Гельвеций, Клод Адриан

Эта статья входит в число хороших статей
Материал из «Знание.Вики»
Клод Адриан Гельвеций
фр. Claude Adrien Helvétius
Louis Michel van Loo (1707-1771) (after) - Claude-Adrien Helvétius (1715–1771) - 851927 - National Trust.jpg
Дата рождения 31 января 1715(1715-01-31)
Место рождения Париж,
Королевство Франция
Дата смерти 26 декабря 1771(1771-12-26) (56 лет)
Место смерти Париж,
Королевство Франция
Страна  Королевство Франция
Язык(и) произведений французский
Направление материализм, атеизм
Основные интересы литература, философия
Значительные идеи панэдукационизм,
равенство интеллектуальных способностей
Оказавшие влияние Джон Локк
Испытавшие влияние
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Клод Адриа́н Гельве́ций (31 января 1715, Париж — 26 декабря 1771, там же) — французский литератор и философ-материалист, атеист, один из наиболее радикальных представителей философии Просвещения, предтеча утилитаризма и создатель концепции интеллектуального равенства людей и всемогущества воспитания.

В осуждённой Парижским парламентом и Сорбонной книге «Об уме» Гельвеций выдвинул материалистические идеи происхождения мира, человека и морали, в основе которой лежат чувственные впечатления, себялюбие, личный интерес и наслаждение. Была посмертно опубликована друзьями Гельвеция и русским посланником в Голландии князем Дмитрием Алексеевичем Голицыным книга «О человеке, о его умственных способностях и его воспитании». В центре этого трактата стоит проблема воспитания, под которым понималось как образование, так и законодательство, которые совокупными усилиями могут изменить человека в лучшую сторону[1][2]. Антропосоциальная концепция Гельвеция получила наименование панэдукационизм (греч. pan — всё; лат. educatio — воспитание)[3].

Биография

Клод Адриан Гельвеций родился в Париже, его отец был придворным врачом, предки которого были выходцами из Швейцарии (лат. Helvetia). Обучался Гельвеций в колледже Людовика Великого, руководимого иезуитами. В старших классах Гельвеций, проникнувшись отвращением к схоластике, познакомился с «Философскими письмами» Вольтера. Помимо этого Гельвеций читал произведения Мольера, Расина, Лафонтена, Монтеня и Франсуа Ларошфуко. Но особое влияние на формирование его мировоззрения оказал трактат Джона Локка «Опыт о человеческом разумении»[2][4][5][6].

Занимаясь на досуге литературными изысканиями Гельвеций написал трагедию и несколько стихотворений в духе века Просвещения. Вольтер, знакомый с его отцом, положительно отозвался о его литературно-драматических опытах, что вылилось в их переписку. По окончанию колледжа, отец Гельвеция настоял на том, чтобы Клод Адриан готовился к службе в налоговом ведомстве в качестве чиновника. Для этого Гельвеций переехал в Кан, где его дядя занимал пост директора ферм, но и там Гельвеций был больше увлечён философией и литературой, чем финансистской деятельностью[2][4][6].

На службе короля

В 1738 году Гельвеций занял должность генерального откупщика налогов, которую он получил благодаря протекции пациентки его отца — королевы Франции. Супруга Людовика XV — Мария Лещинская решила облагодетельствовать сына своего врача. В результате этого Гельвеций, получив годовую ренту в 300 тысяч ливров, стал очень богатым человеком. Одновременно с этим Гельвеций получил возможность непосредственно знакомиться с реальной картиной общественной жизни Франции, где налоговый пресс обрекал народ на полуголодное существование. В этот период жизни Гельвецию пришлось непосредственно столкнуться с несправедливостью и беззаконием, царившими в финансовой сфере, и довелось увидеть тяжкое положение французского народа. Так, Гельвеций, находясь в Бордо, узнал о введении нового налога на вино, что грозило разорением провинции. Попытавшись добиться отмены налога и поняв всю тщету этого, Гельвеций обратился к гражданам Бордо со словами[2][4][6]:

До тех пор пока вы ограничитесь жалобами, никто не удовлетворит ваши просьбы. Вы можете собраться в количестве свыше десяти тысяч человек. Нападите на наших чиновников, их не более двухсот. Я встану во главе их, и мы будем защищаться, но в конце концов вы нас одолеете, и вам будет воздана справедливость.

После этого происшествия Гельвеций, вновь оказавшись в Париже, смог добиться отмены налога. С 1741 года Гельвеций в свободное от службы время писал стихотворения. Он написал послания о любви к знанию, о ремёслах, об удовольствии, о суевериях, о надменности и лени ума, о роскоши и прочем. Центральное же место в ряду работ этого периода занимает поэма «Счастье», в которой намечается его философско-антропосоциальная концепция. В отличие от Жан-Жака Руссо, который в своём «Рассуждении о науках и искусствах», отзывался негативно о роли влияния цивилизации на нравы людей, Гельвеций полагал, что наука, промышленность и искусство не виновны в том, что в определённых условиях они вредят. Вина, по мнению Гельвеция, должна быть возложена на дурное законодательство и негодные социальные порядки, преображающие достижения человеческого ума в порок[2][4][6].

