Бовуар, Симона де

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Симона де Бовуар
фр. Simone de Beauvoir
Simone de Beauvoir2.png
Имя при рождении Simone-Lucie-Ernestine-Marie Bertrand de Beauvoir
Место рождения VI округ Парижа, Париж, Франция
Место смерти XIV округ Парижа, Париж, Франция
Страна Флаг Франции Франция
Учёная степень Бакалавр искусств (1928)
Агреже по философии (1929)
Альма-матер Парижский университет
Язык(и) произведений Французский
Школа/традиция Феминизм, атеистический экзистенциализм, экзистенциальная феноменология, западный марксизм
Направление Континентальная философия
Период Философия XX века
Основные интересы Политическая философия, феминизм, этика, нигилизм, философия образования, онтология, социальная философия
Значительные идеи Этика неоднозначности, феминистская этика, экзистенциальный феминизм
Оказавшие влияние Бергсон, Декарт, Уолстонкрафт, Кант, Гегель, Гуссерль, Кьеркегор, Хайдеггер, Лейбниц, Маркс, Ницше, Сартр, Маркиз де Сад, Камю
Испытавшие влияние Батлер, Сартр, Палья, Фридан, Рич, Грир
Премии Гонкуровская премия (1954)
Иерусалимская премия (1975)
Австрийская государственная премия по европейской литературе (1978)
Премия Соннинга (1983)
Награды Почётный доктор университета Конкордия
Подпись Simone de Beauvoir (signature).jpg
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Симо́на де Бовуа́р (фр. Simone de Beauvoir, урождённая Симо́на-Люси́-Эрнести́на-Мари́ Бертра́н де Бовуа́р (фр. Simone-Lucie-Ernestine-Marie Bertrand de Beauvoir); 9 января 1908, Париж — 14 апреля 1986, там же) — французская писательница, представительница экзистенциальной философии, идеолог феминистского движения, лауреат Гонкуровской премии 1954 года за роман «Мандарины». Автор мемуаров «Воспоминания благовоспитанной девицы», повестей и романов, а также книги-эссе «Второй пол», посвященной проблемам гендерного неравенства[1].

Симона де Бовуар состояла в длительных открытых отношениях с Сартром: они оба не признавали традиционные ценности и выступали против института семьи. Их взаимоотношения были наполнены интенсивным творческим взаимодействием[2]. Книга «Второй пол», написанная в 1949 году, оказала влияние на международное феминистское движение второй волны 1960-х и 1970-х годов и была внесена Ватиканом в «Индекс запрещённых книг». Основная идея книги: «Женщиной не рождаются, а становятся»[3].

Жизнь и творчество[править]

Ранние годы[править]

Симона де Бовуар (полное имя Симона-Люси-Эрнестина-Мари Бертран де Бовуар) родилась 9 января 1908 года в Париже в комфортабельных апартаментах на бульваре Распай. Семья принадлежала к старинному аристократическому роду, ведущему происхождение от Гийома де Шампо — средневекового французского теолога, ритора и учителя Пьер Абеляра. Симона была старшей дочерью в семье Жоржа Бертрана де Бовуара, работавшего юристом-секретарём и Франсуазы де Бовуар. Через два года после рождения Симоны в семье появилась вторая дочь — Элен. Мать Симоны, Франсуаза, была очень строгой и верующей католичкой, и в соответствии со своей верой воспитывала дочерей[4].

Её отец Жорж де Бовуар в начале Первой мировой войны отдал свое состояние под займы царскому правительству России и потерял его, поэтому семья обанкротилась. Семья была вынуждена переехать в маленькую квартиру. Религиозность сменилась сомнениями, а затем и разочарованием[5].

Учёба и кризис веры[править]

В пять с половиной лет родители отдали Симону в школу Кур Дезир, где основным предметом являлось Священное Писание. Образование в этом учебном заведении подразумевало формирование из юных учениц благочестивых девушек, убежденных в вере будущих матерей. Однако в 14 лет она пережила кризис веры: её незаслуженно укорил и обидел словом духовный наставник аббат Мартен.

