Гебры
Гебры | |
---|---|
Современное самоназвание | Бехдин, Зартошти |
Численность | ок. 25 271 |
Расселение | Иран, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан. |
Язык | персидский, персидский дари |
Религия | зороастризм |
Входит в | индоевропейцы |
Родственные народы | парсы, иранские народы |
Гебры (перс. زرتشتیان, بهدینان [zærtoʃtijɒ'n], [behdinɒ'n]), также известные как зороастрийцы Ирана — исповедующая зороастризм древнейшая этноконфессиональная группа в Иране, наряду с парсами одно из двух последних в мире сообществ, сохранивших эту религию. Являются официально признанным религиозным меньшинством. Правительство Исламской Республики Иран на 2009 год оценивало численность зороастрийцев в 20 000 человек, сами же зороастрийцы заявляли, что их число в Иране, на тот момент, составляет примерно 60 000 человек[1]. По официальной переписи населения в 2011 году, зороастрийцы составляли около 25 271 человек[2][3], проживающих в основном в Тегеране, Йезде с его окрестностями и Кермане с окрестностями. Онлайн-опрос, проведённый нидерландской компанией JAMAAN в 2020 году в Иране, показал, что 8 % из тех, кто принял участие в опросе, придерживаются зороастризма[4][5].
Название
Зороастрийцы традиционно именуют себя «бехдинами» (перс. بهدینان [behdinɒ'n]) — «приверженцами благой веры» (то есть зороастризма) или «заратуштрийцами» (перс. زرتشتیان [zærtoʃtijɒ'n]) — последователями пророка Заратуштры (перс. زرتشت [zærto'ʃt]). Последнее наименование принято в Исламской Республике Иран и как официальное.
Существуют также устаревшие внешние наименования, получившие пренебрежительную окраску: огнепоклонники (перс. آتشپرست [ɒtæʃpæræ'st]) и гебры (перс. گبر [gæbr]). Последнее происходит от арамейского gbrʾ/gabrā букв. «человек», как называли свободных жителей Месопотамии в Сасанидском Иране. Название, по всей видимости, было перенесено с зороастрийской общины Месопотамии на всех зороастрийцев при исламизации Ирана[6] и со временем стало не совсем точным синонимом араб. كافر [ka: fir] «неверный», что особенно видно в тюркском слове гяур, заимствованном из персидского. Тем не менее непосредственно кафирами зороастрийцы, традиционно считающиеся «Людьми Писания» (хотя в исламе у них этот статус спорен), в Иране не назывались.
Другими устаревшими и вышедшими из употребления названиями зороастрийцев являются перс. مغ [moʁ], араб. مجوس [madʒu: s] — «маги», по имени священнического сословия зороастрийцев.
Язык
Разговорным языком йездской и керманской общин традиционно является относящийся к северо-западной подгруппе иранских языков язык/диалект дари (не путать с афганским дари). Диалект существенно отличается от персидского языка и, в частности, от диалектов, на которых разговаривает окружающее шиитское население. Мусульмане, не понимающие этот диалект, называют его габри («язык неверных»).
Зороастрийский дари принадлежит к континууму центральноиранских диалектов, окружающих пустыню Деште-Кевир[7] и представляет собой, по всей видимости, потомок местных диалектов региона, сохранившихся у замкнутого и изолированного религиозного меньшинства, не подвергшегося персизации, как это случилось с вовлечёнными в общие этнические процессы Большого Ирана иранцами, принявшими ислам.
Дари никогда не служил ни языком культа, ни языком литературы и официальных документов, всегда оставаясь сугубо бытовым языком. Даже зороастрийская поэзия до недавнего времени всегда составлялась только на персидском.
Все носители дари двуязычны. Зороастрийцы, переселившиеся за пределы Йезда и Кермана, довольно быстро переходят на персидский и в бытовом общении. В самих двух городах в последнее время с прекращением изоляции и активным вовлечением зороастрийцев в общеиранскую жизнь дари также подвергается сильному воздействию персидского.
Расселение
Усилившаяся во 2-й половине XX века миграция зороастрийцев из районов исторического компактного расселения привела бо́льшую часть переселенцев в столицу Ирана Тегеран. В настоящее время большинство зороастрийцев Ирана проживает именно в этом мегаполисе и его крупном пригороде Кередже. Глава Анджомана мобедов Тегерана, которым в настоящее время является Ардашир Хоршидиан, является неофициальным религиозным и общественным лидером всего зороастрийского сообщества Ирана. Тегеранская община обладает большим храмом огня (1908 г. постройки), зороастрийской высшей школой мобедов и другими религиозно-общественными учреждениями. Община имеет представителя в Иранском парламенте (Эсфандияр Эхтияри).
Вторая по численности и значимости община населяет остан Йезд, где расположен Йездский Аташ Варахрам — главный зороастрийский храм Ирана. Йезд — единственный остан Ирана, где сохранились зороастрийские сельские поселения, однако большинство йездских зороастрийцев проживает в городе Йезд, его пригородах (включённых в городскую черту) и других городах остана. Зороастрийцы составляют около 5 % населения столицы края. Зороастрийскими кварталами и сёлами остана являются:
- Город Йезд: кварталы Куче-йе Биюк и Каснуе
- Пригороды: Хорремшах, Ахарестан, Носратабад, Насриабад, Марьямабад, Касемабад
- Шахрестан Эрдекан: Шарифабад, Аллахабад
- Шахрестан Мейбод: Мохаммадабад, Хасанабад, Мазреэ-йе Калантар
- Шахрестан Эшкезар: Насрабад, Хосейнабад, Алиабад
- Шахрестан Мехриз: Рахматабад
- Город Тафт: кварталы Сарде, Рахматабад, Баба-Хандан
- Шахрестан Тафт: Зейнабад, Мобараке, Чам (Хосейни)
В окрестностях Йезда расположены 5 особо почитаемых мест, называемых пирами, куда зороастрийцы совершают ежегодные паломничества.
Третья по значимости община проживает в городе Керман (кварталы Махалле-йе Шахр, Будагбаг, Насрие и Моттахари), где существует два больших храма и храм-музей зороастрийской культуры. Храмы огня также существуют у небольших зороастрийских общин Шираза и Исфахана. Некоторое количество зороастрийцев проживает также в Захедане.
Опрос, проведённый нидерландской компанией GAMAAN (Группа по анализу и измерению отношений в Иране), используя онлайн-опросы для обеспечения большей анонимности для респондентов, опросила 50 000 иранцев и обнаружила, что 7,7 % были идентифицированы как зороастрийцы[8][9][9]. Однако некоторые исследователи утверждают, что большинство респондентов, идентифицирующих себя как зороастрийцев, выражали персидский национализм и стремление к альтернативе исламу, а не строгую приверженность зороастрийской вере[10].
Официальный статус и права
Согласно статье 13-й Конституции Ирана иранские зороастрийцы наряду с иудеями и христианами «являются единственными религиозными меньшинствами, которые могут свободно осуществлять свои религиозные обряды в рамках закона и поступать в гражданских делах и в сфере религиозного воспитания согласно своему учению».[11] Согласно статье 64-й конституции зороастрийцам, как и некоторым другим меньшинствам (иудеи, ассирийцы, халдеи и армяне-христиан) выделено одно место в парламенте Ирана,[11] которое в настоящее время занимает Эсфандияр Эхтияри.
В 2013 году Сепанта Никнам был избран в городской совет Йезда и стал первым в Иране советником-зороастрийцем. В мае 2017 года Никнам был переизбран, несмотря на противодействие фундаменталистов, но в октябре того же года был временно отстранен от должности решением суда.[12][13][14]
Известные иранские зороастрийцы XX века:
- Джамшид Бахман Джамшидиан (1851—1933), также известный как Арбоб Джамшиди — первый представитель зороастрийцев в парламенте Ирана и пионер современного банковского дела в Иране.[15]
- Кейхосров Шахрох (1864—1939), также известный как Арбоб Кейхошров, видный деятель иранского националистического движения, политик, депутат, один из авторов реформы иранского календаря.[16]
- Фарханг Мехр (1923—2018) — юрист, бизнесмен, государственный деятель, учёный, после революции — профессор международных отношений в Бостонском университете.[17]
См. также
Примечания
- ↑ U.S. State Department. Iran – International Religious Freedom Report 2009 . The Office of Electronic Information, Bureau of Public Affairs (26 октября 2009). Дата обращения: 1 декабря 2009. Архивировано 29 октября 2009 года.