Выход в отставку и просветительство

Портрет супруги Гельвеция и хозяйки дома, в котором в течение почти пятидесяти лет проводились салоны, собиравшие выдающихся людей Франции.

В 1751 году Гельвеций женился на Анне-Катрин де Линьвиль д`Отрикур и ушёл со службы с одобрения Вольтера. В этом же году Гельвеций тесно сблизился с Дени Дидро, Полем Гольбахом и Этьенном Бонно де Кондильяком на почве совместной работы по созданию «Энциклопедии». Гельвеций одним из первых открыл в своём доме салон и принимал друзей и единомышленников по средам, причём его посещали самые известные люди Франции[2][4][6].

Первое своё произведение Гельвеций опубликовал в августе 1758 году и называлось оно «Об уме». Разрешивший публикацию цензор Терсие написал, что не нашёл в книге ничего такого, что могло бы воспрепятствовать её публикации. Труд Гельвеция вызвал огромный интерес, хотя не все просветители соглашались с некоторыми его положениями. Так, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Жан Лерон д`Аламбер, Анн Робер Жак Тюрго не разделяли материалистические и атеистические взгляды Гельвеция, а также критиковали его идею равенства умственных способностей людей. Вместе с ними парижский архиепископ Кристоф де Бомон указывал, что трактат «Об уме» принимает «за своё основное начало гнусную доктрину материализма … как благоприятствующую безбожникам, деистам, всякого рода неверующим и возрождающую почти все их безбожные системы»[4][6].

1 сентября 1758 года книга «Об уме» была осуждена Сорбонной, а против Гельвеция было выдвинуто «свыше ста обвинений». Королевский обвинитель Жоли де Флери заявил в парижском суде, что книга «Об уме» — «апология материализма и всего того, что может изречь безверие». Парижский парламент приговорил книгу «Об уме» к сожжению, а Климент XIII осудил её в специальном послании. Осуждение книги «Об уме» стало поводом для того, что Папа Римский запретил и «Энциклопедию». Связи отца при королевском дворе и публичное отречение Гельвеция от своей книги, совершённое дважды, спасли его от ареста и суда. В этот период также выходили анонимные работы в защиту запрещённой и сожжённой книги. Так, Иван Иванович Шувалов, президент Петербургской академии художеств и один из создателей первого толкового словаря русского языка — словаря Академии Российской, написал Гельвецию письмо, в котором, поддержав мыслителя, отнёс его книгу к выдающимся произведениям человеческой мысли[4][6].

Хотя Гельвеций и совершил отречение от своего творения, но отрекаться от своей антропосоциальной концепции он не собирался. Поэтому в 1760-х годах Гельвеций работал над новой книгой, в которой стремился более подробно изложить свои идеи. В 1764 году Гельвеций посетил Англию, где был представлен королевской семье, а также установил личные связи с деятелями искусства и науки. После Англии он посетил Пруссию, где король Фридрих II Великий предлагал ему там обосноваться. Вернувшись во Францию, Гельвеций уединился в своём поместье и продолжил работу над своей книгой, к 1769 году Гельвеций закончил работу над ней работу. Книга получила название «О человеке», но от публикации автор отказался. Гельвеций также отказался от публикации книги на английском языке в Лондоне, вероятно, из-за боязни репрессий. В этот период Гельвеций «впал в меланхолию» и его физическое состояние стало резко ухудшаться и 26 декабря 1771 года он скончался[4][6].

Титульный лист посмертно вышедшей книги «О человеке».

В 1772 году в Лондоне была опубликована поэма Гельвеция «Счастье», а год спустя в Гааге его друзья и русский посланник в Голландии князь Дмитрий Алексеевич Голицын опубликовали книгу «О человеке», в которой есть такие слова[7]:

Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.О человеке.

Воззрения Гельвеция

Мир Гельвеций понимал материалистически, как непрестанный процесс соединения и разъединения мельчайших частиц, то есть движение атомов. Мир, с его точки зрения, материален, бесконечен во времени и пространстве и находится в постоянном движении[1]. Движение, посредством которого «совершается всё во Вселенной», Гельвеций называл единственно возможным богом[7]. Критикуя абстрактность понятий «материя» и «субстанция», Гельвеций рассматривал природу с позиций эмпиризма, как пространство, наполненное конкретно-чувственными телами[8].

Мышление, память, воображение и другие познавательные процессы человека Гельвеций выводил из ощущений, то есть стоял на позициях сенсуализма[1]. Возможность выявлять сходства и различия посредством ощущений представлялась Гельвецию основой познания. Таким образом, Гельвеций одним из первых среди французских материалистов XVIII века довёл до логического конца теорию познания Джона Локка, придав его сенсуализму откровенно материалистический характер[5]. Радикальный сенсуализм Гельвеция являлся орудием борьбы с концепцией врождённых идей Рене Декарта, популярной во французской философской мысли. Гельвеций подвергал резкой критике идеи существования Бога, сотворения мира и бессмертия души и их врождённости. Французский просветитель был противником агностицизма и утверждений об ограниченности человеческого ума[1].

