Заикание
Заика́ние — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата[1]. Данное нарушение трудно устранимо, затрудняет коммуникацию, приводит к появлению у заикающихся чувство неполноценности, ограничивает их в жизни, в выборе профессии и прочее.
Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли Наталия Александровна Власова, Василий Алексеевич Гиляровский, Адольф Куссмауль, Вера Сергеевна Кочергина, Сергей Семёнович Ляпидевский, Иван Петрович Павлов, Михаил Ефремович Хватцев и другие[1].
Симптомы
Условно выделяют две группы симптомов:
Физиологические:
- Судороги в процессе речи: по форме (клонические - нерегулярные кратковременные спазмы; тонические - резкие длительные мышечные сокращения, смешанные - клонические и тонические вместе); по локализации (артикуляторные (губные, язычные, мягкого нёба), дыхательные, голосовые.
- Характер течения заикания: регредиентный - обратное развитие симптомов; постоянный; волнообразный; прогредиентный - незаконченный, незавершённый; рецидивирующий тип течения заикания - заикание исчезает, но затем появляется вновь.
- Фазы развития заикания: первая (заикание возникает эпизодически, усиливается в возбуждённом состоянии, у человека нет переживания за свой дефект), вторая (заикание носит хронический характер, усиливается при эмоциональном возбуждении, в момент расслабления и при общении с близкими), третья (практически полное становление судорожного синдрома, при этом заикающиеся не избегают ситуаций общения и не испытывают страх), четвёртая (заикание становится личностной проблемой).
- Нарушения просодической стороны речи: громкости, силы высоты и тембра голоса, словесного ударения, интонационного оформления, темпа и ритма речи.
- Сопутствующие непроизвольные движения тела и лица: тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи и т. п.
- Нарушения речевой и общей моторики
- Вегетативные расстройства: вегетодистония, повышение внутричерепного давления, покраснение лица, ночные страхи и прочее.
- Нарушение соматического здоровья.
Психологические:
- Боязнь речевого общения в определённых ситуациях с навязчивым ожиданием неудач.
- Навязчивые мысли о заикании.
- Защитные приёмы: речевые и моторные уловки.
- Феномен фиксированности на заикании.
- Степень выраженности заикания.
- Нарушения экспрессивной речи.
- Психологические особенности: нарушения эмоционально-волевой сферы, формирование вторичных негативных личностных особенностей, формирование пассивно-оборонительного поведения и прочее[2].
Причины
Точных причин возникновения заикания на данный момент не установлено[3].
Выделяют две группы причин: предрасполагающие и производящие.
- Предрасполагающие причины:
- невропатическая отягощённость родителей, невропатическая отягощённость заикающегося (энурез (недержание мочи), ночные страхи);
- конституциональная предрасположенность;
- наследственная отягощённость, органическое поражение головного мозга;
- травмы головного мозга;
- переутомление нервной системы и прочее.
2. Производящие причины:
- резкие одномоментные психические травмы (испуг, страх);
- длительные психические травмы (стресс, переживания и т. д.);
- острые аффективные состояния (ужас, чрезмерная радость);
- подражание заикающимся;
- переучивание леворукого ребёнка на доминирование правой руки;
- неправильное воспитание;
- эмоциональная депривация со стороны взрослых;
- органические нарушения[2][4].
Классификации
Классификация заикания зависит от критерия, на основе которого осуществляется квалификация нарушений при заикании.
- По этиологии: органические заикания (органическое поражение ЦНС — в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекций, инсульта и т. д.); функциональное заикание (органическое поражение в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы отсутствует. Возникает в 2-5 лет в период становления речи ребёнка).
- По патогенетическому фактору (Наталья Михайловна Асатиани, Борис Зиновьевич Драпкин, Лидия Ивановна Белякова и другие): невротическое заикание (психогенное расстройство, в результате психотравмирующей ситуации, возникает при фиксации на дефекте и может исчезать при отвлечении внимания); неврозоподобное заикание (без психогенного происхождения, возникает при органических поражениях ЦНС, может передаваться по наследству).
- По форме судорог (Наталья Александровна Власова): тоническое, клоническое, смешанное.
- По характеру течения: постоянный тип течения заикания — стабильное и монотонное течение; волнообразный тип течения заикания — с периодическими колебаниями различной деятельности, то улучшение, то ухудшение, но без полного исчезновения дефекта; прогредиентный тип течения заикания — тенденция заикания к ухудшению, симптоматика усложняется, состояние больного ухудшается;регредиентный тип течения заикания — под влиянием адекватных коррекционных воздействий или спонтанно, симптоматика постепенно уменьшается и исчезает; рецидивирующий тип течения заикания — характеризуется возвращением (рецидивом) заикания после периода ремиссии, периода речи без судорог.
Имеющиеся научные данные свидетельствуют о многоаспектности изучения заикания. На сегодняшний день требуются дальнейшие разработки аспектов заикания[4].
Темп и ритм речи
Темп и ритм речи являются динамическими свойствами функциональной системы устного высказывания. Темп речи — это скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление, обусловливающие степень артикуляционной напряжённости и слуховой отчётливости. Скорость речи зависит от разных факторов: от её смысла, эмоционального состояния того, кто говорит, содержания высказывания и стиля произношения. Нормальным темпом речи является произнесение 70-80 слов в минуту (Белякова Лидия Ивановна, Волоскова Наталья Николаевна, 2009 год)[1].
Ритм речи — это периодическое чередование речевых единиц. Минимальной речевой ритмической единицей является слог, а чередование ударных и безударных слогов представляет собой ритмический рисунок слова. Регулярность является основным свойством речевого ритма[1].
Характеристика нарушений темпа и ритма речи
Патологически обусловленными нарушениями темпа и ритма речи являются предметом логопедического изучения и коррекции.
- Брадилалия (брадифразия) — патологически замедленная, но правильно координированная речь. Данное нарушение встречается как у взрослых, так и у детей. В основном она является наследственной формой нарушения внешней и внутренней речи. В клинике брадилалии обращают на себя внимание многообразные нарушения: замедленность темпа внутренней и внешней речи, письма, монотонность, интер- и интравербальное замедление (паузы между словами и звуками). В основном данное нарушение является симптомом какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания.
- Тахилалия (тахифразия) — патологическое убыстрение темпа речи. В образовании тахилалии отмечается преимущественно наследственный фактор, однако внешние социальные причины (подражание, неправильные приёмы воспитания и другое) также могут способствовать изменению темпа речи. Основной симптом — быстрый темп речи без существенных искажений фонетического оформления, лексики и грамматического строя. Патологически ускоренный темп речи нередко сочетается с другими нарушениями речи лексико-грамматического и фонетического характера, поэтому некоторые авторы относят баттаризм (парафразию) и полтерн (спотыкание) к разновидностям тахилалии.
- Баттаризм — при данном нарушении происходит неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжёлых расстройств темпа речи. Речевое дыхание резко нарушено, речь малоразборчива.
- Полтерн представляет собой патологически ускоренную речь с наличием прерывистости темпа, связанного с запинками несудорожного характера, спотыканием, необоснованными паузами. Милослав Зееман уравнивает термины «полтерн» и «тахилалия», основным их симптомом он считает интервербальное (внутрисловесное) ускоренное, вторичными симптомами этого расстройства являются проглатывание и повторение слогов, нарушение общей и речевой моторики, психологические изменения.
До сих пор в литературе нет полной определённости в использовании терминов, классифицирующих патологически обусловленное убыстрение речи[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Логопедия. Теория и практика / под ред. д.п.н. профессора Т. Б. Филичевой. — М.: Эксмо, 2020. — С. 255. — 608 с. — ISBN 978-5-699-84343-5.
- ↑ 2,0 2,1 Соловьева Л. Г., Градова Г. Н. Логопедия. — М.: Юрайт, 2023. — С. 93. — 191 с. — ISBN 978-5-534-06310-3.
- ↑ Пермякова Н. В. Заикание у детей: причины и профилактика // Киберленинка : Сайт. — 2023. — № 3. — С. 52—55.
- ↑ 4,0 4,1 Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. — М.: Владос, 2006. — С. 287. — 703 с. — ISBN 5-691-01357-2.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |