Алгебра

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Наука
Математика
Тема Алгебра
Предмет изучения операции над математическими объектами и системами, представление математических утверждений в виде решений задач
Период зарождения II век до н.э.
Основные направления математика
Вспомогат. дисциплины Арифметика, Элементарная алгебра, Линейная алгебра, Общая алгебра, Универсальная алгебра, Алгебраическая комбинаторика

А́лгебра (от араб. اَلْجَبْرُаль-джабр — восстановление (разрозненных) частей[1], восстановление равенства, уравнение, восполнение[2]) — раздел математики, принадлежащий, наряду с арифметикой и геометрией, к числу старейших ветвей этой науки; она изучает операции над математическими объектами и влияет на формирование общих понятий и методов математики[3].

Алгебра изучает представление математических утверждений в виде решений задач. Для создания осмысленного математического выражения используются такие переменные, как x, y и z, а также математические операции, такие как сложение, вычитание, умножение и деление[4].

Слово «алгебра» также употребляется в общей алгебре в названиях различных алгебраических систем. В более широком смысле под «алгеброй» понимают раздел математики, посвящённый изучению операций над элементами множеств произвольной природы, обобщающий обычные операции сложения и умножения чисел[3]

Исторический очерк

Истоки алгебры уходят в глубь тысячелетий: упоминания о базовых операциях с натуральными числами и дробями можно обнаружить уже среди первобытных источников[5]. Более четырёх тысяч лет назад, в эпоху Древнего Египта (около 1650 года до н. э.), писцы решали абстрактные линейные уравнения и элементарные квадратные уравнения — такие как знаменитые проблемы «Задача о грабителях» папируса Ринда. Основным инструментом служило «правило ложного положения», которое впоследствии редко применяли вавилонские учёные[6].

Вавилонская математика достигла выдающих высот в решении квадратичных уравнений без использования отрицательных чисел — их методы полностью соответствовали современным формулам для корней. По разным реконструкциям в Вавилоне знали либо правило для суммы квадратов, либо правило для произведения разности и суммы. Вавилоняне также решали кубические уравнения, вводя специальную терминологию: «длина» (первая неизвестная), «ширина» (вторая) и «высота» или «глубина» (третья). Создавались математические символы для производных величин — например, «поле» как произведение длины на ширину, и объём как их кубическое произведение. Несмотря на геометрическую природу терминов, они использовались абстрактно[6].

Для решения квадратных уравнений требовалось владение алгебраическими преобразованиями и операции с неизвестными величинами — это стало фундаментом для выделения особого класса математических проблем, где применение алгебры было неотъемлемым. Таким образом, зарождение алгебраических методов в древности демонстрирует глубокое понимание структуры числовых отношений и отход от чисто практического подхода к абстрактному мышлению[6].

Портрет Евклида кисти Андре Теве, 1584 год

После открытия несоизмеримости гипотенузы и стороны квадрата в греческой математике возник кризис, преодоление которого стало возможным благодаря приоритету геометрии как фундамента науки. Евклид, Архимед и Аполлоний разрабатывали алгебраические методы на основе геометрических фигур: отрезков, прямоугольников и параллелепипедов для определения сложения, вычитания и умножения (прямоугольник как произведение двух отрезков). Таким образом, алгебра изначально базировалась на планиметрии с акцентом на решении квадратных уравнений. В Древней Греции олицетворяют инновационные подходы к уравнениям. А так же операции с первой и второй степенью и внедрение отрицательных чисел (Диофант Александрийский в III веке)[7].

Происхождение термина «алгебра» связывается с трудами Мухаммада бен Муссы аль-Хорезми — «Альджебр аль-мукабала» IX века, где заложены основы науки как отдельного направления[2]. Первые шаги по систематичному применению отрицательных чисел были сделаны индийскими математиками на рубеже X столетия. В конце XV века в математических трактатах появляются знаковые символы: (+), (-) для арифметики, обозначения степеней и корней, скобки[3].

Франсуа Виет — французский математик, основоположник символической алгебры.

Французский ученый Франсуа Виет (конец XVI века) предложил буквенное представление переменных величин. Ключевой поворот в признании отрицательных чисел произошел благодаря Рене Декарту с внедрением аналитической геометрии, что к середине XVII века сформировало современную алгебраическую символику[3][6].

В XVII—XVIII веках основу алгебры составляло изучение преобразований буквенных выражений и решение соответствующих уравнений; арифметику же ограничивали задачами числовых расчётов. Российская наука того времени получила значительный рывок благодаря «Арифметике» Леонтия Филипповича Магницкого (1703 год), в которой заложены основы алгебраических представлений. «Введение в алгебру», созданное Леонардом Эйлером и впервые опубликованное на русском языке с 1768 по 1769 годы, охватывало широкий спектр тем: от целых чисел до десятичных дробей; включало изучение корней (в том числе квадратных), логарифмов и алгебраических уравнений I—IV степеней. Особое внимание уделялось прогрессиям, биному Ньютона, диофантовым уравнениям — формируя тем самым концепцию элементарной алгебры[6][8][9].

Решение в радикалах для однородных многочленов подразумевало нахождение корней через операции сложения, вычитания и извлечения корней. В истории науки итальянцы XVI века внесли вклад с формулой Кардано (3-х степенные уравнения), а метод Феррари стал ключевым для 4-х степеней. Голландский математик Альбер Жирар в начале XVII века заложил основы теории алгебраических многочленов, утверждая существование комплексных корней (позднее доказанное Карлом Гауссом). Развитие включало изучение систем уравнений с несколькими переменными; появление понятий матрицы и определителя связано с работами Готфрида Лейбница в 1693 году, что положило начало теории линейной алгебры.

Лейбниц, Готфрид Вильгельм — немецкий философ, математик, физик, юрист.

Жозеф Лагранж (1759 год) предложил метод квадратизации форм, приближая понимание к современному анализу многочленов. Период с XVII по XIX век ознаменовался переходом от узкого определения «алгебра» как науки о преобразованиях и решения уравнений к более широкому — «анализ алгебраических структур», включая введение понятий умножения подстановок (Паоло Руффини, Огюстен Коши) и формирование теории конечных групп (О.Коши, 1815 год)[6][8][9].

В середине XIX века произошла революция в теории алгебраических уравнений[9]:

В это же время[6][8][9]:

С середины XIX века акцент сместился:

В этот период:

В 70-е годы XIX века: Сунь Ятсен Ли внедрил основы теории групп Ли, решающую проблемы разрешимости дифференциальных уравнений и непрерывных преобразований.

Конец XIX — начало XX веков ознаменовали переход алгебры к современному этапу развития[9]:

Этот период стал золотым веком развития алгебры как науки. В начале XX века благодаря работам ведущих математиков произошел радикальный переворот в понимании и структурировании алгебры как дисциплины. Необходимо отметить вклад некоторых из них[9].

Дэвид Гильберт:

  • теория инвариантов (1890-е) — заложил основы современной теории представлений;
  • идеалы многочленов (18931898 годы): систематическое исследование структур идеалов и алгебраической геометрии;
  • теория алгебраических чисел: фундаментальные работы в этой области.

Эмиль Артин:

А так же, совместно с Максом Зоргенфриденом разработал классификацию полупростых колец, что стало ключевым достижением структурной алгебры.

Эмми Нётер ввел понятия максимальных идеалов (1927 год), что привело к развитию теории кольцевых структур. Б.Л. ван дер Варден, в своей книге «Современная алгебра» (1930 год) подвёл обобщающий итог развития абстрактной алгебры и представил систематизированное изложение новых понятий и структур: колец, идеалов, полей с различными условиями минимальности/максимальности. Этот период стал золотым веком для абстрактной алгебры, когда были заложены основы современного понимания и структурирования этой области математики[9].

Некоторые разделы алгебры

Алгебра делится на несколько важных разделов, каждый из которых имеет свою направленность и применение[4]:

Элементарная алгебра

Формула корней уроавнения второй степени
Формула вычисления корней квадратного уравнения

Элементарная алгебра — фундаментальный раздел математики, являющийся продолжением арифметики. В арифметике изучаются числа и простейшие действия с ними: сложение, вычитание, умножение и деление. В алгебре формулы приобретают универсальность благодаря символическому представлению, заменяя конкретные числа на буквенные символы, за счёт чего при решении однотипных задач достигается максимальная общность результата[10].

Алгебра как система тождественных преобразований включает в себя[10]:

1. Правила упрощения выражений: комбинации, ассоциативные и коммутативные свойства.

2. Решение уравнений с переменными.

3. Анализ структур зависимостей, выявление условий равенств, неравенств и их связей.

Эта дисциплина служит ключевым инструментом для[10]:

  • понимания закономерностей в математике;
  • решения практических задач, оптимизации систем;
  • разработки алгоритмов и моделей.

Общая алгебра

Перестановки — центральное понятие в общей алгебре
Перестановки Кубика Рубика образуют группу — центральное понятие в общей алгебре

Алгебра общего плана (в том числе известная под названиями «абстрактной» или «высшей») — математическая дисциплина, сосредоточенная на исследовании алгебраических конфигураций и структур: групп, колец, полей, модулей, решёток. Такие образования рассматриваются как совокупности операций (бинарных или более сложного типа), включая полугруппы/квазигруппы с одной бинарной операцией; моноиды, кольца и поля — двухоперационные структуры; а также модули над кольцами, векторные пространства, алгебры Ли. Сюда же входят специфические конструкции: тернарные алгебры, полиадические группы алгебры (например многомерных), многосортные системы[11].

