Агностицизм
Агностици́зм (греч. άγνωστος — недоступный познанию, непознаваемый) — философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности и, следовательно, выстроить истинную всеобъемлющую систему знания[1]. Поэтому вопрос об истинности познания окружающей человека действительности в данном случае не может быть решён окончательно[2]. Человек, с точки зрения агностицизма, ничего не может знать о предельных основаниях реальности и Боге, поскольку непознаваемо всё то, что не может быть обнаружено непосредственно в чувственном опыте[1][3].
Термин «агностицизм» был предложен в 1869 году Томасом Генри Гексли в одном из своих публичных выступлений для обозначения позиции учёного-естествоиспытателя в религиозно-философских дискуссиях того времени[4]. Томас Гексли акцентировал гносеологический аспект агностицизма, рассматривая его как метод, позволяющий ограничить претензии на знание тех, кто желает утверждать о мире больше, чем это позволяет свидетельство опыта. Мировоззренческий аспект агностицизма, выступающий на передний план в философских дискуссиях, всегда подвергался критике как со стороны религиозных кругов, так и со стороны последовательных материалистических направлений[3].
Агностицизм имеет свои корни в античном скептицизме и средневековом номинализме, но не сводится к ним[1]. Агностицизм подразделяется на гносеологический и теологический, где первый связан с учением о познаваемости мира, а второй, имеющий два проявления, связан с вопросом о бытии Бога. Теологический агностицизм в первом варианте исходит из сомнения в бытии Бога, утверждая нерешаемость вопроса о его существовании. Второй вариант теологического агностицизма предполагает веру в реальность Бога, но обосновывает мысль о его непостижимости, полагая знание своего невежества предпочтительнее невежественного знания[5].
Историческое развитие агностицизма
Первоначальные формы агностицизма возникли в связи с обнаружением несовершенства и изменчивости знания[2]. Традиция агностицизма берёт своё начало в философии Джорджа Беркли, полагавшего, что человек не может выйти за пределы собственного опыта, чтобы достоверно решить вопрос о соотношении этого опыта к фактам действительности[1][6]. Подобных взглядов, если не более радикальных, придерживался Дэвид Юм, который рассматривал человеческое познание как цепь субъективных опытов, которые соединены примысливаемыми предположениями. Впечатления порождаются чувственным опытом, где повторяемость впечатления ведёт к вере в существование предмета, наиболее же яркие впечатления представляют собой идеи. Следовательно, вопрос об объективной реальности предметов или идей, по мнению Дэвида Юма, лишён смысла, так как этот вопрос выходит за пределы чувственного опыта[1][7].
В немецкой классической философии Иммануил Кант полагал, что человек не может выйти не только за пределы чувственного опыта, но и за границы рационального — нельзя помыслить немыслимое[1]. Кёнигсбергский мыслитель положил в основание своей теоретико-познавательной концепции разграничение «вещи в себе» и «вещи для нас» и использовал эту оппозицию, как отправную точку для анализа активности познающего субъекта. Но, настаивая на существовании принципиальной границы между представлением и предметом, познанием и действительностью, Иммануил Кант пришёл к тому, что при получении знания о конечных основаниях реальности возникает антиномия — альтернативные, несовместимые и в то же время равноправные и логически обоснованные описания объекта[2]. Эта констатация и выражает гносеологическую сущность агностицизма — с помощью доступных опытной науке средств человек не может утверждать о том, что полагается абсолютным и безусловным[3].
В 1869 году Томас Гексли в диспуте с епископом Уилберфорсом подверг с научных позиций критике один из основных устоев религиозного миропонимания — веру в божественное творение человека. И хотя Томас Гексли называл себя агностиком, но его агностицизм был своеобразным, он касался вопроса бытия Бога, которое не может быть познано и доказуемо как научная истина. Этот агностицизм Томаса Гексли Фридрих Энгельс называл «стыдливым материализмом», а Владимир Ульянов-Ленин — «фиговым листком», прикрывающим естественнонаучный материализм, не оставляющий в картине мира места для Бога[8]. Сам Томас Гексли объяснял суть агностицизма так[9]:
Агностицизм по своей сути — это не вера, а метод, в основе которого лежит неукоснительное выполнение одного принципа … Предписываемые им действия можно сформулировать следующим образом: в размышлениях, невзирая на всё прочее, следуй разуму так далеко, как сможешь. И воздерживайся считать бесспорными выводы из размышлений, не получивших или не могущих получить наглядное подтверждение. В этом я полагаю символ веры агностика, и если человек придерживается его твёрдо и неукоснительно, то ему не должно стыдиться встречаться с мирозданием лицом к лицу, что бы ни было уготовано для него в будущем.
Основные принципы новоевропейского агностицизма
- Действительность — это поток «впечатлений», поэтому причины, порождающие в нас этот поток, принципиально непознаваемы, и человек не в силах выйти за пределы своих ощущений и понять что-либо вне себя, то есть не может знать существует ли внешний мир;
- В теории познания агностицизма, как бы парадоксально это не звучало, главным выступает соотношение элементов восприятия: первичных (ощущения) и вторичных (впечатления внутреннего опыта — аффекты, желания, страсти);
- Простые идеи, то есть образы памяти и воображения, возникают на основе внешнего и внутреннего опыта;
- Предметы и их связи — это совокупность восприятий ума, хотя разум и формирует причинно-следственные связи, но в реальности их нет, и они нам не известны;
- Неразрешимая проблема отношения бытия и духа заменяется проблемой зависимости простых идей от внешних впечатлений;
- Отрицается понятие субстанции: не существует впечатления самого себя и, поэтому нет идеи о самом себе[10].
Противоречивая сущность агностицизма
Границы знания постоянно расширяются и за пределами самого знания остаются вопросы, относительно которых наука не может доставить надёжных свидетельств опыта. Специфика агностицизма, по мнению Томаса Гексли, и состоит в том, чтобы чётко идентифицировать сферу вполне успешной познавательной деятельности, с одной стороны, ограничивающей познание, с другой стороны, гарантирующей обоснованность результатов познания. И несообразности в познании, вроде кантовских антиномий (несовместимых, равноправных и логически обоснованных описаний одного объекта), порождаются в том случае, когда познание выходит за границы вполне определённой, вызывающей бесспорное доверие сферы познавательной деятельности[3].
Агностицизм ограничивает неуёмные претензии на абсолютное знание и отказывает, например, религиозным представлениям в статусе опытного знания и призывает учёных не участвовать в решении религиозных вопросов. В основе подобной позиции лежит очевидная непоследовательность, ставшая основным пунктом критики агностицизма. Агностицизм, выражая позицию учёного как учёного, оставляет вне сферы его критики саму науку. Агностицизм не обсуждает данную проблему, ссылаясь на практическую эффективность опытного естествознания или на здравый смысл. Критике агностицизм подвергается за сведение познания только к научному познанию и науки — к опытному естествознанию, за ограничение познания сферой опыта и принципиальное отрицание познаваемости того, что лежит в основании опыта (материи, «вещи в себе»)[3].
Сочетаясь впоследствии с позитивизмом, агностицизм в своём развитии пришёл к конвенционализму, признающему, что знание является функцией от соглашения сообщества познающих[1]. Данный тезис объяснялся тем, что отношение между фактом и относящимся к нему высказыванием — условно, поскольку возможно описание одного и того же факта в различных высказываниях и отсюда делался вывод о произвольности познания и зависимости знания от соглашения субъектов[2]. Элементы агностицизма присутствовали во многих сциентистски ориентированных философских доктринах первой половины XX века — от прагматизма до критического реализма[3]. Крайней степени агностицизм достигает в современной философии, призывающей отказаться от понятия «реальности» и рассматривать только различные модификации человеческого сознания и языка в их относительности[1].
Литература
- Russell B. What is an Agnostic? // His works, volume 11: Last Philosophical Testament, 1943-68 / Edited by J. G. Slater. — London — New York: Routledge, 1997.
- Russell B. Am I an Atheist or an Agnostic? // His works, volume 11: Last Philosophical Testament, 1943-68 / Edited by J. G. Slater. — London — New York: Routledge, 1997.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Майборода Д. В., Шуман А. Н. Агностицизм // Всемирная энциклопедия: философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, 2001. — С. 18—19. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Юдин Э. Г. Агностицизм // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др.. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 11—12. — 839 с.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Пружинин Б. И. Агностицизм // Новая философская энциклопедия / Под ред. В. С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
- ↑ Колчинский Э. И. Гексли . БРЭ. Дата обращения: 9 июня 2023.
- ↑ Столович Л. Н. Плюрализм в философии и философия плюрализма. — Таллинн: Ingri, 2005. — 336 с. — ISBN 9985-9459-7-2.
- ↑ Васильев В. В. Беркли Джордж . БРЭ. Дата обращения: 14 сентября 2023.
- ↑ Васильев В. В. Юм Дейвид . БРЭ. Дата обращения: 14 сентября 2023.
- ↑ Настольная книга атеиста / Под общ. ред. С. Д. Сказкина. — М.: Политиздат, 1985. — 460 с.
- ↑ Докинз Р. Нищета агностицизма // Бог как иллюзия. — М.: КоЛибри, 2008. — 557 с. — ISBN 978-5-389-00334-7.
- ↑ Основные принципы новоевропейского агностицизма // История психологии в лицах: персоналии / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — М.: Per Se, 2005. — С. 585. — 783 с. — ISBN 5-9292-0136-6..