Колизей

Материал из «Знание.Вики»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Колизей
лат. Amphitheatrum Flavium
Колизей в 2020 годуКолизей в 2020 году
Страна  Италия
Местоположение Рим
Тип здания амфитеатр
Строительство 71 год — 80 год
Статус музей
Материал Травертин,
Вулканический туф,
Римский бетон,
Римский кирпич
Сайт http://www.the-colosseum.net/
План 1877 года
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Колизей (лат. Colosseum), также называвшийся амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) — амфитеатр в Риме, Италия, расположенный в низине между Эквилинским, Целиевским и Палатинским холмами. Одно из наиболее известных сооружений античности, дошедшее до наших дней, памятник архитектуры Древнего Рима, сооружённый в 71—80 годах нашей эры.

Название

Оригинальное название Колизея — амфитеатр Флавиев, по фамилии императоров, руководивших его строительством. Современное название — Колизей (лат. Colosseum) — появилось примерно в VIII веке и происходило, по одной версии, от колоссальности сооружения в сравнении с остальными, а по другой — от стоявшей рядом статуи Колосса Нерона, воздвигнутой императором в честь самого себя(лат. Amphitheatrum Flavium)[1][2][3]

История

В 54—68 годах Римом правил деспотичный император Нерон, построивший себе в центре города богатую виллу. После свержения Нерона и полутора лет гражданской войны на престол в 69 году взошёл император Тит Веспасиан из рода Флавиев, вошедший в историю под именем Веспасиана. В этой должности он решил реконструировать центр Рима, искоренив память о своём предшественнике, для чего в Золотом дворце виллы были размещены государственные учреждения, а пруд засыпан и на его месте в 71 году, после подавления восстания иудеев было начато строительство амфитеатра для народных развлечений[4].

Строительство, вероятнее всего, велось на средства, вырученные в результате победы в войне. Также широко использовался труд рабов большая часть из которых были захвачены в результате подавления иудейского восстания. Рабы использовались на самых тяжёлых работах: добыче травертина в Тиволи и транспортировке материалов из Тиволи до Рима. Всего в строительстве участвовало около 100 тысяч рабов[5]. Строительство было завершено в 80 году; в честь открытия император Тит, сменивший Веспасиана на посту, организовал 100-дневные игры. При правлении брата Тита — Домициана, в 82 году Коллизей был надстроен верхним этажом, а также были построены помещения под ареной, предназначенные для размещения гладиаторов и выступавших зверей[1].

Арена могла вместить в себя до 50 000 зрителей и служила для различных представлений: здесь проводились гладиаторские бои, схватки людей с животными, публичные казни и реконструкции сражений, в том числе (до 82 года) морских. Христианская церковь также заявляет о том, что в Колизее казнили путём разрывания львами первых христиан, но документальных подтверждений этому найти не удалось[1].

В 217 году, при императоре Макрине Колизей сильно пострадал от пожара и был отреставрирован только в 220-х годах по указу Александра Севера. В 248 году, при императоре Филиппе в амфитеатре проходили пышные праздненства в честь тысячелетия Рима[3][6].

Картина Жана-Леона Жерома «Славься, Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!» (1859), изображающая гладиаторов, приветствующих императора перед боем[7]

В 405 году император Гонорий запретил проведение гладиаторских боёв, как не соответствующих духу новой господствующей религии империи — христианства. Тем не менее, травли зверей продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого в 526 году. После этого арена стала приходить в запустение, будучи разрушенной в ходе нашествия варваров. С XI века до 1132 года здание амфитеатра использовалось как крепость в противостоянии знатных римских родов. В 1332 году здесь проходил один из последних задокументированных боёв быков, после чего Колизей был полностью заброшен[3].

С середины XIV века Колизей стал использоваться в качестве источника строительного материала, за последующие два столетия амфитеатр потерял всю мраморную облицовку, было вывезено и некоторое количество конструкционного камня. При Папе Римском Сиксте V существовали планы превращения изуродованного здания в суконную фабрику, а при Клименте IX в нём действовал селитренный завод. Только в середине XVIII века Колизей был принят под защиту Святого Престола: Папа Бенедикт XIV объявил его посвящённым Страстям Христовым, как место, где, по преданиям, казнили многих первых христиан. Он приказал установить на арене огромный крест, вокруг которого разместились алтари. Наследники Бенедикта на папском престоле продолжали заботиться о Колизее: были укреплены контрфорсами некоторые, самые ветхие, стены, а также исправлены внутренние лестницы[3].

