Алалия

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»

Алали́я (от др.-греч. ἀ- — «отрицательная частица», и λαλιά — «речь») — несформированность или полное отсутствие речевой функции, причиной которой является поражение речевых центров в коре головного мозга при нормальном физиологическом слухе и интеллекте. Алалия — нарушение речевого развития у детей, при котором ребёнок либо совсем не говорит, либо имеет значительные трудности с формированием речи. Состояние связано с органическими поражениями центральной нервной системы, чаще всего головного мозга, произошедшими до рождения ребёнка или в раннем возрасте. Алалия может проявляться в разных формах. Болезнь не связана с дефектами слуха или интеллекта. Ребёнок с алалией может слышать и понимать звуки, проявляет интерес к окружающему миру. Однако он не способен использовать речь как средство общения и познания, что существенно ограничивает его возможности. Это серьёзное нарушение, требующее своевременной диагностики и комплексного лечения. Оно приводит к трудностям в обучении, социализации и адаптации детей[1].

Причины развития алалии

Заболевание возникает и развивается при наличии органического поражения центров коры головного мозга, которые отвечают за речевое формирование и функционирование. Это поражение возникает в период до трёх лет, когда речь ещё не сформирована или только начинает формироваться. Поэтому алалия часто является врождённой или ранней патологией. Существует множество причин и условий, которые приводят к этому у детей. Они делятся на две группы: пренатальные (до рождения) и постнатальные (после рождения)[2].

Пренатальные предпосылки включают в себя[1]:

  • Наследственность: генетические факторы, влияющие на развитие нервной системы и головного мозга у плода (например, синдром Дауна или другие хромосомные аномалии).
  • Инфекционные болезни: воздействие на плод различных инфекционных агентов, таких как вирусы (краснуха, цитомегаловирус, герпес и другие), бактерии (сифилис, туберкулёз и другие), протозойные паразиты (токсоплазмоз и другие). Эти агенты проникают через плаценту от матери к плоду и вызывают воспаление, отёк, кровоизлияние или некроз мозговых тканей.
  • Токсические вещества: воздействие на плод различных токсических веществ, которые поступают в организм матери из окружающей среды или из-за её вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, табака, лекарственных препаратов или других химических веществ, которые негативно влияют на развитие головного мозга плода).
  • Физические факторы: воздействие на плод различных физических факторов, таких как травма, излучение, перегрев или переохлаждение. Эти факторы вызывают нарушение кровообращения, кислородного голодания или поражение мозговых тканей плода.

Постнатальные предпосылки включают в себя[1]:

  • Церебральные травмы ребёнка во время родов, связанные с длительными или сложными родами, преждевременными родами, кесаревом, асфиксией (удушением) или гипоксией (недостатком кислорода), использованием акушерских щипцов или вакуум-экстрактора, кровоизлиянием в головной мозг.
  • Перинатальные болезни: менингит (воспаление мозговых оболочек), энцефалит (воспаление мозга), гидроцефалия (застой жидкости), сепсис (инфекционное воспаление крови).
  • Послеродовые травмы, связанные с падением, ударом, сотрясением, укусом животного, ожогом, отравлением, пребыванием в тяжелых условиях и другим.
  • Послеродовые болезни: эпилепсия (судорожное расстройство), церебральный паралич (двигательное расстройство), тиреоидная недостаточность (недостаточность щитовидной железы), фенилкетонурия (наследственное нарушение обмена белков) и другое.

