Жречество

Жре́чество — социальная группа, корпорация профессиональных служителей религиозного культа в домонотеистических религиях. Его формирование связано со специализацией культа в традиционных обществах и появлением ритуальных специалистов (колдуны, знахари, шаманы и т. п.), часто приобретавших свой статус в результате инициации. В позднепервобытных обществах религиозный культ мог обособляться в рамках тайных союзов[1].

Функции жрецов могли выполнять вожди. С углублением социальной дифференциации (например, в Полинезии, Африке) жречество образовывало замкнутые корпорации, нередко со специализацией функций (лечение, гадание, предсказание, военная магия, суд и т. п.). В государствах Древнего мира жрецы выступали исполнителями ритуалов, часто — носителями тайного знания, прорицателями (например, греческие оракулы, римские авгуры и гаруспики). Обычно жречество составляло привилегированный слой, существовавший при храмах, в Индии — особую варну брахманов. В Греции и Риме должности жрецов были выборными и замещались обычно гражданскими лицами, но существовали и жреческие корпорации (например, понтифики, арвальские братья, весталки и др. в Риме). С деятельностью жрецов связано складывание пантеонов, формализация и литературная обработка мифов[1].

Жречество в Древней Руси

Жреческое сословие Древней Руси изучено недостаточно. Ряд историков, как дореволюционных, так и современных, считали, что у восточных славян его вообще не было, а жреческие функции выполнял князь. Во второй половине XX века советские исследователи на основе широкой источниковедческой базы доказали наличие жреческого сословия у восточных славян накануне принятия христианства. Жрецы занимали высокое социальное и политическое положение, и по ряду вопросов князья, вероятно, подчинялись им[2].

Одним из наименее изученных сословий Древней Руси является жреческое. Отечественные летописи крайне скудно освещают эту категорию, что объясняется позицией летописца-христианина, для которого жрец-волхв был представителем враждебного православной церкви мира и мировоззрения. Именно поэтому в домонгольский период волхвы нередко становились вождями антихристианского сопротивления[2].

В Греции и Риме должности жрецов были выборными и замещались обычно гражданскими лицами, но существовали и жреческие корпорации (например, понтифики, арвальские братья, весталки и другие в Риме). С деятельностью жрецов связано складывание пантеонов, формализация и литературная обработка мифов[1].

Академик Борис Рыбаков выделил следующие разряды «людей, причастных к языческому культу»: волхвы, волшебники, облакогонители, жрецы, ведуны, чародеи, чаровники, хранильники, потворники, кощунники, баяны, кудесники, кобники. Среди женщин: волхвы, ведьмы, чародейки, чаровницы, обавницы, наузницы, потворницы. По всей вероятности, у каждого языческого храма был свой постоянный жрец и служители. Круг их обязанностей включал заботу об отборе жертвенных животных, содержании, сборе и хранении приносимых в святилище даров, оповещение народа о приближении того или иного празднества. К высшей категории принадлежала женщина-«ангел смерти», описанная Ибн Фадланом, в обязанности которой входило умерщвление одной из жён умершего руса[2].

Жречество в российском неоязычестве

С появлением в России в 70-х годах XX века первых неоязыческих групп ведущим, направляющим компонентом в них становится иерархическая сообщность людей, называемых «волхвами», «жрецами», «кобниками», «ведунами» и т. д. Позиции «нового жречества» укрепляются и популяризируются в конце XX — начале XXI века одновременно с ростом родноверческого движения в целом[3].

Основы родноверческой религиозной этики изложены в так называемых «Обрядниках» — сборниках текстов, составленных лидерами неоязыческого жреческого движения. Эти тексты можно условно разделить на две составляющие: «Славления» — стихотворные молитвы, обращённые к конкретным богам (Роду, Велесу, Перуну), читаемые волхвами во время праздников (свадьба, Перунов день, Купала); «кодекс действий» жрецов, руководящих проведением обряда[3].

Опираясь на данные представителей неоязыческих организаций, можно выделить комплекс качеств, обладание которыми необходимо современному славянскому волхву. Обязательным «минимумом» для будущего и тем более действующего жреца является сам факт признания его общиной. Кроме того, согласно «Русскому языческому манифесту», «волхв, в первую очередь, должен уметь понимать волю богов». Жрец — это человек, посвятивший себя, свою жизнь служению богу. Он обязан, помимо своих прямых обязанностей, определять проявление богов в природе, земных и небесных стихиях[3].

Роль жреческого сословия в передаче и накоплении знаний

В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие, а носителями знаний были маги, жрецы, волхвы. Знания носили рецептурный характер и не обсуждались. Благодаря жреческому сословию был накоплен практический опыт, создана эмпирическая основа, зачатки прикладных наук, некоторые знания сохраняют своё значение в современной культуре[4].

Жрецы были неотъемлемой частью любого первобытного общества, и чем больше усложнялась его социальная структура, тем яснее и многообразнее выступала роль общеплеменных жрецов, жриц и князей, выполнявших часть жреческих функций. Это был особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности, мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям[4].

В Древнем Египте жрецы были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами. Учёба для получения жреческого сана была серьёзной и трудной. Отдельной группой жрецов являлись служители храма. Заведующим имуществом храма был жрец Мер, в обязанности которого входили: учёт храмового имущества, контроль за возделыванием храмовых полей, снабжение продуктами, а также подготовка всего необходимого для храмовой службы[4].

В Вавилонии жрецы выполняли систематические наблюдения за движением небесных светил, что способствовало развитию астрономической науки. Наблюдения велись жрецами с высоты их башен-храмов. Эта астральная ориентировка религии Вавилона повлияла на создание календаря, 12-ричной системы времяисчисления, унаследованной впоследствии европейцами[4].

Феномен жречества в древнегреческой религии

Вопрос об институализации жреческого сословия в Древней Греции представляет собой одну из важнейших нерешённых проблем современного антиковедения. Швейцарский антиковед Вальтер Буркерт провозгласил, что «греческую религию можно назвать религией без жрецов»[5].

Буркерт, критикуя институт греческого жречества, отрицал закрытость и элитарность группы жрецов, наличие системы посвящений, единообразия практики, независимой от локализации культа, и единой доктрины. В Греции исполнение обязанностей жреца было не образом жизни, а сопутствующей и почётной обязанностью. Никто не мог считаться «жрецом» вообще, но только, например, «жрецом Аполлона Пифийского» или «жрицей Афины Паллады». Большинство имеющихся сведений о греческих «жрецах» связаны с культовой практикой «полисных» религий. Жрец — обязательно гражданин полиса, достойно представляющий общину. Такие «служители» назначались городским сообществом либо избирались по жребию сроком от года до одного праздничного цикла[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Жречество. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 15 ноября 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 Климов Е. В. К вопросу о социальном и политическом статусе жреческого сословия Древней Руси // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. — 2008. — № 34 (135).
  3. 3,0 3,1 3,2 Шиженский Р. В. Жречество в современном российском язычестве // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». — 2008. — № 2.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Козырева Т. В. Роль жреческого сословия в передаче и накоплении знаний // Вестник угроведения. — 2011. — № 2 (5).
  5. 5,0 5,1 Харитонова Ю. Г. Феномен жречества в древнегреческой религии в западном антиковедении XIX-XXI веков: концептуальные схемы и исследовательские перспективы // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. — 2020. — № 87.