В XIX веке прошли первые серьёзные работы по консервации и восстановлению Колизея: итальянским правительством были установлены на место обломки здания, в изобилии лежавшие в его окрестностях, сама постройка была укреплена, а в 1874 году из неё убрали христианские реликвии. Тогда же в Колизее и вокруг него были проведены первые археологические раскопки[3].

В 1990-х годах был начат самый масштабный проект реставрации Колизея[1]. Ещё одна крупная реставрация состоялась в 2013—2017 годах, после неё туристам был открыт доступ на верхние уровни здания[8][9].

Описание

Вид Колизея с воздуха в 2021 году

Колизей расположен в Риме, Италия, в ложбине между Эквиллинским, Целиевским и Палатинским холмами, к востоку от последнего, и представляет из себя эллиптический в плане амфитеатр, имеющий длину 189 и ширину 156 м. Фасад и основные конструкции постройки сложены из травертина, внутренние перегородки — из вулканического туфа, а аркадные своды и чаша сделаны из бетона[1][2][3].

Размеры арены, также имеющей эллиптическую форму — 54×86 м, вокруг неё расположены зрительские трибуны, построенные в 3 яруса и некогда облицованные мрамором. Ярусы трибун поддерживаются сводами кольцевых и радиальных коридоров, последние открываются на фасад арками, оформленными полуколоннами ионического, тосканского и коринфского ордеров. В арках второго и третьего ярусов размещались статуи, не дошедшие до наших дней. Четвёртый ярус представлен аттиком, украшенным пилястрами коринфского ордера, на аттик устанавливались деревянные жерди, на которые крепился тент от солнца — веларий. Под ареной находилась система поддземных помещений для размещения гладиаторов и животных, выступавших на арене, также имелись не дошедшие до наших дней механические устройства, позволявшие доставлять выступающих из-под арены наверх[2][3].

С северной и южной стороны Колизея имеются парадные входы, предназначенные для императора и патрициев; крытая галерея ранее соединяла его с Палпатинским дворцом[2].

Влияние

Арена Колизея в 2016 году

Колизей — крупнейший из древнеримских амфитеатров и одна из главных туристических достопримечательностей Рима, ежегодно посещаемая примерно 7 миллионами туристов. В нём регулярно размещаются различные выставки, посвящённые истории и культуре Древнего Рима. Колизей входит в состав объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Памятники Древнего Рима»[1][2][3][10].

На протяжении веков Колизей использовался римлянами как источник строительного камня, в первую очередь мрамора, утратив при этом до двух третей материала: исчезли мраморные сидения трибун, облицовка фасадов и коридоров. При этом, многие здания в Риме полностью или частично сооружены из этого камня, например Венецианский дворец, дворец Канцелярии, Палаццо-Форнезе и другие[1][2][3].

Католическая церковь относит Колизей к почитаемым памятникам, как место, где погибали первые христиане: согласно преданиям, их травили зверями на арене Колизея[2]. Документального подтверждения эти предания не находят, что подтверждает, в том числе, Католическая энциклопедия[11].

В 2000-х годах Колизей стал символом движения за отмену смертной казни: здание стали подсвечивать каждый раз, когда где-то отменяли смертную казнь либо помиловали осуждённого на неё. Также возле Колизея неоднократно проводились демонстрации за отмену смертной казни в мире[12][13].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Colosseum (англ.). Britannica. Дата обращения: 31 января 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 БРЭ, 2009.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 ЭСБЕ, 1895.
  4. Бирд, Хопкинс, 2007, с. 32.
  5. Бирд, Хопкинс, 2007, с. 34.
  6. Бирд, Хопкинс, 2007, с. 35.
  7. Illusions of reality: the paintings of Jean-Léon Gérôme (англ.). The Eclectic Light Company (23 февраля 2016). Дата обращения: 11 февраля 2023. Архивировано 30 ноября 2020 года.
  8. Povoledo E. Colosseum Won't Be Restored in a Day, but Work Is Finally Scheduled to Start (англ.). New York Times blog (31 июля 2012). Дата обращения: 11 февраля 2023.
  9. Donati S. Colosseum To Open Top Levels to the Public (англ.). Italy Magazine (5 октября 2017). Дата обращения: 11 февраля 2023.
  10. Бирд, Хопкинс, 2007, с. 5.
  11. The Colloseum (англ.). Catholic Encyclopedia. Дата обращения: 11 февраля 2023.
  12. International: Roman Colosseum Lit to Mark Connecticut's Abolition of Death Penalty (англ.). Death Penalty Info (30 ноября 2012). Дата обращения: 11 февраля 2023.
  13. Young G. On Italy's passionate opposition to death penalty (англ.). CNN (24 февраля 2000). Дата обращения: 11 февраля 2023.

Литература

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!