Диоген
| Диоген Синопский | |
|---|---|
| др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς | |
| | |
| Дата рождения | около 412 до н. э. |
| Место рождения | Синоп |
| Дата смерти | 10 июня 323 до н. э. |
| Место смерти | Коринф |
| Значительные идеи | космополитизм |
| Испытавшие влияние | киники |
Диоге́н Сино́пский (др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς; около 412 до н. э., Синопа — 10 июня 323 до н. э., Коринф) — древнегреческий философ[1], один из наиболее известных представителей школы киников[2]. Его жизнь и деятельность, известные во многом из сочинения Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», стали символом философского аскетизма и эпатажного противостояния общественным условностям[3].
Биография
Ранние годы и образование
Ранний период жизни Диогена Синопского содержит множество противоречивых сведений. Он родился около 412 до н. э., в Синопе, греческой колонии на побережье Чёрного моря[4]. Детство Диогена пришлось на беспокойные времена — в его родном городе постоянно происходили стычки между теми, кто поддерживал греков, и теми, кто был на стороне персов. Его отец, Гикесий, был трапезитом, то есть занимался денежными операциями[2]. Согласно источникам, Гикесий был уличён в порче монеты, что привело к изгнанию и его, и его сына из родного города. В Дельфах измождённый и уставший Диоген обратился за советом к местному оракулу. Он хотел узнать, что ему делать дальше. Оракул, как обычно, дал ему туманный ответ: «Пересмотри свои ценности и приоритеты»[5]. В тот момент Диоген не понял этих слов и не придал им значения. Он продолжил свои странствия[3].
В Афинах Диоген стал учеником основателя школы киников Антисфена, проявив настойчивость, несмотря на первоначальное неприятие со стороны учителя. Он развил учение Антисфена о естественной жизни и довел его принципы до крайней формы аскетизма. Диоген не имел денег и поэтому не мог позволить себе покупку дома или даже аренду комнаты[1]. Однако это не стало препятствием для будущего философа: он вкопал рядом с храмом Кибелы (недалеко от Афинской агоры) пифос[2] — большую глиняную бочку, которую греки использовали для хранения продуктов, чтобы они не портились. В этой бочке Диоген и начал жить, что стало основой для выражения «бочка Диогена»[3].
Философия
Его учение основывалось на идее самодостаточности (автаркии), свободы от страстей и возвращения к простоте природы. Он отвергал традиционные институты, такие как государство, брак и религия, провозглашая себя космополитом — гражданином мира. Своим эпатажным поведением, включавшим публичные физиологические акты, Диоген обличал лицемерие и условности общества, считая, что истинная добродетель проявляется в поступках, а не в словах. Вступил в философскую полемику с Платоном, высмеивая его теорию идей. Известен случай, когда Диоген, ощипав курицу, принес её в Академию Платона и объявил[5], что вот он — платоновский человек как двуногое без перьев[4][1].
Знаменитым стал его образ с фонарём, с которым он среди бела дня ходил по улицам, утверждая, что «ищет человека», тем самым указывая на моральное падение своих современников. Его конфликты не ограничивались Платоном; он также спорил с другими философами, например, с Аристиппом и Анаксименом Лампсакским[1]. Во время путешествия на корабле был захвачен пиратами и продан в рабство в Коринф. На невольничьем рынке, когда его спросили, что он умеет делать, Диоген ответил: «Властвовать над людьми». Его купил Ксеанид для обучения своих детей[4]. Даже в рабстве Диоген сохранял внутреннюю свободу, став наставником и отказавшись от предложений друзей выкупить его[1]. Согласно легенде, его встреча с Александром Македонским в Коринфе завершилась знаменитой фразой философа: «Отойди, не загораживай мне солнце». Свои идеи Диоген демонстрировал на личном примере, живя в пифосе (большом глиняном сосуде) и имея лишь минимальное имущество. Его эпатажные выходки были формой философской полемики, призванной обнажать нелепость человеческих предрассудков[3][6].
Личная жизнь
Диоген последовательно отрицал институт брака и семьи, считая их искусственными ограничениями. Философ проповедовал общность жён и детей, поэтому установить наличие у него биологического потомства не представляется возможным[1]. Вся его личная жизнь была подчинена принципам аскетизма и независимости от каких-либо личных привязанностей, которые он рассматривал как форму рабства[3][4].
Во время разговора с Александром Македонским, философ представился собакой[1]. Интересно, что и ранее он называл себя так же. Однажды жители города бросили ему кость, как собаке, и попытались заставить её грызть[4]. Однако они не учли, что Диоген может ответить на их грубость — он помочился на обидчиков, отомстив за своё унижение. Были и другие, менее эксцентричные поступки. Увидев плохо стреляющего лучника, Диоген сел рядом с мишенью, объяснив, что это самое безопасное место[1]. Он также ходил голым под дождём, а когда горожане пытались укрыть его от непогоды, Платон говорил, что не стоит этого делать. По его мнению, лучшее, что можно сделать для удовлетворения тщеславия Диогена, — это оставить его в покое. Провозглашал себя гражданином мира (космополитом). Умер Диоген в один день с Александром Македонским — 10 июня 323 года до н. э. в Коринфе. По его просьбе, его похоронили лицом вниз[3][2][1].
Сочинения
Диоген Лаэртский приписывает Диогену Синопскому авторство значительного числа произведений, включая философские труды и трагедии. Среди сохранившихся названий — «О богатстве», «О добродетели», «Афинский народ», «Наука нравственности» и «О смерти». Также ему приписываются трагедии «Геракл» и «Елена»[1].
Однако его подлинный вклад в философию заключается не в письменных трудах, которые дошли до нас лишь во фрагментах и цитатах у более поздних авторов, а в его образе жизни и устных высказываниях, которые стали неотъемлемой частью античной философской традиции и культурного наследия. Его учение и легенды о нём оказали значительное влияние на развитие эллинистической философии, в частности, на стоицизм[1].
Галерея
Диоген на фреске Рафаэля «Афинская школа» (1509)
Жан Бернар Ресту. «Диоген просит милостыню» (1767)
Жан-Леон Жером. «Диоген» (1860)
Джон Уильям Уотерхаус. «Диоген Синопский» (1882)
Статуя Диогена в Синопе (Турция)
Литература
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Редактор тома и автор вступительной статьи А. Ф. Лосев. — 2-е изд. — М.: Мысль, 1986. — (Философское наследие).
- Лукиан Самосатский. Менипп, или Путешествие в подземное царство // Сочинения / Общая редакция А. И. Зайцева. — СПб.: Алетейя, 2001. — Т. 1. — (Античная библиотека. Античная литература). — ISBN 5-89329-314-2.
- Лукиан Самосатский. Как следует писать историю // Сочинения / Общая редакция А. И. Зайцева. — СПб.: Алетейя, 2001. — Т. 2. — (Античная библиотека. Античная литература). — ISBN 5-89329-314-2.
- Лукиан Самосатский. Продажа жизней // Сочинения / Общая редакция А. И. Зайцева. — СПб.: Алетейя, 2001. — Т. 2. — (Античная библиотека. Античная литература). — ISBN 5-89329-314-2.
- Павсаний. Описание Эллады / Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк. Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов. — СПб.: Алетейя, 1996. — ISBN 5-89329-006-2.
- Плутарх. Александр // Сравнительные жизнеописания в двух томах / Перевод С. П. Маркиша, обработка перевода для настоящего переиздания — С. С. Аверинцева, переработка комментариев — М. Л. Гаспарова. — 2-е изд. — М.: Наука, 1994.
- Сенека. О безмятежности духа // Труды кафедры древних языков. Вып. I. (К 50-летию кафедры). Труды Исторического ф-та МГУ: Вып. 15. — Алетейя, 2000. — С. 175—200. — (Instrumenta studiorum).
- Тертуллиан. Апология // Богословские труды. — М.: Издание Московской патриархии, 1984. — Т. 25. — С. 169—225.
- Марк Туллий Цицерон. Тускуланские беседы. Книга I // Избранные сочинения / Перевод с латинского и комментарии М. Л. Гаспарова. — М.: Художественная литература, 1975.
- Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы / Перевод с древнегреческого, статья, примечания и указатель С. В. Поляковой. — М.—Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1963.
- Антология кинизма. Антисфен, Диоген, Кратет, Керкид, Дион. Фрагменты сочинений кинических мыслителей / издание подготовил И. М. Нахов. Ответственный редактор А. А. Тахо-Годи. — М.: Наука, 1984. — (Памятники философской мысли).
- Ветошкин А. П., Некрасов С. И., Некрасова Н. А. 7. Эллинистическо-римская философия. Эпикурейство. Кинизм. Стоицизм. Скептицизм. Эклектицизм. Неоплатонизм // Философия. Учебник. — ООО «Проспект», 2015.
- Иоганн Вольфганг фон Гёте. Собрание сочинений в десяти томах / Под общей редакцией Н. Вильмонта, Б. Сучкова, А. Аникста. — М.: Художественная литература, 1975. — Т. 1. Стихотворения.
- Данте Алигьери. Божественная комедия. Новая Жизнь / Перевод с итальянского, вступительная статья и комментарии к «Божественной Комедии» Михаила Лозинского. — М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2019. — 768 с. — ISBN 978-5-389-06131-6.
- Зайцев А. И. Диоген Синопский // Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин. — М.: Мысль, 2001. — ISBN 5-244-00961-3.
- Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира. — 1-е изд. (2-е издание: УРСС, 2010). — М.: Издательство АН СССР, 1961. — 352 с. — (Из наследия мировой философской мысли: философия науки). — ISBN 978-5-397-01479-3.
- Нахов И. М. Кинизм и цинизм. Отжившее и живое(к истории понятия и слов) // Живое наследие античности. Вопросы классической филологии. — М., 1987. — Вып. IX. — С. 231—245.
- Ницше Ф. Сочинения в 2 т.. — Мысль, 1990. — Т. 1. — (Литературные памятники). — ISBN 5-244-00138-8.
- Светлов Р. В. Отчего киники не видели "стольности" и "чашности"? // Платоновские исследования / Под ред. И.А. Протопоповой, О.В. Алиевой, А.В. Гараджи, Е.А. Гараджи. — М.; СПб.: ПФО; РГГУ; РХГА, 2017. — Вып. VI. — ISSN 2410-1037.
- Слотердайк П. Критика цинического разума. — М.: АСТ, 2009. — 800 с. — (Philosophy). — ISBN 978-5-403-00102-1.
- Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — 208 с. — ISBN 5-02-027233-7.
- Jensen A. K. Nietzsche`s Unpublished Fragments on Ancient Cynism: The First of Diogenes // Nietzsche and Antiquity (англ.) / edited by Paul Bishop. — Rochester, NY: Camden House, 2004. — P. 182—191. — ISBN 1-57113-282-1.
- Natorp P. Diogenes 44 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft : [нем.] / Georg Wissowa. — Stuttg. : J. B. Metzler’sche Verlagsbuchhandlung, 1903. — Bd. V, Erste Hälfte (V, 1). — Kol. 765—773.
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Диоген. Биограф. Дата обращения: 29 октября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Меньшикова М. Космополит из бочки: 8 мифов и фактов о философе Диогене Синопском. Вокруг света (сентябрь 2017). Дата обращения: 29 октября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Лебедев А. Диоген Синопский. Большая российская энциклопедия 2004-2017. Дата обращения: 29 октября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Pereverzeva O. Кем на самом деле был Диоген - мошенником или философом и жил ли он в бочке. Культурология.рф (16 декабря 2018). Дата обращения: 29 октября 2025.
- ↑ 5,0 5,1 Карасюк Д. Диоген — чудак, шутник и философ. Дилетант Медиа (3 ноября 2023). Дата обращения: 29 октября 2025.
- ↑ Анастасиади И. Диоген. Жизнь и смерть самодостаточного философа. Проза.ру. Дата обращения: 29 октября 2025.
Ссылки
- Никулина А. Аморальный панморализм Диогена Синопского. екст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение». Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» (2016). Дата обращения: 29 октября 2025.
- Мамарасулов А. Атрибутивный смысл категорий «быть» и «иметь» на примере практической философии Диогена Синопского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение». Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» (2024). Дата обращения: 29 октября 2025.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Синопе
- Умершие 10 июня
- Умершие в 323 году до н. э.
- Умершие в Коринфе
- Философы по алфавиту
- Киники классического периода
- Древнегреческие философы
- Персонажи «Божественной комедии»
- Философы IV века до н. э.
- Эллинистическая философия
- Антипатриотизм
- Сторонники опрощения
- Александр Македонский
- Платон
- Фальшивомонетчики
- Проверенная статья
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN