Трудоголизм
Трудоголи́зм (англ. workaholism; синоним — работоголизм) — форма зависимости, при которой изменение или поддержание соответствующего психического состояния достигается тотальной фиксацией на деятельности. Содержание сознания трудоголика связано только с вопросами и проблемами его деятельности, трудовым целям он пытается подчинить все сферы жизни и всех окружающих его людей; вид нехимической аддикции, при которой индивид использует работу как средство бегства от реальности, при котором уход в «работу» заменяет любовь, семью, привязанность к друзьям, духовные запросы и прочие интересы. Трудоголизм рассматривается как составляющая часть ургентной зависимости, то есть относится к последней как часть к целому[1][2]. Данный термин был предложен в 1971 году американским пастором и профессором психологии Уэйном Оутсом[3][4].
Сущность трудоголизма
Для трудоголика работа является самой жизнью, буквально — всем, всё прочее — второстепенно, то есть работа для трудоголика заменяет привязанности, любовь, развлечения и прочие формы жизненной активности. Термин «работоголизм» в близком к современному пониманию появился во второй половине XX века. В 1971 году американский пастор и профессор психологии религии Уэйн Оутс опубликовал историю своей жизни «Исповедь работоголика» (англ. The Religious care of the Psychiatric patient), в которой большое внимание уделялось патологическому влечению к работе и анализировались причины этого феномена[5].
Трудоголизм следует отличать от здорового энтузиазма. Трудоголик полностью погружён в работу и одержим ею, но она приносит ему недостаточно удовлетворения. Энтузиаст вовлечен в работу, и она ему нравится, но он не одержим ею. Трудоголик должен сделать как можно больше и лучше из-за его стремления к совершенству, чувства соперничества и страха неудачи[5]. Трудолюбивый человек имеет перед собой цель, ему важен результат своего труда, но для него профессиональная деятельность — лишь часть жизни, способ самовыражения и средство самообеспечения и создания материальных благ. Для трудоголика всё наоборот: результат работы не имеет смысла, работа — это способ заполнения времени, такой человек нацелен на производственный процесс. Семейные отношения, сама семья трудоголиком воспринимаются как помехи, отвлекающие от работы и вызывающие раздражение и досаду[3].
Как дома, так и на работе работоголики недосягаемы для решения вопросов, не касающихся производственной деятельности. Все места своего пребывания они превращает в объекты, связанные с работой. Периодически возникающее плохое настроение, раздосадованность, раздражение и прочее работоголики объясняют производственной перегрузкой. Такого рода объяснения носят защитный характер, ведь, подчёркивая плохое самочувствие, связанное с переработкой, работоголик тем самым прямо или косвенно сообщает другим людям о недопустимости их вовлечения в какие-то, несвязанные с работой, виды деятельности[5].
Так, акцентируя максимальную задействованность коллег в работе и в производственных отношениях, работоголик не приемлет того, что работающие вместе с ним люди, имеют право на личную жизнь, на свободное от работы время, на выходные и отпускные дни. При полной идентификации с работой для трудоголика из зоны внимания выпадают не связанные с работой личностные особенности других людей и даже гуманистические ценности[5].
Всю жизнь свою Алексей Александрович прожил и проработал в сферах служебных, имеющих дело с отражениями жизни. И каждый раз, когда он сталкивался с самой жизнью, он отстранялся от нее. Теперь он испытывал чувство, подобное тому, какое испытал бы человек, спокойно прошедший над пропастью по мосту и вдруг увидавший, что этот мост разобран и что там пучина. Пучина эта была – сама жизнь, мост – та искусственная жизнь, которую прожил Алексей Александрович.Лев Толстой, «Анна Каренина»
Анализ длительного периода жизни работоголиков выявляет общую деструктивность, которая может выражаться в интенсивном курении и употреблении алкоголя во внерабочее время, как способах снятия «внепроизводственной тревожности». В бессознательном работоголиков, вероятно, постоянно присутствует страх «ничегонеделания», страх возникновения бездеятельных ситуаций, из-за чего работоголик не может получать удовольствие от проживания жизни «здесь и сейчас». Работоголики, проходящие курс коррекции, обращают внимание на то, что вне работы они не умеют и не могут отдыхать в связи с постоянным присутствием в их сознании мыслей о работе, а также переживания чувства беспокойства, тревоги и озабоченности[5].
