Бюрократия

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»

Бюрократия (от французского слова bureau «бюро, канцелярия» и греческого κράτος «власть, господство», что в переводе означает «власть канцелярии»[1]) — это система управления, осуществляемая управленческим аппаратом, состоящим из должностных лиц, имеющих специальную профессиональную подготовку и действующих в рамках своих полномочий согласно формальным правилам[2].

Человек, который является частью бюрократии, представляет собой чиновника высокого ранга и называется бюрократом.

История

Термин «бюрократия» был впервые введён французским экономистом Венсаном де Гурне в 1745 году[2]. Концепция такой административной системы существует с древности, и её возникновение связано с изобретением письменности. Таким образом, первые «бюрократии» появились уже в Древнем Шумере и Древнем Египте[3]. В Древнем Китае сложную бюрократическую систему разработал Конфуций. Римская империя также имела бюрократический аппарат, который особенно разросся и начал негативно влиять на экономику во времена правления Диоклетиана.

Развитие

Питер Брейгель Младший, Уплата налога, 1640 год


Иностранный термин «бюрократический» довольно точно соответствует русскому слову «приказный». В Западной Европе возникновение и укрепление бюрократии происходило одновременно с усилением государственной власти. С политической централизацией развивалась и административная централизация, которая служила инструментом для вытеснения феодальной аристократии и старых общинных властей из всех сфер управления, создавая особый класс должностных лиц, подчинённых центральной власти.

С упадком местных корпораций, цехов и сословий возникли новые управленческие задачи, и круг деятельности государственной власти постоянно расширялся, пока не сформировалось так называемое полицейское государство (XVII—XVIII века), в котором все аспекты духовной и материальной жизни подчинялись контролю государственной власти. Побочным эффектом этих процессов стало формирование бюрократии.

В полицейском государстве бюрократия достигает своего наивысшего развития, и здесь наиболее ярко проявляются её негативные аспекты, которые сохранились и в XIX веке в государствах с избыточной централизацией. При таком устройстве управления правительство не справляется с огромным объёмом работы и часто впадает в формализм. Из-за своей численности и осознания своего могущества чиновничество занимает особое положение, чувствуя себя центром общественной жизни и образуя касту, отделённую от народа.

В результате проявляются два негативных аспекта такого административного строя:

  1. Общественные дела, требующие вмешательства государства, часто ведутся неудовлетворительно.
  2. Остальное общество подвергается вмешательству властей в ситуациях, когда это не требуется.

Эти два аспекта определяют стиль государственного управления, который обычно называют бюрократией. Центром бюрократии обычно являются органы полиции, но там, где она укоренилась, её влияние распространяется на всё чиновничество, включая судебную и законодательную власти.

Ведение любого сложного дела, как в частной, так и в общественной жизни, требует соблюдения определённых форм. С расширением задач эти формы множатся, и «многое писание» становится неизбежным спутником развития государственной жизни. Однако бюрократия отличается от здорового администрирования тем, что форма соблюдается ради самой формы, а не ради дела. В здоровом управлении форма может быть принесена в жертву делу, как это видно в судопроизводстве, где «дух закона» важнее «буквы закона». Бюрократия же приносит суть дела в жертву форме, что часто приводит к возникновению привилегированных классов в обществе[4].

Открытка В. Каррика 1905 года с карикатурой на российскую бюрократию — длительное время между 9 января и 6 августа, когда Курляндская губерния была объявлена на военном положении

В условиях бюрократии органы власти видят свою задачу не в эффективном выполнении своих полномочий, а в удовлетворении требований вышестоящих органов. Это проявляется в практике «отписок» и выполнении формальностей, чтобы угодить вышестоящим властителям. Административная деятельность сводится к бумажной работе, и, поскольку «бумажное исполнение» не встречает препятствий, вышестоящие органы привыкают давать невыполнимые распоряжения. В результате возникает значительное расхождение между официальными документами и реальностью.

Вторая отличительная черта бюрократии — это отчуждённость чиновников от остального общества, их кастовость. Государство набирает служащих из всех социальных групп (кроме маргинальных), но они все чувствуют себя отчуждёнными от социальных подгрупп. Им чуждо сознание общего блага, и они не разделяют жизненные задачи какой-либо социальной группы.

Чиновник, как участник реальной власти, претендует на исключительное положение по сравнению с остальным обществом. Существование бюрократии не зависит от формы государственности и возможно как в республиках, так и в монархиях.

Разумная децентрализация и самоуправление — единственные эффективные средства для ослабления бюрократии, так как они сужают её область деятельности и уничтожают чиновничью кастовость.

Родоначальником бюрократии в России часто считают Петра I, а её утвердителем — графа Сперанского. Однако уже одно «собирание Русской земли» требовало централизации управления. Бюрократия является частым побочным эффектом централизации государства. Исторические основы русской бюрократии отличаются от западноевропейских. Ленин в 1903 году писал: «Как крестьяне были рабами помещиков, так русский народ остаётся рабом чиновников».

«Бюрократы (на сходе)». Р. М. Семашкевич, 1931 год.

В Западном обществе (за исключением Англии и Швейцарии) чиновничество сыграло важную историческую роль, объединяя раздробленную верховную власть и способствуя сплочению наций и государств. Бюрократия формировалась из среднего класса, который заключил союз с королевской властью для демонтажа феодализма. Например, французский легист был «человеком худородным», враждебно настроенным к аристократии. В российском дворянстве большинство было служилым. Влияние кровной связи между дворянством и чиновничеством на характер управления можно проследить только через историю местного управления в России.

Современный российский политический теоретик Владислав Сурков утверждает, что постоянное увеличение зарплат чиновникам — первоочередная задача, иначе госаппарат станет неэффективным[5].

Примечания

  1. ЭСБЕ/Бюрократия. Интернет портал "Викитека". Дата обращения: 9 декабря 2024.
  2. 2,0 2,1 Бюрократия. Интернет портал "Большая Российская Энциклопедия". Дата обращения: 10 декабря 2024.
  3. (1995) The scribes and scholars of ancient Mesopotamia. Интернет портал "academia". Дата обращения: 10 декабря 2024.
  4. Бюрократия — это простыми словами. Интернет портал "fin-book". Дата обращения: 10 декабря 2024.
  5. Ленин В.И.  Полное собрание сочинений Том 7 К ДЕРЕВЕНСКОЙ БЕДНОТЕ. Интернет портал "leninism". Дата обращения: 10 декабря 2024.