Пафос

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»

Пафос — состояние человека, связанное с переживанием сильных эмоций[1]. В риторике данный термин обозначает манеру речи, в которой присутствует эмоциональная возвышенность[2]. В литературе пафос представляет собой общий эмоциональный фон произведения[3].

Этимология

Пафос происходит от греческого πάθος — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление. От данного слова также происходят родственные по значению термины — патетика, патология. В русском языке термин пафос появился как заимствование французского слова pathos (ударение было перенесено на первый слог)[4].

Пафос в риторике

Картина «Выступление Сократа». Художник Луи Джозеф Лебрен.

В риторике термин пафос впервые был предложен античным философом Аристотелем. В данной трактовке термин представляет собой возвышенную ораторскую речь, направленную на то, чтобы вызывать эмоции у аудитории.

В терминологии Аристотеля, пафос — один из трех элементов риторики (риторических приемов) наряду с этосом и логосом. Поскольку использование качественных аргументов и нравственных примеров воздействуют на меньшее количество людей, оратор должен прибегать к пафосу. Эмоциональный накал делает речь наиболее привлекательной для слушателя. Таким образом, пафос речи выступает маркером того, что оратору не безразлично, о чем он говорит.

Пафос в литературе

Под пафосом в литературе понимается общий эмоциональный тон произведения, а также чувства, которые автор стремится вызвать у читателя своим повествованием[3].

В современной исследовательской литературе принято выделять несколько видов пафоса:

  • героический,
  • романтический,
  • драматический,
  • сентиментальный,
  • гуманистический,
  • сатирический[5].

Пафос в философии

Пафос в философии представляет собой категорию эстетики. В данной трактовке термин выражает страсть или состояние, связанное с сильным возбуждением. В философии пафос тесно связан с поведением человека и его душевным состоянием. Так, в «Никомаховой этике» Аристотеля пафос — свойство души, страсть в широком смысле этого слова[6].

История термина

Классическая античность

Рассуждения об эмоциональной окраске речи возникают уже у первых теоретиков риторики. Так, в диалоге «Горгий» Платон воспроизводит беседу Сократа с софистом Горгием, где второй рассуждает о возможностях сделать речь привлекательной для слушателя[7].

В научный оборот термин ввёл Аристотель. Античный мыслитель рассмотрел термин как одну из категорий ораторского мастерства в трактате «Риторика».

В идеях представителей философии стоицизма пафос обозначал процесс причинения сильных эмоций, таких как гнев, страх и радость. Такие эмоции связывались стоиками с заблуждениями. С их помощью человек совершал ошибки в собственных суждениях, давал неверную оценку действительности. Стоик Хрисипп считал, что эмоции происходят от ошибок разума[8]. Так, в античной философии формируется понимания пафоса как обратной стороны этоса и устойчивого порядка[1].

Эллинистический период

Одним из истоков риторики можно назвать необходимость произносить политические речи. Ораторское искусство возникло и развивалось в центрах греческой политической жизни[9]. Однако с наступлением эллинистического периода данные центры сместились на Восток[10]. С этим изменился эстетический идеал красноречия. Преобладавшая в греческой риторике политическая речь сменилась торжественной. Цель политической речи — убеждение оппонента. При этом торжественная речь была направлена на то, чтобы понравиться слушателю. Так, роль пафоса в риторике заметно усиливалась[11].

Речи, в которых преобладал пафос, стали выделяться в отдельный «азианский» стиль красноречия. Противостоял ему «аттический» стиль, в котором преобладали рациональные доводы.

Первая страница «Оратора» Цицерона, 1400-е годы, Северная Италия.

Римская империя

Период расцвета Римской империи вновь вызвал всплеск интереса к политическим речам. На основе опыта римских ораторов Цицероном была создана новая риторика, идеи которой он изложил в работах «Об ораторе», «Построение речи», «Оратор», «Топика» и др[11].

В работе «Оратор» Цицерон трактует пафос следующим образом:

При этом есть два средства, которые, будучи хорошо разработаны оратором, делают его красноречие восхитительным. Одно из них, называемое у греков ἠθικόν, служит для изображения характеров, нравов и всякого жизненного состояния; другое, называемое у них παθητικόν, — для того, чтобы волновать и возмущать души — ведь именно в этом состоит царственное могущество речи. Первое — мягкое, приятное — предназначено возбудить сочувствие слушателей; второе — мощное, пламенное, стремительное — призвано вырвать победу: когда оно несётся со всей силой, невозможно устоять перед ним.Цицерон, "Оратор"

Одним из способов добавления пафоса в речь оратора Цицерон называл амплификацию[12]. Повторение речевых конструкций или отдельных слов эмоционально усиливало содержание речи.

Средние века

В Средние века юридический и социально-политический аспекты риторики были потеснены теологической проблематикой. Как и многие другие науки в данный период, риторика оказалась под влиянием богословской догматики. В риторике преобладали экзегетические и катехизисные речи, направленные на толкование Священного Писания и изложения его сути.