Подвергая критике религиозную основу этики, основанную на призна­нии врождённости моральных чувств и понятий, Гельвеций до­казывал опытное происхождение нравственных представле­ний и их обусловленность жизненными интересами индивида. Мораль и нравственность Гельвеций рассматривал в качестве продуктов развития общества и цивилизации. Отрицая тезисы Томаса Гоббса о том, что «человек рождается злым», и Жан-Жака Руссо о том, что «человек рождается добрым», Гельвеций полагал, что человек в этическом плане есть ничто, а пороки, как и добродетели, приобретаются человеком в процессе жизни[4][6].

Человечность — это осмысленное чувство; только воспитание его развивает и укрепляет.Мысли и размышления.

Гельвеций, рассматривал ум, как нечто прижизненно формирующееся. Он был наиболее радикальным из просветителей и утверждал, что только физическая чувствительность является прирождённой всем людям. Гельвеций критиковал учение о врождённом неравенстве интеллектуальных способностей людей, а различия психического и морально­го склада людей объяснял прежде всего особенностями среды, в которой они воспитывались. В интеллектуальном плане, по Гельвецию, все люди равны, возникает же умственное неравенство из-за различия в воспитании. При условии отсутствия органических дефектов, каждый человек может в своём развитии достичь вершин духовной культуры человечества[1][5][7].

Люди рождаются либо без предрасположений, либо с предрасположением к самым противоположным порокам и добродетелям. Значит, они являются лишь продуктом воспитания.О человеке.

Исходным пунктом в изучении социальных явлений у Гельвеция являлся индивид. Индивидуальное сознание и страсти человека рассматривались им как ведущая сила общественного развития. Существование человека поддерживается физической чувствительностью, на базе которой прижизненно формируются «страсти», «стремление к счастью» и «интересы». «Страсти», которые создают и разрушают, сохраняют и разделяют, в мире социальном и нравственном имеют такое же значение, как движение в мире материальном, то есть страсти всё оживляют. При этом Гельвеций указывал, что индивидуальные страсти и интересы не должны вступать в противоречие с общественным, всеобщим интересом[4][6].

В социально-политическом плане Гельвеций выдвигал требование ликвидации феодальных отношений и феодальной собственности. Вместе с этим французский мыслитель, считая республиканскую форму правления непригодной для больших по территории государств, был сторонником просвещённого абсолютизма. Францию Гельвеций представлял как конфедерацию небольших республик, в которой просвещённый монарх играет роль президента государства. Все граждане Франции должны были бы иметь равные политические права, а имущественные различия должны были быть сведены к минимуму[4][8].

Сочинения

  • Об уме (фр. De l'Esprit) (1758 год).
  • О человеке, о его умственных способностях и его воспитании (фр. De l'homme, de ses facultes intellectuelles et de son education) (1773 год).
  • Счастье (фр. Le bonheur) (1772 год).

Литература

  • Вороницын И. П. К. А. Гельвеций. — Москва; Ленинград: Государственное издательство, 1926. — 96 с.
  • Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности : Гольбах, Гельвеций, Руссо. — Москва: Канон+, 2008. — 335 с. — ISBN 978-5-88373-080-0.
  • Момджян Х. Н. Философия Гельвеция. — Москва: Издательство Академии наук СССР, 1955. — 408 с.
  • Радлов Э. Л. К. Гельвеций и его влияние в России. — Петроград: Типография М. М. Стасюлевича, 1917. — 26 с.
  • Силин М. А. Клод Адриан Гельвеций — выдающийся французский философ-материалист XVIII века. Вольнодумец Акоста. — Москва: Издательство ИМО, 1958. — 147 с.
  • Horowitz I. L. Claude Helvetius: philosopher of democracy and enlightenment. — New York: Paine-Whitman, 1954. — 204 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Гельвеций // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Длугач Т. Б. Гельвеций. БРЭ. Дата обращения: 4 января 2024.
  3. Дидро Д. Сочинения: в 2-х томах. Том 1 / Составитель, вступительная статья, редакция В. Н. Кузнецова. — М.: Мысль, 1986. — 592 с.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 Момджян Х. Н. Гельвеций // Французское просвещение XVIII века : Очерки. — М.: Мысль, 1983. — С. 226—290. — 447 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 Гельвеций К. А. Сочинения: в 2 томах. Том 1 / Составитель, общая редакция Х. Н. Момджяна. — М.: Мысль, 1973. — 646 с.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 6,9 Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В., Грязнов А. Ф. Гельвеций // Западноевропейская философия XVIII века. — М.: Высшая школа, 1986. — С. 301—324. — 400 с.
  7. 7,0 7,1 7,2 Гельвеций К. А. Сочинения: в 2 томах. Том 2 / Составитель, общая редакция Х. Н. Момджяна. — М.: Мысль, 1974. — 687 с.
  8. 8,0 8,1 Длугач Т. Б. Гельвеций // Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.