Снятие
Сня́тие (нем. das Aufheben; die Aufhebung — отмена, упразднение и сохранение, сбережение) — термин, применявшийся в философии Гегеля и в марксизме. Термин «снятие» Гегель использовал в своей диалектической концепции развития для характеристики движения абсолютной идеи, наличное состояние которой содержит в себе, в снятом виде предыдущее состояние.
Снятие в данном контексте обозначает и уничтожение, и сохранение, то есть некоторая целостность (у Гегеля — абсолютная идея) несёт в себе содержание предшествующего этапа её развития. Материалистическое истолкование Карлом Марксом понятия «снятие» позволило исследовать преемственность в развитии человечества и природы. Снятие применяется для характеристики связи, отношения какого-либо высшего явления к низшему, например, в биологическую форму движения материи в «снятом» виде включено механическое движение. Снятие есть преобразование, в котором наличные формы или принципы устраняются, отрицаются, но вместе с тем сохраняют, удерживают своё значение как подчинённые моменты новой целостности или системы[1][2][3][4].
Суть понятия «снятие»
Философский смысл понятия «снятие» предполагает преодоление актуального противоречия таким образом, что наличное противоречие устраняется, но сами определения в неактуальном виде интегрируются в более развитое единство[4]. Гегель, указывая на двоякий смысл термина «снятие» (устранить, прекратить, положить конец и в то же время сохранить, удержать, сберечь), подчёркивал, что снятое есть всегда нечто опосредствованное процессом своего развития[5]. Снятие есть низведение некоего основания до момента более развитого целого, то есть снятие характеризует возникновение нового единства, более высокую ступень развития некоторой целостности[1][3].
Снятие (Aufheben) и снятое (идеальное — ideelle) — одно из важнейших понятий философии, одно из главных определений, которое встречается решительно всюду и смысл которого следует точно понять и в особенности отличать от ничто.Гегель, Наука логики
Вместе с этим указанная трактовка понятия «снятие» относилась Гегелем не только к сфере духа и познания. Духовная субстанция, которая осуществляет и преодолевает себя в природе и истории человечества, сохраняет преодолённые формы как орудия своей деятельности на новом этапе развития. Например, прогресс свободы обнаруживается в сменах исторических эпох, где первоначально свобода являлась достоянием одного, затем немногих, а в буржуазном обществе свободными становятся все. Так, и философская система Гегеля самим Гегелем рассматривалась, как философия, в которую в снятом виде входят все исторически явленные философские системы, то есть она полагалась им в качестве абсолюта, предела развития философии[1][4][3].
Понятие «снятие» в марксистской философской литературе употребляется для характеристики развивающегося объекта в соответствии с введённым Фридрихом Энгельсом законом отрицания отрицания и отождествляется с понятием «диалектическое отрицание»[1][3].
Буржуазное общество есть наиболее развитая и наиболее многосторонняя историческая организация производства. Поэтому категории, выражающие его отношения, понимание его организации, дают вместе с тем возможность проникновения в организацию и производственные отношения всех отживших общественных форм, из обломков и элементов которых оно строится, частью продолжая влачить за собой ещё непреодолённые остатки, частью развивая до полного значения то, что прежде имелось лишь в виде намёка и так далее. Анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны. Наоборот, намёки более высокого у низших видов животных могут быть поняты только в том случае, если само это более высокое уже известно.Карл Маркс, Введение (из экономических рукописей 1857-1858 годов)
Обычно снятие иллюстрируют триадой тезис — антитезис — синтез, в которых противоречие между тезисом и антитезисом преодолевается не отбрасыванием одного из определений, а их интеграцией в нечто новое, в котором тезис и антитезис выступают подчинёнными моментами. При этом движение от тезиса к антитезису и от антитезиса к синтезу предполагает вбирание положительного и сохранение его на более высокой стадии развития[3]. Например, высшее развитие нравственности и осознание долга перед обществом не избавляет человека от обязанностей по отношению к близким людям, то есть ориентация на обобщённого другого не исключает, а наоборот требует дифференцированной чувствительности в конкретным людям[6].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Снятие // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
- ↑ Безчеревных Э. В. Снятие // Филофский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Республика, 2001. — С. 519. — 719 с. — ISBN 5-250-02742-3.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Длугач Т. Б. Снятие // Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Паткуль А. Б. Снятие (Гегель) . БРЭ (23 мая 2022). Дата обращения: 2023-31-12.
- ↑ Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Том 5. Наука логики. — М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. — С. 99. — 715 с.
- ↑ Кон И. С. В поисках себя: личность и её самосознание. — М.: Политиздат, 1984. — С. 301. — 335 с.