Бовуар, Симона де

Материал из «Знание.Вики»
Симона де Бовуар
фр. Simone de Beauvoir
Simone de Beauvoir2.png
Имя при рождении Simone-Lucie-Ernestine-Marie Bertrand de Beauvoir
Место рождения VI округ Парижа, Париж, Франция
Место смерти XIV округ Парижа, Париж, Франция
Страна Флаг Франции Франция
Учёная степень Бакалавр искусств (1928)
Агреже по философии (1929)
Альма-матер Парижский университет
Язык(и) произведений Французский
Школа/традиция Феминизм, атеистический экзистенциализм, экзистенциальная феноменология, западный марксизм
Направление Континентальная философия
Период Философия XX века
Основные интересы Политическая философия, феминизм, этика, нигилизм, философия образования, онтология, социальная философия
Значительные идеи Этика неоднозначности, феминистская этика, экзистенциальный феминизм
Оказавшие влияние Бергсон, Декарт, Уолстонкрафт, Кант, Гегель, Гуссерль, Кьеркегор, Хайдеггер, Лейбниц, Маркс, Ницше, Сартр, Маркиз де Сад, Камю
Испытавшие влияние Батлер, Сартр, Палья, Фридан, Рич, Грир
Премии Гонкуровская премия (1954)
Иерусалимская премия (1975)
Австрийская государственная премия по европейской литературе (1978)
Премия Соннинга (1983)
Награды Почётный доктор университета Конкордия
Подпись Simone de Beauvoir (signature).jpg
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Симо́на де Бовуа́р (фр. Simone de Beauvoir, урождённая Симо́на-Люси́-Эрнести́на-Мари́ Бертра́н де Бовуа́р (фр. Simone-Lucie-Ernestine-Marie Bertrand de Beauvoir); 9 января 1908, Париж — 14 апреля 1986, там же) — французская писательница, представительница экзистенциальной философии, идеолог феминистского движения.[1]

Биография

Ранние годы

Симона де Бовуар (полное имя Симона-Люси-Эрнестина-Мари Бертран де Бовуар) родилась 9 января 1908 года в Париже в комфортабельных апартаментах на бульваре Распай. Семья принадлежала к старинному аристократическому роду, ведущему происхождение от Гийома де Шампо — средневекового французского теолога, ритора и учителя Пьер Абеляра. Симона была старшей дочерью в семье Жоржа Бертрана де Бовуара, работавшего юристом-секретарём и Франсуазы де Бовуар. Через два года после рождения Симоны в семье появилась вторая дочь — Элен. Мать Симоны, Франсуаза, была очень строгой и верующей католичкой, и в соответствии со своей верой воспитывала дочерей.[2]

Её отец Жорж де Бовуар в начале Первой мировой войны отдал свое состояние под займы царскому правительству России и потерял его, поэтому семья обанкротилась. Семья была вынуждена переехать в маленькую квартиру. Религиозность сменилась сомнениями, а затем и разочарованием.[3]

Учёба и кризис веры

В пять с половиной лет родители отдали Симону в школу Кур Дезир, где основным предметом являлось Священное Писание. Образование в этом учебном заведении подразумевало формирование из юных учениц благочестивых девушек, убежденных в вере будущих матерей. Однако в 14 лет она пережила кризис веры: её незаслуженно укорил и обидел словом духовный наставник аббат Мартен.

… я с ужасом смотрела на самозванца, которого долгие годы принимала за выразителя воли Божией. У меня возникло ощущение, будто он задрал сутану, а под ней оказались юбки святош; церковное облачение было лишь маскарадным костюмом, под которым пряталась жадная до сплетен кумушка. Исповедальню я покинула кипя гневом и решила, что ноги моей больше там не будет; для меня стало так же невозможно преклонить колени перед аббатом Мартеном, как перед «воробьиным пугалом». [4]

После Симон объявила себя атеисткой и переключила своё внимание с религии на математику, литературу и философию. Симона всегда хотела быть писательницей и учительницей, а не матерью и женой и продолжала активно учиться. Образование стало её главным билетом в жизнь.

Окончила школу в 1925 году, изучала математику в Католическом институте Парижа, филологию в институте Сен-Мари-де-Нейи. Через год получила диплом Парижского университета по литературе и латинскому языку. В 1927 году получила диплом по философии и стала девятой женщиной, окончившей Сорбонну. На учительской практике познакомилась с Морисом Мерло-Понти и Клодом Леви-Строссом, работала с ними в одной школе. Весной 1928 года она получила степень бакалавра искусств. На факультете искусств встретилась с Жан-Полем Сартром, Полем Низаном, Рене Майо. Начала готовиться к конкурсу по философии — экзамену. Первое место на экзамене получил Жан-Поль Сартр, второе — Симона. Знакомство с Сартром переросло в отношения, которые продлились всю жизнь[3].

«Манифест любви»

Вместо предложения руки и сердца Сартр объявил своей избраннице «манифест любви»: во-первых, никакой собственности и совместного хозяйства. Жить в гостинице, причём на разных этажах. Полная свобода передвижений. Каждый может уезжать и приезжать, когда захочет. Во-вторых, полное право обеих сторон на случайные связи и влюблённости. В-третьих, предельная откровенность друг с другом. Симона приняла этот манифест безоговорочно, не представляя, чем этот «брак» для неё обернётся.

