Логопедия
Логопедия — наука о выявлении, изучении, преодолении и профилактике нарушений речи у лиц разного возраста средствами специального обучения и воспитания. Термин «логопедия» имеет греческое происхождение, в его основе два корня logos (слово) paideia (воспитание, обучение), что в переводе означает «воспитание правильной речи»[1].
Нарушение речи — обобщающий термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека[2]. Проблемной областью логопедии является изучение причин, механизмов, проявлений, внутренней картины нарушений речевой деятельности, а также построение соответствующей системы коррекционного и пропедевтического воздействия.
История логопедии
Зарождение и развитие логопедии, как педагогической науки, пришлось на начало XX века. Предпосылки выделения логопедии в самостоятельную науку существовали и ранее. Философы и врачеватели ещё в Древней Греции и Древнем Риме поднимали вопрос о важности правильного воспитания речи (Аристотель, Демосфен, Гиппократ, Платон и другие). В странах Востока и Византии существовали целые трактаты о болезнях речи и их лечении (Орибадий, Ибн Сина). В странах Западной Европы отношение к правильности речи возникло в эпоху Возрождения (Томас Мор, Франсуа Рабле и другие). Формирование речи педагоги, философы и врачи стали рассматривать во взаимосвязи с развитием ума, выделяя и описывая различия, которые были характерны как для сохранного, так и нарушенного состояния речи. В это же время появились первые выводы о важности речи для полноценной жизни и деятельности человека, были выделены этапы и закономерности развития речи ребёнка, написаны первые обоснованные и структурированные рекомендации методического характера. К концу XIX столетия благодаря исследованиям зарубежных и отечественных учёных сложились предпосылки для понимания логопедии как самостоятельной науки (М. Мюллер, В. Ф. Олтушевский, К. Вернике и другие). Учёными была определена взаимосвязь между нарушениями отдельных участков головного мозга и различными патологиями, в том числе патологиями речевой деятельности, а так же определены основные пути работы с такими пациентами[3].
Родное слово – сокровищница всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.К. Д. Ушинский
На рубеже XIX - XX веков в работах многих учёных доказывается важность для диагностики сбора подробного анамнеза, в том числе и на изучение расстройств речи. В это же время активно развивается психология, появляются работы по психологии детского возраста, которые начинают применять в педагогике[4].
Научные исследования М. В. Богданова-Березовского, С. М. Доброгаева, Г. Д. Неткачева и других учёных дают возможность для развития отечественной логопедии в начале XX века. Позже труды Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, Ф. А. Рау, П. П. Кащенко и других учёных заложили основу для становления логопедии как междисциплинарной науки, охватывающей области разных нарушений речи у детей и взрослых. Расцвет отечественной логопедии приходится на середину XX века. В это время создали и обосновали научную классификацию речевых нарушений, определили глобальные психолого-педагогические и нейропсихологические подходы к устранению недостатков речи, выявили внешние и внутренние проявления в структуре речевых дефектов, установили взаимосвязь первичных и последующих проявлений нарушений письменной и устной речи[3].
Современная логопедия занимает важное место в системе педагогических наук и рассматривается как неотъемлемая часть специальной педагогики[3].
Структура логопедии
В структуре логопедии можно рассмотреть следующие направления.
- Логопедия раннего возраста изучает, предупреждает и исправляет отклоняющееся развитие доречевых и первичных речевых проявлений у детей в период до трёх лет. В настоящее время данное направление динамично развивается и активно освещается в науке.
- Дошкольная логопедия занимается изучением, преодолением и профилактикой нарушений речи у детей дошкольного возраста.
- Школьная логопедия занимается выявлением, преодолением и предупреждением нарушений устной и письменной речи, а также их системных последствий у детей школьного возраста.
- Логопедия взрослых ориентируется на исследования, коррекцию и компенсацию речевых расстройств у взрослых[3].
Взаимосвязь с другими науками
Современная логопедия является динамично развивающейся наукой, предполагающей глубокое взаимопроникновение в системы других наук. Различают внутрисистемные и межсистемные связи логопедии с другими науками.
- К внутрисистемным относят связи с педагогикой, разными отраслями специальной педагогики, общей и специальной психологией.
- Межсистемные связи строятся на знаниях медико-биологических и лингвистических наук. В логопедии используются знания общей анатомии, физиологии и нейрофизиологии речевых механизмов, о строении и функционировании анализаторов, участвующих в речевой деятельности. Логопедия взаимосвязана с оториноларингологией, невропатологией, клиникой олигофрении и педиатрией. Лингвистическая основа логопедии представлена изучением вопросов взаимодействия языка и речи как системы социально обусловленных знаков и правил их употребления. Для логопедии принципиально важна опора на принятое в лингвистике учение о разделах языка[3].
Классификация нарушений речи
В практике отечественной логопедии применяются две классификации нарушений речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.
Клинико-педагогическая классификация является диагностическим инструментом. В основе этой классификации лежит изучение причин и патологических проявлений речевой недостаточности. В соответствии с клинико-педагогической классификаций все виды нарушений речи делятся на две группы:
- нарушение устной речи — афония, дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия;
- нарушения письменной речи — дислексия, алексия, дисграфия, агрофия, дизорфография.
Данная классификация объединяет психолого-лингвистические и клинические критерии, которые ориентированы в первую очередь на характеристику вариативных проявлений различных речевых расстройств[3][4][5].
Психолого-педагогическая классификация применяется только к детскому возрасту, её назначение — комплектование логопедических групп с учётом сходной симптоматики речевых нарушений. В этой классификации представлены две группы. К первой группе относятся нарушения средств общения (языковые расстройства):
- фонетическое недоразвитие речи (дислалия, ринолалия, дизартрия),
- фонетико-фонематическое недоразвитие (дислалия, ринолалия, дизартрия),
- общее недоразвитие речи (алалия).
Ко второй группе относятся нарушения в применении средств общения (коммуникативные расстройства) — заикание[3][5].
Галерея
Примечания
- ↑ Логопедия / под. ред. Л. С. Волковой. — М.: ВЛАДОС, 2006. — С. 14.
- ↑ Филичева Т. Б., Орлова О. С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. — М., 2015.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Логопедия: теория и практика / под ред. Т. Б. Филичевой. — М.,: Эксмо, 2022. — 608 с.
- ↑ 4,0 4,1 Логопедия: Иллюстрированный справочник / под ред. И. А. Смирнова. — СПб.,: КАРО, 2014. — 232 с.
- ↑ 5,0 5,1 Логопедия . Большая медицинская энциклопедия. Дата обращения: 18 мая 2023.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |