Ильин, Иван Александрович
Иван Александрович Ильин | |
---|---|
Дата рождения | 28 марта (9 апреля) 1883 |
Место рождения | Москва, Российская империя |
Дата смерти | 21 декабря 1954 (71 год) |
Место смерти | Цолликон, Швейцария |
Страна |
Российская империя (1883—1917) РСФСР (1917—1922) Германское государство (1922—1933) Нацистская Германия (1933—1938) Швейцария (1938—1954) |
Научная сфера | философия, правоведение |
Место работы |
Императорский Московский университет, Московский государственный университет, Русский научный институт |
Альма-матер | Императорский Московский университет (1906) |
Учёная степень | доктор философии (1918) |
Ученики | Александр Ахманов |
Автограф |
Ива́н Алекса́ндрович Ильи́н (28 марта [9 апреля] 1883, Москва, Российская империя — 21 декабря 1954, Цолликон, Швейцария) — русский философ, общественный деятель, писатель, правовед и публицист; магистр наук и доктор философских наук, профессор.
Один из главных внепартийных идеологов Белого движения и Русского общевоинского союза в эмиграции. С 1922 года эмигрант первой волны отправленный Советского Союза на «философском пароходе». Развивал концепт «национального духа»[1] и внёс вклад в разработку русской национальной идеи[2]. Был сторонником монархистов-непредрешенцев, тяготел к интеллектуальной традиции славянофилов и являлся русским гегельянцем — последователем Гегеля[3]. Председатель Московского психологического общества (1920—1922). Профессор Московского университета (1918—1922) и Русского научного института в Берлине (1923—1934).
Биография
Происхождение и образование
Родился 28 марта (9 апреля) 1883 года в в Москве в многодетной дворянской семье присяжного поверенного Московской судебной палаты Александра Ивановича Ильина (1851—1921) и Екатерины Юльевны, урождённой Швейкерт (1858—1942). Происходил из дворянского рода дворянской Ильиных. Дед Ивана Ильина — Иван Иванович Ильин (1799–1865) участвовал в строительстве Большого Кремлевского дворца и впоследствии был его смотрителем и комендантом. Крестным отца Ивана Ильина был император Александр II[4][5].
Проходил обучение в Пятой Московской гимназии и Первой классической гимназии, по окончании последней в 1901 году с золотой медалью поступил на юридический факультет Императорского Московского университета. Ильин хорошо знал немецкий, французский, латинский, греческий и церковнославянский языки. Особый интерес во время учёбы для него представляла немецкая философия в трудах Иммануила Канта, Фридриха Шеллинга и Георга Гегеля, которую он изучал под руководством профессора Павла Ивановича Новгородцева. На его занятиях по воспоминаниям Ильина «закладывались основы духовного понимания жизни, общественности и политики»[6][7][8]. Новгородцев так писал об Ильине:
Ильин проявляет совершенно выходящую из ряда трудоспособность, соединенную с величайшей преданностью избранной им специальности. Его приходилось не побуждать, а останавливать в занятиях, опасаясь за его переутомление от чрезмерной работы[8]
Начало деятельности
В период революции 1905—1907 годов Ильин активно выступал на демонстрациях и заседаниях как противник самодержавия, публиковал статьи на политические темы, которые выходили в свет под псевдонимом[8]. Кандидатские сочинения Ильина были посвящены идеальному государству Платона и учению Иммануила Канта о вещи в себе. В июне 1906 года Ильин окончил университет с дипломом первой степени и по рекомендации профессора Новгородцева был оставлен на кафедре истории философии права для подготовки к профессорской степени. В 1909 году сдав магистерские экзамены, Ильин был утвержден в звании приват-доцента по кафедре энциклопедии права и истории философии права при юридическом факультете Московского университета[6][7][8][4].
В период, предшествовавший магистерским экзаменам, Ильин написал ряд работ, в которых ясно проявился его интерес к метафизическим и религиозным вопросам: «Учение Фихте Старшего о самосознании», «Учение Шеллинга об Абсолютном», «Идея конкретного и абстрактного в теории познания Гегеля», «Идея общей воли у Ж.-Ж. Руссо», «Метафизические основы учения Аристотеля о Doulos Fysei» («рабстве от природы»), «Проблема метода в современной юриспруденции». Он напечатал также ряд рецензий и критических отзывов о различных научных книгах в газете «Русские ведомости» и в журналах «Критическое обозрение» и «Московский еженедельник»[6][7][8][4].
В 1910 году Ильин был избран членом Московского психологического общества. С осени 1910 года Ильин читал лекции по истории философии права и вел семинар по предмету «Общая методология юридических наук» на Московских высших женских курсах. В 1910—1912 годах находился в научной командировке в Германии, Франции, Италии: занимался в университетах Гейдельберга, Фрайбурга, Берлина, Гёттингена и Парижа на философских семинарах, в том числе Генриха Риккерта, Георга Зиммеля, Эдмунда Гуссерля, восприняв его феноменологический метод. Помимо юридического факультета Императорского Московского университета Ильин с 1913 года читал лекции в Московском коммерческом институте и одновременно с 1916 года в Московском городском народном университете имени А. Л. Шанявского[6][7][8][4].
22 февраля (7 марта) 1914 года Ильин выступил с докладом «Учение Гегеля о сущности спекулятивной мысли», положившем начало серии из шести его работ о Гегеле: «Учение Гегеля о реальности и всеобщности мысли» (1914), «Проблема оправдания мира в философии Гегеля» (1916), «Логика Гегеля и ее религиозный смысл» (1916), «Учение Гегеля о свободе воли» (1917), «Учение Гегеля о морали и нравственности» (1917). Впоследствии вошедшие в его магистерскую диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». На события начавшейся Первой мировой войны Ильин откликнулся статьёй «Основное нравственное противоречие войны» и брошюрой «Духовный смысл войны». В этих работах он выступил как философ-проповедник, с пророческим пафосом обличающий «величайшее нравственное и духовное разъединение» современного общества[6][7][8][4].
После революции
В 1917 году Ильин был избран председателем общества молодых преподавателей Московского университета. С 1919 года читал курс лекций в Московском Высшем музыкально-педагогическом институте. С 1920 года преподавал на историко-филологическом факультете Московского университета и одновременно в Ритмическом институте[6][7][8][4].
В мае 1918 года Ильин защитил диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», оппонентами его выступили оппонентами выступили Новгородцев и Трубецкой, за которую ему единогласно присудили сразу две степени: магистра и доктора государственных наук. Осенью этого же года Ильин получил звание профессора[6][7][8][4].
В 1921 году Ильин был выбран в члены правления Московского юридического общества, так же с этого года стал читать лекции в Философском исследовательском институте. Помимо преподавательской и переводческой деятельности в эти годы Ильин выступал с докладами в Московском психологическом обществе, в 1921 году становится его председателем, вместо умершего (в 1921, после смерти Льва Лопатина[6][7][8][4].
В 1918–1922 год советские власти шесть раз арестовывали Ильина по обвинению в контрреволюционной деятельности[8][4]. Первый арест состоялся накануне защиты его диссертации «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» в мае 1918 года. После последнего ареста в 1922 году Ильин был приговорён к расстрелу. Однако его научная репутация, а также опасения негативной реакции из-за рубежа вынудили советскую власть заменить смертную казнь высылкой из страны. Член Политбюро ЦК РКП(б) Лев Троцкий позднее вспоминал: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно». 29 сентября 1922 года Иван Ильин и его супруга Наталья Николаевна навсегда покинули Россию, отправившись на знаменитом «философском пароходе» ( пароход «Обер-бургомистр Хакен») к берегам Европы. Высылаемым разрешалось взять с собой лишь две пары белья, пиджак, брюки, пальто, шляпу и две пары обуви на человека; все деньги и другое имущество, в том числе обширные библиотеки, подверглись конфискации[6][7][8][4].
В эмиграции
Несмотря на предложение своего учителя Новгородцева обосноваться в Праге, Ильин предпочёл родину своей матери Германию. В Берлине начинала действовать философско-религиозная академия, формировался Русский научный институт, и он надеялся создать здесь очаг русской культуры. С 1923 по 1934 год работал профессором в Русском научном институте, а затем и деканом юридического факультета этого института, регулярно выступал с лекциями и докладами в разных странах Европы. Прочитал двенадцать систематических лекционных курсов по энциклопедии права, истории этических учений, введению в философию и эстетику, истории греческой философии, учению о правосознании, философии Гегеля, а также отдельные курсы — «Сущность и судьбы коммунизма», «О формах государственного устройства», «Основы советского государства», «Религиозная идея восточного Православия», «О духовных причинах революции в России» и «Современная русская изящная литература». В 1925 году он завершил работу над книгой «О сопротивлении злу силою»[6][7][8][4].
В 1924 году был избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете. В 1926 году прочитал доклад в Кенигсбергском университете «О правосознании и правопорядке в современной России», в целом по вопросам советоведения и россики в 1926-1938 годах. Выступил около двести раз в Германии, Латвии, Швейцарии, Бельгии, Чехии, Австрии. В мае 1933 года в связи с приходом национал-социалистов к власти в Германии написал статью «Национал-социализм. Новый дух», в которой выступил в поддержку нового режима. Однако в 1934 году Ильин был уволен из Русского научного института за отказ преподавать в соответствии с новой национал-социалистической программой. За этим последовал запрет на публикации и преподавательскую деятельность[6][7][8][4].
Ильин стал одним из главных внепартийных идеологов Белого движения в эмиграции и Русского общевоинского союза. Сотрудничал с генералами Алексеем фон Лампе и Петром Врангелем, был составителем «Девизов Белого движения» и ряда статей, посвященных Белой идее. Участвовал в работе Российского Зарубежного съезда в Париже. В 30-х годах сотрудничал с праворадикальной молодежной организацией «Национально-Трудовой Союз Нового Поколения», в издательстве которой вышли его брошюры «О России: Три речи», «Творческая идея нашего будущего» и «Основы борьбы за национальную Россию».
Ильин был членом редакции газеты «Возрождение», издаваемой Петром Струве, активно печатался в газетах «Россия и славянство» и «Русский инвалид» (Париж), «Новое время» (Белград), «Слово» (Нью-Йорк), «Православная Русь» (Джорданвилл), в журналах «Русская мысль» (Париж), «Перезвоны» (Рига), «Новый путь» (Женева), «День русского ребенка» (Сан-Франциско). В 1927 году после ухода Струве из «Возрождения», Ильин оставил редакцию и основал журнал «Русский колокол», который издавал и редактировал до 1930 года[6][7][8][4]. Среди авторов журнала были Иван Шмелёв, Николай Арсеньев, Пётр Краснов, Сергей Ольденбург. В одном из писем того времени Ильин отмечал:
Я поставил перед собой задачу — служить России и только России. Не лицам, не кружкам и не партиям. Печатать о том, что всего нужнее России — и сейчас, сию минуту (для боевой борьбы), и на сто лет вперед[4]
До 1937 года Ильин продолжал выступать с докладами и вёл антикоммунистическую пропагандистскую работу. В июле 1938 года переехал в Швейцарию, где закрепился благодаря первоначальной финансовой поддержке Сергея Рахманинова. При этом швейцарская администрация запретила Ильину печататься и выступать публично. В Швейцарии Иван Ильин сосредоточился на доработке своих трудов. Незадолго до смерти он успел опубликовать результаты затянувшегося на тридцать три года философско-религиозного исследования, которое получило название «Аксиомы религиозного опыта». В 1939 году на совещании в Женеве Ильин выступил с «Проектом Основного Закона Российской Империи». В 1940-1941 годах подготовил издание своих «Заочных чтений» под общим названием «О грядущей России». В 1942 году выпустил на немецком языке книгу «Сущность и своеобразие русской культуры: Три размышления», состоящую из трёх частей: «Душа», «Вера» и «Исторический ход развития». В Цюрихе в 1946 году Ильин осуществил переработку на немецкий язык своего двухтомника о Гегеле под названием «Философия Гегеля как созерцательное учение о Боге». В 1951 году философ закончил двухтомное исследование «Аксиомы религиозного опыта», начатое им ещё в 1919 году, в котором он сформулировал «аксиоматические основы религиозного акта», наиболее совершенно осуществляемые именно в Православной вере»[4].
Важной частью наследия Ивана Ильина стали также последние статьи о настоящем и будущем России, которые он готовил для единомышленников из Русского общевоинского союза. После его смерти они были опубликованы в отдельном издании, которое получило название «Наши задачи». В работе «О главном» Ильин писал:
Мы должны воспитать в себе новое правосознание, — религиозно и духовно укорененное, лояльное, справедливое, братское, верное чести и родине; новое чувство собственности — заряженное волею к качеству, облагороженное христианским чувством, осмысленное художественным инстинктом, социальное по духу и патриотическое по любви; новый хозяйственный акт — в коем воля к труду и обилию будет сочетаться с добротою и щедростью, в коем зависть преобразится в соревнование, а личное обогащение станет источником всенародного богатства[8]
Умер 21 декабря 1954 года после продолжительной болезни. Был похоронен на кладбище в Цолликоне.
3 октября 2005 года прах Ильина и его жены перезахоронен в некрополе Донского монастыря в Москве одновременно с прахом генерала Антона Деникина. Панихиду совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в своем слове отметивший, что перезахоронение «свидетельствует о завершающемся восстановлении единства нашего народа, разделенного трагической историей прошлого века». 24 мая 2009 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом были освящены новые надгробия на могилах Ильина, Деникина и Шмелёва[4].
Мемориал Ивану и Наталье Ильиным в составе мемориала белым воинам на территории Донского монастыря
Семья
Иван Ильин с 1906 года был женат на Наталии Николаевне Вокач (1882—1963), русская переводчица, историк, философ, искусствовед. По материнской линии была племянницей председателя I Государственной думы Сергея Муромцева[9]. Родственница Наталии поэтесса серебряного века Евгения Герцык, вспоминала[10]:
Двоюродная сестра не была нам близка, но — умная и молчаливая — она всю жизнь делила симпатии мужа, немного ироническая к его горячности. Он же благоговел перед её мудрым спокойствием. Молодая чета жила на гроши, зарабатываемые переводом: ни он, ни она не хотели жертвовать временем, которое целиком отдавали философии. Оковали себя железной аскезой — все строго расчислено, вплоть до того, сколько двугривенных можно в месяц потратить на извозчика; концерты, театр под запретом, а Ильин страстно любил музыку и Художественный театр. Квартирка — две маленькие комнаты — блистала чистотой — заслуга Натальи, жены…
Память
- В 2008 году в Москве на на Моховой улице на здании Московского университета была установлена мемориальная доска в память об Иване Ильине[4].
- В 2012 году в Екатеринбурге возле Уральского института бизнеса имени И. А. Ильина открыли памятник Ивану Ильину[11].
- В Санкт-Петербурге был создан Православный юридический фонд имени профессора И. А. Ильина[12]
- В 2023 году в РГГУ была учреждена Высшая политическая школа имени Ивана Ильина, которую возглавил философ Александр Дугин.
Примечания
- ↑ Тимофеев А. И. Концепции народного духа у Г. Гегеля и И. Ильина // Россия: прошлое, настоящее, будущее. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16—19 декабря 1996 г. / Отв. ред. М. С. Уваров. — СПб.: Издательство БГТУ, 1996. — С. 67.
- ↑ Иванов А. А., Казин А. Л., Светлов Р. В. Русский национализм: основные вехи исторического осмысления // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2015. — № 4. — С. 143—157.
- ↑ Тимофеев А. И. Концепции народного духа у Г. Гегеля и И. Ильина // Россия: прошлое, настоящее, будущее. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16—19 декабря 1996 г. / Отв. ред. М. С. Уваров. — СПб.: Издательство БГТУ, 1996. — С. 67.
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 4,15 4,16 Никифоров М. В. Ильин // Православная энциклопедия. — М., 2009. — Т. XXII : «Икона — Иннокентий». — С. 344—358. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-040-0.
- ↑ Лисица Ю. Т. И. А. Ильин: Историко-биографический очерк // И. А. Ильин. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 1. — М.: Русская книга, 1993. — С. 5—36.
- ↑ 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 6,11 Садовничий В. А. Иван Александрович Ильин (1883—1954) // О людях Московского университета. — 3-е изд., дополненное. — М.: Издательство Московского университета, 2019. — С. 102—105. — 356 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-19-011397-6.
- ↑ 7,00 7,01 7,02 7,03 7,04 7,05 7,06 7,07 7,08 7,09 7,10 7,11 Ильин, Иван Александрович / Ю. Н. Попов // Излучение плазмы — Исламский фронт спасения. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 11). — ISBN 978-5-85270-342-2.
- ↑ 8,00 8,01 8,02 8,03 8,04 8,05 8,06 8,07 8,08 8,09 8,10 8,11 8,12 8,13 8,14 8,15 Разумная вера и верующий разум. Православие и философия Ивана Ильина . Российское историческое общество. Дата обращения: 17 августа 2024.
- ↑ Ильин, Иван Александрович . ТАСС. Дата обращения: 17 августа 2024.
- ↑ Воспоминания / Евгения Герцык. — Paris : YMCA-press, 1973. — С. 153—154
- ↑ В Екатеринбурге открыли памятник русскому философу и писателю Ивану Ильину . Дата обращения: 17 августа 2024.
- ↑ О Фонде . Дата обращения: 17 августа 2024.
Литература
- Ильин, Иван Александрович / Ю. Н. Попов // Излучение плазмы — Исламский фронт спасения. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 11). — ISBN 978-5-85270-342-2.
- Никифоров М. В. Ильин // Православная энциклопедия. — М., 2009. — Т. XXII : «Икона — Иннокентий». — С. 344—358. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-040-0.
- Лисица Ю. Т. Ильин // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
- Томсинов В. А., Тюренков М. А. Ильин Иван Александрович // Императорский Московский университет: 1755—1917: энциклопедический словарь / составители А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 270—271. — 894 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
- Лисица Ю. Т. И. А. Ильин: Историко-биографический очерк // И. А. Ильин. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 1. — М.: Русская книга, 1993. — С. 5—36.
- Садовничий В. А. Иван Александрович Ильин (1883—1954) // О людях Московского университета. — 3-е изд., дополненное. — М.: Издательство Московского университета, 2019. — С. 102—105. — 356 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-19-011397-6.
- Сохряков Ю. И. И. А. Ильин — религиозный мыслитель и литературный критик. — М., 2004.
- Томсинов В. А. Мыслитель с поющим сердцем. Иван Александрович Ильин: русский идеолог эпохи революций. — М.: Зерцало-М, 2017. — 192 с. — (Великие русские люди). — 200 экз. — ISBN 978-5-94373-388-8.
Ссылки
- Разумная вера и верующий разум. Православие и философия Ивана Ильина . Российское историческое общество. Дата обращения: 17 августа 2024.
- Ильин, Иван Александрович . ТАСС. Дата обращения: 17 августа 2024.
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 9 апреля
- Родившиеся в 1883 году
- Родившиеся в Москве
- Умершие 21 декабря
- Умершие в 1954 году
- Умершие в Цолликоне
- Доктора наук Императорского Московского университета
- Учёные по алфавиту
- Иван Ильин
- Писатели России по алфавиту
- Похороненные в некрополе Донского монастыря
- Выпускники 1-й Московской гимназии
- Монархисты России
- Русские националисты
- Персоналии:Белое движение
- Члены Русского общевоинского союза
- Деятели антикоммунистических организаций
- Принудительно лишённые советского гражданства
- Пассажиры «Философских пароходов»
- Русские эмигранты первой волны в Германии
- Русские эмигранты первой волны в Швейцарии
- Гегельянцы
- Похороненные в кантоне Цюрих
- Перезахороненные