Шахнаме

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Шахнаме
Шахнаме
«Шах-наме». Иллюстрация из издания XVI века
Авторы Фирдоуси
Дата написания 1011 и 1000
Язык оригинала перидский
Страна
Жанр эпос

Шахнаме́, или «Шах-наме́» (перс. شاهنامه‎ — «Книга царей», «Книга о царях», «Царь-книга», «Царская книга»[1]) — выдающийся памятник персидской литературы, национальный эпос иранских народов. В «Книге царей» описывается история Ирана от древних времён до проникновения ислама в VII веке. Самая длинная поэма, принадлежащая перу одного автора: объём в два раза больше, чем объём «Илиады» и «Одиссеи» вместе взятых[2].

Общая характеристика

Шахнаме

«Шахнаме» («Книга царей») — эпическое произведение персидского поэта Фирдоуси, написанное в XI веке. Это одно из самых известных произведений персидской литературы, включающее мифологические, исторические и эпические сюжеты. «Шахнаме» рассказывает об истории Персии от мифологических времён до завоевания арабами в VII веке. Это важное произведение, которое имеет огромное значение для иранской культуры и литературы[3].

Саманиды стремились к объединению народов, входивших в их государство, путем активного сбора древних героических и мифологических преданий. Они особенно ценили как пехлевийские источники, так и арабские, а также устные рассказы, распространенные среди дихканов и мобедов (зороастрийских жрецов). Одним из ранних сводов на персидском языке была утраченная позже династийная хроника «Хвадай-намак». Фрагменты или имена авторов следующих «Шахнаме» известны из различных источников:

1) прозаическое «Шахнаме», законченное в городе Тусе в 957 году по приказу и под наблюдением Абу Мансура Мохаммеда ибн Абда-р-разака, правителя Туса и Нишапура, военачальника Хорасана[3].

Написанная на языке дари «Мансурова Шахнаме» или «Абу Мансурова книга» содержала сведения о прошлом иранских народностей. Она легла в основу «Истории персидских царей» Саалиби и была использована Фирдоуси. Сохранилось предисловие к «Шахнаме» Абу Мансура[3].

2) На языке дари Абд-аль-Муаййадом Балхи незадолго до 963 года было написано «Шахнаме», которое и использовал Балами в переводе с арабского «Истории» Табари. По поручению эмира Нух II Саманида (976-997) было начато переложение на стихи «Шахнаме» Абу Мансура поэтом Дакики (умер около 977 года)[3].

3) «Шахнаме» Фирдоуси, завершённое в 994 году, является выдающимся произведением, состоящим из более чем 100 тысяч стихотворных строк. В этой эпической поэме содержатся подробные сведения о прошлом иранских народов, а также легенды о богатыре Рустаме, Сиявуше, Исфандияре и других героях. Фирдоуси черпал вдохновение из различных источников, включая сакско-согдийские сказания, согдийско-хорезмийские легенды и пехлевийскую литературу о сасанидском периоде[3].

«Шахнаме» Фирдоуси можно разделить на три периода — мифологический, героический и исторический. В течение всего эпоса иранские народы, являющиеся сторонниками добра, сражаются против злой силы иноземных захватчиков. Фирдоуси включил в поэму исторические события, начиная от похода Александра Македонского и заканчивая арабским завоеванием и гибелью Йездегерда III, что позволило ему прославить идею борьбы народа за независимость родины на протяжении всей истории Ирана. Известно также о существовании двух других «Шахнаме»: Масуди Марвази (составлено до 966 года) и Абу Али Балхи (точная дата написания неизвестна)[3].

Содержание

Мифическое время

Книга царей начинается с рассказа о первом царе по имени Каюмарс, символизирующем детство человечества. Затем следует цепочка его преемников: Сиямак, Хушанг, Тахмурас и Джамшид. Последний преемник, ставший высокомерным изобретателем роскоши, приказал людям поклоняться ему, что вызвало гнев Бога и привело к его наказанию[4].

Бог послал тирана Зохака в Иран, где он установил своё царствование на тысячелетие, кормя змей человеческими мозгами. Кузнец по имени Кава возглавил восстание в поддержку правнука Джамшида Фаридуна. После сражения с тираном у Фаридуна родились три сына: Сальм, Тур и Иредж. Братья убили Иреджа, но его беременная наложница родила дочь, которая впоследствии стала матерью Манучехра[4].

При царе Манучехре происходят юношеские богатырские приключения с Залем, описываются чувства к красавице Рудабе. Из этой связи родился Рустам, славнейший персидский богатырь. Следующий после Манучехра царь, Новзар, умер в плену у туранского царя Афрасияба. Временами прерываясь, война длится при пяти иранских царях, всего более трёхсот лет. В первом же бою Рустам хватает Афрасияба за пояс, но пояс разрывается, туранский царь убегает — оттого война и затягивается до бесконечности[4].

Сын Кей-Кавуса, Сиявуш, поссорился с отцом, убежал к Афрасиябу и женился на его дочери, но был убит. Месть за него стала причиной долгой войны Ирана с Тураном, закончившейся в пользу Ирана. Кей-Хосров (сын Сиявуши), настигнув скрывшегося Афрасияба, казнил его. Борьба с Тураном прервалась[4].

Разыгрывается романтический эпизод между героями Биженом и дочерью Афрасияба Мениже. При новом царе Лохраспе главным героем является его сын Гоштасп. Появление пророка Зердешта, религиозные конфликты и возвращение к военным действиям описываются во времена Гоштаспа. Исфандияр, сын Гоштаспа, выступал как главный борец за религию Зороастра[4].

Война заканчивается после поражения Исфандияра в битве с Рустамом. Они оба погибают, завершая богатырскую эпопею[4].

Историческое время

Гоштасп уступает иранский трон Бахману, который был отождествлён с Артаксерксом II. Бахман разбивает войско сына Рустама Фарамарза. На смену Бахману приходит его дочь Хумай, у которой родится Дараб. От румийской царевны Нахид у него родится сын Искандер. От другой жены у Дараба родится Дара. Воцарившись в Руме, Искандер идёт войной против Дары и побеждает его. Затем Искандер предпринимает славный поход в «страну брахманов» (Индия). У Дары был сын СасанЧетыре его потомка именовались именем Сасан. Они бежали в Индию и забыли о своём царском происхождении. Однако 4-го в роду Сасана делают царём[4].

С основателя Сасанидской династии Ардашира I идёт изложение уже историческое, хотя ещё попадается элемент романтический и анекдотический, а по временам — даже мифический. Сыном Ардашира становится Шапур, которого сменяет Хормуз. Любимыми героями Фирдоуси являются Бахрам V Гур (421439) и Кисра (Хосров I Ануширван, 531579), идеал царской мудрости и справедливости. Хосрову Ануширвану наследовал сын Хурмуз, против которого восстал талантливый полководец Бахрам Чубин. Наследник Хосров Парвиз бежал в Рум, женился на дочери кайсара и вернулся в Иран с византийскими войсками. Бахрам Чубин был разбит, и Хосров Парвиз снова захватил власть. Последний Сасанид Йездигерд был лишён власти арабами[4].

Завоевание Ирана арабами сведено к одной битве при Кадисии (около 636)[4].

«Идеальный правитель»

Поэма «Шахнаме» Фирдоуси играет важную роль в формировании национальной идентичности иранцев, несмотря на продолжительное существование исламского государства в Иране. Этот исторический эпос объединяет различные мифы, сказания, легенды и истории о правителях и героях Ирана и по-прежнему является значимым источником культурного наследия и народного творчества[5].

Различные политические лидеры в истории Ирана прибегали к «Шахнаме» как к символу великого прошлого и исторической миссии иранского народа. Поэма служила идеологической опорой в разные времена, включая эпоху правления шаха Резы Пехлеви. Однако в разные исторические периоды существовали различные точки зрения по поводу содержания и значения этого эпоса[5].

В наше время, когда в Иране сочетаются религиозные и демократические принципы в политической системе, важно стремиться к гармонизации культурного и исторического наследия страны с современными реалиями. Изучение «Шахнаме» в рамках политологического анализа может помочь понять особенности политической культуры Ирана и способствовать развитию культурного диалога между различными государствами[5].

Этот национальный эпос, сохранившийся благодаря трудам Фирдоуси, способствует сохранению национальной памяти и идентичности иранского народа. Он выражает общие ценности и идеалы, которые объединяют иранцев и связывают прошлое с настоящим. В «Шахнаме» Фирдоуси представляет важные черты идеального правителя, такие как различение между добром и злом, добродетель, мужество и благородство, отражая идеал настоящего лидера в старину[5].

Анализ произведения

«Шахнаме», великое произведение Фирдоуси, представляет собой уникальное слияние мифологических легенд, эпических сказаний и исторических событий древнего Ирана. Этот эпос, состоящий из 50 падишахов (песен), охватывает обширный временной период, начиная с первого мифического царя иранской древности и простираясь до эпохи Сасанидов[6].

Фирдоуси тщательно придерживается источников и структурирует свое повествование по хронологическому принципу. Он представляет читателям мифических героев, сражающихся с дивами, а также реальных исторических личностей, включая царей и правителей. Важное место в эпосе занимает эпический богатырь Рустам, который является символом победы Ирана над врагами[6].

Особенно увлекательной является история о Сиявуше, сыне царя Кей-Кавуса, которая сочетает в себе элементы лирики и эпоса. Фирдоуси также внес значительный вклад в историческую линию эпоса, начиная с эпохи Аршакидов и заканчивая гибелью последнего представителя династии Сасанидов[6].

Дальнейшее развитие иранского эпоса в последующих главах «Шахнаме» отражает смещение к историческим событиям, включая деяния Александра Македонского, правление парфян, Сасанидов и других исторических личностей. На этой стадии эпос освобождается от мифологических элементов и начинает включать в себя значительный хроникальный материал[7].

Галерея

Примечания

  1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Доп. Том IIА (4) // Руниверс : сайт. — 1807.
  2. Шарипов Васид Абдухаликович. Из истории русских переводов «Шахнаме» А. Фирдоуси // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. — 2023. — №4..
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Шахнаме. Румянцевский музей. Дата обращения: 21 мая 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 Шахнаме: иранская летопись Великой Империи XII–XVII веков. АСТ, Астрель (2020). Дата обращения: 26 мая 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Гочмурадова Гулнар, Мырикова Анна Валериевна. Концепт «Идеального правителя» в поэме «Шахнаме» А.Фирдоуси // Каспийский регион: политика, экономика, культура : журнал. — 2021. — № 3. — С. 94—101.
  6. 6,0 6,1 6,2 Описание и анализ поэмы «Шахнаме» Фирдоуси. Классическая литература. Дата обращения: 21 мая 2024.
  7. С.В. Стахорского. - М.: Вагриус, 1998. Описание и анализ поэмы "Шахнаме" Фирдоуси // Вагриус : журнал. — № Энциклопедия литературных произведений.