Бовуар, Симона де
Симо́на де Бовуа́р (фр. Simone de Beauvoir, урождённая Симо́на-Люси́-Эрнести́на-Мари́ Бертра́н де Бовуа́р (фр. Simone-Lucie-Ernestine-Marie Bertrand de Beauvoir); 9 января 1908, Париж — 14 апреля 1986, там же) — французская писательница, представительница экзистенциальной философии, идеолог феминистского движения, лауреат Гонкуровской премии 1954 года за роман «Мандарины». Автор мемуаров «Воспоминания благовоспитанной девицы», повестей и романов, а также книги-эссе «Второй пол», посвященной проблемам гендерного неравенства[1].
Симона де Бовуар состояла в длительных открытых отношениях с Жаном-Полем Сартром: они оба не признавали традиционные ценности и выступали против института семьи. Их взаимоотношения были наполнены интенсивным творческим взаимодействием[2].
Книга «Второй пол», написанная в 1949 году, оказала влияние на международное феминистское движение второй волны 1960-х и 1970-х годов и была внесена Ватиканом в «Индекс запрещённых книг». Основная идея книги: «Женщиной не рождаются, а становятся»[3].
Жизнь и творчество
Ранние годы
Симона де Бовуар (полное имя Симона-Люси-Эрнестина-Мари Бертран де Бовуар) родилась 9 января 1908 года в Париже в комфортабельных апартаментах на бульваре Распай. Семья принадлежала к старинному аристократическому роду, ведущему происхождение от Гийома де Шампо — средневекового французского теолога, ритора и учителя Пьер Абеляра. Симона была старшей дочерью в семье Жоржа Бертрана де Бовуара, работавшего юристом-секретарём и Франсуазы де Бовуар. Через два года после рождения Симоны в семье появилась вторая дочь — Элен. Мать Симоны, Франсуаза, была очень строгой и верующей католичкой, и в соответствии со своей верой воспитывала дочерей[4].
Её отец Жорж де Бовуар в начале Первой мировой войны отдал свое состояние под займы царскому правительству России и потерял его, поэтому семья обанкротилась. Семья была вынуждена переехать в маленькую квартиру. Религиозность сменилась сомнениями, а затем и разочарованием[5].
Учёба и кризис веры
В пять с половиной лет родители отдали Симону в школу Кур Дезир, где основным предметом являлось Священное Писание. Образование в этом учебном заведении подразумевало формирование из юных учениц благочестивых девушек, убежденных в вере будущих матерей. Однако в 14 лет она пережила кризис веры: её незаслуженно укорил и обидел словом духовный наставник аббат Мартен.
… я с ужасом смотрела на самозванца, которого долгие годы принимала за выразителя воли Божией. У меня возникло ощущение, будто он задрал сутану, а под ней оказались юбки святош; церковное облачение было лишь маскарадным костюмом, под которым пряталась жадная до сплетен кумушка. Исповедальню я покинула кипя гневом и решила, что ноги моей больше там не будет; для меня стало так же невозможно преклонить колени перед аббатом Мартеном, как перед «воробьиным пугалом»[6].
После Симон объявила себя атеисткой и переключила своё внимание с религии на математику, литературу и философию. Симона всегда хотела быть писательницей и учительницей, а не матерью и женой и продолжала активно учиться. Образование стало её главным билетом в жизнь.
Окончила школу в 1925 году, изучала математику в Католическом институте Парижа, филологию в институте Сен-Мари-де-Нейи. Через год получила диплом Парижского университета по литературе и латинскому языку. Когда Симона начинала думать о получении образования, Высшая нормальная школа в 1925 году оставалась закрытой для женщин. Набор студенток открывали только на один год — 1910, а затем закрыли до 1927 года[7]. Вместо Высшей нормальной школы она посещала ряд женских учебных заведений. В книге «Второй пол» (1949) исследует как раз ограничения, с которыми сталкивались женщины. В 1927 году получила диплом по философии и стала девятой женщиной, окончившей Сорбонну. На учительской практике познакомилась с Морисом Мерло-Понти и Клодом Леви-Строссом, работала с ними в одной школе. Весной 1928 года она получила степень бакалавра искусств. В 1929 году на факультете искусств встретилась с Жан-Полем Сартром, Полем Низаном, Рене Майо. Молодые люди дали ей кличку Бобёр Кастор, видимо, из-за её постоянной занятости и каламбур на её фамилию (похоже на английское слово «beaver») Начала готовиться к конкурсу по философии — экзамену. Первое место на экзамене получил Жан-Поль Сартр, второе — Симона. Знакомство с Сартром переросло в отношения, которые продлились всю жизнь[5].
Симона де Бовуар бунтовала против буржуазного стиля жизни: она предана работе, любви к путешествиям, решению не заводить детей и нетрадиционному выбору партнёра. Она представила эти принципы в первом томе автобиографии «Воспоминания благовоспитанной девицы» (1958), позже в мемуарах о смертельной болезни матери «Очень лёгкая смерть» (1964), где продолжила размышлять о собственном буржуазном происхождении.
В течение длительного знакомства Сартр и Бовуар начали думать о женитьбе, но не хотели буржуазного брака и детей. Они заключают двухлетний договор, после чего решат продлевать ли его или нет. В мемуарах она пишет следующее[7]:
«В стороне от стены находилось что-то вроде балюстрады, служившей спинкой, а в похожем на клетку пространстве за ней мяукала кошка. Бедняжка была слишком велика, чтобы выбраться наружу; как же она вообще попала внутрь? Пришла женщина и накормила кошку мясом. А Сартр сказал: "Давай подпишем двухлетний договор"».
«Манифест любви»
Вместо предложения руки и сердца Сартр объявил своей избраннице «манифест любви»: во-первых, никакой собственности и совместного хозяйства. Жить в гостинице, причём на разных этажах. Полная свобода передвижений. Каждый может уезжать и приезжать, когда захочет[8]. Во-вторых, полное право обеих сторон на случайные связи и влюблённости. В-третьих, предельная откровенность друг с другом. Симона приняла этот манифест безоговорочно, не представляя, чем этот «брак» для неё обернётся. Для Жан-Поля Сартра и Симоны де Бовуар открытые отношения были философским выбором, которая воплотила их теорию свободы в жизнь. Они считали буржуазную модель брака с гендерными ролями, стремлением к накоплению имущества и рождению детей «непривлекательным»[7]. Сартр не отпускал её до конца своих дней. «Моя несравненная любовь, — писал он Симоне. — Ты самая совершенная, самая умная, самая лучшая и самая страстная. Ты не только моя жизнь, но и единственный искренний в ней человек». Тем не менее он продолжал заводить романы с другими[9]. Как бы то ни было, Симона де Бовуар в творческом союзе с Сартром в глазах дальней публики всегда была второй, чему способствовала и сама Бовуар, говоря о себе: «вторая только после Сартра», — что в глазах многих феминистских теоретиков выглядело как интеллектуальный изъян и признание ею собственной не самодостаточности[10].
В годы Второй мировой войны
Симона де Бовуар работала учителем в различных средних школах после получения лицензии на государственное образование. В 1931 году она получила должность в Марселе, а Сартра отправили на преподавательскую должность в Гавр, через год она переехала в Руан. После нацистской оккупации Франции Бовуар была уволена с должности в парижской средней школе, в которой она работала с 1936 по 1939 год, преподавала литературу и философию. В оставшиеся годы Второй мировой войны посвятила себя писательству и в 1943 году опубликовала свой первый роман «Гость». В этом же году вышла её первая масштабная работа «Приглашённая», которая описывала любовный треугольник между Бовуар, Сартром и Ольгой Косакевич, связанные с восприятием другого человека в паре. После выхода этой работы вышли «Кровь других» (1945) и «Все люди смертны» (1946), которые также были сосредоточены на исследовании экзистенциализма. В романе «Кровь других» она описывает Сопротивление, где бунтарские действия сопоставляются с чувством вины, которое возникает из-за необходимости подвергать людей опасности[11]. В это время она также дописывает эссе под названием «Пирр и Цинеас», где выводит принцип смелости за пределы войны в более личную сферу. Сюжет эссе взят из классического источника «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха. Сюжет повествует о греческом полководце Пирре, который занят победами, зная, что впереди ещё много сражений. Его советник Цинеас спрашивает полководца о том, что же он собирается делать, когда победит всех и захватит власть над миром. В 1945 году Симоне де Бовуар вновь разрешили преподавать, основывает литературно-политический журнал «Новое время» («Les Temps Modernes»), где Сартр и Мерло-Понти и их друзья писали философские эссе и статьи[12]. В 1946 году Сартр вместе с матерью переехал в квартиру на улицу Бонапарта, 42, куда Бовуар стала приходить в гости: они сидели бок о бок за двумя столами и работал. В документальном фильме 1967 года показан процесс совместной работы Сартра и Бовуар: оба неустанно курят, стоит тишина, нарушаемая только скрежетом ручек. Де Бовуар пишет, Сартр читает рукопись[7].
В Америке
В 1947 году Симона де Бовуар совершила поездку по известным американским городам и штатам: Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Техас, Флорида, Новый Орлеан, и сразу же, по горячим следам, написала и издала книгу «Америка день за днём», описывающая её путешествие по Америке в течение четырёх месяцев в 1947 году[13]. Целью её поездки, спонсируемой правительством Франции, было прочесть лекции в колледжах и университетах на тему «этические проблемы послевоенного писателя»; посетила джаз-клубов (этот жанр любили Сартр и Бовуар), кинотеатров, выступила с различными политическими критическими замечаниями в адрес Соединенных Штатов. За четыре месяца своего визита она прочитала двенадцать лекций: в Вассаре, Оберлине, Миллс-колледже и Гарварде. На протяжении поездки вела дневник, в котором поражалась способам доставки писем в своём отеле, покупка жетоном для марок. В Чикаго она знакомится с Нельсоном Олгреном, писателем, который рассказывает о наркоманах, проститутках, изнаночной стороне американской жизни. Она влюбляется в него, встречается с ним в течение трёх лет[14]. Её привлекала Америка, но расовое неравенство, причём не только на Юге страны, ужасало. Де Бовуар, как и Сартра ранее, была потрясена отсутствием контакта между чёрными и белыми. Она самостоятельно посетила Гарлем, афроамериканский квартал в северной части нью-йоркского бо́ро Манхэттен, не обращая внимание на предупреждения белых ньюйоркцев.
«Второй пол»
Наблюдая за положением женщины во Франции и других странах Запада и Востока, Бовуар все больше углубляется в проблематику взаимоотношений женщины и мужчины. В 1949 выходит книга «Второй пол» (Le deuxième sexe, состоит из двух томов: «Факты и мифы» и «Жизненный опыт»), которая приносит ей мировую славу. Сначала «Второй пол» увидел свет во Франции, а потом практически во всех странах Запада. После публикации книга «Второй пол» вызвала много споров. Она была быстро включена в «Список запрещённых книг» католической церкви[3].
В этом произведении Симона дает глубокий и всесторонний анализ проблем, связанных с порабощением женщины родом, в онтологическом, экономическом, социальном, психологическом и биологическом контекстах. Писательница рассуждает о свободе, ответственности и отношениях[11]. Идею книги ей подсказал Сартр и что именно он «настаивал» на её публикации, а также, что она его «не подвела» и обещание выполнила[10]. В этой работе философ представил ряд идей, которые идентифицировали её как феминистку и в то же время определили многие аспекты этого движения. После перевода книги на английский язык в 1953 году — за три года до «Бытия и ничто» Сартра и за девять лет до «Бытия и времени» Мартина Хайдеггера — «Второй пол» оказал даже большее влияние в Великобритании и Америке, чем во Франции. Эту книгу считают самым влиятельным произведением экзистенциалистского движения. По мнению Бовуар, самым большим препятствием для женщин является приобретённая ими тенденция воспринимать себя не как трансцендентный субъект[15], а как «другого». Она опирается на работы Георга Гегеля, которого читала во время войны и который анализировал, как соперничающие сознания борются за господство, причём одно играет роль «хозяина», а другое — «раба»[7]. С помощью фразы «Женщиной не рождаются, ею становятся» Симона де Бовуар разделила понятия «пол» и «гендер». Она писала, что гендер приобретается постепенно, в отличие от пола. Писательница утверждает, что мужчины создали мир, в котором женщина — это «второй пол». Так в книге-эссе «Второй пол» Симона последовательно и доказательно поведала о том, как на протяжении тысячелетий женщина становилась «добычей и имуществом» мужчины. Известный французский психолог, феминистка нового поколения Элизабет Бадентер писала о влияние «Второго пола»:
Симона де Бовуар освободила миллионы женщин от тысячелетнего патриархального рабства[12].
Роман «Мандарины»
Появление в 1954 году философского романа Симиона де Бовуар «Мандарины» стала особой вехой в истории экзистенциалистской литературы.
«Мандарины» — это не только крик души писателя, не чистые мемуары, но и не полностью художественный вымысел. Воспоминания и выдумка сложились в романе в четкую систему, ключ к которой можно подобрать посредством осмысления двух главных персонажей и сравнения их с личностью Бовуар и её ближайшим окружением[16].
В романе «Мандарины» она описывает события и эмоции от конца войны и страха перед бомбой до обсуждения советских лагерей и судебных процессов, плюсов и минусов политической приверженности, любовных отношений и драк. За эту работу она получила Гонкуровскую премию[12], и на гонорары купила квартиру на улице Виктора Шельшера рядом с кладбищем Монпарнас. Вместе с ней переехал новый любовник, 27-летний Клод Ланцман. О связи с юношей, который был моложе её на 20 лет, Симона писала Сартру: «Его близость освободила меня от бремени моего возраста. Благодаря ему я вновь обрела способность радоваться, удивляться, пугаться, смеяться, воспринимать окружающий мир»[17].
Последние годы
К 1970-м годам Симона де Бовуар признала, что она сторонница феминистской борьбы и была связана с женским освободительным движением во Франции, которое, среди прочего, выступало за легализацию абортов (что было достигнуто в 1974 году)[18].
К 1989 году «Второй пол» становится насколько популярным, что создаётся телепрограмма и книга «Дочери де Бовуар», в которой собрались истории женщин, жизнь которых изменилась после прочтения её работ в 1950—1970-х годах. Помимо этой работы, женщины черпали вдохновение в четырёх томах автобиографии Симоны де Бовуар, которые начались с «Воспоминаний благовоспитанной девицы» 1958 года и продолжались до «В общем» в 1972 году[7].
Симона де Бовуар до конца жизни Жан-Поля Сартра находилась рядом с ним. У Сартра накапливаются проблемы со здоровьем: переживает инсульт, провалы в памяти, начинаются проблемы с зубами, он часто уходит в себя. В такие моменты Бовуар однажды спросила, о чём он думает: «Ни о чём. Меня здесь нет». В последние месяцы жизни за ним ухаживают Симона де Бовуар, его спутница Арлетт Элькайм-Сартра, которую он удочерил, чтобы дать ей законные права, и Мишель Виан. Когда Сартра не стало, вечером 14 апреля 1980 года, Симона была опустошена, она писала: «Его смерть разлучила нас. Моя смерть не соединит нас снова. Вот так обстоят дела. Само по себе великолепно, что мы смогли прожить наши жизни в гармонии так долго»[7].
Через год после смерти спутника жизни она опубликовала «Церемонию прощания» (1981), в которой говорила о конце дней философа Жан-Поля Сартра. В более поздние годы она опубликовала часть своей переписки[10].
Смерть
Симона де Бовуар была больна циррозом печени, осложнения привели к тому, что 20 марта 1986 года её госпитализировали. После нескольих недель восстановления после операции и борьбы с закупоркой лёгких она впала в кому и скончалась 14 апреля 1986 года в Париже, она прожила ровно шесть лет после смерти Сартра. Все эти годы она возглавляла журнал «Les Temps Modernes», редакция которой собиралась у неё дома. Её похоронили рядом с Жан-Полем Сартром на кладбище Монпарнас. В 1980 году Бовуар удочерила Сильви Ле-Бон, которая стала наследницей её литературных прав и которая также ухаживала за Симоной вместе с Клодом Ланцманом и другими друзьями. Ле-Бон отвечала за публикацию большей части неопубликованной переписки французского философа[9].
На похоронах присутствовали тысячи людей, внутри, у могилы, Ланцман прочитал отрывок из последних страниц третьего тома её автобиографии «Сила обстоятельств», размышляя о смерти, жизни и потере. Она писала:
«Я с грустью думаю обо всех книгах, что я прочла, обо всех местах, что я видела, обо всех знаниях, которые я накопила и которых больше не будет. Вся музыка, все картины, вся культура, так много мест: и вдруг ничего. От них нет мёда, от этих вещей, они не могут никого накормить. В крайнем случае, если мои книги всё ещё читают, читатель подумает: мало ли чего она не видела! Но та уникальная сумма вещей, тот опыт, которым я жила, со всей его упорядоченностью и случайностью — опера Пекина, арена Уэльвы, кандомбле в Баие, дюны Эль-Уэда, проспект Вабансия, рассветы в Провансе, тиринф, речь Кастро к пятистам тысячам кубинцев, серого цвета небо над морем облаков, пурпурный остролист, белые ночи Ленинграда, колокола Освобождения, оранжевая луна над Пиреем, красное солнце, встающее над пустыней, Торчелло, Рим, всё то, о чём я говорила, и то, что я оставила невысказанным, — нет места, где всё это будет жить снова»[19].
Она написала эти строки за двадцать три года до смерти. Мысли о преждевременной смерти записаны в исследовании «Старость» (1970) и в последнем томе автобиографии «В общем».
Библиография
- Книги на русском языке
- Симона де Бовуар. Второй пол. В 2 Т. / Пер. с фр., общ. ред. и вступ. ст. С. Г. Айвазовой, коммент. М. В. Аристовой. — М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. — 832 с. — (Библиотека феминизма). ISBN 5-01-003638-X.
- Симона де Бовуар. Мандарины = Les Mandarins / Пер. с фр. Н. А. Световидовой, статья, примеч. Н. И. Полторацкой. — М.: Ладомир, 2005. — 618 с. — (Литературные памятники). — 2000 экз. — ISBN 5-86218-452-X.
- Симона де Бовуар. Воспоминания благовоспитанной девицы = Memoires d'une jeune fille rangee / Пер. с фр. М. Аннинской, Е. Леоновой. — М.: Согласие, 2004. — 496 с. — 5000 экз. — ISBN 5-86884-123-9.
- Симона де Бовуар. Сила обстоятельств = Le force des choses / Пер. с фр. Н. Световидовой. — М.: Флюид, 2008. — 496 с. — (Роман с жизнью). — 2000 экз. — ISBN 978-5-98358-110-4.
- Симона де Бовуар. Недоразумение в Москве / Пер. с фр. Н. Хотинской. — Москва: Эксмо, 2015. — 208 с. — ISBN 978-5-699-83202-6.
- Симона де Бовуар. Очень лёгкая смерть / Предисл. Л. Токарева. — М.: Республика, 1992. — 414 с. — ISBN 5-250-02132-х.
- Симона де Бовуар. Прелестные картинки / Пер. с фр. Л. Зониной. — М.: Азбука, 2009. — 224 с. — ISBN 978-5-9985-0240-8.
- Симона де Бовуар. Трансатлантический роман. Письма к Нельсону Ольгрену 1947—1964 / Пер. с фр. И. Мягковой при участии А. Зверева, предисл. С. Ле Бон де Бовуар. — М.: Искусство, 2003. — 616 с. — ISBN 5-85200-413-8.
- Симона де Бовуар. Зрелость / Пер. с фр. Н. Световидовой. — М.: Эксмо, 2018. — 640 с. — ISBN 978-5-699-87375-3.
- Симона де Бовуар. Гостья / Пер. с фр. Н. Световидовой. — М.: Эксмо, 2021. — 480 с. — ISBN 978-5-04-112171-6.
- Симона де Бовуар. Неразлучные / Пер. с фр. И. Кузнецовой. — М.: АСТ : CORPUS, 2021. — 160 с. — ISBN 978-5-17-127274-6.
Память
- Её имя носит Институт Симоны де Бовуар Факультета искусств и наук канадского университета Конкордия, почётным доктором которого она была при жизни[20].
- В VI округе Парижа в квартале Сен-Жермен-де-Пре есть площадь Жана-Поля Сартра и Симоны де Бовуар.
- В июле 2006 года в Париже открыли новый мост через Сену, названный именем Симоны де Бовуар.
- В городе Кретей и в коммуне Вильнёв-д’Аск есть коллежи имени Симоны де Бовуар.
- В округе Мо есть улица Симоны де Бовуар.
- В Брюсселе и Барселоне есть парки имени Симоны де Бовуар.
- В 2008 году в ознаменование столетия со дня рождения писательницы была учреждена «Премия Симоны де Бовуар за свободу женщин», вручаемая за свободу прав женщин[21].
Примечания
- ↑ Семашко Ирина Ильинична, гл.Симона де Бовуар.
- ↑ Барчунова Т. В. Симона де Бовуар . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 28 июня 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Пахсарьян Н. Т. «Второй пол» Симоны де Бовуар и судьбы феминизма в современной литературе . Дата обращения: 30 июня 2024.
- ↑ Воспоминания благовоспитанной девицы, с. 1—33,34.
- ↑ 5,0 5,1 Карусель В. «Абсолютные истины Симоны де Бовуар» // «Вокруг света». — ООО «Вокруг света», 2008. — Апрель.
- ↑ Воспоминания благовоспитанной девицы, стр.61.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 Бейквелл С. В кафе с экзистенциалистами. Свобода, бытие и абрикосовый коктейль. — М.: Эксмо, 2023. — 416 с. — ISBN 978-5-04-162183-4.
- ↑ Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар. Аллюзия любви. — Москва: ООО «Алгоритм-Книга», 2007. — 238 с. — ISBN 978-5-9265-0527-3.
- ↑ 9,0 9,1 «Манифест любви» Сартра и Симоны де Бовуар: свобода превыше всего . Культурология. РФ. Дата обращения: 3 июля 2024.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 А. Усманова. Феменизм и философия после Симоны де Бовуар // журнал «ТОПОС». — 2010. — Март. — С. 9—10.
- ↑ 11,0 11,1 Бовуар . Электронная библиотека ИФ РАН «Новая философская энциклопедия». Дата обращения: 29 июня 2024.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 Светлана Айвазова. Симона де Бовуар: жизнь - самосуществование . Дата обращения: 2 июля 2024.
- ↑ Францев Ф. С. Путешествие Симоны де Бовуар в Америку 1940-х годов. И современный феминистский дискурс . Дата обращения: 3 июля 2024.
- ↑ Трансатлантическая любовь. Письма де Бовуар к Нельсону Олгерну 1917-1954 гг. . Дата обращения: 2 июля 2024.
- ↑ Роббо М. В. Проблема трасцендентального субъекта и её обоснование в критической философии Канта . Белорусский госуниверситет. Дата обращения: 4 июля 2024.
