Психическое расстройство

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Расстройство деперсонализации (depersonalization disorder, DPDR) как вариант психического расстройства

Психи́ческое расстро́йство (от греч. ψῡχικός «душевный, жизненный») — клинически значимое нарушение когнитивной функции, эмоциональной регуляции или поведения человека[1]. Является синонимом термина «психическая патология», часто используется в клинической медицине, психиатрии и клинической психологии[2]. Среди психических расстройств первоначально были описаны психопатии. Психиатр Петр Борисович Ганнушкин для определения крайних степеней личностных отклонений предложил термин — психопатия, под которым понимал состояния, когда определённые особенности личности, во-первых, тотальны, то есть «…речь идет о таких чертах и особенностях, которые более или менее определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный уклад свой властный отпечаток, ибо существование в психике того или иного субъекта вообще каких либо отдельных элементарных неправильностей и уклонений еще не дает основания причислять его к психопатам»[3]; во-вторых, относительно стабильны, то есть на протяжении жизни не происходит резких личностных изменений и, в-третьих, приводят к дезадаптации, другими словами: «…психопатические личности — это такие ненормальные личности, от ненормальности которых страдают или они сами, или общество»; в-четвертых, психическое расстройство врождённо или приобретено в раннем детстве: «… психопатии — это формы, которые не имеют ни начала, ни конца»[4].

Классификация психических расстройств

Классификация психических расстройств — одна из наиболее важных и сложных проблем психиатрии. Существуют три основных принципа классификации психических расстройств.

Три принципа классификации

  1. Синдромологический принцип предполагает существование единого психоза, объединяющего различные психические расстройства. На основе этой концепции каждое расстройство рассматривается как проявление общей патологии. Хотя этиология отдельных психических заболеваний с течением времени начала вызывать сомнения в существовании «единого психоза», синдромологический подход всё же остается актуальным при разработке классификаций. Возрождение этого подхода в последней четверти двадцатого века связано с успехами экспериментальной и клинической психофармакологии. В настоящее время при назначении лекарственной терапии психиатры все ещё ориентируются на выявленные психопатологические симптомы и синдромы, что является основой «синдромологического» подхода, вне зависимости от причин возникновения психических расстройств.
  2. Нозологический принцип. Классификация психических расстройств на основе нозологического принципа стала возможна в результате открытий связи между причиной, клиническими проявлениями, течением и исходом болезни. Нозологический принцип заключается в разделении болезней на основании общности этиологии, патогенеза и единообразии клинической картины. По этиологическому принципу психические заболевания разделяют на эндогенные, экзогенные и психогенные.
  3. Прагматический (статистический, эклектичный) принцип. Принцип практичности, основанный на статистических данных, приобретает особое значение в контексте создания национальных и международных организаций, занимающихся регулированием экономических, социальных и юридических аспектов психиатрической помощи. Планирование мероприятий в сфере медицины и социального обслуживания неосуществимо без обеспечения достоверными данными о распространенности психических расстройств. Качество решения правовых вопросов напрямую зависит от точности и достоверности поставленного диагноза. В России используется международная классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ-10), разработанная Всемирной организацией здравоохранения. Цель разработки МКБ заключается в унификации диагностического подхода для проведения статистических, научных и социальных исследований[1].

Несмотря на наличие эффективных методов профилактики и лечения, большинство людей с психическими расстройствами не имеют доступа к эффективной медицинской помощи. Многие из них также сталкиваются со стигматизацией, дискриминацией и нарушением прав человека.

В 2019 г. каждый восьмой человек на планете, то есть в общей сложности 970 миллионов человек, страдал психическим расстройством, причем наиболее распространенными были тревожные и депрессивные расстройства. В 2020 г. на фоне пандемии COVID-19 число людей, страдающих тревожными и депрессивными расстройствами, значительно возросло[5].

Классификация по Международной классификации болезней МКБ—10

Метафора психических расстройств

Список психических расстройств и расстройств поведения (F00-F99) содержит следующие блоки:

  1. F00-F09 Органические, включая симптоматические, психические расстройства.
  2. F10-F19 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.
  3. F20-F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.
  4. F30-F39 Расстройства настроения (аффективные расстройства).
  5. F40-F48 Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства.
  6. F50-F59 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами.
  7. F60-F69 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте.
  8. F70-F79 Умственная отсталость.
  9. F80-F89 Расстройства психологического развития.
  10. F90-F98 Эмоциональные расстройства, расстройства поведения, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте.
  11. F99-F99 Неуточненные психические расстройства.

Отдельно описаны F00* Деменция при болезни Альцгеймера и F02* Деменция при других болезнях, классифицированных в других рубриках[6].

Классификация по Международной классификации болезней МКБ—11

В Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, одиннадцатого пересмотра (МКБ—11), психические и поведенческие расстройства и нарушения нейропсихического развития описаны в главе 6[7]. Все психические расстройства в статистической классификации болезней МКБ—11 классифицируют на следующие группы.

К нарушениям нейропсихического развития (БЛОК L1-6A0) относят 6A00 — нарушения интеллектуального развития, 6А00.0 — нарушение интеллектуального развития, легкое; 6А00.1 — нарушение интеллектуального развития, умеренное; 6А00.2 — нарушение интеллектуального развития, тяжелое; 6А00.3 — нарушение интеллектуального развития, глубокое. Кроме того, 6А00.4 — нарушение интеллектуального развития, предполагаемое, 6A00.Z — нарушения интеллектуального развития, неуточненные. К коду 6A01 относят нарушения речевого развития: 6A01.0 — нарушения развития звукопроизношения, 6A01.1 — нарушение развития темпа речи, 6А01.2 — нарушение развития речевых функций, среди которых 6А01.2.20 с нарушением рецептивного и экспрессивного компонентов речи, 6А01.2.21 с преимущественным нарушением экспрессивного компонента речи, 6А01.2.22 с преимущественным нарушением коммуникативного компонента речи и 6А01.2.23 с другим уточненным нарушением речи. Отдельно выделяют 6A01.Y — другие уточненные нарушения речевого развития и 6A01.Z — нарушения речевого развития, неуточненные.

К нарушениям нейропсихического развития относят также 6A02 — расстройство аутистического спектра (РАС): 6A02.0 — расстройство аутистического спектра без нарушения интеллектуального развития и с легким нарушением речевой функции или без него; 6A02.1 — расстройство аутистического спектра с нарушением интеллектуального развития и с легким нарушением речевой функции или без него; 6A02.2 — расстройство аутистического спектра без нарушения интеллектуального развития и с нарушением речевой функции; 6A02.3 — расстройство аутистического спектра с нарушением интеллектуального развития и с нарушением речевой функции; 6A02.5 — расстройство аутистического спектра с нарушением интеллектуального развития и отсутствием речевой функции; 6A02.Y — другое уточненное расстройство аутистического спектра. Кроме того, выделяют 6A02.Z — расстройство аутистического спектра, неуточненное, 6A03 — нарушение развития учебных навыков, 6A03.0 — нарушение развития учебных навыков чтения, 6А03.1 — нарушение развития учебных навыков письма, 6А03.2 — нарушение развития математических учебных навыков, 6А03.3 — нарушение развития других уточненных учебных навыков, 6А03.Z — нарушение развития учебных навыков, неуточненное. К данной подгруппе расстройств относят также 6A04 — нарушение развития координации движений.

К данной группе нарушений относят также 6A05 — синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): 6A05.0 — синдром дефицита внимания с гиперактивностью, преимущественно с нарушением внимания; 6A05.1 — синдром дефицита внимания с гиперактивностью, преимущественно с особенностями поведения, 6A05.2 — синдром дефицита внимания с гиперактивностью со смешанными проявлениями, 6A05.Y — синдром дефицита внимания с гиперактивностью, другие уточненные проявления, 6A05.Z — синдром дефицита внимания с гиперактивностью, неуточненный.

К расстройству стереотипных движений (6A06) относят: 6A06.0 — расстройство стереотипных движений без самоповреждения, 6A06.1 — расстройство стереотипных движений с самоповреждением, 6A06.Z — расстройство стереотипных движений, неуточненное. Отдельно рассматривают 6A0Y — другие уточненные нарушения нейропсихического развития и 6A0Z — нарушения нейропсихического развития, неуточненные.

Кроме нарушений нейропсихического развития, в МКБ—11[7] описаны:

  1. шизофрения и другие первичные психотические расстройства (БЛОК L1-6A2);
  2. кататония (БЛОК L1-6A4);
  3. аффективные расстройства (БЛОК L1-6A6);
  4. расстройства, связанные с тревогой и страхом (БЛОК L1-6B0);
  5. обсессивно-компульсивные и сходные расстройства (БЛОК L1-6B2);
  6. расстройства, специфически связанные со стрессом (БЛОК L1-6B4);
  7. диссоциативные расстройства (БЛОК L1-6B6);
  8. расстройства питания и пищевого поведения (БЛОК L1-6B8);
  9. расстройства естественных отправлений (БЛОК L1-6C0);
  10. расстройства вследствие употребления психоактивных веществ или аддиктивного поведения (БЛОК L1-6C4);
  11. расстройства контроля побуждений (БЛОК L1-6C7);
  12. деструктивные и диссоциальные поведенческие расстройства (БЛОК L1-6С9);
  13. расстройства личности и личностных черт (БЛОК L1-6D1);
  14. парафилические расстройства (БЛОК L1-6D3);
  15. имитированные расстройства (БЛОК L1-6D5);
  16. нейрокогнитивные расстройства (БЛОК L1-6D7);
  17. психические и поведенческие расстройства, связанные с беременностью, родами или послеродовым периодом (БЛОК 1-6Е2);
  18. вторичные психические и поведенческие нарушения, связанные с расстройствами и заболеваниями, классифицированными в других главах (БЛОК L1-6Е6)[7].

Классификация по Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам DSM—5

За рубежом специалистами используется DSM — Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. С момента первой публикации в 1952 году и до последней редакции DSM—5 (American Psychiatric Association, 2013) DSM прошла пять больших пересмотров. Классификация психических расстройств в системе представляет собой:

  1. Расстройства, связанные с нарушением развития нервной системы.
  2. Расстройства спектра шизофрении и другие психотические расстройства.
  3. Биполярное и другие связанные с ним расстройства.
  4. Депрессивные расстройства.
  5. Тревожные расстройства.
  6. Обсессивно-­компульсивные расстройства.
  7. Травматические и связанные со стрессом расстройства.
  8. Диссоциативные расстройства.
  9. Соматические симптомы и связанные с ним расстройства.
  10. Расстройства, связанные с нарушением питания и приемом пищи.
  11. Элиминационные расстройства.
  12. Нарушения ритма сна—­бодрствования.
  13. Сексуальные дисфункции.
  14. Гендерная дисфория.
  15. Разрушительные формы поведения, нарушение контроля над побуждениями, расстройство поведения.
  16. Расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ и аддиктив­ные расстройства.
  17. Нейрокогнитивные расстройства.
  18. Расстройства личности.
  19. Парафилии.
  20. Другие психические расстройства.
  21. Двигательные расстройства, или другие побочные эффекты, вызванные употреблением лекарственных препаратов.
  22. Другие состояния, которые могут привлекать к себе клиническое внимание[8].

Причины

В практической психиатрии обычно различают причинные факторы психических заболеваний на внутренние и внешние. Однако это разделение условно, так как некоторые внутренние заболевания могут быть рассмотрены как внешний агент относительно мозга человека, и клинические симптомы этих болезней иногда похожи на расстройства, вызванные внешними причинами, такими как травма, инфекция и интоксикация. С другой стороны, даже сильное воздействие внешних условий может не вызвать психические расстройства, если в организме нет внутренней предрасположенности. Среди внешних факторов психогенные воздействия, такие как эмоциональный стресс, играют особую роль, поскольку не напрямую влияют на структуру мозга или основные физиологические процессы. Поэтому заболевания, вызванные психотравмой, обычно рассматриваются в отдельной группе. Исследования, посвященные причинам и механизмам развития психических заболеваний, уделяют особое внимание генетическим, биохимическим, иммунологическим, нейрофизиологическим, структурно-морфологическим и социально-психологическим аспектам.

Патологии этой группы проявляются состояниями, для которых присущи истинные и ложные галлюцинации, бред, иллюзии. Также у людей, страдающих психозами, наблюдаются такие расстройства, как деперсонализация и дереализация.

Под психозами (патологическими расстройствами) понимают ярчайшие проявления психических заболеваний, при которых психическая деятельность больного не соответствует окружающей действительности, отражение реального мира в сознании резко искажено, что проявляется в нарушениях поведения, появлении несвойственных в норме патологических симптомов и синдромов[9].

Психозы бывают двух видов:

  • эндогенные — воздействие наследственных факторов. Психозы, развивающиеся при них, представляют собой наиболее тяжелые и затяжные формы психического заболевания.
  • экзогенные — воздействие внешних, находящихся вне организма причин. Большая часть таких заболеваний приходится на людей с наркоманией и алкоголизмом.

Сочетание определённых индивидуальных, семейных, общественных и структурных факторов может иметь как положительное воздействие на сохранение психического здоровья, так и отрицательное. Хотя большинство людей обладает психологической устойчивостью, риск возникновения психических расстройств может увеличиваться у людей, подверженных воздействию таких неблагоприятных факторов, как бедность, насилие, инвалидность и социальное неравенство. Среди защитных и рисковых факторов выделяются индивидуальные психологические и биологические особенности, такие как эмоциональная устойчивость и генетический фон. Многие из рисковых и защитных факторов могут быть связаны со структурными или функциональными изменениями на уровне мозга.

Симптомы

В последние годы широко обсуждается тема симптомов психических расстройств и частоты их появления, что вызывает беспокойство среди населения. Эта проблема становится все более актуальной по мере ускорения темпов жизни, в то время как нагрузочная способность человеческой нервной системы остается неизменной. Часто психические расстройства проявляются постепенно, нарастая и внося новые, нехарактерные черты в психику человека. Это создает благоприятные возможности для своевременного выявления и оказания адекватной медицинской помощи[10].

Признаки психических расстройств

  • Астенический синдром. Выражается в слабости, низкой работоспособности, перепадах настроения, повышенной чувствительности, нарушениях сна и повышенной утомляемости.
  • Навязчивые состояния. В спектр навязчивостей входит множество проявлений: постоянные сомнения, неприятные мысли, страхи, тревога.
  • Изменение настроения. Важно обращать внимание не на кратковременные изменения под воздействием сиюминутных факторов, а на ранее не свойственные человеку изменения, длительные, от двух недель и больше. В такие настроения входят: тоска, подавленность, мысли о смерти, легкомысленность, эйфорическое состояние, необоснованный оптимизм, апатия, суетливость, раздражительность, излишняя эмоциональность, усиление или угасание либидо и т. д.
  • Ипохондрия. Навязчивый поиск у себя тяжелых заболеваний и расстройств, болезненное отношение к любым изменениям собственного организма.
  • Нарушение аппетита. Важно обращать внимание как на внезапное усиление аппетита, так и на его резкое снижение.
  • Иллюзии.
  • Галлюцинации. Они могут затрагивать все органы чувств.
  • Изменения мышления. Переоценка собственных возможностей, убежденность в собственной исключительности, изменение темпа мышления.
  • Бред.
  • Десоциализация[10].

Терапия

Большинство методов лечения психических расстройств могут быть отнесены к одной из двух категорий[11]:

  • соматические;
  • психотерапевтические.

Соматические методы лечения включают лекарственные препараты, электросудорожную терапию и другие методы лечения, которые стимулируют мозг (например, транскраниальную магнитную стимуляцию и стимуляцию блуждающего нерва)[11].

Психотерапевтические методы лечения включают психотерапию (индивидуальную, групповую, семейную или брачную), методы поведенческой терапии (например, обучение релаксации или экспозиционную терапию), а также гипнотерапию. Большинство специалистов в области психиатрии практикуют один из шести видов психотерапии:

В лечении психических расстройств, помимо психотерапии, применяется медикаментозное лечение (фармакотерапия) называется психиатрическим лечением. Психиатрические препараты используются для исправления или помощи в исправлении отклонений, вызывающих определённые психические симптомы. Чаще всего используются антидепрессанты, антипсихотические препараты, средства для подавления тревожности, стабилизаторы настроения и стимулирующие препараты[11].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Незнанова Н. Г. Классификации психических расстройств. ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. Дата обращения: 31 мая 2024.
  2. Емалетдинов Б. М. «Психические расстройства» или «психические нарушения»? // Вестник Башкирского университета. — 2020. — Т. 25, № 3. — С. 681—687.
  3. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатии. Их статика, динамика, систематика. — М.: Кооперативное издательство «Север», 1933. — 142 с.
  4. Федотов И. А., Тучина О. Д. Диагностика личностных расстройств: от П. Б. Ганнушкина к DSM-5 // Омский психиатрический журнал. — 2016. — № 2 (8). — С. 20—23.
  5. Scientific brief. Mental health and COVID-19: Early evidence of the pandemic's impact (англ.). World Health Organisation (2 марта 2022). Дата обращения: 31 мая 2024.
  6. Психические расстройства и расстройства поведения. МКБ 10 - Международная классификация болезней 10-го пересмотра (2022). Дата обращения: 31 мая 2024.
  7. 7,0 7,1 7,2 МКБ-11. Глава 06. Психические и поведенческие расстройства и нарушения нейропсихического развития. Статистическая классификация. — М.: «КДУ», «Университетская книга», 2021. — 432 с. — ISBN 978-5-91304-954-4.
  8. Julia D Machado, Arthur Caye, Paul J Frick, Luis A Rohde. DSM-5. Основные изменения, касающиеся расстройств детского и подросткового возраста. Дата обращения: 9 сентября 2024.
  9. Олейчик И.В. Психозы и их лечение. Официальный сайт ФГБНУ НЦПЗ (2004). Дата обращения: 31 мая 2024.
  10. 10,0 10,1 Признаки психических расстройств. Центр психологического здоровья Васильевского острова СПбГБУЗ ПНД № 1 (20 января 2019). Дата обращения: 31 мая 2024.
  11. 11,0 11,1 11,2 Michael B. First , MD. Treatment of Mental Illness (англ.). MSD Manual (апрель 2022). Дата обращения: 31 мая 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!