- ↑ Archived copy (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 декабря 2013. Архивировано 19 июля 2013 года.
- ↑ Iran is young, urbanised and educated: census Архивная копия от 18 декабря 2016 на Wayback Machine, AFP, The National
- ↑ Iran's secular shift: new survey reveals huge changes in religious beliefs . Дата обращения: 29 августа 2021. Архивировано 17 августа 2021 года.
- ↑ Iran Population (2021) - Worldometer . Дата обращения: 29 августа 2021. Архивировано 27 августа 2021 года.
- ↑ Mansour Shaki. Gabr . Дата обращения: 18 августа 2010. Архивировано 5 мая 2010 года.
- ↑ Gernot L. Windfuh. BEHDĪNĀN DIALECT . Дата обращения: 18 августа 2010. Архивировано 1 декабря 2010 года.
- ↑ Iranians have lost their faith according to survey (англ.). Iran International (20 августа 2020). Дата обращения: 29 августа 2020. Архивировано 8 сентября 2020 года.
- ↑ 9,0 9,1 گزارش نظرسنجی درباره نگرش ایرانیان به دین (перс.). گَمان - گروه مطالعات افکارسنجی ایرانیان (23 августа 2020). Дата обращения: 29 августа 2020. Архивировано 8 октября 2020 года.
- ↑ Maleki, Ammar; Arab, Pooyan Tamimi Iran's secular shift: new survey reveals huge changes in religious beliefs (англ.). The Conversation. Дата обращения: 31 августа 2021. Архивировано 12 сентября 2021 года.
- ↑ 11,0 11,1 Конституция Ирана . WorldConstitutions.ru. Дата обращения: 30 августа 2021. Архивировано 19 апреля 2021 года.
- ↑ Shima Shahrabi. Religious Minorities Barred from Running in Local Elections (англ.). IranWire (21 апреля 2017). Дата обращения: 30 августа 2021. Архивировано 30 августа 2021 года.
- ↑ AP. Iran Suspends Zoroastrian Member of Yazd City Council (англ.) (недоступная ссылка). New York Times (9 октября 2017). Дата обращения: 30 августа 2021. Архивировано 12 октября 2017 года.
- ↑ Iranian Court Suspends Zoroastrian City Councilor (англ.). RFE/RL (9 октября 2017). Дата обращения: 30 августа 2021. Архивировано 16 декабря 2021 года.
- ↑ Jamshid Bahman Jamshidian (англ.). A Zoroastrian Educational Institute. Дата обращения: 30 августа 2021. Архивировано 25 ноября 2013 года.
- ↑ Keikhosrow Shahrokh (англ.) (недоступная ссылка). Vohuman.Org (Winter 2003). Дата обращения: 30 августа 2021. Архивировано 3 марта 2016 года.
- ↑ RIP: Professor Emeritus Farhang Mehr Dies at 94 (англ.). Boston University (9 марта 2018). Дата обращения: 30 августа 2021. Архивировано 26 июня 2021 года.
Литература
- Bivar, A.D.H. (1983), "The Political History of Iran Under the Arsacids". The Cambridge History of Iran, Volume 3(1): The Seleucid, Parthian and Sasanian Periods, Cambridge: Cambridge University Press: In Yarshater, Ehsan, с. 21–99, ISBN 0-521-20092-X.
- Duchesne-Guillemin, J. (1983), "Zoroastrian religion". The Cambridge History of Iran, Volume 3(2): The Seleucid, Parthian and Sasanian Periods, Cambridge: Cambridge University Press: In Yarshater, Ehsan, с. 866–908, ISBN 0-521-24693-8.
- Brosius, Maria (2006), The Persians: An Introduction, London & New York: Routledge, ISBN 978-0-415-32089-4.
- Garthwaite, Gene Ralph (2005), The Persians, Oxford & Carlton: Blackwell Publishing, Ltd., ISBN 978-1-55786-860-2.
- Katouzian, Homa (2009), The Persians: Ancient, Medieval, and Modern Iran, New Haven & London: Yale University Press, ISBN 978-0-300-12118-6.
- Humbach, Helmut (1991), The Gathas of Zarathushtra and the Other Old Avestan Texts, Part I, Heidelberg: Winter.