методам управления поведением ребёнка и создание благоприятной домашней обстановки.

Дети и взрослые с СДВГ могут сталкиваться с различными трудностями в повседневной жизни. Однако при правильном подходе и поддержке они способны успешно справляться со своими задачами и достигать успехов в учёбе, работе и личной жизни. Важно помнить, что каждый человек уникален, и подход к лечению и адаптации должен учитывать индивидуальные потребности[1].

Помощь ребёнку в школе

Физическая активность
Использование визуальных напоминаний

Помощь ребёнку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в школе требует комплексного подхода, включающего участие учителей, родителей и самого ребёнка. Несколько стратегий, которые могут помочь[5]:

1. Индивидуальный образовательный план (ИОП).

Многие школы предоставляют возможность разработки индивидуального образовательного плана для детей с особыми потребностями. Этот план учитывает специфические нужды ребёнка и может включать дополнительное время на выполнение заданий, специальные учебные материалы, изменение формата уроков для лучшего восприятия информации.

Организация рабочего места

2. Организация рабочего пространства.

Создание организованного и спокойного рабочего пространства поможет ребёнку сосредоточиться. Для этого необходимо разместить рабочее место подальше от отвлекающих факторов (окон, дверей), использовать ярлыки и контейнеры для хранения учебных материалов, обеспечить удобным креслом и столом, подходящим по росту.

3. Установление чётких правил и распорядка.

Чёткий режим дня и правила помогут ребёнку лучше ориентироваться в школьной среде. Необходимо определить расписание уроков и перерывов, разработать систему поощрений за соблюдение правил, объяснить последствия за нарушение правил.

4. Использование визуальных подсказок.

Визуальные напоминания и графики могут помочь ребёнку следить за временем и задачами. Можно повесить расписание уроков на видном месте, использовать таймеры для контроля времени выполнения заданий, применять стикеры или маркеры для выделения важных моментов в учебниках.

5. Работа над навыками самоорганизации.

Развитие навыков планирования и самоорганизации поможет ребёнку лучше справляться с учебными задачами. Важно научить планировать время и расставлять приоритеты, помочь составить списки дел и отслеживать их выполнение, поощрять использование дневника или электронного календаря.

6. Поддержка учителя.

Учитель играет ключевую роль в успешной адаптации ребёнка с СДВГ в школе. Родителям необходимо регулярно общаться с учителем, чтобы обсудить успехи и трудности ребёнка, дифференцированные подходы к обучению, запросить обратную связь и корректировать стратегию обучения по мере необходимости.

7. Использование технологий.

Современные технологии могут значительно облегчить учебный процесс: электронные планшеты и ноутбуки для записи лекций и выполнения домашних заданий, приложения для управления временем и планирования задач, онлайн-ресурсы для дополнительного обучения и практики.

8. Физическая активность.

Регулярные физические нагрузки помогают снять напряжение и улучшить концентрацию. Будет полезным включить физическую активность в ежедневный график ребёнка, организовать спортивные секции или кружки, соответствующие интересам, давать короткие перерывы на разминку во время учёбы.

9. Эмоциональная поддержка.

Поддержка семьи

Поддержка и понимание со стороны родителей и учителей важны для эмоционального благополучия ребенка. Необходимо показывать свою любовь и поддержку независимо от успехов в учёбе, общаться с ребёнком открыто и честно, выслушивая его переживания, работать над развитием самооценки и уверенности в себе.

Помощь ребёнку с СДВГ требует терпения и последовательности. Совместные усилия родителей, учителей и самого ребёнка могут значительно улучшить академические результаты и качество жизни. Главное — создать условия, в которых ребёнок сможет раскрыть свой потенциал и чувствовать себя успешным и уверенным[8].

10. Полезная популярная литература для родителей.

Существует множество книг, посвящённых теме синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Для родителей, учителей, педагогов, работающих с детьми могут быть полезными[9]:

  • Эдвард Хэлловэлл и Джон Рэйти — «Почему я отвлекаюсь?». Книга известных американских психиатров, которая подробно рассматривает причины и механизмы СДВГ, а также предлагает практические советы по управлению симптомами.
  • Рассел Баркли — «Ваш ребенок и СДВГ». Практическое руководство для родителей, включающее информацию о диагностике, лечении и воспитании детей с СДВГ.
  • Томас Браун — «СДВГ: Справочник для взрослых». Эта книга ориентирована на взрослых с СДВГ и содержит рекомендации по улучшению качества жизни и преодолению трудностей, связанных с расстройством.
  • Росс Грин — «Взрывной ребёнок». Автор предлагает альтернативный взгляд на управление поведением детей с эмоциональными и поведенческими проблемами, включая СДВГ. Книга фокусируется на сотрудничестве между ребёнком и взрослым вместо традиционных методов наказания.
  • Нэнси Ратнер — «Избавься от СДВГ!». В книге рассматриваются различные аспекты жизни с СДВГ: от школьных проблем до взаимоотношений в семье. Автор даёт конкретные советы по организации быта и обучению детей с этим диагнозом.
  • Владимир Леви — «Нестандартный ребёнок». Хотя эта книга не посвящена исключительно СДВГ, она затрагивает вопросы воспитания детей с особенностями развития, включая гиперактивных и невнимательных детей.
  • Кристофер Грин и Кит Чиверсон — «Понимание СДВГ: Руководство для родителей». Подробное руководство для родителей с описанием различных аспектов СДВГ: диагностика, лечение, образовательные стратегии и многое другое.
  • Алексей Леонтьев — «Диагностика и коррекция СДВГ у детей». Российская книга, написанная специалистом в области детской психологии. Описывает методы диагностики и коррекции СДВГ в условиях российской системы образования и здравоохранения.
  • Марина Слинькова — «Что такое СДВГ?». Популярная книга российского автора, которая объясняет основы СДВГ простым языком и предлагает практические рекомендации для родителей.
  • Елена Лютова, Галина Монина — «Проблемы маленького школьника». В этой книге обсуждаются различные проблемы, возникающие у школьников, включая трудности с вниманием и гиперактивностью. Авторы предлагают способы помощи ребёнку в школе и дома[10].

Литература

Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. — М.,: Издательский центр «Академия», 2004.

Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок или всё о гиперактивных детях. — М.,: Издательство института Психотерапии, 2002.

Ратнер А. Ю. Неврология новорождённых: острый период и поздние осложнения. — БИНОМ; Лаборатория знаний, 2008. — 368 с. — ISBN 978-5-94774-897-0.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Клинический институт мозга (7 февраля 2024). Дата обращения: 2 ноября 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Синдром дефицита внимания и гиперактивности. rehabfamily (28 сентября 2022). Дата обращения: 2 ноября 2024.
  3. 3,0 3,1 Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Гемотест. Дата обращения: 2 ноября 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 Пизова Н. В. Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности? // МС. — 2013. — № 1.
  5. 5,0 5,1 Синдром дефицита внимания у детей. Московский институт коррекционной педагогики. Дата обращения: 2 ноября 2024.
  6. Понимание рейтинговой шкалы Коннерса: всеобъемлющее руководство по оценке СДВГ. neurolaunch. Дата обращения: 2 ноября 2024.
  7. Пустыльникова В. Ю. Диагностика СДВГ у детей и взрослых. Институт прикладной психологии в социальной сфере. Дата обращения: 2 ноября 2024.
  8. Александр Попандопуло. Расстройство активности и внимания. unclinic (10 октября 2020). Дата обращения: 2 ноября 2024.
  9. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сдвг). mybook. Дата обращения: 2 ноября 2024.
  10. СДВГ. livelib. Дата обращения: 2 ноября 2024.