Виды алалии

  1. Моторная алалия (экспрессивная) — ребёнок понимает речь окружающих, но сам испытывает трудности с её воспроизведением. Он может пытаться говорить, но у него возникают сложности с подбором нужных звуков, слов или грамматических конструкций. Моторная алалия — это разновидность алалии, характеризующаяся системным недоразвитием экспрессивной речи центрального органического происхождения. При моторной алалии у ребёнка возникают значительные трудности с воспроизведением речи, хотя понимание речи окружающих остается относительно сохраненным[3].
  2. Сенсорная алалия (импрессивная) — проблемы связаны с восприятием речи, неспособность ребенка понимать обращенную к нему речь. Ребёнок слышит звуки, но не способен их правильно интерпретировать. Из-за этого он может испытывать трудности с пониманием смысла сказанного. Несмотря на нормальный слух, ребёнок с сенсорной алалией сталкивается с трудностями в восприятии и интерпретации устной речи. Это происходит из-за повреждения или недоразвития тех участков мозга, которые отвечают за обработку звуковой информации.
  3. Смешанная алалия (сенсомоторная) — сочетание обоих видов нарушений, когда ребёнок одновременно сталкивается с трудностями восприятия и воспроизведения речи[4].

Симптомы алалии

Симптомы алалии зависят от типа нарушения:

  • При моторной алалии: задержка появления первых слов, ограниченный словарный запас, трудности с произношением, аграмматизм (неправильное построение предложений), отсутствие плавного перехода от одного звука к другому.
  • При сенсорной алалии: ребёнок может не реагировать на своё имя, игнорировать просьбы, не различать смысл слов, часто повторять услышанные звуки без понимания их значения[2].

Лечение алалии

Лечение алалии требует комплексного подхода и включает работу команды специалистов, таких как логопеды, неврологи, психологи и педагоги. Основные направления лечения включают:

  1. Логопедическая терапия:
    • Основная цель — развитие речевых навыков. Логопед работает над улучшением произношения, расширением словарного запаса, развитием грамматических структур и пониманием речи.
    • Используются специальные упражнения для тренировки артикуляционного аппарата, игры на развитие речи, чтение и письмо.
    • Применяются современные технологии, такие как компьютерные программы и интерактивные игры, направленные на улучшение речи[3].
  2. Неврологическая помощь:
  3. Психологическая поддержка:
    • Работа с эмоциями и поведением ребёнка, помощь в преодолении стресса и фрустрации, связанных с речевыми трудностями.
    • Развитие коммуникативных навыков и социальной адаптации.
    • Поддержка родителей и членов семьи, консультирование по вопросам воспитания и ухода за ребёнком с алалией[5].
  4. Педагогическая коррекция:
    • Индивидуальные образовательные программы, адаптированные под нужды каждого ребёнка.
    • Специальные классы или школы для детей с особыми потребностями, где созданы условия для максимально эффективного обучения.
    • Интеграция в общеобразовательные учреждения с поддержкой учителей и ассистентов[3].
  5. Физическая терапия:
  6. Социальная адаптация:
    • Включение ребёнка в общественную жизнь, участие в групповых мероприятиях и играх.
    • Создание условий для общения с ровесниками и взрослыми, что способствует развитию социальных навыков.
  7. Родительское участие:
    • Родители играют ключевую роль в процессе лечения. Они должны регулярно выполнять домашние задания, рекомендованные специалистом, поддерживать позитивную атмосферу и оказывать эмоциональную поддержку ребёнку.
    • Совместная работа с педагогами и врачами для обеспечения непрерывности и последовательности лечения[1].
  8. Дополнительные методы:

Эффективность лечения алалии зависит от многих факторов, включая возраст начала терапии, степень тяжести заболевания и индивидуальные особенности ребёнка. Раннее начало лечения и комплексный подход повышают шансы на успешное восстановление речевых функций[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Шереметьева Е.В. Логопедия. Алалия как системное недоразвитие речи. — Челябинск, 2017. — 105 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 Соловьева Л. Г. Логопедия. — М.: Юрайт, 2016. — 208 с. — ISBN 978-5-9916-8553-5.
  3. 3,0 3,1 3,2 Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. — СПб.: КАРО, 2018. — 304 с. — ISBN 978-5-9925-1318-9.
  4. Волкова Л.С. Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. — М.: Владос, 2007. — 311 с. — ISBN 978-5-691-01216-7.
  5. 5,0 5,1 5,2 Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 677 с. — ISBN 5-691-00128-0.