Анархизм
Анархи́зм (от др.-греч. ἀναρχία — «безвластие», «безначалие», от ἀν- — «без-» и ἀρχή — «начало; начальство; власть») — система взглядов, в основу которых заложен приоритет человеческой свободы. Главный принцип анархии — отсутствие принудительного управления и власти человека над человеком. Людей, которые придерживаются таких взглядов, называют анархистами[1].
Термин «анархия» на сегодняшний день имеет ряд различных значений:
- Разговорное. Беспорядок, беззаконие, насилие.
- Общественное. Хаос, неразбериха, произвол, который возникает в организованной структуре в период отсутствия централизованного управления или бездействия власть имущих.
- На государственном уровне. Отсутствие политического лидера, дисфункция государственной власти.
- Ситуационное. Гипотетическое стечение обстоятельств, при котором народ упразднил власть, а общество не подчиняется никаким законам[1].
Классический анархизм
Анархическое движение начало формироваться на рубеже 1860—1870 годах на основе гордонистских и анархо-коллективистских тенденций Первого Интернационала. Движение сразу приняло международный характер.
Пьер-Жозеф Прудон — французский мыслитель, теоретик, социалист и борец за свободу, стал первым, кто назвал себя анархистом. Впервые концепция анархизма была озвучена в его трудах в 1840 году. По его мнению, «анархия — это форма правления без хозяина и правителя».
Наряду с Пьером-Жозефом Прудоном, свои анархические взгляды начал продвигать другой французский социалист — Жозеф Дежак. Для описания своих идей он придумал термин «либертарианец», в связи с чем, анархизм иногда называют либертарианским социализмом[1].
Мютюэлизм
Мютюэлизм (от фр. mutuellisme — взаимный) — анархическое направление экономической теории, социальной и политической философии, восходящее к первой половине XIX века, в особенности — к работам П.-Ж. Прудона. Мютюэлистический анархизм был основан на взаимности, свободных ассоциациях, добровольных контрактах, федерализме, денежных реформах и кредитах.
По своей сути, мютюэлизм — это этический принцип, в центре которого находится «золотое правило» — «взаимность и справедливость». Важнейший теоретик мютюэлизма — французский анархист Пьер‐Жозеф Прудон (1809—1865), который разработал уникальную теорию, включающую социализм и антиавторитаризм, в которой федеративные рабочие и мастера будут осуществлять местный, горизонтальный самоконтроль, освободившись от господства монополистического капитала[2].
В мютюэлизме Прудона индивиды имеют дело друг с другом как равноправные производители, по сути, как экономические субъекты, никто не уполномочен принуждать к повиновению. Принципы Прудона взаимности и справедливости — это уважение к другим как к равным, приводят его к чему‐то похожему на либертарианский закон равной свободы, найденный у Герберта Спенсера[2].
Социальный анархизм
Анархо-социализм (социальный анархизм) — видит «свободу личности как концептуально связанную с социальным равенством и подчёркивает общественное объединение и взаимопомощь». Социалистический анархизм отвергает важность частной собственности, усматривая в ней источник социального неравенства, что является полной противоположностью индивидуалистическому анархизму, идеями которого считаются важность и необходимость частной собственности или владения.
Коллективистский анархизм
Коллективистский анархизм (анархический коллективизм, анархо-коллективизм) — революционная социалистическая доктрина и анархистская школа мысли, которая выступает за отмену государства и частной собственности; средства производства находятся в коллективной собственности, а весь процесс контролируется и управляется самостоятельно самими производителями и рабочими. Независимо от названия, коллективистский анархизм рассматривается как смесь индивидуализма и коллективизма[3].
Анархо-коллективизм первоначально предусматривал, что рабочие восстанут и насильственно коллективизируют средства производства. После коллективизации деньги будут отменены и заменены на трудовые книжки, а заработная плата работников будет определяться в демократических организациях с добровольным членством в зависимости от сложности работы и количества отработанного времени. Эти зарплаты будут использоваться для покупки товаров на общинном рынке, что контрастирует с анархо-коммунизмом, где заработная плата была бы отменена, а люди могли бы свободно брать со склада товаров «каждому в соответствии с его потребностями»[3].
Чаще всего он ассоциируется с Михаилом Бакуниным, антиавторитарными секциями Международной ассоциации рабочих и ранним испанским анархистским движением.