Сартр не отпускал её до конца своих дней. «Моя несравненная любовь, — писал он Симоне. — Ты самая совершенная, самая умная, самая лучшая и самая страстная. Ты не только моя жизнь, но и единственный искренний в ней человек». Тем не менее он продолжал заводить романы с другими[5]. Как бы то ни было, Симона де Бовуар в творческом союзе с Сартром в глазах дальней публики всегда была второй, чему способствовала и сама Бовуар, говоря о себе: «вторая только после Сартра», — что в глазах многих феминистских теоретиков выглядело как интеллектуальный изъян и признание ею собственной не самодостаточности.[6]

В годы Второй мировой войны

Симона де Бовуар работала учителем в различных средних школах после получения лицензии на государственное образование. В 1931 году она получила должность в Марселе, а Сартра отправили на преподавательскую должность в Гавр, через год она переехала в Руан.

После нацистской оккупации Франции Бовуар была уволена с должности в парижской средней школе, в которой она работала с 1936 по 1939 год, преподавала литературу и философию. В оставшиеся годы Второй мировой войны посвятила себя писательству и в 1943 году опубликовала свой первый роман «Гость». В этом же году вышла её первая масштабная работа «Приглашенная», которая описывала любовный треугольник между Бовуар, Сартром и Ольгой Кожакевич, связанные с восприятием другого человека в паре. После выхода этой работы вышли «Чужая кровь» (1945 ) и «Все люди смертны» (1946), которые также были сосредоточены на исследовании экзистенциализма. В это время Бовуар и Сартр основали газету под названием Les Temps Modernes, где писали философские эссе и статьи. После этого на свет появилась самая известная работа Симоны де Бовуар под названием «Второй пол».[3][1]

Симона де Бовуар, Жан-Поль Сартр, Че Гевара. Куба, 1960

Успех

В 1949 году Симона издала книгу, которая взорвала общественное мнение. Сначала «Второй пол» увидел свет во Франции, а потом практически во всех странах Запада. Идею книги ей подсказал Сартр и что именно он «настаивал» на её публикации, а также, что она его «не подвела» и обещание выполнила.[6] В этой работе философ представил ряд идей, которые идентифицировали её как феминистку и в то же время определили многие аспекты этого движения.

В 1950-е годы Бовуар жила с молодым режиссёром по имени Клод Ланцманн, он был единственной парой, с которой она делила дом.

В 1975 году Жан-Поль Сартр получил Иерусалимскую премию, которая была присуждена авторам, которые своим творчеством боролись за свободу.

В последние годы

К 1970-м годам Симона де Бовуар признала, что она сторонница феминистской борьбы и была связана с женским освободительным движением во Франции, которое, среди прочего, выступало за легализацию абортов (что было достигнуто в 1974 году).

Австрийская государственная премия в области европейской литературы была присуждена Бовуар в 1978 году. В то время французский писатель и философ была очень разочарована и опечалена, увидев, чем закончилась жизнь её возлюбленного Жан-Поля Сартра.

Через год после смерти спутника жизни она опубликовала «Церемонию прощания», в которой говорила о конце дней философа Жан-Поля Сартра. В более поздние годы она опубликовала часть своей переписки[6].

Могила Сартра и Бовуар на кладбище Монпарнас

Смерть

Симона де Бовуар скончалась 14 апреля 1986 года в Париже. Её похоронили рядом с Жан-Полем Сартром на кладбище Монпарнас. В 1980 году Бовуар удочерила Сильви Ле-Бон, которая стала наследницей её литературных прав. Ле-Бон отвечала за публикацию большей части неопубликованной переписки французского философа[5].

Библиография

Память

  • Её имя носит Институт Симоны де Бовуар Факультета искусств и наук канадского университета Конкордия, почётным доктором которого она была при жизни[7].
  • В VI округе Парижа в квартале Сен-Жермен-де-Пре есть площадь Жана-Поля Сартра и Симоны де Бовуар.
  • В июле 2006 года в Париже открыли новый мост через Сену, названный именем Симоны де Бовуар.
  • В городе Кретей и в коммуне Вильнёв-д’Аск есть коллежи имени Симоны де Бовуар.
  • В округе Мо есть улица Симоны де Бовуар.
  • В Брюсселе и Барселоне есть парки имени Симоны де Бовуар.
  • В 2008 году в ознаменование столетия со дня рождения писательницы была учреждена «Премия Симоны де Бовуар за свободу женщин», вручаемая защитникам прав человека.[8]

Примечания

  1. 1,0 1,1 Семашко Ирина Ильинична, гл. Симона де Бовуар.
  2. Симона де Бовуар, стр.1-33,34.
  3. 3,0 3,1 3,2 Вероника Карусель. «Абсолютные истины Симоны де Бовуар» // «Вокруг света». — ООО «Вокруг света», 2008. — Апрель.
  4. Симона де Бовуар, стр.61.
  5. 5,0 5,1 /Культурология/«Манифест любви» Сартра и Симона де Бовуар: свобода превыше всего
  6. 6,0 6,1 6,2 А. Усманова. Феменизм и философия после Симоны де Бовуар // журнал «ТОПОС». — 2010. — Март. — С. 9—10.
  7. Институт Симоны де Бовуар. Дата обращения: 12 декабря 2023.
  8. Премию Симоны де Бовуар получила российская писательница. www.kommersant.ru (24 декабря 2010). Дата обращения: 12 декабря 2023.

Литература

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!