Категория пафоса оставалась частью средневековой риторики. Однако прагматический подход к изучению эмоций сменяется терапевтическим. В работе «Пастырское правило» Григорий Великий даёт психологическую характеристику различных групп верующих. В работе присутствуют и риторические рекомендации для будущего пастыря — к каким именно эмоциям должен взывать проповедник в каждом отдельном случае[13].

Новое время

В Новое время термин пафоса развивал Фридрих Шиллер. Немецкий поэт рассматривал пафос прежде всего как категорию эстетики. Шиллер писал, что термин предполагает одновременное изображение страдания человека и борьбу с ним[14]. Так автор мог показать нравственную высоту героя. Теме пафоса посвящена работа Шиллера «О патетическом»[6].

Немецкая классическая философия

В немецкой классической философии пафос понимался как совокупность определённых страстей человека. Термин включал в себя стремление к совершенству, любовный инстинкт, надежду, удивление, стремление к удовольствию. Так, немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель понимал пафос как содержательный элемент человеческого «я», разумное содержание, которое наполняет душу человека[6].

XIX—XX века

Уже в Древней Греции эмоциональное содержание художественного произведения становилось предметом исследования. Однако и античные, и римские мыслители не проводили строгой границы между поэтикой и риторикой. Это приводило к тому, что термин использовался в данных областях в одном и том же значении[15]. Новое значение пафос стал обретать с развитием литературного анализа как отдельной научной дисциплины, а именно в конце ХIХ века[16].

Если в философии пафос выражал состояние человека, то в литературоведении под пафосом прежде всего понималась характеристика текста. Одним из первых, кто сместил акцент данного термина с человека на художественное произведение, стал Виссарион Белинский.

Искусство не допускает к себе отвлечённых философских, а тем менее рассудочных идей: оно допускает только идеи поэтические; а поэтическая идея — это не силлогизм, не догмат, не правило — это живая страсть, это — пафос.В.Г. Белинский

В литературоведении пафос часто используется с сочетанием имени героя или названия произведения: пафос Ромео, пафос «Мёртвых душ», пафос «Преступления и наказания». Термин указывает на эмоции, которые автор вкладывает в поведение определённого героя, или отдельный художественный текст.

Современность

Современное употребление термина пафос достаточно широко. Помимо использования в области философии, риторики и литературоведения термин пафос становится частью политики, маркетинга, искусства. Часто в данных областях знания термин используется в том же значении, что и в риторике.

Слова «пафос» и образованное от него «пафосный» также используются в разговорной лексике. Однако в данной области термин значительно упрощается и используется как синоним «красивой жизни»[17]. Встречается употребление слова в качестве характеристики чрезмерно напыщенного и театрального поведения[18].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Е.В. Петровская. ПАФОС. Новая философская энциклопедия. Дата обращения: 20 апреля 2023.
  2. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 839 с.
  3. 3,0 3,1 Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. / под ред. Горкина А.П.. — М.: Росмэн, 2006.
  4. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов.. — М.: Дрофа, 2004.
  5. Пафос. культура.рф. Дата обращения: 3 мая 2023.
  6. 6,0 6,1 6,2 Ю.В. Манн. ПАФОС (неопр.). Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 26 апреля 2023.
  7. Alex J. Novikoff. The Medieval Culture of Disputation: Pedagogy, Practice, and Performance. — Pennsylvania: University of Pennsylvania Press, 2013. — 336 с.
  8. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. — М.: Высшая школа, 1991. — С. 196. — 512 с.
  9. Гаспаров М. Л. Ораторы Греции / Сост. Гаспаров М. Л.. — М.: Художественная литература, 1985. — С. 6. — 498 с.
  10. Свенцицкая И. С. Социально-экономические особенности эллинистических государств. — М.: Высшая школа, 1963. — 64 с.
  11. 11,0 11,1 М.Л. Гаспаров. Цицерон и античная риторика. История древнего рима. Дата обращения: 25 апреля 2023.
  12. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / Пер. с латин. Ф. А. Петровского, М. Л. Гаспарова;. — М.: АСТ, 2019. — С. 512. — ISBN 978-5-17-117003-5.
  13. Махов А. Е. Коупленд Р. «Пафос» и пастырство: «Риторика» Аристотеля в средневековой Англии // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: Реферативный журнал. : Журнал. — 2015. — Февраль (т. 89, № 1).
  14. Шиллер Ф. Собрание сочинений: в 7 т.. — М.: Гослитиздат, 1957. — С. 193—197.
  15. Эйгес И. Литературная энциклопедия: словарь литературных терминов: в 2-х. т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского.. — М., Л.: Л.Д. Френкель, 1925.
  16. Десницкий А.С. Введение в библейскую экзегетику. — М.: Издательство ПСТГУ, 2011. — С. 157. — 416 с.
  17. Бабенко Н.Г. Причины и следствия семантической девальвации слов пафос и пафосный в современной русской речи // Слово.ру: Балтийский акцент. : Журнал. — 2014. — № 1.
  18. Пафос. Глоссарий. Психологический словарь.. Дата обращения: 3 мая 2023.