Дядя Ваня

Материал из «Знание.Вики»
Дядя Ваня
Дядя Ваня
Издание
Жанр Пьеса
Автор Чехов, Антон Павлович
Язык оригинала русский
Дата написания 1896
Дата первой публикации 1897

«Дя́дя Ва́ня» — пьеса русского писателя А. П. Чехова с подзаголовком «Сцены из деревенской жизни в четырёх действиях». Работу над пьесой писатель завершил в 1896 году.

История создания

В 1889 году А. П. Чехов написал пьесу «Леший», которая была опубликована в 1890 году. 27 декабря 1889 года эта пьеса была поставлена в театре М. М. Абрамовой, Москва. Однако, после написания «Чайки» она была переработана в пьесу «Дядя Ваня».

Действующие лица

  • Александр Владимирович Серебряков — отставной профессор;
  • Софья (Соня) — его дочь от первого брака, племянница дяди Вани;
  • Елена Андреевна — его жена, 27 лет;
  • Мария Васильевна Войницкая — вдова тайного советника, мать дяди Вани и первой жены профессора; Иван Петрович — дядя Ваня, её сын, шурин профессора;
  • Иван Петрович Войницкий — дядя Ваня, её сын, шурин профессора;
  • Михаил Львович Астров — врач;
  • Илья Ильич Телегин — обедневший помещик, крёстный профессора и Сони;
  • Марина — старая няня;

Содержание

В усадьбе отставного профессора Александра Серебрякова, который женился во второй раз на 27-летней Елене Андреевне, живут его дочь от первого брака Соня, мать первой жены и шурин, Иван Войницкий (Дядя Ваня), 47 лет.

Усадьба раньше принадлежала его первой жене, которая впоследствии умерла. Дядя Ваня на протяжении многих лет ухаживает за усадьбой, в этом деле ему помогает племянница Соня. У неё с мачехой Еленой Андреевной отношения не очень хорошие. Дочь профессора уверена, что та не по любви вышла замуж за отца.

Также в поместье неизвестно почему проживает обедневший помещик Илья Телегин, крёстный Сони. Сюда часто наведывается Михаил Астров, врач Серебрякова. У профессора бывают частые приступы подагры, и он не доверяет доктору, считая его плохим специалистом. Ко всему прочему живёт с ними и старая няня Марина.

Жена Серебрякова уже не любит своего старого мужа. Соня любит доктора Астрова, а Дядя Ваня любит Елену Андреевну и поэтому ненавидит профессора, хотя раньше им восхищался.

В былые времена профессор Серебряков был в почёте, пользовался уважением, его обожали женщины, но сейчас уже никому не нужен.

Атмосфера в усадьбе гнетущая, об этом Елена жалуется Войницкому. А тот вечно всем недоволен, постоянно ворчит, пытается ухаживать за Еленой, однако это ей неприятно. Войницкий сожалеет о том, что не женился на Елене 10 лет назад, он вспоминает их встречу.

Всё общение в усадьбе происходит во время ночной грозы, от которой все проснулись. Дядя Ваня разговаривает с Еленой, потом с Астровым. Потом Астров с Соней. Соня с Еленой Андреевной, после которой они помирились. Елена говорит Соне, что хотела бы молодого мужа и сейчас не счастлива.

На следующий день Соня рассказывает Елене, что любит Астрова, после чего Елена обещает поговорить с ним, чтобы он дал свой ответ Соне. Однако самому Астрову Соня не нравится — он говорит, что та не красива, в отличии от Елены. Астров начинает приставать к Елене, целовать её, но ему мешает Дядя Ваня, и Астрову приходиться убегать.

После полудня отставной профессор Серебряков просит всех обитателей дома собраться в гостиной. Когда все собираются, Серебряков говорит им, что он вдруг понял, что в усадьбе ему живётся плохо и что хочет в город, а денег на жизнь в городе нет. Поэтому он решает продать поместье, переехать в город, купить дачу в Финляндии и жить на проценты.

Дядя Ваня этому очень удивляется и говорит, что его отец купил это поместье сестре, а сейчас оно принадлежит Соне. И добавляет, что им некуда деваться, ему, Соне и маме. Это предложение Серебрякова становится последней каплей, и дядя Ваня решает высказать ему всё, что накопилось у него на душе за все эти годы. И говорит ему, что фактически положил свою жизнь на алтарь поклонения профессору и работал ради его благополучия, не получая за это ни благодарности, ни дополнительного «рубля к жалованию». Между ним и Серебряковым вспыхивает ссора. В ярости Войницкий дважды стреляет в профессора, но оба раза промахивается.

Серебряков и Елена Андреевна решают немедленно покинуть поместье. Астров безуспешно просит Елену остаться. Итогом этих событий становится то, что жители дома не могут больше оставаться под одной крышей.

Не смотря на этот скандал, Войницкий всё-таки мирится с профессором Серебряковым и убеждает его, что тот будет получать такое же содержание, что и раньше. После чего Серебряков с женой уезжают в Харьков. Позже уезжает и Астров. В поместье остаются Дядя Ваня и Соня, они вместе садятся за бумаги, чтобы наконец-то навести в них порядок[1].

В финале пьесы Соня говорит:

«Мы, дядя Ваня, будем жить, будем терпеливо сносить испытания, какие пошлёт нам судьба.. мы покорно умрём и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами.. Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах… Мы отдохнём!… Мы отдохнём!»

После слов Сони: «Мы отдохнём!» в театральных постановках опускается занавес.

Первая постановка

Премьера пьесы состоялась в Ростове-на-Дону в 1897 году. Постановку сделала труппа Товарищества Н. Н. Синельникова.

Роли исполняли: Войницкий — Шувалов, Астров — П. Самойлов, Серебряков — Д. А. Глюске-Добровольский, Елена Андреевна — Юрьева, Соня — Синельникова, Телегин — Петровский, Марина — Блюменталь-Тамарина[2].

Экранизация в СССР

В 1970 году режиссёр Андрей Михалков-Кончаловский снял одноимённый художественный фильм. Роли в этом фильме сыграли:

Примечания

  1. Краткое содержание Чехов Дядя Ваня
  2. Синельников Н. Н. Шестьдесят лет на сцене: Записки. — Харьков: Харьковский государственный театр русской драмы, 1935. — 347 с.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!