Асмодей

Материал из «Знание.Вики»
Асмодей
Asmodeus.jpg
В «Инфернальном словаре» (фр. Dictionnaire Infernal) Коллена де Планси

Асмоде́й — демон из древних легенд, занимает особое место в мировой мифологии, упоминается в позднейшей еврейской литературе. Этимология его имени уходит корнями в персидский язык, где ‭Aēšma-daēva‭ означает ‭«демон гнева‭». Первые упоминания об Асмодее встречаются в иудейских текстах, в частности, в апокрифической Книге Товита. Интересно, что образ Асмодея перекликается с демоническими фигурами других культур[1].

В различных религиозных традициях Асмодей предстает в разных обличьях. В иудаизме он известен как ‭«князь демонов‭», в христианстве ассоциируется с похотью и является одним из семи князей ада. Исламская традиция также упоминает подобного демона, хотя и под другим именем. В оккультных учениях Асмодей часто фигурирует как могущественный дух, способный даровать знания о прошлом и будущем[2].

В вавилонской агаде и в апокрифах указано, что Асмодей или Ашмедай — имя главы демонов. Это очень гневливый демон преступных связей и роскоши, обладающий при этом большой физической силой: в своём гневе он может разрушить всё на своём пути. Вероятно, его имя происходит от авестийского божества Аэшма-дэва.

Характеристики и атрибуты

Внешность Асмодея описывается по-разному, но чаще всего его представляют как существо с тремя головами — человека, барана и быка, что символизирует его власть над различными сферами бытия. Его влияние распространяется на область страстей и пороков, особенно похоти и гнева. Асмодей словно тень, скрывающаяся в тёмных уголках человеческой души, олицетворяя скрытые желания и страхи[3].

В искусстве и литературе образ Асмодея часто используется как символ искушения и внутренней борьбы. Он появляется на страницах классических произведений, таких как ‭«Хромой бес‭» Лесажа, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Пир Асмодея», а также упоминается в стихотворении Н. С. Гумилёва «У цыган». Образ Асмодея встречается также в современной поп-культуре, от комиксов до видеоигр. Например, в настольных ролевых играх Dungeons & Dragons и Pathfinder Roleplaying Game Асмодей выступает покровителем Баатора — девятого уровня ада, последнего в игре. Асмодей стал своеобразным архетипом, воплощением тёмной стороны человеческой природы.

Научные исследования трактуют образ Асмодея как проекцию коллективных страхов и желаний общества. Психологи видят в нём отражение подавленных импульсов, а культурологи изучают эволюцию его образа как зеркало изменений в общественном сознании[4].

Примечания

Ссылки