Заикание

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»

Заика́ние — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата[1]. Данное нарушение трудно устранимо, затрудняет коммуникацию, приводит к появлению у заикающихся чувство неполноценности, ограничивает их в жизни, в выборе профессии и прочее.

Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли Наталия Александровна Власова, Василий Алексеевич Гиляровский, Адольф Куссмауль, Вера Сергеевна Кочергина, Сергей Семёнович Ляпидевский, Иван Петрович Павлов, Михаил Ефремович Хватцев и другие[1].

Симптомы

Условно выделяют две группы симптомов:

Физиологические:

  • Судороги в процессе речи: по форме (клонические - нерегулярные кратковременные спазмы; тонические - резкие длительные мышечные сокращения, смешанные - клонические и тонические вместе); по локализации (артикуляторные (губные, язычные, мягкого нёба), дыхательные, голосовые.
  • Характер течения заикания: регредиентный - обратное развитие симптомов; постоянный; волнообразный; прогредиентный - незаконченный, незавершённый; рецидивирующий тип течения заикания - заикание исчезает, но затем появляется вновь.
  • Фазы развития заикания: первая (заикание возникает эпизодически, усиливается в возбуждённом состоянии, у человека нет переживания за свой дефект), вторая (заикание носит хронический характер, усиливается при эмоциональном возбуждении, в момент расслабления и при общении с близкими), третья (практически полное становление судорожного синдрома, при этом заикающиеся не избегают ситуаций общения и не испытывают страх), четвёртая (заикание становится личностной проблемой).
  • Нарушения просодической стороны речи: громкости, силы высоты и тембра голоса, словесного ударения, интонационного оформления, темпа и ритма речи.
  • Сопутствующие непроизвольные движения тела и лица: тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи и т. п.
  • Нарушения речевой и общей моторики
  • Вегетативные расстройства: вегетодистония, повышение внутричерепного давления, покраснение лица, ночные страхи и прочее.
  • Нарушение соматического здоровья.

Психологические:

  • Боязнь речевого общения в определённых ситуациях с навязчивым ожиданием неудач.
  • Навязчивые мысли о заикании.
  • Защитные приёмы: речевые и моторные уловки.
  • Феномен фиксированности на заикании.
  • Степень выраженности заикания.
  • Нарушения экспрессивной речи.
  • Психологические особенности: нарушения эмоционально-волевой сферы, формирование вторичных негативных личностных особенностей, формирование пассивно-оборонительного поведения и прочее[2].

Причины

Точных причин возникновения заикания на данный момент не установлено[3].

Выделяют две группы причин: предрасполагающие и производящие.

  1. Предрасполагающие причины:
  • невропатическая отягощённость родителей, невропатическая отягощённость заикающегося (энурез (недержание мочи), ночные страхи);
  • конституциональная предрасположенность;
  • наследственная отягощённость, органическое поражение головного мозга;
  • травмы головного мозга;
  • переутомление нервной системы и прочее.

2. Производящие причины:

  • резкие одномоментные психические травмы (испуг, страх);
  • длительные психические травмы (стресс, переживания и т. д.);
  • острые аффективные состояния (ужас, чрезмерная радость);
  • подражание заикающимся;
  • переучивание леворукого ребёнка на доминирование правой руки;
  • неправильное воспитание;
  • эмоциональная депривация со стороны взрослых;
  • органические нарушения[2][4].

Классификации

Классификация заикания зависит от критерия, на основе которого осуществляется квалификация нарушений при заикании.

  1. По этиологии: органические заикания (органическое поражение ЦНС — в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекций, инсульта и т. д.); функциональное заикание (органическое поражение в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы отсутствует. Возникает в 2-5 лет в период становления речи ребёнка).
  2. По патогенетическому фактору (Наталья Михайловна Асатиани, Борис Зиновьевич Драпкин, Лидия Ивановна Белякова и другие): невротическое заикание (психогенное расстройство, в результате психотравмирующей ситуации, возникает при фиксации на дефекте и может исчезать при отвлечении внимания); неврозоподобное заикание (без психогенного происхождения, возникает при органических поражениях ЦНС, может передаваться по наследству).
  3. По форме судорог (Наталья Александровна Власова): тоническое, клоническое, смешанное.
  4. По характеру течения: постоянный тип течения заикания — стабильное и монотонное течение; волнообразный тип течения заикания — с периодическими колебаниями различной деятельности, то улучшение, то ухудшение, но без полного исчезновения дефекта; прогредиентный тип течения заикания — тенденция заикания к ухудшению, симптоматика усложняется, состояние больного ухудшается;регредиентный тип течения заикания — под влиянием адекватных коррекционных воздействий или спонтанно, симптоматика постепенно уменьшается и исчезает; рецидивирующий тип течения заикания — характеризуется возвращением (рецидивом) заикания после периода ремиссии, периода речи без судорог.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о многоаспектности изучения заикания. На сегодняшний день требуются дальнейшие разработки аспектов заикания[4].

Темп и ритм речи

Темп и ритм речи являются динамическими свойствами функциональной системы устного высказывания. Темп речи — это скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление, обусловливающие степень артикуляционной напряжённости и слуховой отчётливости. Скорость речи зависит от разных факторов: от её смысла, эмоционального состояния того, кто говорит, содержания высказывания и стиля произношения. Нормальным темпом речи является произнесение 70-80 слов в минуту (Белякова Лидия Ивановна, Волоскова Наталья Николаевна, 2009 год)[1].

Ритм речи — это периодическое чередование речевых единиц. Минимальной речевой ритмической единицей является слог, а чередование ударных и безударных слогов представляет собой ритмический рисунок слова. Регулярность является основным свойством речевого ритма[1].

Характеристика нарушений темпа и ритма речи

Патологически обусловленными нарушениями темпа и ритма речи являются предметом логопедического изучения и коррекции.

  • Брадилалия (брадифразия) — патологически замедленная, но правильно координированная речь. Данное нарушение встречается как у взрослых, так и у детей. В основном она является наследственной формой нарушения внешней и внутренней речи. В клинике брадилалии обращают на себя внимание многообразные нарушения: замедленность темпа внутренней и внешней речи, письма, монотонность, интер- и интравербальное замедление (паузы между словами и звуками). В основном данное нарушение является симптомом какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания.
  • Тахилалия (тахифразия) — патологическое убыстрение темпа речи. В образовании тахилалии отмечается преимущественно наследственный фактор, однако внешние социальные причины (подражание, неправильные приёмы воспитания и другое) также могут способствовать изменению темпа речи. Основной симптом — быстрый темп речи без существенных искажений фонетического оформления, лексики и грамматического строя. Патологически ускоренный темп речи нередко сочетается с другими нарушениями речи лексико-грамматического и фонетического характера, поэтому некоторые авторы относят баттаризм (парафразию) и полтерн (спотыкание) к разновидностям тахилалии.
  • Баттаризм — при данном нарушении происходит неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжёлых расстройств темпа речи. Речевое дыхание резко нарушено, речь малоразборчива.
  • Полтерн представляет собой патологически ускоренную речь с наличием прерывистости темпа, связанного с запинками несудорожного характера, спотыканием, необоснованными паузами. Милослав Зееман уравнивает термины «полтерн» и «тахилалия», основным их симптомом он считает интервербальное (внутрисловесное) ускоренное, вторичными симптомами этого расстройства являются проглатывание и повторение слогов, нарушение общей и речевой моторики, психологические изменения.

До сих пор в литературе нет полной определённости в использовании терминов, классифицирующих патологически обусловленное убыстрение речи[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Логопедия. Теория и практика / под ред. д.п.н. профессора Т. Б. Филичевой. — М.: Эксмо, 2020. — С. 255. — 608 с. — ISBN 978-5-699-84343-5.
  2. 2,0 2,1 Соловьева Л. Г., Градова Г. Н. Логопедия. — М.: Юрайт, 2023. — С. 93. — 191 с. — ISBN 978-5-534-06310-3.
  3. Пермякова Н. В. Заикание у детей: причины и профилактика // Киберленинка : Сайт. — 2023. — № 3. — С. 52—55.
  4. 4,0 4,1 Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. — М.: Владос, 2006. — С. 287. — 703 с. — ISBN 5-691-01357-2.