Предложение (пьеса)

Материал из «Знание.Вики»
Предложение
Предложение
Жанр водевиль
Автор Антон Павлович Чехов
Язык оригинала русский
Дата написания 1888 год
Дата первой публикации 1889 год (в газете «Новое время» и в журнале «Артист»)

«Предложение» — водевиль (шутка в одном действии) Антона Павловича Чехова написанная в ноябре 1888 года. В 1889 году впервые была напечатана в газете «Новое время» и в журнале «Артист» и поставлена 12 апреля 1889 года Санкт-Петербургским артистическим кружком. В 1897 году пьеса включена в сборник «Пьесы» в издании А. Ф. Маркса. При жизни Чехова пьеса была переведена на немецкий, чешский, английский, болгарский, венгерский сербскохорватский языки.

Предистория

Пьеса (водевиль) в одном действии Антона Павловича Чехова написанная им написанная в ноябре 1888 года. В 1889 году впервые была напечатана в газете «Новое время» и в журнале «Артист» и поставлена 12 апреля 1889 года Санкт-Петербургским артистическим кружком. В 1897 году пьеса включена в сборник «Пьесы» в издании А. Ф. Маркса. По воспоминаниям писателя Александра Лазарева-Грузинского, для работы над пьесой Чехов пользовался находившейся в его библиотеке книгой Егора Дриянского «Записки мелкотравчатого», откуда взял «оригинальные охотничьи термины». 27 октября 1888 года Чехов написал издателю Алексею Суворину : «Написал я еще один водевиль: две мужские роли, одна женская». 7 ноября этого же года Чехов написал писателю Ивану Леонтьеву: «Я нацарапал специально для провинции паршивенький водевильчик „Предложение“ и послал его в цензурию. Просил в прошении выслать в библиотеку Рассохина. Если, ангел, будете в цензуре, то скажите Крюковскому, что в таком-то городе живет Петр Иваныч Бобчинский и что я купно с Рассохиным слезно молим цензурную гидру не задерживать водевиля в карантине. Водевильчик пошловатенький и скучноватенький, но в провинции пойдет: две мужские роли и одна женская. „Предложение“ ставить в столицах не буду». По поводу постановки водевиля Чехов писал тому же Леонтьеву:«Я держусь такого правила: пишу пьесы зимою, но не для зимы, а для осени. „Медведя“ и „Предложение“ я написал за полгода до начала сезона. Иначе трудно конкурировать». 9 августа 1889 года пьеса была поставлена в Красносельском театре. 3 сентября 1889 года пьеса впервые была поставлена в Москве в театре Елизаветы Горевой. 12 сентября 1889 года пьеса впервые была поставлена в Александринском театре и прошла с успехом. 20 февраля 1891 года драматург А. И. Сумбатов-Южин поставил пьесу в Москве в Малом театре. 30 мая 1890 года пьеса была поставлена режиссёром Коларом Франтишек в Пражском национальном театре. Публика встретила ее одобрительно, причем особенно понравилась роль Ломова в исполнении актера Индржиха Мошны[1][2].. В мае 1890 года по дороге на Сахалин в Томске, Чехов писал родным:

В Томске на всех заборах красуется „Предложение“». Пьеса была поставлена 10 мая местным драматическим обществом. В газете «Сибирский вестник» спектакль был назван «выдающимся событием». Водевиль был хорошо сыгран, а «местами даже мастерски», «особенно был неподдельно комичен Л. М. Ленин и возбуждал взрывы хохота. Очень хорош был также М. Г. Пепеляев и весьма живо и бойко вела роль Н. М. Пепеляева». Зрители много раз вызывали актеров[3]

Основные персонажи

  • Степан Степанович Чубуков, помещик
  • Наталья Степановна, дочь Чубукова, девица двадцати пяти лет
  • Иван Васильевич Ломов, сосед Чубукова по именью

Сюжет пьесы

Действие происходит в усадьбе Степана Степановича Чубукова. Его сосед Иван Васильевич Ломов приезжает к нему в гости чтобы просить руки его дочери Натальи. Чубуков счастлив, что Ломов приехал за этим, а не чтобы взять взаймы денег, он на радостях зовёт дочь выйти к ним. Оставшись наедине с Натальей, Ломов начинает подготовленную заранее речь, в которой касается и якобы принадлежащих ему Воловьих Лужков. Но Наталья возмущённо прерывает Ломова и говорит что Воловьи Лужки принадлежат им Чубуковым. Начинается скандал. Присоединившийся к спору Чубаков выгоняет Ивана Васильевича из дома. Но, узнав о цели визита, Наталья требует от отца вернуть Ломова назад. Она готова признать, что Воловьи Лужки принадлежат Ломовым, и заводит отвлекающий разговор об охоте. Но тут же разгорается новый спор: чья охотничья собака лучше — ломовский Угадай или чубуковский Откатай. Спор разгорается с новой силой, когда к нему присоединяется сам Чубуков. Ломов падает замертво, и, едва он приходит в себя, Чубуков быстро благословляет его на брак со своей дочерью. При этом Наталья и Ломов продолжают спорить о собаках...[4].

Оценка

4 сентября 1889 года театральный критик Сергей Флёров (Васильев) в своей рецензии на выход пьесы так написал для «[[Московские ведомости |Московских ведомостей]]»:

Предложение» — «очень свежая и милая безделка»: «Это очень забавная маленькая вещь, написанная с несомненным сценическим талантом и прекрасно разыгранная гг. Сашиным (Ломов) и Волховским (Чубуков). Роль дочери играет г-жа Велизарий; первый выход ее был очень хорош; в дальнейшем ходе пьесы исполнительница суетилась несколько более чем нужно[5]

.

12 сентября 1889 года после просмотра пьесы Александровском театре актёр Павел Свободин писал Чехову:

пьеса до слез нравится публике... Публика непременно желала вызвать с нами вместе автора и до того настоятельно, что покорнейшему слуге Вашему пришлось, наконец, доложить, что автора в театре нет...Что же касается изящного и талантливого пустяка „Медведя“ и такового же „Предложения“, так это даже удивительно, какой черт научает Вас так писать для театра, в котором Вы... хотел сказать, ничего не смыслите, да уж бог с Вами! Так мастерски писали и пишут лучшие европейские писатели... Вот чем и объясняется „бессмертие и неоколевание“ „Медведя“ и „Предложения“[1][2]

Чешский поэт Ярослав Врхлицкий говоря о пьесе считал, что:

...имеется мало пьес, где зритель так смеялся бы от всей души. «Русский юмор действительно великолепен, может быть, — я не боюсь этого богохульства, — великолепнее, чем русский пафос. Не знаю почему, но во время представления этой пьески Чехова мне вспомнилось знаменитое определение русского смеха, которое дает Гоголь в „Мертвых душах“...[6]

Примечания

  1. 1,0 1,1 Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — Т. 13: 1884—1885. — М.: Наука, 1975. — С. 313—330.
  2. 2,0 2,1 Чехов. Предложение. chehov-lit.ru. Дата обращения: 20 июля 2023.
  3. «Сибирский вестник», 1890, 13 мая, № 53
  4. От Некрасова до Чехова / Н. Тархова, М.: Правда, 1984 г. — 560 с
  5. С. Васильев. Театральная хроника. — «Московские ведомости», 1889, 4 сентября, № 244
  6. «Hlas Národa», 1890, 3 июня, № 151