Мастер и Маргарита

Материал из «Знание.Вики»
Мастер и Маргарита
Мастер и Маргарита
Издание
Облажка романа,
издательство ИМКА-Пресс, 1967
Жанр роман
Автор Михаил Булгаков
Язык оригинала русский
Дата написания 1928—1940
Дата первой публикации 1966—1967
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

«Мастер и Маргарита» — роман писателя Михаила Афанасьевича Булгакова (1891—1940), считающийся вершиной его творчества и одним из самых популярных произведений русской литературы.

Сюжет и описание романа

В произведении нашли своё отражение современные М. А. Булгакову политические и культурные события: борьба с религией, доносительство, шпиономания, травля писателя в прессе, запрет на публикацию произведений. Фабула романа раскрывается в посещении дьяволом (Воландом) и его свитой Москвы 1920-х годов и в последующем изображении пороков как обыкновенных москвичей, так и представителей творческой интеллигенции. Визит дьявола в столицу становится судьбоносным для одного писателя (Мастера) и его любимой (Маргариты). Последняя заключает сделку с дьяволом, чтобы ей вернули её Мастера. Возвращенный к Маргарите, Мастер соглашается с предложением Воланда завершить свой роман о Понтии Пилате, страдающего от ненавистного ему «бессмертия» за казнь неповинного человека (Иешуа Га-Ноцри). Освободив своего героя от страданий, Мастер с Маргаритой удаляются в предоставленный им «покой».

Переплетение в сюжете философской, нравственной, любовной, творческой, сатирической линий создаёт многоплановость произведения и осуществляется автором с использованием художественного приёма «роман в романе»: в современных «московских» главах повествователь рассказывает о писателе, который пишет роман о прокураторе Понтии Пилате, а древние «ершалаимские» главы о жизни прокуратора становятся причиной разворачивающихся событий в современном писателю мире. Соотнесенность «московских» и «ершалаимских» глав утверждает значимость ответственности человека за добро и зло в мире и вечность нравственной проблематики, формы выражения которой стали крылатыми: «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!». «Трусость — самый страшный человеческий порок». «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые». «Рукописи не горят».

Созданная обилием диалогов видимая легкость чтения романа М. А. Булгакова скрывает сложнейшую организацию повествования. Поэтому многочисленные энтузиасты изучения романа «Мастер и Маргарита», исследователи и учёные демонстрируют понимание произведения через его «расшифровку»[1], поиск «ключей»[2]. На основе анализа пространственно-временной структуры текста, выполняемых функциях персонажей делается вывод о принципе «троичности»[3]. в организации романа «Мастер и Маргарита». Восприятие романа М. А. Булгакова в контексте связей с мировой и русской литературой позволяет открыть универсальные смыслы ключевых образов[4] и событий в произведении. Полемичность авторского замысла передаётся трансформацией библейского сюжета[5] о Христе, в логике раскрытия которого в романе оказываются не противопоставлены, а взаимосвязаны добро и зло как свет и тень. Творческая установка М. А. Булгакова в своём последнем, «закатном», романе на многозначность и отказ от однозначной категоричности предопределил повышенное внимание к роману «Мастер и Маргарита» в XXI веке с его культурной доминантой многополярного мира[6].

Примечания

  1. [1]
  2. Астахин Л. В. О загадках и тайнах нераскрытых ещё в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  3. Борис Соколов. Булгаков. Энциклопедия
  4. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. — 1994
  5. Мастер и Маргарита: За Христа или против?
  6. Посадский А. В. Культурфилософские основы теории многополярного мира//Культура и мир. Сборник статей по материалам Международного научного форума 7-8 октября 2008 года. Издательство «СПбКО», Санкт-Петербург, 2009.