- ↑ Карельская Ю. В. Творческий метод Симона де Бовуар (на примере романа «Мандарины» . Дата обращения: 2 июля 2024.
- ↑ Вулф В. Великие мужчины XX века. — Москва, 2023. — ISBN 978-5-9955-1054-0.
- ↑ Философия женщин XX века. Феминистический экзистенциализм Симоны де Бовуар . Ievelvan.. Дата обращения: 3 июля 2024.
- ↑ Сила обстоятельств: Мемуары, 2007, стр. 407.
- ↑ Институт Симоны де Бовуар . Дата обращения: 12 декабря 2023.
- ↑ Премию Симоны де Бовуар получила российская писательница . Коммерсанть (24 декабря 2010). Дата обращения: 12 декабря 2023.
Литература
- Бовуар де С. Воспоминания благовоспитанной девицы. — М.: Согласие, 2004. — 170 с. — ISBN 5-86884-123-9.
- Семашко И. И. 100 Великих женщин. — М.: Вече, 1999. — 572 с. — ISBN 5-9533-0491-9.
- Бейквелл С. В кафе с экзистенциалистами. Свобода, бытие и абрикосовый коктейль. — М.: Эксмо, 2023. — 416 с. — ISBN 978-5-04-162183-4.
- Бовуар де С. Очень лёгкая смерть. — М.: Республика, 1992. — 414 с. — ISBN 5-250-02132-х.
- Бовуар де С. Сила обстоятельств: Мемуары. — Москва: ООО Издательский дом «Флюид», 2007. — 408 с. — ISBN 978-5-98538-110-4.
- Бовуар де С. Второй пол. — Москва: Азбука, 2022. — 928 с. — ISBN 978-5-389-19463-2.
- Сартр Ж.-П., Бовуар С. Аллюзия любви. — Москва: ООО «Алгоритм-Книга», 2007. — 238 с. — ISBN 978-5-9265-0527-3.
Ссылки
- «Манифест любви» Сартра и Симоны де Бовуар: свобода превыше всего . Культурология. РФ. Дата обращения: 3 июля 2024.
- А. Усманова. Феменизм и философия после Симоны де Бовуар // журнал «ТОПОС». — 2010. — Март. — С. 9—10.
- Вероника Карусель. «Абсолютные истины Симоны де Бовуар» // «Вокруг света». — ООО «Вокруг света», 2008. — Апрель.
- Францев Фёдор Сергеевич. Путешествие Симоны де Бовуар в Америку 1940-х годов. И современный феминисткий дискурс . Дата обращения: 3 июля 2024.
- Путешествие Симоны де Бовуар в Америку 1940-х годов. И современный феминистский дискурс . Дата обращения: 28 июня 2024.
- Бовуар . Электронная библиотека ИФ РАН «Новая философская энциклопедия». Дата обращения: 29 июня 2024.
- Философия женщин XX века. Феминистический экзистенциализм Симоны де Бовуар . Ievelvan.. Дата обращения: 3 июля 2024.
- Светлана Айвазова. Симона де Бовуар: жизнь - самосуществование . Дата обращения: 2 июля 2024.
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Знание.Вики. |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:Страницы с модулем ФИО со ссылкой на другую статью
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Париже
- Умершие в Париже
- Философы по алфавиту
- Знание.Вики:Хорошие статьи о людях
- Знание.Вики:Хорошие статьи о поэтах и писателях
- Знание.Вики:Хорошие статьи о культуре и обществе
- Знание.Вики:Хорошие статьи по алфавиту
- Женщины Франции в войнах
- Женщины-учёные
- Женщины-философы Франции
- Лауреаты Австрийской государственной премии по европейской литературе
- Персоналии:Этика
- Писательницы Франции
- Похороненные в Париже
- Похороненные на кладбище Монпарнас
- Социальные философы
- Теоретики феминизма
- Философы-феминистки
- Французские писательницы XX века
- Экзистенциалисты