Для анализа этих структур применяются универсальные методы и понятия: отображения между системами описываются через гомеоморфизмы, изоморфизмы, автоморфизмы; внутреннее устройство исследуется с помощью подструктур (подгруппы/подкольца/подрешетки) и факторных систем (например, факторгруппы или факторкольца)[11].

Особое внимание уделяется универсальной алгебре — области, где формализуются общие свойства всех этих структур. Теория категорий, как часть общей алгебры, изучает их характеристики и взаимосвязи через абстрактные понятия объектов, морфизмов (отображений), функторов, что обеспечивает широкое применение в различных областях математики — от топологии до логики и теории множеств[11].

Универсальная алгебра

Универсальная алгебра, ключевая область математики, сосредоточена на изучении обобщённой структуры алгебраических систем — групп, колец и модулей, а также решёток. Её особенность заключается в выделении единого понятия «алгебраическая система» как наиболее общего объекта, объединяющего разнообразие этих структур с общими свойствами: гомоморфизмами и фактор-системами[12].

В фокусе исследований — аксиоматизация таких систем, включая многообразия (определяемые тождественными условиями) и квазимногообразия, опирающиеся на квазитождества. Эта дисциплина занимает стратегическое место между математической логикой и общей алгеброй как мост, реализующий формализмы логики в рамках общих алгебраических структур[12].

Линейная алгебра

Линейная алгебра — это ветвь алгебры, посвященная изучению векторных пространств и их подпространств, линейным преобразованиям (операторам), а также функционалам на этих пространствах[13]. Исторически первым направлением стала теория систем линейных уравнений:

К концу XIX века завершилось формирование полноценной теории систем линейных уравнений на основе этих концепций[13].

Алгебраическая комбинаторика

Алгебраическая комбинаторика — это междисциплинарная область, в которой используются методы универсальной алгебры (включая теорию групп и представлений) для решения комбинаторных задач. Комбинаторные техники применяют к алгебраическим проблемам[14].

Ключевыми аспектами являются:

Примечания

  1. Этимологический словарь современного русского языка / Составитель А.К. Шапошников. — М.: Флинта: Наука, 2010. — С. 22. — 584 с. — ISBN 978-5-9765-0036-5.
  2. 2,0 2,1 Александрова Н. В. История математических терминов, понятий, обозначений: Словарь-справочник. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — С. 9. — 248 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Курош А. Г., Шмидт О. Ю., Фаддеев Д. К. Большая российская энциклопедия. Большая российская энциклопедия (30 января 2023). Дата обращения: 3 января 2025.
  4. 4,0 4,1 Алгебра в математике: определение, разделы, основы и примеры. Geeksforgeeks (17 декабря 2024). Дата обращения: 7 января 2025.
  5. Математическая энциклопедия 1 том А-Г / Гл. ред. И. М. Виноградов. — М.: Советская энциклопедия (издательство), 1977. — С. 114—123. — 1151 с.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 История математики с древнейших времен до начала XIX столетия. 1 т. / Под ред. А. П. Юшкевича. — М.: Наука, 1970. — С. 29—30, 42 -46. — 352 с.
  7. История математики с древнейших времен до начала XIX столетия / Под. ред. А. П. Юшкевича. — М.: Наука, 1970. — С. 78—80. — 352 с.
  8. 8,0 8,1 8,2 Кострикин А. И. Введение в алгебру. Часть I : Основы алгебры. — М.: МЦНМО, 2020. — С. 11—15. — 272 с. — ISBN 978-5-4439-3264-4.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 Артамонов В. А. Алгебра. Фонд знаний "Ломоносов" (2 марта 2011). Дата обращения: 3 января 2025.
  10. 10,0 10,1 10,2 Зайцев В. В., Рыжков В. В., Сканави М. И. Элементарная математика: Повторительный курс. — М.: Наука, 1976. — 591 с.
  11. 11,0 11,1 11,2 Математическая энциклопедия 3 том Коо - Од / Гл. ред. И. М. Виноградов. — М.: Советская энциклопедия (издательство), 1982. — С. 1140—1141. — 1184 с.
  12. 12,0 12,1 Математическая энциклопедия 5 том Слу - Я / Гл. ред. И. М. Виноградов. — М.: Советская энциклопедия (издательство), 1985. — С. 497—499. — 622 с.
  13. 13,0 13,1 Математическая энциклопедия 3 том Коо - Од / Гл. ред. И. М. Виноградов. — М.: Советская энциклопедия (издательство), 1982. — С. 291—297. — 1184 с.
  14. Белов Ю. А. Алгебраическая комбинаторика : учебно-методическое пособие. — Ярославль: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2018. — 64 с.

Ссылки