Алалия
Алали́я (от др.-греч. ἀ- — «отрицательная частица», и λαλιά — «речь») — несформированность или полное отсутствие речевой функции, причиной которой является поражение речевых центров в коре головного мозга при нормальном физиологическом слухе и интеллекте. Алалия — нарушение речевого развития у детей, при котором ребёнок либо совсем не говорит, либо имеет значительные трудности с формированием речи. Состояние связано с органическими поражениями центральной нервной системы, чаще всего головного мозга, произошедшими до рождения ребёнка или в раннем возрасте. Алалия может проявляться в разных формах. Болезнь не связана с дефектами слуха или интеллекта. Ребёнок с алалией может слышать и понимать звуки, проявляет интерес к окружающему миру. Однако он не способен использовать речь как средство общения и познания, что существенно ограничивает его возможности. Это серьёзное нарушение, требующее своевременной диагностики и комплексного лечения. Оно приводит к трудностям в обучении, социализации и адаптации детей[1].
Причины развития алалии
Заболевание возникает и развивается при наличии органического поражения центров коры головного мозга, которые отвечают за речевое формирование и функционирование. Это поражение возникает в период до трёх лет, когда речь ещё не сформирована или только начинает формироваться. Поэтому алалия часто является врождённой или ранней патологией. Существует множество причин и условий, которые приводят к этому у детей. Они делятся на две группы: пренатальные (до рождения) и постнатальные (после рождения)[2].
Пренатальные предпосылки включают в себя[1]:
- Наследственность: генетические факторы, влияющие на развитие нервной системы и головного мозга у плода (например, синдром Дауна или другие хромосомные аномалии).
- Инфекционные болезни: воздействие на плод различных инфекционных агентов, таких как вирусы (краснуха, цитомегаловирус, герпес и другие), бактерии (сифилис, туберкулёз и другие), протозойные паразиты (токсоплазмоз и другие). Эти агенты проникают через плаценту от матери к плоду и вызывают воспаление, отёк, кровоизлияние или некроз мозговых тканей.
- Токсические вещества: воздействие на плод различных токсических веществ, которые поступают в организм матери из окружающей среды или из-за её вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, табака, лекарственных препаратов или других химических веществ, которые негативно влияют на развитие головного мозга плода).
- Физические факторы: воздействие на плод различных физических факторов, таких как травма, излучение, перегрев или переохлаждение. Эти факторы вызывают нарушение кровообращения, кислородного голодания или поражение мозговых тканей плода.
Постнатальные предпосылки включают в себя[1]:
- Церебральные травмы ребёнка во время родов, связанные с длительными или сложными родами, преждевременными родами, кесаревом, асфиксией (удушением) или гипоксией (недостатком кислорода), использованием акушерских щипцов или вакуум-экстрактора, кровоизлиянием в головной мозг.
- Перинатальные болезни: менингит (воспаление мозговых оболочек), энцефалит (воспаление мозга), гидроцефалия (застой жидкости), сепсис (инфекционное воспаление крови).
- Послеродовые травмы, связанные с падением, ударом, сотрясением, укусом животного, ожогом, отравлением, пребыванием в тяжелых условиях и другим.
- Послеродовые болезни: эпилепсия (судорожное расстройство), церебральный паралич (двигательное расстройство), тиреоидная недостаточность (недостаточность щитовидной железы), фенилкетонурия (наследственное нарушение обмена белков) и другое.
Виды алалии
- Моторная алалия (экспрессивная) — ребёнок понимает речь окружающих, но сам испытывает трудности с её воспроизведением. Он может пытаться говорить, но у него возникают сложности с подбором нужных звуков, слов или грамматических конструкций. Моторная алалия — это разновидность алалии, характеризующаяся системным недоразвитием экспрессивной речи центрального органического происхождения. При моторной алалии у ребёнка возникают значительные трудности с воспроизведением речи, хотя понимание речи окружающих остается относительно сохраненным[3].
- Сенсорная алалия (импрессивная) — проблемы связаны с восприятием речи, неспособность ребенка понимать обращенную к нему речь. Ребёнок слышит звуки, но не способен их правильно интерпретировать. Из-за этого он может испытывать трудности с пониманием смысла сказанного. Несмотря на нормальный слух, ребёнок с сенсорной алалией сталкивается с трудностями в восприятии и интерпретации устной речи. Это происходит из-за повреждения или недоразвития тех участков мозга, которые отвечают за обработку звуковой информации.
- Смешанная алалия (сенсомоторная) — сочетание обоих видов нарушений, когда ребёнок одновременно сталкивается с трудностями восприятия и воспроизведения речи[4].
Симптомы алалии
Симптомы алалии зависят от типа нарушения:
- При моторной алалии: задержка появления первых слов, ограниченный словарный запас, трудности с произношением, аграмматизм (неправильное построение предложений), отсутствие плавного перехода от одного звука к другому.
- При сенсорной алалии: ребёнок может не реагировать на своё имя, игнорировать просьбы, не различать смысл слов, часто повторять услышанные звуки без понимания их значения[2].
Лечение алалии
Лечение алалии требует комплексного подхода и включает работу команды специалистов, таких как логопеды, неврологи, психологи и педагоги. Основные направления лечения включают:
- Логопедическая терапия:
- Основная цель — развитие речевых навыков. Логопед работает над улучшением произношения, расширением словарного запаса, развитием грамматических структур и пониманием речи.
- Используются специальные упражнения для тренировки артикуляционного аппарата, игры на развитие речи, чтение и письмо.
- Применяются современные технологии, такие как компьютерные программы и интерактивные игры, направленные на улучшение речи[3].
- Неврологическая помощь:
- Оценка состояния головного мозга с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) и магнитно-резонансной томографии (МРТ).
- Назначение медикаментозной терапии для улучшения работы мозга и устранения возможных неврологических нарушений.
- Контроль за состоянием пациента и коррекция лечения при необходимости[5].
- Психологическая поддержка:
- Работа с эмоциями и поведением ребёнка, помощь в преодолении стресса и фрустрации, связанных с речевыми трудностями.
- Развитие коммуникативных навыков и социальной адаптации.
- Поддержка родителей и членов семьи, консультирование по вопросам воспитания и ухода за ребёнком с алалией[5].
- Педагогическая коррекция:
- Индивидуальные образовательные программы, адаптированные под нужды каждого ребёнка.
- Специальные классы или школы для детей с особыми потребностями, где созданы условия для максимально эффективного обучения.
- Интеграция в общеобразовательные учреждения с поддержкой учителей и ассистентов[3].
- Физическая терапия:
- Упражнения для укрепления мышц лица и шеи, что способствует улучшению артикуляции.
- Массаж и физиотерапия для улучшения общей физической подготовки и координации движений.
- Социальная адаптация:
- Включение ребёнка в общественную жизнь, участие в групповых мероприятиях и играх.
- Создание условий для общения с ровесниками и взрослыми, что способствует развитию социальных навыков.
- Родительское участие:
- Родители играют ключевую роль в процессе лечения. Они должны регулярно выполнять домашние задания, рекомендованные специалистом, поддерживать позитивную атмосферу и оказывать эмоциональную поддержку ребёнку.
- Совместная работа с педагогами и врачами для обеспечения непрерывности и последовательности лечения[1].
- Дополнительные методы:
- Музыкальная терапия, арт-терапия и другие творческие подходы, помогающие развивать речевые навыки и улучшать общее самочувствие ребёнка.
- Занятия спортом и активные игры для поддержания физической активности и улучшения координации движений[5].
Эффективность лечения алалии зависит от многих факторов, включая возраст начала терапии, степень тяжести заболевания и индивидуальные особенности ребёнка. Раннее начало лечения и комплексный подход повышают шансы на успешное восстановление речевых функций[2].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Шереметьева Е.В. Логопедия. Алалия как системное недоразвитие речи. — Челябинск, 2017. — 105 с.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Соловьева Л. Г. Логопедия. — М.: Юрайт, 2016. — 208 с. — ISBN 978-5-9916-8553-5.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. — СПб.: КАРО, 2018. — 304 с. — ISBN 978-5-9925-1318-9.
- ↑ Волкова Л.С. Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. — М.: Владос, 2007. — 311 с. — ISBN 978-5-691-01216-7.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 677 с. — ISBN 5-691-00128-0.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |