Франкл, Виктор

Материал из «Знание.Вики»
Виктор Эмиль Франкл
Виктор Эмиль ФранклВиктор Эмиль Франкл
Место рождения Вена, Австро-Венгрия
Научная сфера психиатрия, психология
Награды и премии

Большой Офицерский Крест 1 степени ордена Почёта за Заслуги перед Австрией, Большой Офицерский Крест 2 степени ордена Почёта за Заслуги перед Австрией

Австрийский почётный знак За науку и искусство, Кавалер Большого Креста со звездой ордена За заслуги перед ФРГ

Ви́ктор Эми́ль Франкл (нем. Viktor Emil Frankl; 26 марта 1905, Вена, Австро-Венгрия-2 сентября 1997, Вена, Австрия) — австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря, основатель логотерапии — нового направления в психологии, которое описывает поиск смысла жизни как главную движущую силу человека. Франкл является автором знаменитой книги «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере», основанной на его опыте выживания в концентрационных лагерях. Его вклад в области психологии связан с признанием смысла как центрального фактора психического здоровья человека[1].

Биография

Ранние годы

Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене, в еврейской семье среднего достатка. Его отец, Габриэль Франкл, был государственным служащим в министерстве социальных услуг. Мать, Эльза Лион, была домохозяйкой. С ранних лет Виктор проявлял незаурядный интерес к вопросам психологии и смысла жизни. Ещё будучи гимназистом, он посещал вечерние занятия по прикладной психологии в народном университете. В старших классах Франкл написал дипломную работу на тему «Психология философского мышления».

После окончания гимназии в 1923 году с отличием, Франкл поступил на медицинский факультет Венского университета. Во время учёбы он активно занимался исследованиями в области неврологии, психиатрии и особенно психологии депрессий и самоубийств. Франкл рано начал публиковаться — его первая научная статья вышла в 1924 году в «Международном журнале психоанализа», когда автору было всего 19 лет. В студенческие годы он вёл переписку с самим Зигмундом Фрейдом[2], а позднее входил в круг учеников Альфреда Адлера. Однако вскоре Франкл разошёлся с ними во взглядах, утверждая, что первичной мотивационной силой человека является не стремление к удовольствию (как считал Фрейд) и не воля к власти (как полагал Адлер), а поиск смысла своего существования.

В 1924 году Франкл также возглавил социалистическое молодёжное движение старшеклассников при Социал-демократической партии Австрии. Будучи на этом посту, он разработал специальную программу психологической поддержки для подростков в период сдачи экзаменов. Успех программы был впечатляющим — за год не было зафиксировано ни одного подросткового суицида, что привлекло к молодому Франклу внимание руководства города. К моменту получения медицинской степени в 1930 году Виктор Франкл, которому было всего 25 лет, уже заявил о себе как о незаурядном мыслителе и организаторе.

Начало карьеры и создание логотерапии

После окончания университета Франкл получил обширную практику в качестве невролога и психиатра в различных клиниках Вены[3]. С 1933 по 1937 год он заведовал так называемым «павильоном самоубийц» в одной из больниц — отделением для женщин, подверженных риску суицида. За 4 года через его руки прошло более 3000 пациенток. Благодаря работе Франкла, многим из них удалось помочь, а этот уникальный опыт позволил ему глубже разобраться в психологических причинах, толкающих людей на добровольный уход из жизни.

Франкл пришёл к выводу, что в основе подавляющего большинства суицидальных попыток лежит так называемый «экзистенциальный вакуум» — ощущение утраты смысла, бесцельности и пустоты своего существования. На основе этой идеи он начал разрабатывать новый метод психотерапии — логотерапию (от греч. logos — смысл), ставящую во главу угла обретение человеком смысла своей жизни. Согласно Франклу, только наполненная смыслом жизнь даёт человеку опору перед лицом страданий, делает его способным вынести даже самые тяжёлые испытания.

Основные положения логотерапии Франкл изложил в вышедшей в 1938 году статье «Экзистенциальный анализ и проблемы времени». В ней, в частности, утверждалось, что человек всегда свободен найти и реализовать смысл, даже в безвыходной ситуации. Эта свобода составляет необходимое условие психического здоровья. Задача психотерапевта, по мысли Франкла, — помочь пациенту обрести свой уникальный смысл через принятие ответственности, через служение делу или любовь к другому.

С 1940 года Франкл возглавлял неврологическое отделение Ротшильдовской больницы — единственной на тот момент клиники в Вене, где евреям ещё дозволялось лечиться и работать. Здесь он активно применял разработанный им логотерапевтический метод, стремясь помочь пациентам даже в условиях наступавшей нацистской угрозы.

Испытания войны и послевоенный период

Трагический перелом в жизни и работе Франкла наступил в 1942 году, когда он вместе с женой Тилли и родителями был депортирован в концентрационный лагерь Терезиенштадт (Терезин). Там в феврале 1943 года от пневмонии умер его 67-летний отец Габриэль. Мать и брат Виктора позднее погибли в газовых камерах Освенцима, а любимая жена Тилли скончалась в Берген-Бельзене незадолго до освобождения лагеря. В живых осталась только сестра Стелла, эмигрировавшая в Австралию.

Самому Франклу пришлось пройти через ужасы заключения в 4 разных лагерях — Терезине, Освенциме, Кауферинге и Тюркхайме. Несмотря на нечеловеческие условия, голод, болезни, изнурительный труд и ежедневную угрозу смерти, он не пал духом. Напротив, стремился поддерживать других узников, многие из которых находились на грани отчаяния и готовы были покончить с собой. Франкл пытался зажечь в них искру надежды, помочь обрести смысл даже в невыносимых страданиях. Позднее он напишет: «Я давал понять своим товарищам, что человеческая жизнь всегда имеет смысл, и этот бесконечный смысл жизни включает в себя также страдания и умирание, лишения и смерть»[4].

Страшный опыт концлагерей полностью подтвердил правоту разработанной Франклом концепции логотерапии. Стремление осуществить свой смысл оказалось той силой, что помогала людям выживать в нечеловеческих условиях. Как вспоминал позднее Франкл: «Не будет преувеличением сказать, что в концлагере выжили в первую очередь те, у кого было  «зачем» жить». Свой личный смысл Франкл видел в том, чтобы выжить и рассказать миру об уроках, извлечённых из ужасов лагерной жизни. Эта цель придавала ему сил.

После освобождения лагерей в апреле 1945 года, потерявший почти всех близких Франкл вернулся в Вену. Менее чем за 9 дней он написал свою самую знаменитую книгу «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере» (впервые изданную анонимно в 1946 г.). Опираясь на собственный опыт выживания на краю смерти, автор развивал идеи логотерапии как метода обретения смысла через принятие неизбежных страданий. Книга стала мировым бестселлером, переведена более чем на 30 языков.

С 1946 по 1970 год Франкл возглавлял неврологическое отделение Венской поликлиники, параллельно развивая своё психотерапевтическое учение и ведя обширную лекторскую деятельность. С 1948 года до отставки он был профессором неврологии и психиатрии Венского университета, а также приглашённым профессором в Гарварде, Южном методистском университете (Техас) и ряде других.

В 1947 году Франкл женился повторно — его супругой стала Элеонора Шиндлер, в браке с которой родилась дочь Габриэлла. В 1948 году он получил степень доктора философии, защитив диссертацию по экзистенциальному анализу и логотерапии.

На протяжении всей жизни Франкл очень много путешествовал, читая лекции и проводя семинары по всему миру. Он стал лауреатом многочисленных премий, почётным доктором 29 университетов, послом мира ООН. В Вене и нескольких других городах мира действуют институты логотерапии его имени. Свою последнюю книгу Франкл закончил в возрасте 92 лет, незадолго до смерти[5].

Умер Виктор Франкл 2 сентября 1997 года в Вене от сердечной недостаточности. Его идеи не потеряли своего значения и сегодня, находя подтверждение в опыте и судьбах тысяч людей по всему миру. Как написал однажды сам Франкл: «Я считаю своим долгом говорить от имени миллионов погибших и свидетельствовать о том, что жизнь имеет смысл и сохраняет его при любых обстоятельствах».

