Ильин, Иван Александрович

Материал из «Знание.Вики»
Иван Александрович Ильин
Iljin02.jpg
Дата рождения 28 марта (9 апреля) 1883(1883-04-09)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 21 декабря 1954(1954-12-21) (71 год)
Место смерти Цолликон, Швейцария
Страна  Российская империя (1883—1917)
 РСФСР (1917—1922)
 Германское государство (1922—1933)
 Нацистская Германия (1933—1938)
 Швейцария (1938—1954)
Научная сфера философия, правоведение
Место работы Императорский Московский университет,
Московский государственный университет,
Русский научный институт
Альма-матер Императорский Московский университет (1906)
Учёная степень доктор философии (1918)
Ученики Александр Ахманов
Автограф Автограф Ивана Ильина.svg

Ива́н Алекса́ндрович Ильи́н (28 марта [9 апреля1883, Москва, Российская империя21 декабря 1954, Цолликон, Швейцария) — русский философ, общественный деятель, писатель, правовед и публицист; магистр наук и доктор философских наук, профессор.

Один из главных внепартийных идеологов Белого движения и Русского общевоинского союза в эмиграции. С 1922 года эмигрант первой волны отправленный Советского Союза на «философском пароходе». Развивал концепт «национального духа»[1] и внёс вклад в разработку русской национальной идеи[2]. Был сторонником монархистов-непредрешенцев, тяготел к интеллектуальной традиции славянофилов и являлся русским гегельянцем — последователем Гегеля[3]. Председатель Московского психологического общества (19201922). Профессор Московского университета (19181922) и Русского научного института в Берлине (19231934).

Биография

Происхождение и образование

Родители Ивана Ильина
Иван Ильин в период обучения в гимназии. 1901

Родился 28 марта (9 апреля1883 года в в Москве в многодетной дворянской семье присяжного поверенного Московской судебной палаты Александра Ивановича Ильина (1851—1921) и Екатерины Юльевны, урождённой Швейкерт (1858—1942). Происходил из дворянского рода дворянской Ильиных. Дед Ивана Ильина — Иван Иванович Ильин (1799–1865) участвовал в строительстве Большого Кремлевского дворца и впоследствии был его смотрителем и комендантом. Крестным отца Ивана Ильина был император Александр II[4][5].

Проходил обучение в Пятой Московской гимназии и Первой классической гимназии, по окончании последней в 1901 году с золотой медалью поступил на юридический факультет Императорского Московского университета. Ильин хорошо знал немецкий, французский, латинский, греческий и церковнославянский языки. Особый интерес во время учёбы для него представляла немецкая философия в трудах Иммануила Канта, Фридриха Шеллинга и Георга Гегеля, которую он изучал под руководством профессора Павла Ивановича Новгородцева. На его занятиях по воспоминаниям Ильина «закладывались основы духовного понимания жизни, общественности и политики»[6][7][8]. Новгородцев так писал об Ильине:

Ильин проявляет совершенно выходящую из ряда трудоспособность, соединенную с величайшей преданностью избранной им специальности. Его приходилось не побуждать, а останавливать в занятиях, опасаясь за его переутомление от чрезмерной работы[8]

Начало деятельности

В период революции 1905—1907 годов Ильин активно выступал на демонстрациях и заседаниях как противник самодержавия, публиковал статьи на политические темы, которые выходили в свет под псевдонимом[8]. Кандидатские сочинения Ильина были посвящены идеальному государству Платона и учению Иммануила Канта о вещи в себе. В июне 1906 года Ильин окончил университет с дипломом первой степени и по рекомендации профессора Новгородцева был оставлен на кафедре истории философии права для подготовки к профессорской степени. В 1909 году сдав магистерские экзамены, Ильин был утвержден в звании приват-доцента по кафедре энциклопедии права и истории философии права при юридическом факультете Московского университета[6][7][8][4].

В период, предшествовавший магистерским экзаменам, Ильин написал ряд работ, в которых ясно проявился его интерес к метафизическим и религиозным вопросам: «Учение Фихте Старшего о самосознании», «Учение Шеллинга об Абсолютном», «Идея конкретного и абстрактного в теории познания Гегеля», «Идея общей воли у Ж.-Ж. Руссо», «Метафизические основы учения Аристотеля о Doulos Fysei» («рабстве от природы»), «Проблема метода в современной юриспруденции». Он напечатал также ряд рецензий и критических отзывов о различных научных книгах в газете «Русские ведомости» и в журналах «Критическое обозрение» и «Московский еженедельник»[6][7][8][4].

В 1910 году Ильин был избран членом Московского психологического общества. С осени 1910 года Ильин читал лекции по истории философии права и вел семинар по предмету «Общая методология юридических наук» на Московских высших женских курсах. В 1910—1912 годах находился в научной командировке в Германии, Франции, Италии: занимался в университетах Гейдельберга, Фрайбурга, Берлина, Гёттингена и Парижа на философских семинарах, в том числе Генриха Риккерта, Георга Зиммеля, Эдмунда Гуссерля, восприняв его феноменологический метод. Помимо юридического факультета Императорского Московского университета Ильин с 1913 года читал лекции в Московском коммерческом институте и одновременно с 1916 года в Московском городском народном университете имени А. Л. Шанявского[6][7][8][4].

22 февраля (7 марта1914 года Ильин выступил с докладом «Учение Гегеля о сущности спекулятивной мысли», положившем начало серии из шести его работ о Гегеле: «Учение Гегеля о реальности и всеобщности мысли» (1914), «Проблема оправдания мира в философии Гегеля» (1916), «Логика Гегеля и ее религиозный смысл» (1916), «Учение Гегеля о свободе воли» (1917), «Учение Гегеля о морали и нравственности» (1917). Впоследствии вошедшие в его магистерскую диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». На события начавшейся Первой мировой войны Ильин откликнулся статьёй «Основное нравственное противоречие войны» и брошюрой «Духовный смысл войны». В этих работах он выступил как философ-проповедник, с пророческим пафосом обличающий «величайшее нравственное и духовное разъединение» современного общества[6][7][8][4].

После революции

В 1917 году Ильин был избран председателем общества молодых преподавателей Московского университета. С 1919 года читал курс лекций в Московском Высшем музыкально-педагогическом институте. С 1920 года преподавал на историко-филологическом факультете Московского университета и одновременно в Ритмическом институте[6][7][8][4].

В мае 1918 года Ильин защитил диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», оппонентами его выступили оппонентами выступили Новгородцев и Трубецкой, за которую ему единогласно присудили сразу две степени: магистра и доктора государственных наук. Осенью этого же года Ильин получил звание профессора[6][7][8][4].

В 1921 году Ильин был выбран в члены правления Московского юридического общества, так же с этого года стал читать лекции в Философском исследовательском институте. Помимо преподавательской и переводческой деятельности в эти годы Ильин выступал с докладами в Московском психологическом обществе, в 1921 году становится его председателем, вместо умершего (в 1921, после смерти Льва Лопатина[6][7][8][4].

В 1918–1922 год советские власти шесть раз арестовывали Ильина по обвинению в контрреволюционной деятельности[8][4]. Первый арест состоялся накануне защиты его диссертации «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» в мае 1918 года. После последнего ареста в 1922 году Ильин был приговорён к расстрелу. Однако его научная репутация, а также опасения негативной реакции из-за рубежа вынудили советскую власть заменить смертную казнь высылкой из страны. Член Политбюро ЦК РКП(б) Лев Троцкий позднее вспоминал: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно». 29 сентября 1922 года Иван Ильин и его супруга Наталья Николаевна навсегда покинули Россию, отправившись на знаменитом «философском пароходе» ( пароход «Обер-бургомистр Хакен») к берегам Европы. Высылаемым разрешалось взять с собой лишь две пары белья, пиджак, брюки, пальто, шляпу и две пары обуви на человека; все деньги и другое имущество, в том числе обширные библиотеки, подверглись конфискации[6][7][8][4].

В эмиграции

Пароход «Обер-бургомистр Хакен» («философский пароход»)
Картина «Мыслитель (портрет философа И. А. Ильина)», художник М. В. Нестеров, 1921—1922

Несмотря на предложение своего учителя Новгородцева обосноваться в Праге, Ильин предпочёл родину своей матери Германию. В Берлине начинала действовать философско-религиозная академия, формировался Русский научный институт, и он надеялся создать здесь очаг русской культуры. С 1923 по 1934 год работал профессором в Русском научном институте, а затем и деканом юридического факультета этого института, регулярно выступал с лекциями и докладами в разных странах Европы. Прочитал двенадцать систематических лекционных курсов по энциклопедии права, истории этических учений, введению в философию и эстетику, истории греческой философии, учению о правосознании, философии Гегеля, а также отдельные курсы — «Сущность и судьбы коммунизма», «О формах государственного устройства», «Основы советского государства», «Религиозная идея восточного Православия», «О духовных причинах революции в России» и «Современная русская изящная литература». В 1925 году он завершил работу над книгой «О сопротивлении злу силою»[6][7][8][4].

В 1924 году был избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете. В 1926 году прочитал доклад в Кенигсбергском университете «О правосознании и правопорядке в современной России», в целом по вопросам советоведения и россики в 1926-1938 годах. Выступил около двести раз в Германии, Латвии, Швейцарии, Бельгии, Чехии, Австрии. В мае 1933 года в связи с приходом национал-социалистов к власти в Германии написал статью «Национал-социализм. Новый дух», в которой выступил в поддержку нового режима. Однако в 1934 году Ильин был уволен из Русского научного института за отказ преподавать в соответствии с новой национал-социалистической программой. За этим последовал запрет на публикации и преподавательскую деятельность[6][7][8][4].

Ильин стал одним из главных внепартийных идеологов Белого движения в эмиграции и Русского общевоинского союза. Сотрудничал с генералами Алексеем фон Лампе и Петром Врангелем, был составителем «Девизов Белого движения» и ряда статей, посвященных Белой идее. Участвовал в работе Российского Зарубежного съезда в Париже. В 30-х годах сотрудничал с праворадикальной молодежной организацией «Национально-Трудовой Союз Нового Поколения», в издательстве которой вышли его брошюры «О России: Три речи», «Творческая идея нашего будущего» и «Основы борьбы за национальную Россию».

Ильин был членом редакции газеты «Возрождение», издаваемой Петром Струве, активно печатался в газетах «Россия и славянство» и «Русский инвалид» (Париж), «Новое время» (Белград), «Слово» (Нью-Йорк), «Православная Русь» (Джорданвилл), в журналах «Русская мысль» (Париж), «Перезвоны» (Рига), «Новый путь» (Женева), «День русского ребенка» (Сан-Франциско). В 1927 году после ухода Струве из «Возрождения», Ильин оставил редакцию и основал журнал «Русский колокол», который издавал и редактировал до 1930 года[6][7][8][4]. Среди авторов журнала были Иван Шмелёв, Николай Арсеньев, Пётр Краснов, Сергей Ольденбург. В одном из писем того времени Ильин отмечал:

Я поставил перед собой задачу — служить России и только России. Не лицам, не кружкам и не партиям. Печатать о том, что всего нужнее России — и сейчас, сию минуту (для боевой борьбы), и на сто лет вперед[4]

До 1937 года Ильин продолжал выступать с докладами и вёл антикоммунистическую пропагандистскую работу. В июле 1938 года переехал в Швейцарию, где закрепился благодаря первоначальной финансовой поддержке Сергея Рахманинова. При этом швейцарская администрация запретила Ильину печататься и выступать публично. В Швейцарии Иван Ильин сосредоточился на доработке своих трудов. Незадолго до смерти он успел опубликовать результаты затянувшегося на тридцать три года философско-религиозного исследования, которое получило название «Аксиомы религиозного опыта». В 1939 году на совещании в Женеве Ильин выступил с «Проектом Основного Закона Российской Империи». В 1940-1941 годах подготовил издание своих «Заочных чтений» под общим названием «О грядущей России». В 1942 году выпустил на немецком языке книгу «Сущность и своеобразие русской культуры: Три размышления», состоящую из трёх частей: «Душа», «Вера» и «Исторический ход развития». В Цюрихе в 1946 году Ильин осуществил переработку на немецкий язык своего двухтомника о Гегеле под названием «Философия Гегеля как созерцательное учение о Боге». В 1951 году философ закончил двухтомное исследование «Аксиомы религиозного опыта», начатое им ещё в 1919 году, в котором он сформулировал «аксиоматические основы религиозного акта», наиболее совершенно осуществляемые именно в Православной вере»[4].

Важной частью наследия Ивана Ильина стали также последние статьи о настоящем и будущем России, которые он готовил для единомышленников из Русского общевоинского союза. После его смерти они были опубликованы в отдельном издании, которое получило название «Наши задачи». В работе «О главном» Ильин писал:

Мы должны воспитать в себе новое правосознание, — религиозно и духовно укорененное, лояльное, справедливое, братское, верное чести и родине; новое чувство собственности — заряженное волею к качеству, облагороженное христианским чувством, осмысленное художественным инстинктом, социальное по духу и патриотическое по любви; новый хозяйственный акт — в коем воля к труду и обилию будет сочетаться с добротою и щедростью, в коем зависть преобразится в соревнование, а личное обогащение станет источником всенародного богатства[8]

Умер 21 декабря 1954 года после продолжительной болезни. Был похоронен на кладбище в Цолликоне.

3 октября 2005 года прах Ильина и его жены перезахоронен в некрополе Донского монастыря в Москве одновременно с прахом генерала Антона Деникина. Панихиду совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в своем слове отметивший, что перезахоронение «свидетельствует о завершающемся восстановлении единства нашего народа, разделенного трагической историей прошлого века». 24 мая 2009 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом были освящены новые надгробия на могилах Ильина, Деникина и Шмелёва[4].

Семья

Иван Ильин с 1906 года был женат на Наталии Николаевне Вокач (1882—1963), русская переводчица, историк, философ, искусствовед. По материнской линии была племянницей председателя I Государственной думы Сергея Муромцева[9]. Родственница Наталии поэтесса серебряного века Евгения Герцык, вспоминала[10]:

Двоюродная сестра не была нам близка, но — умная и молчаливая — она всю жизнь делила симпатии мужа, немного ироническая к его горячности. Он же благоговел перед её мудрым спокойствием. Молодая чета жила на гроши, зарабатываемые переводом: ни он, ни она не хотели жертвовать временем, которое целиком отдавали философии. Оковали себя железной аскезой — все строго расчислено, вплоть до того, сколько двугривенных можно в месяц потратить на извозчика; концерты, театр под запретом, а Ильин страстно любил музыку и Художественный театр. Квартирка — две маленькие комнаты — блистала чистотой — заслуга Натальи, жены…

Память

Примечания

  1. Тимофеев А. И. Концепции народного духа у Г. Гегеля и И. Ильина // Россия: прошлое, настоящее, будущее. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16—19 декабря 1996 г. / Отв. ред. М. С. Уваров. — СПб.: Издательство БГТУ, 1996. — С. 67.
  2. Иванов А. А., Казин А. Л., Светлов Р. В. Русский национализм: основные вехи исторического осмысления // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2015. — № 4. — С. 143—157.
  3. Тимофеев А. И. Концепции народного духа у Г. Гегеля и И. Ильина // Россия: прошлое, настоящее, будущее. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16—19 декабря 1996 г. / Отв. ред. М. С. Уваров. — СПб.: Издательство БГТУ, 1996. — С. 67.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 4,15 4,16 Никифоров М. В. Ильин // Православная энциклопедия. — М., 2009. — Т. XXII : «Икона — Иннокентий». — С. 344—358. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-040-0.
  5. Лисица Ю. Т. И. А. Ильин: Историко-биографический очерк // И. А. Ильин. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 1. — М.: Русская книга, 1993. — С. 5—36.
  6. 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 6,11 Садовничий В. А. Иван Александрович Ильин (1883—1954) // О людях Московского университета. — 3-е изд., дополненное. — М.: Издательство Московского университета, 2019. — С. 102—105. — 356 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-19-011397-6.
  7. 7,00 7,01 7,02 7,03 7,04 7,05 7,06 7,07 7,08 7,09 7,10 7,11 Ильин, Иван Александрович / Ю. Н. Попов // Излучение плазмы — Исламский фронт спасения. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 11). — ISBN 978-5-85270-342-2.
  8. 8,00 8,01 8,02 8,03 8,04 8,05 8,06 8,07 8,08 8,09 8,10 8,11 8,12 8,13 8,14 8,15 Разумная вера и верующий разум. Православие и философия Ивана Ильина. Российское историческое общество. Дата обращения: 17 августа 2024.
  9. Ильин, Иван Александрович. ТАСС. Дата обращения: 17 августа 2024.
  10. Воспоминания / Евгения Герцык. — Paris : YMCA-press, 1973. — С. 153—154
  11. В Екатеринбурге открыли памятник русскому философу и писателю Ивану Ильину. Дата обращения: 17 августа 2024.
  12. О Фонде. Дата обращения: 17 августа 2024.

Литература

Ссылки