Семь смертных грехов

Материал из «Знание.Вики»
Данте (портрет Сандро Боттичелли, 1495 год).

Семь смертных грехов — группа и классификация пороков в христианских учениях, преимущественно в католичестве и протестантизме[1]. Поступок относится к категории смертных грехов, если он является непосредственной причиной других безнравственных поступков[2]. К смертным грехам относятся: гордыня, жадность, гнев, зависть, прелюбодеяние (или блуд), чревоугодие и уныние. Семь смертных грехов противостоят семи добродетелям[3].

Современная и общепринятая трактовка смертных грехов во многом восходит к трудам Данте Алигьери и его «Божественной комедии». Монументальное произведение раннего европейского и итальянского Возрождения во многом структурировало и сделало практически каноничным все те идеи, концепции и воззрения о смертных грехах, что курсировали в религиозной среде, создав для духовенства средневековой Европы стройную и понятную структуру грехов и воздаяния за них, которая оставила значительный след в мировой культуре[4].

Сам термин в его общепринятой трактовке восходит к новозаветному Первому посланию от Иоанна: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился». Впоследствии представления о смертных грехах нашли своё у отцов-пустынников (византийских монахов-отшельников), откуда те в свою очередь перекочевали в западнохристианскую традицию. Особенно отмечаются воззрения отца-пустынника Евагрия Понтийского и труды его ученика Иоанна Кассиана. Иоанн Кассиан создал книгу «О правилах общежительных монастырей», концепции смертных грехов из которой начали входить в практики крупных католических храмов и монастырей (однако, всё ещё пласт накопленной информации до начала эпохи Возрождения был во многом разрозненный).

История

Греко-римские воззрения на концепцию смертных грехов

Ещё в дохристианскую эпоху на территориях Рима и Греции философами изучался вопрос греховности человека. Так, по Аристотелю в его «Никомаховой этике» грехи — это крайности, а добродетель — это «золотая середина» между двумя крайними полюсами тех или иных качеств человека. Например: добродетель смелости это середина между трусостью и безрассудством. Аристотель перечисляет также такие добродетели, как умеренность (самообладание), щедрость, величие души (великодушие), умерение гнева, дружба, а также остроумие или обаяние. Но Аристотель также подчеркивает, что не каждый поступок или страсть человека имеет середину. В частности, не существует избытка таких добродетелей, как благоразумие и мужество (где середина уже является вершиной), и не существует избытка или недостатка таких страстей, как злорадство, бесстыдство, злоба, или таких поступков, как блуд, воровство, человекоубийство («в этом никогда нельзя поступать правильно, можно только совершать проступок»).

Раннехристианские воззрения на концепцию смертных грехов

Христианские представления о семи смертных грехах восходят корнями к трудам Евагрия Понтийского (IV век н. э.). Он перечислил восемь так называемых «злых помыслов» на греческом языке:

  1. р.-греч. Γαστριμαργία (gastrimargia) — обжорство
  2. др.-греч. Πορνεία (porneia) — проституция, прелюбодеяние
  3. др.-греч. Φιλαργυρία (philargyria) — жадность (скупость)
  4. др.-греч. Λύπη (lypē) — грусть (в Philokalia зависть, то есть грусть из-за чужого успеха)
  5. др.-греч. Ὀργή (orgē) — гнев
  6. др.-греч. Ἀκηδία (akēdia) — акедия (в Philokalia депрессия)
  7. др.-греч. Κενοδοξία (kenodoxia) — хвастовство
  8. др.-греч. Ὑπερηφανία (hyperēphania) — гордыня, иногда спесь, заносчивость.

Впоследствии труды Евагрия были переведены на латынь трудам Иоанна Кассиана, став таким образом частью духовных богослужений католической христианской традиции. Прегрешения получили следующие имена:

  1. лат. Gula — обжорство
  2. лат. Luxuria/Fornicatio — похоть, прелюбодеяние
  3. лат. Avaritia — жадность
  4. лат. Tristitia — печаль/депрессия/отчаяние
  5. лат. Ira — гнев
  6. лат. Acedia — лень
  7. лат. Vanagloria — тщеславие
  8. лат. Superbia — гордость, спесь

В 590 году Григорием I был пересмотрен данный список. Он объединил tristitia и acedia в одно, также как vanagloria и superbia, а также добавил грех зависти — invidia на латыни. Список Григория стал стандартным и общепринятым в христианстве всех конфесссий.

