Сабантуй
Сабантуй | |
---|---|
| |
Значение | Культовый обряд |
Отмечается | Во всех уголках России |
Дата | В конце июня – начале июля |
Празднование | Широкие гуляния |
Связан с | праздником луга |
Сабанту́й (тюрк. saban tuj — праздник плуга) — татарский культовый обряд, традиционное празднование окончания весенних полевых работ. Люди задабривали духов плодородия, чтобы следующий год выдался урожайным[1]. Отмечается тюркоязычными народами в России, широко известен среди народов Поволжья и Урала.
История праздника
Сабантуй берёт свои истоки с глубокой древности. Его название происходит из тюркских языков, означает «праздник плуга». Первое упоминание сабантуя относится к 921 году. Арабский путешественник и посол Ибн Фадлан[2] описывал праздник в городе Булгар, который находится на территории современного Татарстана. В 1979 году в Алькеевском районе Татарстана была обнаружена единственная эпитафия булгарского периода, датированная 1292 годом и содержащая надпись «Saban tuj kon ati» — «День Сабантуя», что свидетельствует о праздновании сабантуя ещё в период Волжской Булгарии[1].
Дату праздника называли старики-аксакалы, и к нему было принято готовиться заранее. Чёткой даты для начала веселья нет. Окончание посевной зависит от сезона и многих погодных факторов. Важно, чтобы праздник не выпадал на дни священного месяца Рамадан. Как правило Сабантуй устраивают в конце июня — начале июля, каждый регион устанавливает свои даты. Также отмечают Сабантуй в Вашингтоне, Париже, Стамбуле. Ежегодно в России устраивают федеральный сабанту́й с самыми пышными торжествами, каждый раз он проходит в разных городах[3]. Сабантуй — сугубо народный праздник. Это связано не столько с его массовостью, но и с сутью народности в целом. Он является праздником, консолидирующим татарский народ по всему миру. Интегрирующая функция праздника позволяет татарам, проживающим за пределами республики, определять свою идентичность, они имеют возможность приобщаться к татарской культуре и через этот праздник донести гуманистические ценности народа. Согласно традиционной семантической, управленческой системе, праздник сабантуй основан на уважительном, толерантном отношении к каждому участнику праздника, невзирая на различия в возрасте, национальности, конфессиональной принадлежности. Как на празднике любого народа, на празднике сабантуй у всех участников равные права, каждый по желанию может принимать участие на любом состязании[4].
Обряды и традиции
В старину сабантуй включал в себя череду обрядов. В татарских поселениях девушки на протяжении нескольких месяцев расшивали узорами платки, полотенца, рубашки. Это были призы для участников состязаний. Далее эти подарки собирали, проходя по деревне, молодые люди с песнями и стихами. А дети собирали крупу, масло и яйца, из которых под присмотром взрослых варили кашу в большом котле. Затем ребята собирали яйца, заранее окрашенные в отваре луковой кожуры. Важная традиция, в дом следовало заходить с пожеланием хорошего урожая, предваряя его фразой «Пусть лёгкой будет моя нога»: примета гласила, что это сулит благополучный год. Место проведения сабантуя называется «майдан». Чаще всего это ложбина, луг, поляна, удобные для проведения состязаний, имеющие ровные, хорошо просматриваемые площадки, окружённые деревьями, кустарником[4].
Вторая часть праздника включала в себя состязания: бег, борьбу на кушаках, скачки на лошадях. Соревновались в шуточных дисциплинах: в беге с яйцом на ложке, которую надо было удержать зубами, в гонках с полными вёдрами на коромыслах, в скачках в мешке, а также в парной эстафете, связывая вместе ноги участников. Молодые люди сражались мешками с сеном на бревне, а также с завязанными глазами старались разбить палкой горшок[2]. Собранные подарки от населения крепили на шест. Полотенца вывешивались на шесте по красоте, качеству исполнения: самое лучшее красовалось на самом верху шеста. На особых шестах выставляются полотенца и другие подарки, предназначенные для одаривания победителей скачек, победителей и участников бега и других состязаний. Подарки для победителей распределяли заранее. Сабантуй завершался вечерними молодёжными играми, которые устраивались на майдане. Нарядно одетые юноши и девушки до глубокой ночи пели песни, плясали, водили хороводы[5].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Шайдуллин Р. В. Традиционные празднества народов Татарстана: Историко-культурологический аспект (1990 - 2020-е года) // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. — 2021. — С. 4.
- ↑ 2,0 2,1 Пендина П. Как праздную Сабантуй? (3 февраля 2020). Дата обращения: 1 марта 2024.
- ↑ Праздник Сабантуй . Этномир. Этнический парк-музей. Дата обращения: 19 марта 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Мансурова Г. Сабантуй - татарский народный праздник окончания весенних полевых работ . ТатКультРесурсЦентр (10 июня 2020). Дата обращения: 20 марта 2024.
- ↑ Яковлев Г. Агавайрем (Сабантуй) . mariez.ru. Дата обращения: 20 марта 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |