Флиер, Яков Владимирович

Материал из «Знание.Вики»
Яков Владимирович Флиер
Портрет
Дата рождения 8 (21) октября 1912(1912-10-21)
Место рождения Орехово-Зуево, Богородский уезд, Московская губерния, Российская империя
Дата смерти 18 декабря 1977(1977-12-18) (65 лет)
Место смерти Москва
Страна  Российская империя СССР
Профессии пианист, музыкальный педагог
Годы активности 1930—1970
Инструменты фортепиано
Награды
Орден Трудового Красного Знамени — 1946 Орден «Знак Почёта»  — 1937 Орден «Знак Почёта»  — 1954 SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
Народный артист СССР — 1966 Народный артист РСФСР— 1962 Заслуженный деятель искусств РСФСР — 1947
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Я́ков Влади́мирович Флие́р (8 (21) октября 1912, Орехово-Зуево — 18 декабря 1977, Москва) — советский пианист, педагог, профессор Московской консерватории. Представитель московской фортепианной школы, ученик К. Н. Игумнова. Солист Московской филармонии1935 года), лауреат престижных конкурсов. Неоднократно участвовал в работе жюри международных конкурсов в Москве, Брюсселе, Хельсинки, Варшаве, Лидсе, Париже. Среди учеников Якова Владимировича Флиера — современные российские музыканты, лауреаты всесоюзных и международных конкурсов[1].

Годы учёбы

Игре на фортепиано Якова Флиера начал обучать С. Н. Корсаков в Орехово-Зуево. С 1923 года Я. В. Флиер занимался в группе одарённых детей при Московской консерватории, где его учителем был Г. П. Прокофьев, затем С. А. Козловский. В 1929 году стал студентом класса К. Н. Игумнова[2].

Выпускной экзамен Я. В. Флиера состоялся в январе 1934 года. Дипломный концерт проходил в Малом зале консерватории, в программе была заявлена Соната Листа h-moll и Третий концерт Рахманинова.

Успех Флиера был огромен. После того, как он закончил играть, напряжённую тишину публики взорвал шквал аплодисментов. Экзаменационная комиссия присудила Флиеру высший балл и он был вне конкурса принят в Школу высшего мастерства (аспирантура в довоенное время)[2]. Имя Я. В. Флиера выгравировали золотыми буквами на мраморной доске отличия.

Исполнительская деятельность

Творческая деятельность Я. В. Флиера разворачивалась в 19301970 годах. Он пользовался популярностью у слушателей наряду с Э. Г. Гилельсом, Д. Ф. Ойстрахом, А. Б. Гольденвейзером, Р. В. Тамаркиной, Д. Б. Шафраном. Выступления Я. В. Флиера в Москве, Ленинграде и других городах становились заметными художественными событиями в жизни страны[3].

Романтически приподнятая манера игры, яркий, взрывчатый темперамент, способность увлекаться самому и увлекать публику, блистательная виртуозность, — всё это находило живой отклик у слушательской аудитории[4]. Кумирами Я. В. Флиера были Артур Рубинштейн, Роберт Казадезюс, Эмиль Гилельс, но в наибольшей степени — Сергей Рахманинов, записи которого не только восхищали, но и многому учили его.

Успешная карьера пианиста продолжалась примерно до середины 1940 годов. Затем она была прервана болезнью руки, вынудившей Я. В. Флиера на долгие годы расстаться со сценой[1]. Его дальнейшая деятельность оказалась всецело связанной с педагогикой.

Музыкальные конкурсы

Яков Флиер (второй слева) на Международном конкурсе имени Э. Изаи в Брюсселе,1938 год

Я. В. Флиер стал лауреатом престижных международных конкурсов:

  1. Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей (1935, 1 премия)
  2. Международный конкурс пианистов в Вене (1936, 1 премия)
  3. Международный конкурс имени Э. Изаи в Брюсселе (1938, 3 премия)

Репертуар

Педагогическая система

Памятник Якову Флиеру, Орехово-Зуево

Я. В. Флиер выступал за поэтапное разучивание произведения, в ходе которого на каждом этапе решаются определённые художественные и технические задачи. Он считал, что исполнение произведений разных авторов требует различных технических решений, потому что стилистика музыкальных произведений выдвигает свои требования в отношении звукоколористики и других средств музыкальной выразительности[4].

Двигательно-технические вопросы музыкального исполнительства Я. В. Флиер рассматривал в контексте художественных целей и задач. Важная роль в работе над исполнительской техникой отводилась внутрислуховым представлениям. Он отмечал, что многое находится исполнителем интуитивно, непосредственно за клавиатурой инструмента, однако это не противоречит положению, согласно которому, чем яснее и точнее мысленное представление исполнителя о техническом приёме (движении, способе игры), тем больше шансов на художественную убедительность («правильность») этого приёма[2].

Пытаясь понять секреты фортепианной педагогики профессора, думается, важно подчеркнуть значение трёх основополагающих факторов: особый характер звукоизвлечения, туше и удивительное чувство формы.Юрий Айрапетян

Ученики Я. В. Флиера

Видео выступлений

Примечания

  1. 1,0 1,1 Е. Б. Долинская, Л. Н. Флиер, С.А. Мусаелян, С.К. Виноградов: общ. ред. Е.Б. Долинской. Яков Флиер. К столетию со дня рождения. — М.,: Издательство «Композитор», 2012. — 328 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 Е. Б. Долинская, М. М. Яковлев. 1. Яков Флиер. Статьи, воспоминания, интервью. — М.,: Советский композитор, 1983. — 272 с.
  3. 3. Цыпин, Г. М. Я. В. Флиер. — М.,: Музыка, 1972. — 128 с.
  4. 4,0 4,1 4. Цыпин, Г. М. Портреты советских пианистов: музыкально-критические статьи. — М.,: Советский композитор, 1982. — 235 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!