Делинквентное поведение

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
драка в Палате представителей после обсуждения пересмотренного законопроекта о полиции
Драка в Палате представителей после обсуждения пересмотренного законопроекта о полиции (03-06-1954).

Делинкве́нтное поведение — это действия, которые нарушают установленные обществом нормы и правила. Оно может проявляться в различных формах, таких как правонарушения, преступления, аморальные поступки и другие. Понятием «делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, психологии, социальной педагогики и других отраслей знания. Делинквентное поведение является одним из видов отклоняющегося (девиантного) поведения[1].

Сущность понятия

Делинквентное поведение — это действия, противоречащие установленным в обществе правовым или социальным нормам. Такое поведение может проявляться в различных формах, включая правонарушения, преступления, а также несоблюдение правил и норм поведения в повседневной жизни. В современном обществе делинквентное поведение является одной из наиболее острых социальных проблем. Оно может иметь различные причины и проявления, но всегда оказывает негативное влияние на общество и его членов. Его изучение позволит эффективнее разрабатывать стратегию по нейтрализации данного отклонения социальных норм. Делинквентное поведение вызывает такие проблемы общества как: Увеличение уровня преступности, ухудшение общественной безопасности, снижение уровня жизни, снижение доверия к власти, разрушение социальных связей, рост социальной напряжённости, рост уровня насилия. Это лишь некоторые из возможных проблем, которые может вызвать делинквентное поведение. Конкретные проблемы могут различаться в зависимости от форм и проявлений делинквентного поведения. Эксперты отмечают, что делинквентное поведение может проявляться в различных формах и иметь разнообразные причины и чаще всего встречается у молодёжи. Оно оказывает негативное влияние на общество и его членов, поэтому профилактика такого поведения является важной задачей. Понимание причины такого поведения, позволяет не только уменьшить негативные последствия, но и создать более безопасную и гармоничную среду для жизни людей[2].

Типология делинквентного поведения

Делинквентное поведение можно разделить на несколько типов в зависимости от сферы, в которой оно проявляется, и тяжести последствий:

Административные правонарушения

Это проступки, которые не являются преступлениями, но нарушают общественный порядок и правила поведения. Правонарушения включают широкий спектр проступков, таких как мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, неуплата штрафов, нарушение правил торговли, общественного питания, пожарной безопасности и охраны окружающей среды, а также правил проведения массовых мероприятий. Эти нарушения, хотя и не являются преступлениями, могут привести к различным санкциям, включая штрафы, закрытие предприятий и другие меры, направленные на поддержание общественного порядка и безопасности[3].

Преступления

Это более серьёзные нарушения закона, которые могут привести к уголовному преследованию. Преступления делятся на различные категории в зависимости от тяжести последствий: от кражи и мошенничества до насилия и убийства. Преступления классифицируются по различным признакам, включая тяжесть последствий, объект посягательства и способ совершения. Основные категории включают преступления против личности (убийство, побои, изнасилование, клевета), против собственности (кража, мошенничество, разбой), против общественной безопасности и общественного порядка (терроризм, хулиганство, незаконный оборот оружия), против здоровья населения и общественной нравственности (незаконный оборот наркотиков), против безопасности движения и эксплуатации транспорта (нарушение ПДД), против государственной власти (государственная измена, злоупотребление должностными полномочиями) и против правосудия (воспрепятствование правосудию, фальсификация доказательств, укрывательство преступлений)[4].

Неформальные нарушения

Неформальные нарушения могут иметь негативные последствия для общества и отдельных людей. Эксперты отмечают, что такие нарушения могут привести к ухудшению отношений между людьми, конфликтам и социальной изоляции. Они подчёркивают важность соблюдения социальных норм и правил поведения для гармоничного сосуществования в обществе. Также отмечают, что неформальные нарушения могут иметь долгосрочные последствия для развития личности. Они могут привести к формированию негативных установок и поведенческих паттернов, которые в дальнейшем могут затруднить адаптацию человека в обществе и успешное взаимодействие с окружающими[5].

Аспекты делинквентного поведения

Социальные факторы

Делинквентное поведение — это антиобщественное противоправное поведение индивида или группы, воплощённое в их поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Социальный аспект делинквентного поведения связан с его влиянием на общество и социальными факторами, которые способствуют или препятствуют его проявлению. Социальное неравенство в доступе к образованию, здравоохранению, занятости и другим ресурсам может привести к социальной дезадаптации и делинквентному поведению[6].

Семейная дисфункция

Неблагополучие в семье, насилие, отсутствие заботы и внимания могут способствовать формированию делинквентных установок. Неблагоприятные семейные условия, такие как отсутствие поддержки и понимания со стороны близких. Дети, выросшие в таких условиях, могут не усвоить положительные ценности и нормы поведения[7].

Неэффективность социальных институтов

Отсутствие или неэффективность социальных институтов, таких как образование, здравоохранение, правоохранительные органы, может способствовать делинквентному поведению. Деформация ценностей: искажение ценностей и норм в обществе может привести к принятию делинквентного поведения как нормы[8].

Психологический аспект

Психологические проблемы, такие как агрессия, импульсивность, могут привести к делинквентному поведению. Люди, страдающие от таких проблем, могут не осознавать последствий своих действий и не уметь контролировать свои эмоции[9]. Среди факторов, приводящих к делинквентному поведению, выделяют, например, акцентуации характера[10]. Так, чаще других у делинквентных подростков встречаются гипертимная, возбудимая и демонстративная акцентуации характера.

Окружение

Негативное влияние сверстников, а также воздействие средств массовой информации и интернета могут способствовать принятию делинквентных ценностей и норм. Люди, находящиеся в окружении, где делинквентное поведение считается нормой, могут быть склонны к его принятию. Если окружение поддерживает делинквентное поведение, то вероятность его проявления увеличивается. Важно понимать, что делинквентное поведение не является неизбежным результатом неблагоприятных условий. Принятие мер по профилактике делинквентного поведения может помочь снизить его уровень и создать более безопасное и гармоничное общество[11].

Методы исследования

Изучением делинквентного поведения занимаются специалисты в области криминологии, социологии, психологии, права и других наук. Исследования могут проводиться как отдельными учёными, так и научными коллективами. Изучение делинквентного поведения может быть как краткосрочным, так и долгосрочным. Например, лонгитюдные исследования предполагают длительное наблюдение за одними и теми же участниками. Создание моделей и симуляций, анализ социальных сетей — всё это также может занять продолжительное время. В то же время некоторые исследования могут быть относительно быстрыми. Так, интервью или анализ отдельного случая делинквентного поведения обычно не занимают много времени[12].

Интервью и фокус-группы с участниками делинквентного поведения и их окружением помогают лучше понять мотивы и факторы, способствующие этому поведению. Качественные методы позволяют глубже проникнуть в субъективные переживания и взгляды участников, что может быть полезно для разработки профилактических и коррекционных программ.

Изучение официальных статистических данных, судебных решений, медицинских записей и других документов предоставляет информацию о распространённости, типах и характеристиках делинквентного поведения. Этот метод позволяет проводить сравнительный анализ и выявлять тенденции в динамике делинквентного поведения.

Проведение экспериментов, имитирующих ситуации, связанные с делинквентным поведением, помогает изучить его причины и механизмы. Экспериментальные методы позволяют контролировать переменные и выявлять причинно-следственные связи, что является важным для разработки эффективных интервенций[12].

Использование психологических тестов, опросов и методов, таких как анализ жизненного пути, помогает понять психологические аспекты делинквентного поведения. Эти методы позволяют выявить личностные особенности, психологические состояния и факторы риска, способствующие делинквентному поведению.

Сравнение делинквентного поведения в разных культурах, странах или регионах помогает выявить общие и уникальные факторы, влияющие на это поведение. Сравнительные исследования позволяют учитывать культурные, социальные и экономические контексты, что способствует более глубокому пониманию причин и механизмов делинквентного поведения.

Детальное изучение отдельных случаев делинквентного поведения помогает лучше понять его механизмы и особенности. Кейс-стади позволяют анализировать уникальные ситуации и контексты, что способствует более глубокому пониманию делинквентного поведения в конкретных условиях[13].

Профилактика и последствия

Делинквентное поведение представляет собой серьёзную социальную проблему, которая требует комплексного подхода к исследованию и профилактике. Методы исследования делинквентного поведения: опрос, интервью, анализ документов, эксперимент, наблюдение и другие. Каждый из этих методов имеет свои преимущества и ограничения, выбор конкретного метода зависит от целей исследования, доступных ресурсов и особенностей изучаемого делинквентного поведения.

Социальные последствия делинквентного поведения включают ухудшение социального климата, увеличение социальной напряжённости, негативное влияние на социальные институты и экономические потери. Это подчёркивает необходимость разработки и реализации эффективных мер по профилактике (предотвращению) делинквентного поведения. Среди них выделяют: развитие социальных институтов, формирование ценностей, поддержку неблагополучных семей и создание благоприятной среды. Государство и общество играют важную роль в этом процессе, обеспечивая правопорядок, безопасность граждан и создавая условия для развития социальных институтов.

В целом, важно применять комплексный подход к исследованию и профилактике делинквентного поведения, который включает в себя различные методы исследования, понимание социальных факторов, способствующих его проявлению, и разработку эффективных мер по его предотвращению[14].


  1. Менделевич, Владимир Давыдович. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. — СПб.: Речь, 2008. — 443 с. — ISBN 5-9268-0387-X.
  2. Дмитриев Михаил Геннадиевич, Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. — СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. — 316 с. с. — ISBN 5-89940-008-0.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях / Государственная Дума. — 2001.
  4. Сверчков, Владимир Викторович. Преступление и состав преступления. Особенности преступного поведения и уголовного преследования. — М.: Издательство Юрайт, 2024. — 334 с. с. — ISBN 978-5-534-09408-4.
  5. Жмуров, Виталий Анатольевич. Психопатология. Том первый.. — И: ИГУ, 1994. — 382 с. с. — ISBN 5-86093-098-4.
  6. Ильянкова Екатерина Ивановна. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТЕРМИНАНТ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. Журнал ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (2020). Дата обращения: 15 июля 2024.
  7. Шнейдер, Лидия Бернгардовна. Семейная психология. — К.: Москва: Академический Проект, 2011. — 734 с. — ISBN 978-5-902844-38-9.
  8. Гидденс, Энтони. Социология. — М.: Едиториал УРСС, 205. — 632 с. — ISBN 5-354-01093-4.
  9. Рыбалко, Михаил Иванович. Девиантное поведение и патохарактерологические расстройства у детей и подростков / ГБОУ ВПО Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России. — Б: Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, 2017. — 453 с. с. — ISBN 978-5-9505-0198-2.
  10. Куренков И. А. Влияние акцентуации характера на формирование девиантного поведения // Психология и педагогика служебной деятельности : научный журнал. — 2022. — № 4. — С. 248—250. — doi:10.24412/2658-638X-2022-4-248-250.
  11. Тарасова, Людмила Евгеньевна. Психология отклоняющегося поведения. — СГУ имени Чернышевского, Николая Гавриловича, 2014.
  12. 12,0 12,1 Скворцова, Елена Викторовна. Психология девиантного поведения. Девиантное поведение в подростковом возрасте : теория и практика. — Б: Издательство Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2021. — 178 с. — ISBN 978-5-8231-1054-9.
  13. Ланцова, Лариса Александровна, Шурупова, Марина Фёдоровна. Социология. Отклоняющееся (девиантное) поведение. — СПб.: ЛТА, 1993. — 21 с.
  14. Екинцев, Владислав Иванович. Девиантное поведение в молодежных субкультурах. — Ч: ЗабГГПУ, 2007. — 153 с. — ISBN 978-5-85158-393-3.