… я с ужасом смотрела на самозванца, которого долгие годы принимала за выразителя воли Божией. У меня возникло ощущение, будто он задрал сутану, а под ней оказались юбки святош; церковное облачение было лишь маскарадным костюмом, под которым пряталась жадная до сплетен кумушка. Исповедальню я покинула кипя гневом и решила, что ноги моей больше там не будет; для меня стало так же невозможно преклонить колени перед аббатом Мартеном, как перед «воробьиным пугалом»[6].

После Симон объявила себя атеисткой и переключила своё внимание с религии на математику, литературу и философию. Симона всегда хотела быть писательницей и учительницей, а не матерью и женой и продолжала активно учиться. Образование стало её главным билетом в жизнь.

Окончила школу в 1925 году, изучала математику в Католическом институте Парижа, филологию в институте Сен-Мари-де-Нейи. Через год получила диплом Парижского университета по литературе и латинскому языку. Когда Симона начинала думать о получении образования, Высшая нормальная школа в 1925 году оставалась закрытой для женщин. Набор студенток открывали только на один год — 1910, а затем закрыли до 1927 года[7]. Вместо Высшей нормальной школы она посещала ряд женских учебных заведений. В книге «Второй пол» (1949) исследует как раз ограничения, с которыми сталкивались женщины. В 1927 году получила диплом по философии и стала девятой женщиной, окончившей Сорбонну. На учительской практике познакомилась с Морисом Мерло-Понти и Клодом Леви-Строссом, работала с ними в одной школе. Весной 1928 года она получила степень бакалавра искусств. В 1929 году на факультете искусств встретилась с Жан-Полем Сартром, Полем Низаном, Рене Майо. Молодые люди дали ей кличку Бобёр Кастор, видимо, из-за её постоянной занятости и каламбур на её фамилию (похоже на английское слово «beaver») Начала готовиться к конкурсу по философии — экзамену. Первое место на экзамене получил Жан-Поль Сартр, второе — Симона. Знакомство с Сартром переросло в отношения, которые продлились всю жизнь[5].

Симона де Бовуар бунтовала против буржуазного стиля жизни: она предана работе, любви к путешествиям, решению не заводить детей и нетрадиционному выбору партнёра. Она представила эти принципы в первом томе автобиографии «Воспоминания благовоспитанной девицы» (1958), позже в мемуарах о смертельной болезни матери «Очень лёгкая смерть» (1964), где продолжила размышлять о собственном буржуазном происхождении.

В течение длительного знакомства Сартр и Бовуар начали думать о женитьбе, но не хотели буржуазного брака и детей. Они заключают двухлетний договор, после чего решат продлевать ли его или нет. В мемуарах она пишет следующее[7]:

«В стороне от стены находилось что-то вроде балюстрады, служившей спинкой, а в похожем на клетку пространстве за ней мяукала кошка. Бедняжка была слишком велика, чтобы выбраться наружу; как же она вообще попала внутрь? Пришла женщина и накормила кошку мясом. А Сартр сказал: "Давай подпишем двухлетний договор"».

«Манифест любви»[править]

Вместо предложения руки и сердца Сартр объявил своей избраннице «манифест любви»: во-первых, никакой собственности и совместного хозяйства. Жить в гостинице, причём на разных этажах. Полная свобода передвижений. Каждый может уезжать и приезжать, когда захочет[8]. Во-вторых, полное право обеих сторон на случайные связи и влюблённости. В-третьих, предельная откровенность друг с другом. Симона приняла этот манифест безоговорочно, не представляя, чем этот «брак» для неё обернётся. Для Жан-Поля Сартра и Симоны де Бовуар открытые отношения были философским выбором, которая воплотила их теорию свободы в жизнь. Они считали буржуазную модель брака с гендерными ролями, стремлением к накоплению имущества и рождению детей «непривлекательным»[7]. Сартр не отпускал её до конца своих дней. «Моя несравненная любовь, — писал он Симоне. — Ты самая совершенная, самая умная, самая лучшая и самая страстная. Ты не только моя жизнь, но и единственный искренний в ней человек». Тем не менее он продолжал заводить романы с другими[9]. Как бы то ни было, Симона де Бовуар в творческом союзе с Сартром в глазах дальней публики всегда была второй, чему способствовала и сама Бовуар, говоря о себе: «вторая только после Сартра», — что в глазах многих феминистских теоретиков выглядело как интеллектуальный изъян и признание ею собственной не самодостаточности[10].

В годы Второй мировой войны[править]

Симона де Бовуар работала учителем в различных средних школах после получения лицензии на государственное образование. В 1931 году она получила должность в Марселе, а Сартра отправили на преподавательскую должность в Гавр, через год она переехала в Руан. После нацистской оккупации Франции Бовуар была уволена с должности в парижской средней школе, в которой она работала с 1936 по 1939 год, преподавала литературу и философию. В оставшиеся годы Второй мировой войны посвятила себя писательству и в 1943 году опубликовала свой первый роман «Гость». В этом же году вышла её первая масштабная работа «Приглашённая», которая описывала любовный треугольник между Бовуар, Сартром и Ольгой Косакевич, связанные с восприятием другого человека в паре. После выхода этой работы вышли «Кровь других» (1945) и «Все люди смертны» (1946), которые также были сосредоточены на исследовании экзистенциализма. В романе «Кровь других» она описывает Сопротивление, где бунтарские действия сопоставляются с чувством вины, которое возникает из-за необходимости подвергать людей опасности[11]. В это время она также дописывает эссе под названием «Пирр и Цинеас», где выводит принцип смелости за пределы войны в более личную сферу. Сюжет эссе взят из классического источника «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха. Сюжет повествует о греческом полководце Пирре, который занят победами, зная, что впереди ещё много сражений. Его советник Цинеас спрашивает полководца о том, что же он собирается делать, когда победит всех и захватит власть над миром. В 1945 году Симоне де Бовуар вновь разрешили преподавать, основывает литературно-политический журнал «Новое время» («Les Temps Modernes»), где Сартр и Мерло-Понти и их друзья писали философские эссе и статьи[12]. В 1946 году Сартр вместе с матерью переехал в квартиру на улицу Бонапарта, 42, куда Бовуар стала приходить в гости: они сидели бок о бок за двумя столами и работал. В документальном фильме 1967 года показан процесс совместной работы Сартра и Бовуар: оба неустанно курят, стоит тишина, нарушаемая только скрежетом ручек. Де Бовуар пишет, Сартр читает рукопись[7].

Симона де Бовуар, Жан-Поль Сартр, Че Гевара. Куба, 1960

В Америке[править]

В 1947 году Симона де Бовуар совершила поездку по известным американским городам и штатам: Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Техас, Флорида, Новый Орлеан, и сразу же, по горячим следам, написала и издала книгу «Америка день за днём», описывающая её путешествие по Америке в течение четырёх месяцев в 1947 году[13]. Целью её поездки, спонсируемой правительством Франции, было прочесть лекции в колледжах и университетах на тему «этические проблемы послевоенного писателя»; посетила джаз-клубов (этот жанр любили Сартр и Бовуар), кинотеатров, выступила с различными политическими критическими замечаниями в адрес Соединенных Штатов. За четыре месяца своего визита она прочитала двенадцать лекций: в Вассаре, Оберлине, Миллс-колледже и Гарварде. На протяжении поездки вела дневник, в котором поражалась способам доставки писем в своём отеле, покупка жетоном для марок. В Чикаго она знакомится с Нельсоном Олгреном, писателем, который рассказывает о наркоманах, проститутках, изнаночной стороне американской жизни. Она влюбляется в него, встречается с ним в течение трёх лет[14]. Её привлекала Америка, но расовое неравенство, причём не только на Юге страны, ужасало. Де Бовуар, как и Сартра ранее, была потрясена отсутствием контакта между чёрными и белыми. Она самостоятельно посетила Гарлем, афроамериканский квартал в северной части нью-йоркского бо́ро Манхэттен, не обращая внимание на предупреждения белых ньюйоркцев.

«Второй пол»[править]

Наблюдая за положением женщины во Франции и других странах Запада и Востока, Бовуар все больше углубляется в проблематику взаимоотношений женщины и мужчины. В 1949 выходит книга «Второй пол» (Le deuxième sexe, состоит из двух томов: «Факты и мифы» и «Жизненный опыт»), которая приносит ей мировую славу. Сначала «Второй пол» увидел свет во Франции, а потом практически во всех странах Запада. После публикации книга «Второй пол» вызвала много споров. Она была быстро включена в «Список запрещённых книг» католической церкви[3].

В этом произведении Симона дает глубокий и всесторонний анализ проблем, связанных с порабощением женщины родом, в онтологическом, экономическом, социальном, психологическом и биологическом контекстах. Писательница рассуждает о свободе, ответственности и отношениях[11]. Идею книги ей подсказал Сартр и что именно он «настаивал» на её публикации, а также, что она его «не подвела» и обещание выполнила[10]. В этой работе философ представил ряд идей, которые идентифицировали её как феминистку и в то же время определили многие аспекты этого движения. После перевода книги на английский язык в 1953 году — за три года до «Бытия и ничто» Сартра и за девять лет до «Бытия и времени» Мартина Хайдеггера — «Второй пол» оказал даже большее влияние в Великобритании и Америке, чем во Франции. Эту книгу считают самым влиятельным произведением экзистенциалистского движения. По мнению Бовуар, самым большим препятствием для женщин является приобретённая ими тенденция воспринимать себя не как трансцендентный субъект[15], а как «другого». Она опирается на работы Георга Гегеля, которого читала во время войны и который анализировал, как соперничающие сознания борются за господство, причём одно играет роль «хозяина», а другое — «раба»[7]. С помощью фразы «Женщиной не рождаются, ею становятся» Симона де Бовуар разделила понятия «пол» и "гендер. Она писала, что гендер приобретается постепенно, в отличие от пола. Писательница утверждает, что мужчины создали мир, в котором женщина — это «второй пол». Так в книге-эссе «Второй пол» Симона последовательно и доказательно поведала о том, как на протяжении тысячелетий женщина становилась «добычей и имуществом» мужчины. Известный французский психолог, феминистка нового поколения Элизабет Бадентер писала о влияние «Второго пола»:

Симона де Бовуар освободила миллионы женщин от тысячелетнего патриархального рабства[12].

Роман «Мандарины»[править]

Появление в 1954 году философского романа Симиона де Бовуар «Мандарины» стала особой вехой в истории экзистенциалистской литературы.

«Мандарины» — это не только крик души писателя, не чистые мемуары, но и не полностью художественный вымысел. Воспоминания и выдумка сложились в романе в четкую систему, ключ к которой можно подобрать посредством осмысления двух главных персонажей и сравнения их с личностью Бовуар и её ближайшим окружением[16].

В романе «Мандарины» она описывает события и эмоции от конца войны и страха перед бомбой до обсуждения советских лагерей и судебных процессов, плюсов и минусов политической приверженности, любовных отношений и драк. За эту работу она получила Гонкуровскую премию[12], и на гонорары купила квартиру на улице Виктора Шельшера рядом с кладбищем Монпарнас. Вместе с ней переехал новый любовник, 27-летний Клод Ланцман. О связи с юношей, который был моложе её на 20 лет, Симона писала Сартру: «Его близость освободила меня от бремени моего возраста. Благодаря ему я вновь обрела способность радоваться, удивляться, пугаться, смеяться, воспринимать окружающий мир»[17].

В последние годы[править]

К 1970-м годам Симона де Бовуар признала, что она сторонница феминистской борьбы и была связана с женским освободительным движением во Франции, которое, среди прочего, выступало за легализацию абортов (что было достигнуто в 1974 году)[18].

К 1989 году «Второй пол» становится насколько популярным, что создаётся телепрограмма и книга «Дочери де Бовуар», в которой собрались истории женщин, жизнь которых изменилась после прочтения её работ в 1950—1970-х годах. Помимо этой работы, женщины черпали вдохновение в четырёх томах автобиографии Симоны де Бовуар, которые начались с «Воспоминаний благовоспитанной девицы» 1958 года и продолжались до «В общем» в 1972 году[7].

Симона де Бовуар до конца жизни Жан-Поля Сартра находилась рядом с ним. У Сартра накапливаются проблемы со здоровьем: переживает инсульт, провалы в памяти, начинаются проблемы с зубами, он часто уходит в себя. В такие моменты Бовуар однажды спросила, о чём он думает: «Ни о чём. Меня здесь нет». В последние месяцы жизни за ним ухаживают Симона де Бовуар, его спутница Арлетт Элькайм-Сартра, которую он удочерил, чтобы дать ей законные права, и Мишель Виан. Когда Сартра не стало, вечером 14 апреля 1980 года, Симона была опустошена, она писала: «Его смерть разлучила нас. Моя смерть не соединит нас снова. Вот так обстоят дела. Само по себе великолепно, что мы смогли прожить наши жизни в гармонии так долго»[7].

Через год после смерти спутника жизни она опубликовала «Церемонию прощания» (1981), в которой говорила о конце дней философа Жан-Поля Сартра. В более поздние годы она опубликовала часть своей переписки[10].

Могила Сартра и Бовуар на кладбище Монпарнас

Смерть[править]

Симона де Бовуар была больна циррозом печени, осложнения привели к тому, что 20 марта 1986 года её госпитализировали. После нескольих недель восстановления после операции и борьбы с закупоркой лёгких она впала в кому и скончалась 14 апреля 1986 года в Париже, она прожила ровно шесть лет после смерти Сартра. Все эти годы она возглавляла журнал «Les Temps Modernes», редакция которой собиралась у неё дома. Её похоронили рядом с Жан-Полем Сартром на кладбище Монпарнас. В 1980 году Бовуар удочерила Сильви Ле-Бон, которая стала наследницей её литературных прав и которая также ухаживала за Симоной вместе с Клодом Ланцманом и другими друзьями. Ле-Бон отвечала за публикацию большей части неопубликованной переписки французского философа[9].

На похоронах присутствовали тысячи людей, внутри, у могилы, Ланцман прочитал отрывок из последних страниц третьего тома её автобиографии «Сила обстоятельств», размышляя о смерти, жизни и потере. Она писала:

«Я с грустью думаю обо всех книгах, что я прочла, обо всех местах, что я видела, обо всех знаниях, которые я накопила и которых больше не будет. Вся музыка, все картины, вся культура, так много мест: и вдруг ничего. От них нет мёда, от этих вещей, они не могут никого накормить. В крайнем случае, если мои книги всё ещё читают, читатель подумает: мало ли чего она не видела! Но та уникальная сумма вещей, тот опыт, которым я жила, со всей его упорядоченностью и случайностью — опера Пекина, арена Уэльвы, кандомбле в Баие, дюны Эль-Уэда, проспект Вабансия, рассветы в Провансе, тиринф, речь Кастро к пятистам тысячам кубинцев, серого цвета небо над морем облаков, пурпурный остролист, белые ночи Ленинграда, колокола Освобождения, оранжевая луна над Пиреем, красное солнце, встающее над пустыней, Торчелло, Рим, всё то, о чём я говорила, и то, что я оставила невысказанным, — нет места, где всё это будет жить снова»[19].

Она написала эти строки за двадцать три года до смерти. Мысли о преждевременной смерти записаны в исследовании «Старость» (1970) и в последнем томе автобиографии «В общем».

Библиография[править]

Память[править]

  • Её имя носит Институт Симоны де Бовуар Факультета искусств и наук канадского университета Конкордия, почётным доктором которого она была при жизни[20].
  • В VI округе Парижа в квартале Сен-Жермен-де-Пре есть площадь Жана-Поля Сартра и Симоны де Бовуар.
  • В июле 2006 года в Париже открыли новый мост через Сену, названный именем Симоны де Бовуар.
  • В городе Кретей и в коммуне Вильнёв-д’Аск есть коллежи имени Симоны де Бовуар.
  • В округе Мо есть улица Симоны де Бовуар.
  • В Брюсселе и Барселоне есть парки имени Симоны де Бовуар.
  • В 2008 году в ознаменование столетия со дня рождения писательницы была учреждена «Премия Симоны де Бовуар за свободу женщин», вручаемая за свободу прав женщин[21].

Примечания[править]

  1. Семашко Ирина Ильинична, гл.Симона де Бовуар.
  2. Барчунова Т. В. Симона де Бовуар. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 28 июня 2024.
  3. 3,0 3,1 Пахсарьян Н. Т. «Второй пол» Симоны де Бовуар и судьбы феминизма в современной литературе. Дата обращения: 30 июня 2024.
  4. Воспоминания благовоспитанной девицы, с. 1-33,34.
  5. 5,0 5,1 Карусель В. «Абсолютные истины Симоны де Бовуар» // «Вокруг света». — ООО «Вокруг света», 2008. — Апрель.
  6. Воспоминания благовоспитанной девицы, стр.61.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 Бейквелл С. В кафе с экзистенциалистами. Свобода, бытие и абрикосовый коктейль. — М.: Эксмо, 2023. — 416 с. — ISBN 978-5-04-162183-4.
  8. Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар. Аллюзия любви. — Москва: ООО «Алгоритм-Книга», 2007. — 238 с. — ISBN 978-5-9265-0527-3.
  9. 9,0 9,1 «Манифест любви» Сартра и Симоны де Бовуар: свобода превыше всего. Культурология. РФ. Дата обращения: 3 июля 2024.
  10. 10,0 10,1 10,2 А. Усманова. Феменизм и философия после Симоны де Бовуар // журнал «ТОПОС». — 2010. — Март. — С. 9—10.
  11. 11,0 11,1 Бовуар. Электронная библиотека ИФ РАН «Новая философская энциклопедия». Дата обращения: 29 июня 2024.
  12. 12,0 12,1 12,2 Светлана Айвазова. Симона де Бовуар: жизнь - самосуществование. Дата обращения: 2 июля 2024.
  13. Францев Ф. С. Путешествие Симоны де Бовуар в Америку 1940-х годов. И современный феминистский дискурс. Дата обращения: 3 июля 2024.
  14. Трансатлантическая любовь. Письма де Бовуар к Нельсону Олгерну 1917-1954 гг.. Дата обращения: 2 июля 2024.
  15. Роббо М. В. Проблема трасцендентального субъекта и её обоснование в кртитческой философии Канта. Белорусский госуниверситет. Дата обращения: 4 июля 2024.
  16. Карельская Ю. В. Творческий метод Симона де Бовуар (на примере романа «Мандарины». Дата обращения: 2 июля 2024.
  17. Вулф В. Великие мужчины XX века. — Москва, 2023. — ISBN 978-5-9955-1054-0.
  18. Философия женщин XX века. Феминистический экзистенциализм Симоны де Бовуар. Ievelvan.. Дата обращения: 3 июля 2024.
  19. Сила обстоятельств: Мемуары, 2007, стр. 407.
  20. Институт Симоны де Бовуар. Дата обращения: 12 декабря 2023.
  21. Премию Симоны де Бовуар получила российская писательница. Коммерсанть (24 декабря 2010). Дата обращения: 12 декабря 2023.

Литература[править]

Ссылки[править]


WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!