Современный анархизм
«Осмысленная дискуссия о значении анархистских идей для современных индустриальных обществ должна в первую очередь, во имя ясности, выявить различия между сегодняшним „нео-анархизмом“ и классическим анархизмом Прудона, Бакунина, Кропоткина, Малатесты и их последователей. За редкими исключениями первый порождён посредственным и поверхностным характером идей, предоставленных современными теоретиками анархизма. Вместо того, чтобы представить свежий взгляд на вещи, он состоит из повторения утопических идей, которые анархистское движение давно переросло и отвергло как совершенно лишённые какого-либо значения для проблем нашего всё более усложняющегося общества.»[4] — писал американский анархист и анархо-синдикалист российского происхождения Сэм Долгофф (Sam Dolgoff, рожд. Самуил Долгопольский; 1902 — 1990).
Текст, написанный в 1971 году, остаётся актуальным и сегодня. Многие персонажи встречаются нам каждый день: «чистые» анархисты, желающие отбросить социальную повестку, субкультурные эскаписты, мечтатели, верующие в волшебную силу прогресса, анархо-капиталисты и политиканы от анархизма. Но критика в их адрес — отнюдь не главная цель этой статьи. Гораздо интереснее попытка найти живую тактику и стратегию преобразования общества на безгосударственных началах, которая могла бы работать здесь и сейчас[4].
Пост-анархизм
Термин «пост-анархизм» был придуман философом пост-левой анархии Хаким Бей в его эссе 1987 года «Анархия пост-анархизма». Бей утверждал, что анархизм стал островным и сектантским, запутав различные анархистские школы мысли для реального опыта прожитой анархии. В 1994 году академический философ Тодд Мэй инициировал то, что он назвал «постструктуралистским анархизмом», аргументируя теорию, основанную на постструктуралистском понимании власти, в частности, благодаря работе Мишеля Фуко и Эммы Голдман, принимая анархистский подход к этика[5].
В пост-анархизме принимаются некоторые подходы к постструктурализму: децентрализация субъекта и его дискурсивное производство, денатурализация тела и сексуальности, отказ от гипотезы репрессий, деконструкция бинарного порядка западных систем мышления, особенно природа и культура, женского и мужского, государственного и частного, духа и материи и деконструкции категории «пол» через феминизм постструктурализм. Подобным образом, генеалогия власти Фуко впадает в постнархизм, здесь есть власть, а «нет власти». Только когда она замерзает, она становится суверенной[5].
Постлевая анархия
Постлевая анархия — это течение в анархистской мысли, которое продвигает критику отношения анархизма к традиционному левизну. Некоторые пост-левые стремятся выйти за рамки идеология в целом, одновременно критикуя организации и мораль. Под влиянием работ Макса Штирнера и Ситуационистского Интернационала постлевая анархия отмечена акцентом на социальное восстание и ослабление левой социальной организации[6].
Пост-левые утверждают, что левые, даже революционные левые, анахроничны и неспособны к переменам. Они утверждают, что постлевая анархия предлагает критику радикальных стратегий и тактик, которые она считает устаревшими: демонстрации, классовая борьба, сосредоточенность на традициях и неспособность выйти за рамки истории. Книга «Анархия в эпоху динозавров», например, критикует традиционные левые идеи и классический анархизм, призывая к обновлению анархистского движения[6].
Квир-анархизм
Квир-анархизм (англ. Queer anarchism) — политическая идеология, основанная на анархизме. Основная задача — борьба с дискриминацией по половому и гендерному признакам, в том числе и ЛГБТ. Квир-анархизм зародился во второй половине XX века среди анархистов, участвовавших в освободительном движении геев, которые рассматривали анархизм как путь к гармонии между гетеросексуалами и ЛГБТ.
Анархо-синдикализм
Анархо-синдикализм (от др.-греч. ἀναρχία — безвластие; σύνδικος — защитник, общий; фр. syndicat — профсоюз, союз) — это часть международного анархистского движения, корнями которого являются идеи Пьера-Жозефа Прудона и Михаила Александровича Бакунина.
В основе анархо-синдикализма лежит идея о том, что только революционные организации трудящихся, базирующиеся на принципах взаимопомощи и коллективного самоуправления должны, и могут способствовать построению нового, действительно справедливого общества[7].
Анархо-синдикализм, или рабочий анархизм, признаёт только низовую, неиерархическую, самоорганизацию трудящихся и потому отвергает участие в органах власти, а также политические партии и иерархические профсоюзы.
Анархо-синдикалисты призывают к развитию навыков самоуправления и солидарности через самоорганизацию в повседневной борьбе за улучшение жизненных условий и расширение прав наёмных работников, против произвола капитала и государства, проводя забастовки и другие подобные акции протеста (так называемые акции «прямого действия»), чтобы подготовить тем самым социальную революцию, которая должна привести к торжеству либертарного (свободного, вольного) коммунизма[7].
Анархизм в России
Самые известные анархисты, первые идеологи и основатели направления, родились в России. Михаил Александрович Бакунин и Пётр Алексеевич Кропоткин ещё в Царская Россия, в период с 1860 по 1970-е годы сформировали основные принципы движения и занимались активной пропагандой идей среди молодежи. И, если Бакунин призывал народ к немедленной революции, то Кропоткин пошёл дальше и разработал анархо-коммунизм. Он считал, что революция на данном этапе бессмысленна, и сначала необходимо создать мощное народное движение. Его идеи нашли поддержку у русских эмигрантов за границей, и группы стали расти:
- 1890 год — кружок анархо-коммунистов в Женеве (лидеры — Мендель Дайнов, Георгий Гогелия, Лидия Иконникова).
- 1904 год — образование кружков в Америке, Берлине (Германия), Париже (Франция), София (Болгария). Российская Империя — 29.
- 1905 год — численность достигла 125 кружков.
- 1906 год — насчитывалось 221 отделение.
- 1907 год — 255 кружков[8].
Всего идеями анархо-коммунизма было охвачено 218 населённых пунктов страны, а в его членах состояло около 7 тысяч населения. За период с 1904 по 1921 годы появилось множество ответвлений анархизма, причем некоторые из них действовали не с благими намерениями: они проповедовали грабежи, насилие, не гнушались убийствами с целью личной наживы и достижения собственных интересов[8].
Год | Название ответвления | Лидер | Основные идеи и методы достижения |
---|---|---|---|
1905 | Синдикалисты | Я. И. Кирилловский | Борьба с капиталистами любыми способами
Нападения, бойкотирование, стачки, экспроприация и уничтожение имущества, саботаж, насилие |
1907 | Индивидуализм | А. Боровой, О. Виконт | Полная личная свобода |
1907 | Мистический анархизм | С. Городецкий, В. Иванов | Принципы коллективизации, поддержание свобод личности, систематический террор капиталистов |
1907 | Анархисты-махаевцы | Я. Махайский | Уничтожение интеллигенции как класса |
1910 | Безначальцы | Группа С. М. Романова и Н. В. Дивногорского | Агрессивная политика, террор, саботаж, насилие, экспроприация ценностей, отказ от нравственных устоев общества |
1910 | Чернознаменцы | И. С. Гроссман | Партизанская борьба, экспроприация припасов и ценностей, террор, насилие над капиталистами |
1905 — 1910 | Эксы | Батька Махно | Частные экспроприации буржуазной собственности и припасов |
Теракты и нападения привели к массовым арестам и казням, а Первая мировая война стала причиной раскола анархистского движения. К 1917 году, моменту Февральской революции, анархистов насчитывалось всего несколько сотен.[1]
1917-1921 годы анархистские группировки попеременно то выступали за Советскую власть и оказывали всяческую поддержку РКП, то боролись против неё. Со смертью основателя П. Кропоткина анархисты в России практически перестали существовать. Многие были арестованы, расстреляны, высланы, отправлены на принудительные работы. Последним оплотом анархистов, просуществовавшим до 1939 года, был музей памяти Кропоткина. С 1939 года, после ареста и казни последних лидеров, движение заглохло[8].
С 1991 года анархисты разделились на «правых» и «левых». Правый анархизм выступал за возврат к капитализму и буржуазной демократии. Левый анархизм — за децентрализацию власти КПСС, многопартийность, самоуправление.
В 1995 году появилась Конфедерация революционных анархо-синдикалистов (КРАС-МАТ), в 2002 году она стала Автономным объединением либертарных коммунистов, а к 2016 году — отошла от политики, трансформировавшись в медиапроект[8].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Кто такие анархисты и что они делают: примеры, флаг . Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ 2,0 2,1 Мютюэлизм . Гуманитарная энциклопедия. Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ 3,0 3,1 Анархо-коллективизм (анархический коллективизм) . Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ 4,0 4,1 Значение анархизма для современного общества . Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ 5,0 5,1 Пост-анархизм . Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ 6,0 6,1 Постлевая анархия . Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ 7,0 7,1 Анархо-синдикализм (синдикализм) . Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 Кто такие анархисты и что они делают: примеры, флаг . Дата обращения: 18 июля 2023.
Литература
- Бакунин М. А. Государственность и анархия. Борьба двух партий в Интернациональном обществе рабочих / М. А. Бакунин.- Москва: АСТ, 2019. — 320 с. — 978-5-9710-7219-5
- Кропоткин П. А. Взаимопомощь как фактор эволюции / П. А. Кропоткин. — Москва: Луч, 2020. — 248 с. — 978-5-87140-266-5
- Нозек Р. Анархия, государство и утопия / Р. Нозик. — Москва: ИРИСЭН, 2019. — 424 с. — 978-5-91066-074-2
- Герен Д. Анархизм. От теории к практике / Д. Герен. — Москва: АСТ, 2022. — 256 с. — 978-5-17-133374-4