Для выявления трудоголизма применяют психодиагностический опросник Б. Киллинджер[6]. Особо стоит отметить, что работоголизм может стать «спасительной» аддикцией для бывших наркоманов и алкоголиков на этапе их реабилитации[3].
Особенности трудоголизма: признаки, виды и типы
Ведущей особенностью работоголизма считается компульсивное стремление к постоянному успеху и одобрению со стороны окружающих в плане того, что касается его работы. Индивид, страдающий работоголизмом испытывает страх потерпеть неудачу при выполнении служебной задачи, быть обвинённым в некомпетентности, лени, оказаться хуже других в глазах начальства[2][3][5][6].
Исследователями выделяются ряд признаков работоголизма. Во-первых, работоголик не может думать ни о чём другом, кроме работы, где бы он ни находился и что бы он ни делал, его мысли прямо или косвенно связаны только с производственными проблемами. Во-вторых, для работоголика все виды деятельности, непосредственно не связанные с работой, например, заботы о доме, походы в супермаркеты, посещение культурно-досуговых мероприятий и прочее вызывают раздражение. В-третьих, работоголик постоянно подчёркивает важность того, что он делает, преувеличивая значение своей деятельности, причём данный момент довольно часто является мотивировкой его невовлечения в другие активности[2][3][5]. Помимо этого выделяется ряд иных признаков трудоголизма[6]:
- После напряжённой работы человеку трудно переключиться на другую деятельность.
- Приходится всё время работать, потому что на человеке якобы лежит вся ответственность за общее дело.
- Человек считает, что удовлетворение можно чувствовать только во время работы.
- Человек ощущает себя энергичным, уверенным и самодостаточным, только работая или думая о работе.
- О человеке говорят, что в быту он мрачен, неуступчив, раним, но «преображается» на работе.
- Заканчивая какое-то дело, человек испытывает неудовлетворенность от того, что скоро «всё закончится».
- Заканчивая какое-то дело, человек сразу начинает размышлять о следующем деле, следующем рабочем дне.
- Беспокойство о работе мешает во время отдыха.
- Если человек не работает, то чувствует неудовлетворённость и раздражение.
- Рассказывая о своей работе, человеку удобнее говорить «мы», а не «я».
- Неудача на работе является для человека катастрофой.
- Человек не понимает смысла отдыха и радости от него.
- Человек избегает состояния «ничегонеделания».
- Отсутствие работы для человека — лишь безделье и лень.
- Даже дома мысли человека постоянно сосредоточены на работе.
- После работы, чтобы понять, чего хотят близкие, человеку нужно сделать над собой усилие.
- Рассказы приятелей о любовных подвигах, хобби и прочих интересах кажутся человеку скучными.
Исследователями выделяются различные виды трудоголизма: служебный, спортивный, творческий, домашний, садоводческо-огороднический, общественный[2]. Помимо этого выделяются различные типы трудоголиков[3]:
- «Трудоголик для себя» — это тот, кто очень много работает, но испытывает по этому поводу противоречивые чувства.
- «Трудоголик для других» — это тот, кто очень много работает и очень доволен этим. Мама и друзья, а затем жена и дети (если он их сумеет завести) могут быть очень недовольны, но поделать с этим ничего не могут.
- «Успешный трудоголик» — это тот, кто благодаря своей работе добивается больших профессиональных/карьерных успехов.
- «Трудоголик-неудачник» — это тот, кто рьяно занимается бесполезной деятельностью, которая никому не нужна. Он имитирует работу, заполняя пустоту в своей жизни.
- «Скрытый трудоголик» — это тот, кто на людях сетует, как он не любит работать, а на самом деле все свои силы и любовь отдает работе.
Примечания
- ↑ Мандель Б. Р. Аддиктология. — М.: DirectMEDIA, 2014. — 535 с. — ISBN 978-5-4458-8589-4.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Ильин Е. П. Трудоголизм // Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. — Санкт-Петербург: Питер, 2011. — С. 101—119. — 224 с. — ISBN 978-5-459-00365-9.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. — СПб.: Речь, 2007. — 768 с. — ISBN 5-9268-0543-0.
- ↑ Егоров А. Ю. Поведенческие аддикции // Вестник Чувашского университета : статья. — 2005. — № 2. — С. 56—69.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Мандель Б. Р. Аддиктология. — М.: DirectMEDIA, 2014. — 535 с. — ISBN 978-5-4458-8589-4.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Старшенбаум Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. — М.: Когито-Центр, 2006. — 366 с. — ISBN 5-89353-157-4.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |