Мелье, Жан
Жан Мелье | |
---|---|
фр. Jean Meslier | |
Дата рождения | 15 июня 1664 |
Место рождения | Мазерни, Королевство Франция |
Дата смерти | 17 июня 1729 (65 лет) |
Место смерти | Этрепиньи, Королевство Франция |
Страна | |
Направление | |
Основные интересы | |
Значительные идеи |
Жан Мелье́ (фр. Jean Meslier; 15 июня 1664, Мазерни — 17 июня 1729, Этрепиньи) — французский католический священник, философ-материалист, социалист-утопист и атеист. Жан Мелье на протяжении сорока лет был сельским священником и изложил свои философские взгляды в антиклерикальном сочинении, которое было оформлено у нотариуса как завещание. В «Завещании» Жан Мелье, помимо изложения своих философских взглядов, дал критику феодально-абсолютистского строя Франции. В течение второй трети XVIII века «Завещание» Жана Мелье ходило в списках, пока «Извлечение» из него не было опубликовано Вольтером в 1762 году. Впоследствии выдержки из «Завещания» публиковали Поль Гольбах и Сильвен Марешаль. В 1864 году «Завещание» было полностью опубликовано и издано в Амстердаме[1][2][3][4].
В истории утопического коммунизма Жан Мелье считается третьей фигурой после ренессансных мыслителей Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. В философском отношении Жан Мелье выступает как предшественник просвещенческого материализма. Он утверждал вечность и несотворённость мира, причём все вещи в мире рассматривал как результат развития материи, которая существует вечно; полагал, что Природа не создана Богом, а имеет действенное и сущее бытие, а человеческая душа материальна и смертна[5][6][7].
Биография
Скромная жизнь и посмертная известность Жана Мелье
Жан Мелье родился в семье деревенского ткача в деревне Мазерни, расположенной в Шампани. В Мазерни Жан провёл своё детство и получил первоначальное образование у приходского священника. Для продолжения образования родители Жана отправили сына в Реймс, в духовную семинарию. В 1687 году, по окончании семинарии Жан Мелье был посвящён в духовный сан, а в декабре 1688 года получил место священника в Шалонь-на-Марне. А уже в 1689 году Жану Мелье был поручен самостоятельный приход в Этрепиньи, в провинции Шампань, где кюре и жил почти безвыездно, до конца своих дней. В обязанности Жана Мелье также входило обслуживание и удовлетворение духовных потребностей прихожан соседней деревушки Балев. Вся жизнь Жана Мелье, сорок лет из которых он служил священником, была связана с деревней[5][7][8].
Биография Жана Мелье была бедна внешними событиями, из скудных сведений о жизни Жана Мелье известно об одном экстраординарном событии в скромной жизни кюре. Возмущённый поведением местного сеньора Антуана де Тули, Жан Мелье в 1716 году выступил против него с церковной кафедры, чем навлёк на себя гнев и порицание со стороны духовного начальства. Архиепископ Реймсский вызвал Жана Мелье и в присутствии сеньора де Тули потребовал объяснения его поведения. Но Жан Мелье не только не пытался оправдаться, а, наоборот, прочитал заранее написанную им едкую речь против дворянства. В наказание Жан Мелье был присуждён архиепископом к уединению в течение месяца в реймсской семинарии. Кроме того, архиепископ потребовал от Жана Мелье, чтобы он в своих проповедях призывал прихожан молиться за их сеньора[5][7][8].
В первое же воскресенье после возвращения в свой приход Жан Мелье, с церковной кафедры, обращаясь к присутствовавшему в церкви народу сказал[7][9]:
Вот какова обычно судьба бедных сельских священников; архиепископы, которые сами являются сеньорами, презирают их и не прислушиваются к ним, у них есть уши только для дворян. Помянем же сеньора нашего селения и помолимся о нём. Попросим бога, чтобы он обратил его сердце и даровал ему благодать не обращаться дурно с крестьянами и не грабить сирот.
За эти слова сельский кюре получил новый выговор от архиепископа. Однако ссора Жана Мелье с владельцем Этрепиньи была в его жизни единственным резким и явным проявлением его негодования против сильных мира сего, против несправедливости существующего строя. Это было единственное прижизненное и открытое выступление в защиту бедных и угнетённых крестьян против их господ[5][8].
К концу своей жизни Жан Мелье стал терять зрение и умер в преклонном возрасте, завещав всё свое имущество прихожанам. Согласно весьма правдоподобной версии, находящей косвенное подтверждение и в самом «Завещании», Жан Мелье сам ускорил свою смерть, перестав принимать пищу. В бумагах покойного, после того как он умер в 1729 году в возрасте 65 лет, было обнаружено необычное завещание, адресованное крестьянам его прихода, французскому народу и всем униженным и порабощённым людям. «Завещание» было написано Жаном Мелье тогда, когда он уже знал, что его конец близок. Готовясь к уходу из жизни, он почувствовал в себе силы сделать то, на что он не мог решиться раньше: открыто сказать давно и глубоко продуманную им правду о человеческих отношениях, о религии, о государстве, об общественном строе[5][7][8].
История «Завещания» Жана Мелье и его оценка потомками
В течение нескольких десятилетий «Завещание» ходило по рукам лишь в рукописных копиях, пока его не издал в сокращённом виде Вольтер. В 1762 году в Женеве вышло анонимное издание — извлечение из «Завещания» под названием «Выдержка из обращённых к своим прихожанам чувств Жана Мелье по поводу некоторых злоупотреблений и ошибок в целом и в частности» (фр. Extrait des sentiments de Jean Meslier, adressés à ses Paroissiens, sur une partie des abus et des erreurs en général et en particulier), которое исследователями единодушно приписывается Вольтеру. Спустя три года «Выдержка из завещания» уже значилась в Ватиканском индексе запрещённых книг. В 1772 году взгляды Жана Мелье в собственном изложении опубликовал Поль Гольбах под названием «Здравый смысл кюре Мелье» (фр. Le Bon Sens du curé Meslier). Данная публикация была издана в Амстердаме, а затем в Лондоне и впоследствии неоднократно переиздавалась. Причём и это сокращённое издание «Завещания» было немедленно осуждено церковью и приговорено к сожжению. Впервые «Завещание» было сожжено рукой палача по постановлению парижского парламента 8 февраля 1775 года[5][7][8][9].
В 1790 году вышло ещё одно извлечение из «Завещания» под названием «Катехизис кюре Мелье» (фр. Le catéchisme du curé Meslier). Автором этой публикации был Сильвен Марешаль, впоследствии ставший одним из ближайших сподвижников Гракха Бабёфа. Сила духа и откровенность, с которой выступил против французской знати и духовенства Жан Мелье, были высоко оценены деятелями Великой французской революции. В 1793 году Национальный конвент Первой Французской республики принял специальный декрет об установлении в будущем Храме Разума памятника «Жану Мелье, кюре из Этрепиньи в Шампани, первому священнику, имевшему мужество отречься от религиозных заблуждений»[5][7][8][9].
Полностью «Завещание» было впервые опубликовано в Амстердаме в трёх томах в 1864 году. Голландский вольнодумец Рудольф Шарль, один из виднейших деятелей рационалистического антиклерикального движения в Голландии, издал «Завещание» на свои средства и на средства, собранные у сторонников этого движения. Рудольф Шарль издал «Завещание» по копии, найденной им у букиниста в Амстердаме. На русском языке «Завещание» Жана Мелье было впервые опубликовано в 1925 году в сокращённом переводе под редакцией Абрама Моисеевича Деборина. В 1937 году «Завещание» было опубликовано в полном переводе под редакцией Абрама Борисовича Рановича. Оба перевода были сделаны с амстердамского издания 1864 года[9].
В СССР «Завещание» Жана Мелье в последний раз было переиздано в 1954 году. Взгляды сельского священника и их взаимосвязь с идеями мыслителей Просвещения исследовалась советскими историками[9][10][11]. Жизнь и взгляды Жана Мелье упоминались в книгах для юношества[12], детской энциклопедии[13]. В постсоветский период в России идеи Жана Мелье исследуются во взаимосвязи с идейным наследием Жан-Поля Марата[14]. В целом, взгляды кюре из Этрепиньи, изложенные в «Завещании», продолжают оставаться неиссякаемым предметом исследований современных российских политологов, философов и религиоведов[15][16][17][18][19][20][21].
Воззрения Жана Мелье
Никаких связей с представителями французского интеллектуального мира у Жана Мелье не было. Но, судя по его «Завещанию», эрудиция сельского кюре была довольно обширна. чему в большей мере он был обязан семинарии. Наиболее цитируемая в «Завещании» книга — Библия. Первое место после Библии занимают в цитатах Жана Мелье латинские и греческие мыслители, причём первые — больше, чем вторые. С интересом и сочувствием цитирует Жан Мелье описание «золотого века» у Овидия. Известны сельскому кюре и Вергилий, и Лукиан, и Тит Ливий, и Тацит, но Лукреций — один из наиболее почитаемых им писателей. Вместе с этим патеру Мелье знакомы и произведения раннехристианской литературы, сочинения отцов церкви, хотя ими он пользуется гораздо меньше в своём «Завещании». Семинария несомненно познакомила Жана Мелье и с французским богословием, и с французской философией XVI—XVII веков. Кюре из Этрепиньи, конечно, знал проповедников Католической лиги XVI века. Из французских светских писателей чаще всего цитируется в «Завещании» Мишель Монтень[8][9][10][11].
