Диоген

Эта статья прошла проверку экспертом
Диоген Синопский
др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς
Античный римский бюст Диогена. Галерея Дориа-Памфили, РимАнтичный римский бюст Диогена. Галерея Дориа-Памфили, Рим
Дата рождения около 412 до н. э.
Место рождения Синоп
Дата смерти 10 июня 323 до н. э.(-323-06-10)
Место смерти Коринф
Значительные идеи космополитизм
Испытавшие влияние киники

Диоге́н Сино́пский (др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς; около 412 до н. э., Синопа — 10 июня 323 до н. э., Коринф) — древнегреческий философ[1], один из наиболее известных представителей школы киников[2]. Его жизнь и деятельность, известные во многом из сочинения Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», стали символом философского аскетизма и эпатажного противостояния общественным условностям[3].

Биография

Ранние годы и образование

«Александр Македонский перед Диогеном». Тупылев И. Ф., 1787 г.
«Диоген ищет человека», Иоганн Тишбейн, 1780-е годы
«Платон и Диоген». Маттиа Прети, XVII век, Капитолийский музей, Рим

Ранний период жизни Диогена Синопского содержит множество противоречивых сведений. Он родился около 412 до н. э., в Синопе, греческой колонии на побережье Чёрного моря[4]. Детство Диогена пришлось на беспокойные времена — в его родном городе постоянно происходили стычки между теми, кто поддерживал греков, и теми, кто был на стороне персов. Его отец, Гикесий, был трапезитом, то есть занимался денежными операциями[2]. Согласно источникам, Гикесий был уличён в порче монеты, что привело к изгнанию и его, и его сына из родного города. В Дельфах измождённый и уставший Диоген обратился за советом к местному оракулу. Он хотел узнать, что ему делать дальше. Оракул, как обычно, дал ему туманный ответ: «Пересмотри свои ценности и приоритеты»[5]. В тот момент Диоген не понял этих слов и не придал им значения. Он продолжил свои странствия[3].

В Афинах Диоген стал учеником основателя школы киников Антисфена, проявив настойчивость, несмотря на первоначальное неприятие со стороны учителя. Он развил учение Антисфена о естественной жизни и довел его принципы до крайней формы аскетизма. Диоген не имел денег и поэтому не мог позволить себе покупку дома или даже аренду комнаты[1]. Однако это не стало препятствием для будущего философа: он вкопал рядом с храмом Кибелы (недалеко от Афинской агоры) пифос[2] — большую глиняную бочку, которую греки использовали для хранения продуктов, чтобы они не портились. В этой бочке Диоген и начал жить, что стало основой для выражения «бочка Диогена»[3].

Философия

Его учение основывалось на идее самодостаточности (автаркии), свободы от страстей и возвращения к простоте природы. Он отвергал традиционные институты, такие как государство, брак и религия, провозглашая себя космополитом — гражданином мира. Своим эпатажным поведением, включавшим публичные физиологические акты, Диоген обличал лицемерие и условности общества, считая, что истинная добродетель проявляется в поступках, а не в словах. Вступил в философскую полемику с Платоном, высмеивая его теорию идей. Известен случай, когда Диоген, ощипав курицу, принес её в Академию Платона и объявил[5], что вот он — платоновский человек как двуногое без перьев[4][1].

Знаменитым стал его образ с фонарём, с которым он среди бела дня ходил по улицам, утверждая, что «ищет человека», тем самым указывая на моральное падение своих современников. Его конфликты не ограничивались Платоном; он также спорил с другими философами, например, с Аристиппом и Анаксименом Лампсакским[1]. Во время путешествия на корабле был захвачен пиратами и продан в рабство в Коринф. На невольничьем рынке, когда его спросили, что он умеет делать, Диоген ответил: «Властвовать над людьми». Его купил Ксеанид для обучения своих детей[4]. Даже в рабстве Диоген сохранял внутреннюю свободу, став наставником и отказавшись от предложений друзей выкупить его[1]. Согласно легенде, его встреча с Александром Македонским в Коринфе завершилась знаменитой фразой философа: «Отойди, не загораживай мне солнце». Свои идеи Диоген демонстрировал на личном примере, живя в пифосе (большом глиняном сосуде) и имея лишь минимальное имущество. Его эпатажные выходки были формой философской полемики, призванной обнажать нелепость человеческих предрассудков[3][6].

Личная жизнь

Диоген последовательно отрицал институт брака и семьи, считая их искусственными ограничениями. Философ проповедовал общность жён и детей, поэтому установить наличие у него биологического потомства не представляется возможным[1]. Вся его личная жизнь была подчинена принципам аскетизма и независимости от каких-либо личных привязанностей, которые он рассматривал как форму рабства[3][4].

Во время разговора с Александром Македонским, философ представился собакой[1]. Интересно, что и ранее он называл себя так же. Однажды жители города бросили ему кость, как собаке, и попытались заставить её грызть[4]. Однако они не учли, что Диоген может ответить на их грубость — он помочился на обидчиков, отомстив за своё унижение. Были и другие, менее эксцентричные поступки. Увидев плохо стреляющего лучника, Диоген сел рядом с мишенью, объяснив, что это самое безопасное место[1]. Он также ходил голым под дождём, а когда горожане пытались укрыть его от непогоды, Платон говорил, что не стоит этого делать. По его мнению, лучшее, что можно сделать для удовлетворения тщеславия Диогена, — это оставить его в покое. Провозглашал себя гражданином мира (космополитом). Умер Диоген в один день с Александром Македонским — 10 июня 323 года до н. э. в Коринфе. По его просьбе, его похоронили лицом вниз[3][2][1].

Сочинения

Диоген Лаэртский приписывает Диогену Синопскому авторство значительного числа произведений, включая философские труды и трагедии. Среди сохранившихся названий — «О богатстве», «О добродетели», «Афинский народ», «Наука нравственности» и «О смерти». Также ему приписываются трагедии «Геракл» и «Елена»[1].

Однако его подлинный вклад в философию заключается не в письменных трудах, которые дошли до нас лишь во фрагментах и цитатах у более поздних авторов, а в его образе жизни и устных высказываниях, которые стали неотъемлемой частью античной философской традиции и культурного наследия. Его учение и легенды о нём оказали значительное влияние на развитие эллинистической философии, в частности, на стоицизм[1].

Галерея

Литература

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Диоген. Биограф. Дата обращения: 29 октября 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Меньшикова М. Космополит из бочки: 8 мифов и фактов о философе Диогене Синопском. Вокруг света (сентябрь 2017). Дата обращения: 29 октября 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Лебедев А. Диоген Синопский. Большая российская энциклопедия 2004-2017. Дата обращения: 29 октября 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Pereverzeva O. Кем на самом деле был Диоген - мошенником или философом и жил ли он в бочке. Культурология.рф (16 декабря 2018). Дата обращения: 29 октября 2025.
  5. 5,0 5,1 Карасюк Д. Диоген — чудак, шутник и философ. Дилетант Медиа (3 ноября 2023). Дата обращения: 29 октября 2025.
  6. Анастасиади И. Диоген. Жизнь и смерть самодостаточного философа. Проза.ру. Дата обращения: 29 октября 2025.

Ссылки