Логотерапия и экзистенциальный анализ

Философские основания

В основе разработанного Виктором Франклом метода логотерапии и экзистенциального анализа лежит философская концепция человека как духовного, свободного и ответственного существа. Опираясь на идеи экзистенциальных мыслителей (Серена Кьеркегора, Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса и др.), Франкл рассматривает человеческую личность в её целостности и уникальности, в непосредственной связи с «пограничными ситуациями» бытия — страданием, борьбой, смертью[6].

Согласно Франклу, духовное измерение составляет сущностное ядро личности, её «ноэтическое» (от греч. «ноос» — дух, смысл) начало. Именно благодаря нерасторжимой связи с миром духовных ценностей и смыслов человек способен возвыситься над своей психофизической обусловленностью, проявить себя как свободное и самоопределяющееся существо. «Духовная свобода человека, которую у него нельзя отнять, побуждает его принять ответственность за свою жизнь», — писал Франкл.

Центральным понятием логотерапии является «стремление к смыслу» (нем. Der Wille zum Sinn), заложенное в человеке изначально. Осуществляя смысл своей жизни, личность реализует себя, «трансцендирует», то есть преодолевает внешнюю и внутреннюю данность во имя ценностей и идеалов. При этом обретение смысла требует выхода за пределы узко понятого «Я», самоотдачи и сопричастности внешнему миру. Утрату человеком смысловой перспективы Франкл называет «экзистенциальным вакуумом» и связывает с ним ряд неврозов и патологических зависимостей.

Свобода, по Франклу, неотделима от ответственности. Каждый человек несёт ответственность за реализацию уникальных смыслов, заложенных в его «жизненном задании». Осознанный личностный выбор всегда совершается перед лицом объективных ценностей — созидания, переживания, отношения. Даже страдание, если оно принимается сознательно и достойно, обретает высший смысл.

Таким образом, Франкл постулирует три основополагающих принципа своего учения[5]:

  • свобода воли (свобода выбирать своё отношение к обстоятельствам);
  • воля к смыслу (стремление к обретению жизненного предназначения);
  • смысл жизни (объективное духовное содержание жизненных ситуаций).

Эти принципы задают ценностный и методологический каркас логотерапевтической работы с человеком.

Методы и техники

Логотерапия как практический метод ставит целью помочь человеку в обретении смысла жизни в любых, даже самых трудных обстоятельствах. При этом упор делается не столько на избавление от конкретных симптомов, сколько на высвобождение духовного потенциала личности, её «самотрансценденцию» — способность выйти за рамки наличной психофизической данности. По Франклу, даже здоровый человек нуждается в том, чтобы быть направляемым ценностями и устремлённым к смыслам[7].

Собственно психотерапевтическая техника в логотерапии менее разработана, чем её философско-методологическая база. Франкл полагал, что выбор конкретных методик должен определяться запросом и особенностями клиента, а также опытом и квалификацией консультанта. При этом он подчёркивал, что техника вторична по отношению к фундаментальным ценностям и целям: не человек служит методу, а метод — человеку.

Тем не менее, Франкл выделял три специфических приёма логотерапевтической работы:

  1. Парадоксальная интенция (от лат. intentio — стремление, направленность). Этот приём заключается в побуждении клиента к своеобразному «одобрению» своих невротических симптомов или фобий, гротескному «заигрыванию» с ними. Например, человеку с навязчивым страхом покраснеть предлагается специально демонстрировать окружающим своё покрасневшее лицо. Тем самым достигается «отстранение» от симптома, ослабление вызванной им эмоциональной напряжённости. Парадоксальная интенция, подчёркивал Франкл, не является обычным отвлечением или рационализацией, она помогает раскрыть духовное «несовпадение» личности со своим психофизическим «фасадом».
  2. Дерефлексия (от лат. de- — приставка со значением отделения, удаления + reflexio — обращение назад). Эта методика направлена на устранение «гиперрефлексии», то есть избыточной сосредоточенности на своих переживаниях и ощущениях. Дерефлексия предполагает переключение внимания на объективные задачи, внешнюю активность, позволяет естественным образом «забыть» о болезненных самоощущениях. Например, при лечении сексуальных расстройств предлагается сконцентрироваться не на технике полового акта, а на эмоциональном и духовном контакте с партнёром. Смысловая направленность вовне, согласно Франклу, является одним из важных условий душевного здоровья.
  3. Модуляция установок. Этот приём помогает пациенту выработать осознанное отношение к тем жизненным ситуациям, которые он не в силах изменить. С помощью сократического диалога терапевт побуждает клиента к принятию неустранимых обстоятельств как условия для проявления своих лучших душевных качеств — мужества, достоинства, самоотверженности. Особенно важна модуляция установок в работе с безнадёжно больными, инвалидами, пережившими тяжёлые утраты. В предельных случаях Франкл рекомендовал обращаться и к открыто религиозным ценностям, находить опору в вере.

Все эти приёмы объединены общим стремлением высветить в сознании клиента «смысловое измерение» — пространство свободного личностного выбора, не сводимое к набору психических функций и реакций. При этом логотерапевт выступает не отстранённым экспертом, а собеседником и соучастником внутреннего диалога. Он должен не навязывать пациенту готовые схемы, а помогать ему прояснять и формировать свою уникальную «смысловую картину мира»[8].

Библиография

  1. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере / Пер. с нем. — М.: Смысл, 2004.
  2. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере / Пер. с нем. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2009. — 239 с.
  3. Франкл В. Воспоминания = Was nicht in meinen Büchern steht Lebenserinnerungen. — М.: Альпина нон-фикшн, 2015. — 196 с.
  4. Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный анализ: Статьи и лекции = Logotherapie und Existenzanalyse. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 344 с.
  5. Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия = Das Leiden am sinnlosen Leben. Psychotherapie für heute. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2016. — 96 с.
  6. Виктор Франкл. Подсознательный бог. Психотерапия и религия = Viktor E. Frankl. Der unbewußte Gott. Psychotherapie und Religion. — М.: Альпина нон-фикшн, 2022. — 218 с.
  7. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.: ил.
  8. Франкл В. Доктор и душа / Пер. с англ. — СПб.: Ювента, 1997.
  9. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия / Пер. с нем. — СПб.: Речь, 2000.
  10. Франкл В. Воля к смыслу = The will to meaning / Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс; Эксмо-Пресс, 2000. — 97 с.
  11. Франкл В. Психотерапия на практике / Пер. с нем. — СПб.: Речь, 2001.
  12. Франкл В. Теория и терапия неврозов: Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ / Пер. с нем. — СПб.: Речь, 2001.

Примечания

  1. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского..
  2. Sigmund Freud's Life, Theories, and Influence.
  3. Batthyány, Alexander, ed. (2016). Logotherapy and Existential Analysis. Proceedings of the Viktor Frankl Institute Vienna, Volume 1. Springer International. pp. 3–6..
  4. Noble, Holcomb B. (4 September 1997). Dr. Viktor E. Frankl of Vienna, Psychiatrist of the Search for Meaning, Dies at 92. The New York Times. p. B-7..
  5. 5,0 5,1 Франкл, Виктор / Леонтьев Д. А. // Уланд — Хватцев[Электронный ресурс. — 2017. — С. 535—536. — (Большая российская энциклопедия :[в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 33).].
  6. Lantz, James E. «Family logotherapy.» Contemporary Family Therapy 8, no. 2 (1986): 124-35..
  7. Лэнгле А. Виктор Франкл. Портрет / Пер. с нем. Я. А. Дюковой, А. К. Судакова, В. К. Загвоздкина; Под науч. ред. В. К. Загвоздкина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН): Институт экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии, 2011. — 247 с..
  8. Уколова Е. М. Идея личности в учении Виктора Франкла: Дис. … канд. психол. наук. — Москва, 2016. — 208 с..

Ссылки