Эрудиция сельского кюре как основа критического анализа Библии
Для Жана Мелье Библия, взятая в целом — книга, наполненная легендами и сказками. Критикуя христианство и религию в целом, Жан Мелье подвергает критическому анализу как Ветхий, так и Новый Завет. Анализируя рациональные доказательства бытия Бога, Жан Мелье пришёл к выводу об их логической несостоятельности. В основном содержании Библии, как отмечает Жан Мелье, не обнаруживается реального смысла, а тем более такого смысла, который оправдывал бы её признание божественным произведением[10]:
Ясно и очевидно, что эти якобы святые и священные книги не заключают в себе никаких признаков учёности, науки, мудрости, святости, ни другого совершенства, о которых можно было бы сказать, что они исходят только от бога. Напротив, мы сами явным образом находим в них те же недостатки, ошибки, заблуждения и несовершенства, которые встречаются в других книгах в результате небрежности, невежества или неспособности их авторов. Следовательно, нет никаких признаков, что книги этого рода — действительно божественное откровение, действительно написаны по особому наитию от духа божия.Завещание
Сравнивая содержание сходных сюжетов у разных евангелистов, Жан Мелье уличает их в несовпадениях и противоречиях, которые никак нельзя примирить. Помимо этого Жан Мелье выделяет противоречие родословий Иисуса Христа, противоречивые рассказы о его младенческих годах, противоречия в исчислении его общественной деятельности, а также насчитывает 16 пунктов, по которым обетования Нового завета людям оказались произнесёнными впустую. Жан Мелье разбирает все чудесные деяния, совершённые Иисусом Христом на земле, и приходит к выводу о том, что всемогущий Бог занимался здесь какими-то мелочами вроде единичных чудесных исцелений, имевших самые ничтожные результаты. Ведь, если бы Бог решил спасти созданных им людей, то он первым делом должен был освободить их всех от пороков и, как пишет Жан Мелье, «сделать всех людей мудрыми и совершенными телом и душой». Поведение и деятельность Иисуса Христа на земле Жан Мелье признаёт совершенно не соответствующим той цели, которую должен был бы преследовать Бог, приди он на планету Земля[10][11].
Всемогущий бог, предполагаемый также всеблагим и премудрым, пожелавший из любви к людям стать смертным человеком и даже проливший до последней капли свою кровь, чтобы спасти всех людей, этот бог ограничил себя, своё могущество, свою благость и мудрость тем, что исцелил несколько телесных болезней и недугов у нескольких приведённых ему больных и недужных и не использовал своё могущество, свою божественную благость и высшую премудрость, чтобы коренным образом исцелить все болезни и недуги их душ, то есть исцелить всех людей от их пороков и извращений, которые хуже болезни тела? Этому нельзя поверить.Завещание
Для Жана Мелье Библия, взятая в целом — книга, представляющая собой собрание вариаций мифов и не являющаяся «боговдохновенным» текстом. Но находя в Библии мысли, сходные со своими, Жан Мелье охотно её цитировал для подкрепления своих идей. Екклесиаст дал Жану Мелье в этом отношении особенно много ценного, что было им сформулировано в яркой и выразительной форме[9][10][11].
Философская позиция Жана Мелье и его социально-политические взгляды
Теоретическими источниками материализма Жана Мелье являлся античный атомизм, причём Жан Мелье посвящает несколько глав «Завещания» опровержению философии Рене Декарта и Николя Мальбранша. Утверждая вечность и несотворённость материи, являющейся основой мира, Жан Мелье критиковал метафизику Рене Декарта и идеализм Николя Мальбранша. В полемике с «богопоклонниками» Жан Мелье синтезировал рационализм Рене Декарта и эмпирико-сенсуалистские положения, воспринятые от Мишеля Монтеня. Жан Мелье отстаивал позицию существования бесконечной в пространстве и времени вечной и несотворённой материи, атрибутом которой является движение. Идея вечной материи делала в таком случае идею Бога-творца беспредметной мыслью. Отвержение идеи Бога у Жана Мелье сопровождалось отрицанием существования бессмертной души. Душа, в атомистической интерпретации Жана Мелье, есть лишь вид материи, который после смерти «моментально рассеивается и растворяется в воздухе, как лёгкий пар и лёгкий выдох»[5][6][7][9].
В «Завещании» Жан Мелье дал критику феодально-абсолютистского строя Франции. Истинный источник всех бедствий человеческого общества Жан Мелье видит в тесном союзе двух видов «лжецов»: духовенства и светских правителей. Правители пользуются для поддержания выгодного им порядка прямым насилием, и организованной формой насилия является государство. Всякий, кто осмелится сопротивляться государственной власти, кто осмелится противоречить её повелениям, подвергается риску быть схваченным её агентами и погибнуть. Но средства такого рода не имели бы решающего значения, если бы народы, одурманенные хитрой ложью, не подставляли свои шеи добровольно под ярмо, налагаемое «сильными мира сего». Эта ложь есть заблуждения и предрассудки, объединяемые в одно целое под названием религии. Причины социальной несправедливости и бед Жан Мелье видел в противоречии между народом, с одной стороны, и знатью и духовенством, с другой стороны. Существование государственного порядка, при котором народ эксплуатируется, по мнению кюре из Этрепиньи, возможно благодаря религии, которая является формой обмана, выгодами от которого пользуются «сильные мира сего»[5][6][7].
Служители религии под предлогом, что они ведут людей к «небу» и заботятся об их спасении, мешают людям достичь счастье на земле. Спасая народ от воображаемого, несуществующего ада, священнослужители обрекают их в этой жизни, единственно реальной, на муки действительного ада. Будущая жизнь, как утверждает Жан Мелье, представляет собой способ держать людей в страхе и вместе с тем не давать им приходить в крайнее отчаяние. Жан Мелье с предельной ясностью выразил просветительский взгляд на происхождение религии, как результат сознательного обмана. Если главную опору существующего строя составляет невежество масс, то все усилия должны быть направлены на их просвещение, в чём и состоит долг всех просвещённых людей[5][6][7].
При всём при этом противоречия между народом и «сильными мира сего» Жан Мелье считал непримиримыми. Кюре из Этрепиньи выделяет несколько зол общества, первым из которых является непропорциональное распределение благ между сословиями и нахождение благ и богатств земли в частном владении. Частная собственность порождает неравенство и является источником неисчислимых страданий народа. Вторым злом мира сего является факт того, что за счёт народа живёт множество людей, хотя все люди, по мнению Жана Мелье, равны по природе. Весь существующий строй французского государства пропитан несправедливостью, как будто бы две расы людей живут в одном обществе. Одна часть людей ничего не делает, наслаждается и повелевает; другая и бо́льшая часть общества — народ — трудится, повинуется и страдает[5][6][7].
Тиранические порядки существуют, лишь потому, что у народа нет ясного сознания тяжести своего положения и его причин. Отвергая мысль о «просвещённом государе», служащему обществу, Жан Мелье призывал народ к объединению в революционном действии. Вместе с этим сельский кюре набросал контуры будущего идеального общества, в котором все люди одной местности объединяются в единую семью-общину с общим владением всеми благами; все трудятся и любят друг друга, как братья. При всём при этом единственным основанием для вступления в брак, по мнению Жана Мелье, является взаимное влечение и доброжелательность[5][6][7][9].
Сочинения
- Завещание (фр. Le testament).
Литература
- Белов А. В. Преступление Жана Мелье // Через костры и пытки. — Москва: Детская литература, 1985. — С. 267—293. — 302 с.
- Волгин В. П. Революционный коммунист XVIII века (Жан Мелье и его «Завещание»). — Москва; Ленинград: Красная новь, 1924. — 89 с.
- Вышинский Н. В. Ж. Мелье и Ж.-П. Марат: от идеи к борьбе. — Москва: Издательство Воробьёв А. В., 2006. — 110 с. — ISBN 5-93883-044-3.
- Кучеренко Г. С. Судьбы «Завещания» Жана Мелье в XVIII веке. — Москва: Наука, 1968. — 210 с.
- Поршнев Б. Ф. Жан Мелье и народные истоки его мировоззрения. — Москва: Издательство Академии наук СССР, 1955. — 72 с.
- Поршнев Б. Ф. Мелье. — Москва: Молодая гвардия, 1964. — 240 с.
- Юровский С. В. У истоков французского атеизма // Атеистические чтения: Сборник. — Москва: Политиздат, 1988. — С. 89—99. — 343 с.
- Ям К. Е. Жан Мелье и французский атеизм XVIII века. — Москва: Мысль, 1979. — 135 с.
- Dommanger M. Le curé Meslier. Athée, communiste et révolutionnaire sous Louis XIV. — Paris: Julliard, 1965. — 552 с. — ISBN 978-2-849-67047-7.
Примечания
- ↑ Худолей С. С. Мелье // Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
- ↑ Мелье // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
- ↑ Мелье Жан . БРЭ. Дата обращения: 9 января 2024.
- ↑ Кучеренко Г. С. Судьбы «Завещания» Жана Мелье в XVIII веке. — М.: Наука, 1968. — 210 с.
- ↑ 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В., Грязнов А. Ф. Мелье // Западноевропейская философия XVIII века. — М.: Высшая школа, 1986. — С. 149—161. — 400 с.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Федорова М. М. Мелье // Философы Франции: словарь / Под общей редакцией И. И. Блауберг. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. — С. 311. — 464 с. — ISBN 978-5-98712-632-5.
- ↑ 7,00 7,01 7,02 7,03 7,04 7,05 7,06 7,07 7,08 7,09 7,10 7,11 Момджян Х. Н. Мелье // Французское просвещение XVIII века : Очерки. — М.: Мысль, 1983. — С. 64—89. — 447 с.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 Поршнев Б. Ф. Мелье. — М.: Молодая гвардия, 1964. — 240 с.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 9,7 9,8 Мелье Ж. Завещание: в 3-х томах. Том 3 / Под общей редакцией В. П. Волгина. — М.: Издательство Академии наук СССР,, 1954. — 468 с.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Мелье Ж. Завещание: в 3-х томах. Том 1 / Под общей редакцией В. П. Волгина. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. — 439 с.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 Мелье Ж. Завещание: в 3-х томах. Том 2 / Под общей редакцией В. П. Волгина. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. — 453 с.
- ↑ Белов А. Преступление Жана Мелье // Через костры и пытки. — Москва: Детская литеартура, 1985. — С. 267—293. — 302 с.
- ↑ Детская энциклопедия : В 10 томах : Для среднего и старшего возраста. Том 7 / Д. Д. Благой, А. И. Маркушевич (главный редактор) и другие. — Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. — С. 312—314. — 680 с.
- ↑ Вышинский Н. В. Ж. Мелье и Ж.-П. Марат: от идеи к борьбе. — Москва: Издательство Воробьёв А. В., 2006. — 110 с. — ISBN 5-93883-044-3.
- ↑ Бобылева Е. Г. Политико-правовая идеология французского социализма: Ж. Мелье о происхождении политической власти // Юриспруденция и проблемы обеспечения баланса правовых интересов : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 января 2023 года. — 2023. — С. 11—14.
- ↑ Гурьянова А. В., Фролов В. А. Гуманистическое содержание аксиологических категорий в контексте философско-экономического познания // Наука XXI века: актуальные направления развития. — 2017. — № 1—1. — С. 241—244.
- ↑ Картунова А. Д. «Завещание» Жана Мелье: утопия или ересь? // SCHOLA-2019 : Сборник научных статей факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. — 2019. — Т. 20. — С. 340—345.
- ↑ Козлова Е. А. Влияние деизма и философии эпохи Просвещения на религиозные взгляды Маркиза де Сада // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. — 2020. — № 4. — С. 108—111.
- ↑ Курскова Г. Ю. Образ правителя в европейской политико-правовой мысли // Вестник Московского университета МВД России. — 2015. — № 4. — С. 18—21.
- ↑ Титаренко И. Н. Истоки Просвещения: от Древнего Рима к Европе XVIII века // Научная мысль Кавказа. — 2014. — № 4 (80). — С. 5—14.
- ↑ Эпштейн А. Д. Между религиозными сомнениями и неверием: трансформация интеллектуального дискурса и политической риторики в эпоху заката монархии (опыт Франции) // Новое литературное обозрение. — 2017. — № 2 (144). — С. 237—259.
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Знание.Вики. |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 15 июня
- Родившиеся в 1664 году
- Родившиеся в Мазерни
- Умершие 17 июня
- Умершие в 1729 году
- Умершие в Этрепиньи
- Философы по алфавиту
- Знание.Вики:Хорошие статьи
- Знание.Вики:Хорошие статьи по философии
- Знание.Вики:Хорошие статьи по алфавиту
- Философы Франции
- Социалисты-утописты
- Философы XVIII века
- Персоналии:Атеизм