Девиантное поведение

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Картина Ивана Филипповича Тупылева «Александр Македонский перед Диогеном» демонстрирует одного из известнейших философов античности, прославившегося своим отклоняющимся от общепринятых норм поведением.

Девиа́нтное поведе́ние, отклоня́ющееся поведение, социа́льная девиа́ция (лат. deviatio — отклонение) — система поступков или отдельных действий, противоречащая принятым в обществе правовым, моральным или эстетическим нормам[1], основными видами которого являются преступление (уголовное деяние) и непротивоправное аморальное поведение (агрессия, нарушения этикета, систематическое пьянство, наркомания, приставание, распущенность в сфере сексуальных отношений, сексуальные отклонения и прочие формы аддикций, а также суицидное поведение)[2][3][4][5][6][7]. Иногда под девиантным поведением понимают отклонение только от моральных и этических норм и стандартов, то есть нарушающие мораль действия, которые не противоречат правовым нормам и не могут быть осуждены по закону[8]. Особо рассматривается девиантное поведение детей и подростков[9][10]. В целом, понятие «девиантное поведение» шире понятия «делинквентное поведение» (противоправное, преступное, криминальное, антисоциальное поведение) и включает его в себя в полном объёме[5][11][12], делинквентное поведение рассматривается как тип девиантного поведения[13][14].

Сущность девиантного поведения и история его изучения

Понятие «девиантное поведение» или отклоняющееся от нормы поведение сопряжено с понятием «норма поведения», которое противопоставляется аномальному поведению. При этом содержание понятий нормы и аномальности поведения исторически изменчиво, а граница между этими явлениями размыта. В целом нормальным поведением считается поведение, соответствующее в данный момент времени официально установленным или фактически сложившимся в конкретном обществе или социальной группе социальным (нравственным, правовым и эстетическим) нормам и стандартам. Отклоняющимся поведением считаются действия, нарушающие моральные, правовые или эстетические нормы и приводящие их нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию[5][7][15][16]. Существует две точки зрения при рассмотрении девиантного поведения, с позиции медицинской нормы, где отклонение поведения есть показатель предболезни на оси «здоровье — предболезнь — болезнь». Вторая точка зрения сводится к рассмотрению отклоняющегося поведения как социально-психологического статуса личности на оси «социализация — дезадаптация — изоляция»[15].

Снятие отпечатков 22 февраля 1956 году у Розы Паркс, задержанной в связи бойкотом автобусов в Монтгомери.

Признание поступка девиантным имеет относительный характер, что связано, как указывалось выше, с исторической изменчивостью (релятивностью) самих социальных норм и неоднородностью общества, внутри которого в различных группах могут придерживаться различных норм. Например, одно и то же поведение может считаться отклоняющимся с точки зрения одной группы, и нормальным — с точки зрения другой. Так, непосещение церковной службы оценивается как девиантное поведение с позиций верующего человека, с позиций же атеиста оно воспринимается как естественное, нормальное. При всём при этом границы терпимости общества к девиантному поведению различны в разных культурах или в разных ситуациях в одной и той же культуре[7]. Так, самовольное оставление воинской части солдатом в мирное время может закончиться для него дисциплинарным взысканием, когда в военное время этот же поступок может караться более тяжёлым наказанием[7].

Пропуск утренней молитвы по собственной воле монахом в монастыре будет считаться нарушением порядка для его окружения, когда подобное же событие для верующего мирянина может не вызывать подобной реакции со стороны его близких родственников[17]. Отклоняющимся по эстетическим параметрам может быть признано поведение женщины, бреющей голову, или мужчины, который красит свои длинные волосы в неестественный цвет[14]. Другим примером девиантного поведения, за которым последовали изменения правовых норм в США, касающихся сегрегации, является отказ Розы Паркс 1 декабря 1955 года уступить место в муниципальном автобусе белокожему мужчине[18].

Теории девиантного поведения

Развёрнутое социологическое объяснение девиантного поведения впервые дал Эмиль Дюркгейм. В своей работе «Самоубийство», опубликованной в 1897 году, он исследовал социальные факторы, влияющие на уровень самоубийств. Французский социолог выделял особый вид самоубийства («аномическое» самоубийство), возникающее при сильных разногласиях между человеком и его окружением. Причиной таких самоубийств и прочих разновидностей девиантного поведения является аномия (фр. anomie — отсутствие закона), то есть «отсутствие регуляции», «безнормие». Аномия — это состояние дезорганизации общества, при котором ценности, нормы и социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми, что приводит к неустойчивости и неоднородности социальных связей, порождает отклоняющееся поведения и нарушения общественного порядка, дезорганизует людей. При всём при этом Эмиль Дюркгейм считал, что отклонение от норм имеет не только отрицательное, но и положительное значение: девиация вызывает реакцию общества, что влечёт за собой уточнение границ социальных норм, укрепление и обеспечение социального единства, и как следствие — совершенствование социальных норм[15].

"The Nature and Nurture of Deviant Behaviour" by Jesse Omoregie (2014), published by Tablo Publishing
Обложка книги «Природа и воспитание девиантного поведения» Джесси Омореги

Согласно концепции социализации, девиантному поведению люди обучаются в процессе усвоения культуры определённых групп. Индивиды, социализация которых проходит в такой социальной среде, где преобладают и считаются нормальными ценности, предрасполагающие к насилию или аморализму, становятся носителями отклоняющегося поведения. В концепции стигматизации, отклонение рассматривается как следствие негативной социальной оценки, результат «наклеивания» на индивида ярлыка, например, «врун», «алкоголик», «наркоман» и последующего стремления изолировать его, исправить, вылечить и тому подобного[3][5][6].

С точки зрения американского социолога Роберта Мертона, если индивиды имеют общие цели, но узаконенные средства для достижения этих целей доступны не всем в равной мере или вовсе недоступны для некоторых социальных групп, то в обществе следует ожидать высокий уровень девиантного поведения[3][5][6]. Вслед за Робертом Мертоном в социологии выделяется пять типов социального поведения, из которых собственно девиантными считаются второй, четвёртый и пятый типы поведения[7]:

  1. подчинение (конформизм), выражающееся в принятии индивидом предлагаемых обществом целей и средств;
  2. инновации (реформизм) — принятие целей, но устранение средств для их достижения;
  3. ритуализм — неприятие целей, но принятие средств;
  4. ретритизм, уход — неприятие ни целей, ни средств;
  5. мятеж — отказ от целей и средств с заменой их новыми.

Если социологический подход к девиантному поведению базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека, то психологический подход акцентирует внимание на связи поведения с внутриличностным конфликтом, деструкцией или саморазрушением личности[14]. Так, австрийский психолог и основатель психоанализа — Зигмунд Фрейд полагал, что основным источником отклонений является конфликт между бессознательными влечениями, образующими психическую структуру «Оно» и социальными ограничениями, исходящими от другого психического образования «Сверх-Я», которое содержит в себе образцы и эталоны правильного социального поведения. Невозможность подчинить или сублимировать бессознательные влечения приводит к тому, что асоциальные бессознательные влечения находят выражение в реальном поведении человека. Для Зигмунда Фрейда преступление и аморальные поступки считаются проявлением врождённых, глубоко заложенных в психике человека бессознательных влечений[19].

В рамках психиатрического подхода девиантные формы поведения рассматриваются как доболезненные (преморбидные) особенности личности, способствующие формированию тех или иных психических расстройств и заболеваний. Под девиациями зачастую понимаются не достигшие патологической выраженности в силу различных причин отклонения поведения, то есть те «как бы психические расстройства», которые не в полной мере соответствуют общепринятым критериям диагностики симптомов или синдромов[14]. Основоположник культурологического подхода в изучении девиантного поведения в российской криминологии Яков Исаакович Гилинский высказывал идею, что девиации служат механизмом изменчивости социума, то есть, существования и развития общества как системы. Отсутствие девиаций в системе означает её стагнацию, медленное умирание и, впоследствии, гибель[20].

Картина Павла Яковлевича Филиппова «В тихой обители» иллюстрирует девиантное гендерное поведение — драка женщин (монахини и светской дамы).

Существуют не только социологический, психологический и психиатрический подходы к оценке девиантного поведения, но и этнокультурный, гендерный, профессиональный и возрастной подходы. Если этнокультурный подход подразумевает, что отклонения в поведении следует рассматривать сквозь призму культурных, национальных и конфессиональных особенностей поведения, то возрастной и гендерный требуют учитывать возрастные особенности и распространённые полоролевые стереотипы поведения, в которых девиацией считается инверсия шаблонов поведения («не солидно бежать за автобусом», «как старик дома сидишь», «мальчики не плачут», «девочка должна быть аккуратной»). Профессиональный подход в оценке поведенческой нормы и девиаций базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведения и традиций[1].

Причины девиантного поведения

В исследованиях девиантного поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении девиантного поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Совершение преступлений как вид девиантного поведения изучается преимущественно криминологией, использующей, наряду с данными других наук, результаты психологических исследований. Советская и российская криминология объясняет преступное поведение отдельного человека сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек. Непротивоправное девиантное поведение также в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков[2][21].

Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершённостью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. Хотя девиантное поведение у детей и подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых[2]. В детской и подростковой психологии заключение о девиантном поведении требует осторожности, так как суждение о нём выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития. Причём критериями для суждения о девиантном поведении часто являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребёнок прямо зависим и в котором права ребёнка могут не соблюдаться или попираться[9].

Типология девиантного поведения

Фотография обнажённой женщины на одной из улиц Будапешта наглядно представляет одну из форм девиантного поведения — эксгибиционизм.
Убийство является антисоциальной (делинквентной) формой поведения. «Каин и Авель» (Тициан)

При первом приближении девиантное поведение подразделяют на противоправное (преступное, криминальное, антисоциальное) и непротивоправное аморальное (асоциальное) поведение[2][22][23][24], к которому можно отнести ложь, измену супруга, сексуальные девиации, домашнее насилие, вероломство, нарушение норм этикета, бродяжничество. Существуют более подробные классификации девиантного поведения, примером чего является типология девиантного поведения, предложенная Владимиром Давыдовичем Менделевичем[14]:

  • Делинквентное поведение представляет собой противозаконное поведение, нарушающее нормы и законы общества[12]. Оно характеризуется осознанным противостоянием личности существующей реальности и проявляется в различных формах, таких как кража, вандализм, мошенничество, убийство и других противоправных действиях.
  • Аддиктивное поведение представляет собой форму деструктивного поведения, которая выражается в стремлении уйти от реальности и изменить своё психическое состояние посредством приёма некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определённых предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. К аддиктивному поведению относят не только употребление психоактивных веществ, но и нехимические формы аддикции —такие как игромания, шопоголизм, переедание или голодание, фанатизм, одержимость работой (трудоголизм) и другие[25].
  • Патохарактерологическое поведение представляет собой поведение, которое обусловлено особенностями характера человека, сформировавшимися в процессе воспитания, и проявляется в его реакциях на различные ситуации. Патохарактерологическое поведение может выражаться в разных формах: агрессия, импульсивность, нарушение социальных норм[26] и подразделяется на психопатии и акцентуации характера[14].
  • Психопатологическое поведение представляет собой форму поведения, связанную с психическими расстройствами, и может иметь место в силу нарушений восприятия — галлюцинаций или иллюзий, нарушений мышления (например, высказывает, отстаивает и пытается добиваться поставленных целей на основе бредового истолкования действительности), нарушений волевой активности. Такое поведение может включать в себя агрессию, самоповреждения, нарушение правил и норм[14][27].
  • Девиантное поведение на основе гиперспособностей — поведение, отклоняющееся от общепринятых норм и ценностей общества, которое проявляется у людей, обладающих выдающимися способностями. Такое поведение проявляется у одарённых в какой-либо сфере жизни людей, но неприспособленных к «бытовой, приземлённой» жизни, человек с гиперспособностями может не вполне правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни, что может выражаться в нестандартности действий и поступков[28].

Девиантное поведение проявляется в агрессивной или аутоагрессивной форме, в виде зависимости от психоактивных веществ, нарушений пищевого поведения, сексуальных нарушений, сверхценных психологических и психопатологических увлечений, коммуникативных девиаций (например, аутизм), безнравственном и аморальном поведении, девиациях стиля поведения[1][14]. Саморазрушающее (аутоагрессивное) поведение — это действия, которые наносят вред собственному здоровью, жизни или благополучию человека и проявляется в злоупотреблении психоактивными веществами, нарушении пищевого поведения, рискованном поведении или суициде[29].

Литература

  • Бодалев А. А. Проблемы девиантного поведения в психологии: Теоретические и практические аспекты. — Москва: Издательство МГУ, 2019.
  • Гилинский Я. И. Девиантность, преступность, социальный контроль в обществе постмодерна. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2017. — 278 с. — ISBN 978-5-906910-40-0.
  • Гродзинская Т. И. Девиантная психология: методология и практика. — Москва: Логос, 2017.
  • Здравомыслова Е. А. Психология девиантного поведения подростков. — Санкт-Петербург: Питер, 2020.
  • Клейберг Ю. А. Основы психологии девиантного поведения. — Москва: Алеф-пресс, 2014. — 231 с. — ISBN 978-5-905966-22-4.
  • Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 287 с. — ISBN 978-5-534-16487-9.
  • Лебедев А. А. Социальная психология девиантного поведения: Исследования и практические рекомендации. — Казань: Казанский университет, 2021.
  • Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. — Москва: Городец, 2016. — 385 с. — ISBN 978-5-906815-94-1.
  • Прокурова С. В. Взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему девиантного поведения // Вестник Волгоградской академии МВД России. — Волгоград, 2010.
  • Сороцкий М. С. Психология девиантного поведения. Аддитивное поведение подростков: учебно-методическое пособие. — Тула: ОИ КН ТР, 2020. — ISBN 978-5-6045741-4-0.
  • Kohlberg L. The psychology of moral development : the nature and validity of moral stages. — San Francisco: Harper & Row, 1984. — 729 с.
  • Omoregie J. The Nature and Nurture of Deviant Behaviour. — New York: Tablo Publishing, 2014.

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 Менделевич В. Д. Девиантное поведение // Клиническая психология. Словарь / Под общей редакцией профессора Н. Д. Твороговой. — Москва: Практическая медицина, 2016. — С. 133—134. — 608 с. — ISBN 978-5-98811-356-0.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 Коченов М. М. Поведение девиантное // Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 71—72. — 176 с. — ISBN 5-9292-0141-2.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 Поведение девиантное // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
  4. Самоубийство // Словарь по этике / Под редакцией А. А. Гусейнова и И. С. Кона. — Москва: Политиздат, 1989. — С. 300—301. — 447 с. — ISBN 5-250-01027-Х.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Ениколопов С. Н. Девиантное поведение // Большой психологический словарь. — М.: Прайм-Еврознак, 2002.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 Отклоняющееся поведение // Философский энциклопедический словарь / Главные редакторы Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и другие. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Кравченко А. И. Девиантное поведение // Новая философская энциклопедия / Под редакцией В.С. Стёпина. — Москва: Мысль, 2001.
  8. Немов Р. С. Поведение девиантное // Психологический словарь. — Москва: ВЛАДОС, 2007. — С. 289. — 560 с. — ISBN 978-5-691-01515-1.
  9. Перейти обратно: 9,0 9,1 Каган В. Е. Девиантное поведение детей и подростков // Психология развития. Словарь / Под редакцией А. Л. Венгера. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — С. 134. — 176 с. — ISBN 5-9292-0145-5.
  10. Сороцкий М. С. Психология девиантного поведения. Аддитивное поведение подростков : Аддитивное поведение подростков : учебно-методическое пособие / Медиатека. — Тула: ОИ КН ТР, 2020. — ISBN 978-5-6045741-4-0.
  11. Делинквентное поведение // Военно-психологический словарь-справочник / Под общ. ред. Ю. П. Зинченко. — М.: ИД Куприянова / Общество психологов силовых структур, 2010. — С. 75. — 592 с. — ISBN 978-5-904581-04-6.
  12. Перейти обратно: 12,0 12,1 Делинквент // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 114.
  13. Omoregie, Jesse. The Nature and Nurture of Deviant Behaviour. — New York: Tablo Publishing, 2014.
  14. Перейти обратно: 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 14,5 14,6 14,7 Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — Санкт-Петербург: Речь, 2005. — 445 с. — ISBN 5-9268-0387-Х.
  15. Перейти обратно: 15,0 15,1 15,2 Азарова Л. А., Сятковский В. А. Психология девиантного поведения. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. — 164 с. — ISBN 978-985-6739-88-3.
  16. Кон И. С. Отклоняющееся (или девиантное) поведение // Словарь по этике / Под редакцией А. А. Гусейнова и И. С. Кона. — Москва: Политиздат, 1989. — С. 233—234. — 447 с. — ISBN 5-250-01027-Х.
  17. Дюркгейм Э. Социология: Её предмет, метод, предназначение. — Москва: Канон, 1995. — 352 с. — ISBN 5-88373-037-Х.
  18. Shipp E. R. Rosa Parks, 92, Founding Symbol of Civil Rights Movement, Dies (англ.). The New York Times (25 октября 2005). Дата обращения: 17 января 2025.
  19. Фрейд З. «Я» и «Оно». — Санкт-Петербург: Азбука — классика, 2006. — 280 с. — ISBN 5-352-01876-8.
  20. Гилинский Я. И. Российская социология девиантности и социального контроля (девиантология) в 60-е – 90-е гг. ХХ столетия // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2010. — № 1. — С. 12.
  21. Кочеров А. В. Девиантное поведение как психологический феномен // Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» : Статья. — 2020. — Т. 2, № № 2 (23). — С. 40.
  22. Девиантология / Составитель Л. Е. Тарасова. — Саратов: Издательство СГУ, 2014. — 111 с.
  23. Амосова О. С. Асоциальное поведение молодежи: факторы, причины, методы профилактики и коррекции // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2017. — № 7. — С. 9—13.
  24. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. — Москва: Академия, 2004. — 288 с. — ISBN 5-7695-1782-4.
  25. Шнейдер Л. Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 219 с. — ISBN 978-5-534-10915-3.
  26. Рыбалко М. И. Девиантное поведение и патохарактерологические расстройства у детей и подростков. — Барнаул: Издательство АГМУ, 2016. — 453 с. — ISBN 978-5-9505-0198-2.
  27. Дереча В. А. Психопатология. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 291 с. — ISBN 978-5-534-11244-3.
  28. Ениколопов С. Н., Умняшкина Д, А. Психологические проблемы патологического влечения к азартным играм // Вопросы психологии. — 2007. — № 3. — С. 82—99.
  29. Сычёва Н. Б. Типы и виды саморазрушающего поведения обучающихся // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 3. — С. 66—72.