«Божественная комедия» Данте Алигьери и вхождение концепции смертных грехов в европейскую культуру

С 1308 по 1321 года (приблизительно) Данте Алигьери, флорентийский[5] поэт, мыслитель и богослов создаёт своё известное и монументальное произведение – «Божественную комедию».

«Божественная комедия» Данте Алигьери оказала значительное влияние на религиозную и культурную мысль в средневековой Европе. В нём Алигьери представил свое видение загробного мира, рая, ада и чистилища, а также подробно описал путешествие главного героя через все эти места. Заложенный Данте фундамент позволил систематизировать весь накопленный за столетия пласт знаний и воззрений об Аде, Рае и греховности человека.

«Божественная комедия» стала одним из самых известных произведений средневековой литературы, и ее влияние на формирование религиозных представлений и образов в средневековом обществе было огромным. Она способствовала распространению идеи о том, что загробная жизнь – это не просто место, где души обретают вечный покой или наказание, но и место, где они продолжают развиваться и проходить через испытания, прежде чем достичь окончательного спасения.

Самым главным можно отметить то, что «Божественная комедия» оказала влияние на развитие идеи чистилища – места, где грешные души могут очиститься и получить прощение за свои грехи. Эта идея стала важной частью католической теологии и практики, став одним из множества факторов, послуживших началом распространения практики индульгенций в Европе. В целом, «Божественная комедия» повлияла на религиозные представления средневековой Европы, способствуя развитию идей о загробной жизни, чистилище и спасении души, и данное произведение неоднократно находило своё отражение в эпоху Возрождения в европейской культуре.

Трактовки и значения смертных грехов

Современная богословская трактовка смертных грехов и наказания за них в католических странах восходит во многом к ревизии концепции от Алигьери. Богословы и сам Данте определяли каждое прегрешение следующим образом:

Семь христианских добродетелей

Западно-христианская традиция, и особенно английская и американская ветви протестантизма[6], вывели в противопоставление смертным грехам концепцию семи христианских добродетелей - полных противоположностей прегрешениям. Что примечательно, добродетели исторически восходят к античной этике времён Аристотеля и Эсхила.

Список добродетелей

Смертный грех
Название на латыни Название на английском Добродетель Название на латыни Название на английском
Похоть Luxuria Lust Целомудрие Castitas Chastity
Чревоугодие Gula Gluttony Умеренность Temperantia (Moderatio) Temperance
Гордыня Superbia Arrogance Смирение Humilitas Humilty
Зависть Invidia Envy Благодарность (или доброта) Gratia Benelovence
Гнев Ira Wrath Терпение Patienta Patience
Лень Acedia Sloth Трудолюбие Industria Dilegence

Смертные грехи в искусстве

Изобразительное искусство

Галерея

Литература и кинематограф

Тематика смертных грехов раскрывается в следующих произведениях:

  • Джефри Чосер упоминает их в своих «Кентерберийских рассказах», а именно в последнем из сборника — «Рассказе пастора». Как таковым рассказом его назвать трудно, это скорее проповедь, обращённая к читателям и направленная на принятие и борьбу со своей греховностью;
  • Культовый неонуарный триллер «Семь» выстраивает свою сюжетную линию вокруг маньяка, убивающего людей сообразно их смертным прегрешениям;
  • Довольно свободной трактовкой является аниме и манга «Семь смертных грехов», сюжет которой строится вокруг беглой принцессы и семи рыцарей-персонификаций смертных грехов;

Примечания

  1. Tucker, Shawn. The Virtues and Vices in the Arts: A Sourcebook. — Cascade, 2015. — ISBN 978-1625647184.
  2. Aquinas, Thomas. Summa Theologica (All Complete & Unabridged 3 Parts + Supplement & Appendix + interactive links and annotations) : [англ.]. — e-artnow. — ISBN 9788074842924.
  3. Landau. The Seven deadly Sins: A companion. — ISBN 978-1-4457-3227-5.
  4. Cohen, David. Law, Violence, and Community in Classical Athens. — Cambridge University Press. — ISBN 0521388376. Архивная копия от 14 июля 2021 на Wayback Machine.
  5. По состоянию на XIV век н.э. Италия состояла из нескольких разрозненных городов-государств и республик, но упоминание Данте Алигьери как итальянского и флорентийского поэта одинаково верно (последний вариант используется для наибольшего уточнения и в историографии).
  6. Young, David. The Origin and History of Methodism in Wales and the Borders : [англ.]. — C.H. Kelly, 1893. — P. 14.