Семь смертных грехов
Семь смертных грехов — группа и классификация пороков в христианских учениях, преимущественно в католичестве и протестантизме[1]. Поступок относится к категории смертных грехов, если он является непосредственной причиной других безнравственных поступков[2]. К смертным грехам относятся: гордыня, жадность, гнев, зависть, прелюбодеяние (или блуд), чревоугодие и уныние. Семь смертных грехов противостоят семи добродетелям[3].
Современная и общепринятая трактовка смертных грехов во многом восходит к трудам Данте Алигьери и его «Божественной комедии». Монументальное произведение раннего европейского и итальянского Возрождения во многом структурировало и сделало практически каноничным все те идеи, концепции и воззрения о смертных грехах, что курсировали в религиозной среде, создав для духовенства средневековой Европы стройную и понятную структуру грехов и воздаяния за них, которая оставила значительный след в мировой культуре[4].
Сам термин в его общепринятой трактовке восходит к новозаветному Первому посланию от Иоанна: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился». Впоследствии представления о смертных грехах нашли своё у отцов-пустынников (византийских монахов-отшельников), откуда те в свою очередь перекочевали в западнохристианскую традицию. Особенно отмечаются воззрения отца-пустынника Евагрия Понтийского и труды его ученика Иоанна Кассиана. Иоанн Кассиан создал книгу «О правилах общежительных монастырей», концепции смертных грехов из которой начали входить в практики крупных католических храмов и монастырей (однако, всё ещё пласт накопленной информации до начала эпохи Возрождения был во многом разрозненный).
История
Греко-римские воззрения на концепцию смертных грехов
Ещё в дохристианскую эпоху на территориях Рима и Греции философами изучался вопрос греховности человека. Так, по Аристотелю в его «Никомаховой этике» грехи — это крайности, а добродетель — это «золотая середина» между двумя крайними полюсами тех или иных качеств человека. Например: добродетель смелости это середина между трусостью и безрассудством. Аристотель перечисляет также такие добродетели, как умеренность (самообладание), щедрость, величие души (великодушие), умерение гнева, дружба, а также остроумие или обаяние. Но Аристотель также подчеркивает, что не каждый поступок или страсть человека имеет середину. В частности, не существует избытка таких добродетелей, как благоразумие и мужество (где середина уже является вершиной), и не существует избытка или недостатка таких страстей, как злорадство, бесстыдство, злоба, или таких поступков, как блуд, воровство, человекоубийство («в этом никогда нельзя поступать правильно, можно только совершать проступок»).
Раннехристианские воззрения на концепцию смертных грехов
Христианские представления о семи смертных грехах восходят корнями к трудам Евагрия Понтийского (IV век н. э.). Он перечислил восемь так называемых «злых помыслов» на греческом языке:
- р.-греч. Γαστριμαργία (gastrimargia) — обжорство
- др.-греч. Πορνεία (porneia) — проституция, прелюбодеяние
- др.-греч. Φιλαργυρία (philargyria) — жадность (скупость)
- др.-греч. Λύπη (lypē) — грусть (в Philokalia зависть, то есть грусть из-за чужого успеха)
- др.-греч. Ὀργή (orgē) — гнев
- др.-греч. Ἀκηδία (akēdia) — акедия (в Philokalia депрессия)
- др.-греч. Κενοδοξία (kenodoxia) — хвастовство
- др.-греч. Ὑπερηφανία (hyperēphania) — гордыня, иногда спесь, заносчивость.
Впоследствии труды Евагрия были переведены на латынь трудам Иоанна Кассиана, став таким образом частью духовных богослужений католической христианской традиции. Прегрешения получили следующие имена:
- лат. Gula — обжорство
- лат. Luxuria/Fornicatio — похоть, прелюбодеяние
- лат. Avaritia — жадность
- лат. Tristitia — печаль/депрессия/отчаяние
- лат. Ira — гнев
- лат. Acedia — лень
- лат. Vanagloria — тщеславие
- лат. Superbia — гордость, спесь
В 590 году Григорием I был пересмотрен данный список. Он объединил tristitia и acedia в одно, также как vanagloria и superbia, а также добавил грех зависти — invidia на латыни. Список Григория стал стандартным и общепринятым в христианстве всех конфесссий.
«Божественная комедия» Данте Алигьери и вхождение концепции смертных грехов в европейскую культуру
С 1308 по 1321 года (приблизительно) Данте Алигьери, флорентийский[5] поэт, мыслитель и богослов создаёт своё известное и монументальное произведение – «Божественную комедию».
«Божественная комедия» Данте Алигьери оказала значительное влияние на религиозную и культурную мысль в средневековой Европе. В нём Алигьери представил свое видение загробного мира, рая, ада и чистилища, а также подробно описал путешествие главного героя через все эти места. Заложенный Данте фундамент позволил систематизировать весь накопленный за столетия пласт знаний и воззрений об Аде, Рае и греховности человека.
«Божественная комедия» стала одним из самых известных произведений средневековой литературы, и ее влияние на формирование религиозных представлений и образов в средневековом обществе было огромным. Она способствовала распространению идеи о том, что загробная жизнь – это не просто место, где души обретают вечный покой или наказание, но и место, где они продолжают развиваться и проходить через испытания, прежде чем достичь окончательного спасения.
Самым главным можно отметить то, что «Божественная комедия» оказала влияние на развитие идеи чистилища – места, где грешные души могут очиститься и получить прощение за свои грехи. Эта идея стала важной частью католической теологии и практики, став одним из множества факторов, послуживших началом распространения практики индульгенций в Европе. В целом, «Божественная комедия» повлияла на религиозные представления средневековой Европы, способствуя развитию идей о загробной жизни, чистилище и спасении души, и данное произведение неоднократно находило своё отражение в эпоху Возрождения в европейской культуре.
Трактовки и значения смертных грехов
Современная богословская трактовка смертных грехов и наказания за них в католических странах восходит во многом к ревизии концепции от Алигьери. Богословы и сам Данте определяли каждое прегрешение следующим образом:
- Похоть (она же вожделение, с лат. luxuria): похоть определяется как правило в контексте крайне разнузданного полового влечения бесконтрольных актов коитуса и считающимися греховными сексуальных контактов. Однако, некоторые философы определяют похоть в принципе в плане неумеренной жажды чего-либо — денег, власти, внимания.
Данте же определил похоть как беспорядочную, «зверскую» любовь к людям. Тем не менее данный грех у него считается наименее тяжелым из всех имеющихся — грехи плоти не так тяжелы, как грехи духа.
- Чревоугодие (лат. gula): данный грех является чрезмерным увлечением едой и напитками, доходящим до расточительства. Средневековые авторитеты придерживались более широкой трактовки чревоугодия. Одной из самых важных является трактовка Фома Аквинский, что выделяет несколько форм чревоугодия. В эти формы входят следующие:
1) laute — есть слишком дорого; 2) studiose — есть слишком вкусно; 3) nimis — есть слишком много; 4) praepropere — есть слишком часто; 5) ardenter — есть слишком жадно.
Самым серьёзным принято считать ardenter, так как он развращает и сводит жизненные цели человека к еде и питью.
- Жадность (лат. avaritia): данный грех является хищническим желанием материальных благ. Жадность, согласно богословским трактатам, является причиной большинства злых поступков, если не зла как такового. Насильственные действия, обман и манипуляции также вызываются жадностью и желанием иметь что-либо сверх меры.
Так, у Данте тираны, разбойники, грабители и прочие, что совершили «насилие над имуществом ближнего своего» попадают на пояс Флегетона в седьмом круге, где варятся в наполненных кипящих кровью рвах, а при попытке вырваться их расстреливают кентавры.
- Лень (лат. tristitia/acedia): относится к комплексу понятий, обозначающих отсутствие интереса или нежелание прилагать усилия к чему-то. Спектр лени довольно широк. С духовной точки зрения изначально связывалась с безразличием к своим духовным обязанностям перед Богом и к отсутствию каких-либо эмоций и действий, инертность и вялость мышления.
- Гнев (лат. ira): данный грех определяется как неконтролируемые чувства гнева, ярости, ненависти. Гневливый человек склонен к саморазрушительному поведению, нетерпению, мести и человеконенавстничеству.
Духовенство определяет гнев также как акт ненависти к невиновным и/или желание такого же понесённого вреда другим людям.
- Зависть (лат. invidia): данный грех характеризуется желанием обладать имуществом другого человека. Богословы утверждают, что зависть возникает из уязвлённого тщеславия и отделяет человека от его ближнего.
Сам Алигьери определил жадность как «желание лишить других людей того, что принадлежит им».
Зависть способна серьёзно навредить и человеку, и его кругу — как архетипичный пример приводится убийство Авеля Каином.
- Гордыня (лат. superbia): данный грех считается в богословских трудах, развивавших идеи Данте, самым серьёзным. Считается также, что это источник всех других прегрешений человека. Гордыня являет собой крайний, извращённый эгоизм; поставление собственных целей, побуждений и желаний выше благополучия других людей.
[[Льюис, Клайв Стейплс известный британский теолог и поэт, автор «Хроник Нарнии», в своём труде «Просто христианство» писал, что гордыня — это состояние «анти-бога», положение, в котором эго и личость прямо противоположны Богу: «Нецеломудрие, гнев, жадность, пьянство и всё такое — в сравнении с гордыней пустяки: именно через гордыню дьявол превратился в дьявола: гордость ведёт ко всем другим порокам: это полностью анти-божественное состояние ума».
Икабод Спенсер, американский пресвитерианский проповедник и теолог XIX века утверждал, что причины для гордости бывают разные — и самым худшем считается «духовная гордость».
Следует отметить, что ещё в дохристианские времена излишнюю гордость и «себялюбие» было порицаемым социальным явлением — например, в Древних Афинах гордыня считалась одним из величайших преступлений против человека и народа, а Аристотель определял высокомерие как надругательство над жертвой ради удовольствия инициатора оного.
Семь христианских добродетелей
Западно-христианская традиция, и особенно английская и американская ветви протестантизма[6], вывели в противопоставление смертным грехам концепцию семи христианских добродетелей - полных противоположностей прегрешениям. Что примечательно, добродетели исторически восходят к античной этике времён Аристотеля и Эсхила.
Список добродетелей
Смертный грех
|
Название на латыни | Название на английском | Добродетель | Название на латыни | Название на английском |
---|---|---|---|---|---|
Похоть | Luxuria | Lust | Целомудрие | Castitas | Chastity |
Чревоугодие | Gula | Gluttony | Умеренность | Temperantia (Moderatio) | Temperance |
Гордыня | Superbia | Arrogance | Смирение | Humilitas | Humilty |
Зависть | Invidia | Envy | Благодарность (или доброта) | Gratia | Benelovence |
Гнев | Ira | Wrath | Терпение | Patienta | Patience |
Лень | Acedia | Sloth | Трудолюбие | Industria | Dilegence |
Смертные грехи в искусстве
Изобразительное искусство
Галерея
Литература и кинематограф
Тематика смертных грехов раскрывается в следующих произведениях:
- Джефри Чосер упоминает их в своих «Кентерберийских рассказах», а именно в последнем из сборника — «Рассказе пастора». Как таковым рассказом его назвать трудно, это скорее проповедь, обращённая к читателям и направленная на принятие и борьбу со своей греховностью;
- Культовый неонуарный триллер «Семь» выстраивает свою сюжетную линию вокруг маньяка, убивающего людей сообразно их смертным прегрешениям;
- Довольно свободной трактовкой является аниме и манга «Семь смертных грехов», сюжет которой строится вокруг беглой принцессы и семи рыцарей-персонификаций смертных грехов;
Примечания
- ↑ Tucker, Shawn. The Virtues and Vices in the Arts: A Sourcebook. — Cascade, 2015. — ISBN 978-1625647184.
- ↑ Aquinas, Thomas. Summa Theologica (All Complete & Unabridged 3 Parts + Supplement & Appendix + interactive links and annotations) : [англ.]. — e-artnow. — ISBN 9788074842924.
- ↑ Landau. The Seven deadly Sins: A companion. — ISBN 978-1-4457-3227-5.
- ↑ Cohen, David. Law, Violence, and Community in Classical Athens. — Cambridge University Press. — ISBN 0521388376. Архивная копия от 14 июля 2021 на Wayback Machine.
- ↑ По состоянию на XIV век н.э. Италия состояла из нескольких разрозненных городов-государств и республик, но упоминание Данте Алигьери как итальянского и флорентийского поэта одинаково верно (последний вариант используется для наибольшего уточнения и в историографии).
- ↑ Young, David. The Origin and History of Methodism in Wales and the Borders : [англ.]. — C.H. Kelly, 1893. — P. 14.