Колдун
| Колдун | |
|---|---|
| Ведун (Н. К. Рерих) | |
| Описание | мужчина, практикующий колдовство |
| Занятие | практическая магия (колдовство) |
| Связанные понятия | |
| Отождествления | ведьма |
Колду́н, также волше́бник, чароде́й, веду́н, маг (греч. μάγος), ведьма́к, куде́сник, чаро́вник, чернокни́жник, волхв, волхо́вник — в мифологических представлениях славян и других народов люди, наделённые сверхъестественными способностями влиять на жизнь человека и явления природы[1][2][3].
Историческая справка
Как и ведьм, колдунов в прошлом сжигали на кострах. В архивах Земского суда за 1615 год было найдено дело о колдовстве, в котором говорилось, что в деревне Мигуны Браславского уезда сожгли живьём за чародейство трёх человек. Судя по документам XVII—XVIII веков, обвинения в колдовстве были нередкими. Например, полоцкий мещанин Василий Брикун был обвинён судом в том, что «давал чары в пиве и водке». Из материалов дела известно, что он угостил пивом некоего Петра Демидовича, после чего того едва не разорвало, и «люди должны были Брикуну кланяться, чтобы отчаровал»[2][3].
В другом судебном деле говорилось о чародее Кузьме, которого обвинили в том, что он дал жене жалобщика кусок мяса, после чего та иссохла и умерла. В третьем случае некто Юрко дал Тошке водки «с приправою чародейскою», но тот «по предостережению Божьему её не вылил, ибо про Юрка ходили слухи, что он чарами своими вредит»[2].
Описание
Колдунов сравнивают с ведьмами, они наделены сверхъестественными способностями и могут влиять на природу и человеческую жизнь. Считалось, что колдуны наводят порчу на людей и скот (порчельники), сеют раздоры между людьми, делают заломы в поле, губя урожай, насылают непогоду, мор и прочее[1][4].
Колдуны могут быть оборотнями. Они могли явиться к любовнице-ведьме в виде огненного змея или превратиться в вихрь, превращать людей в животных и прочее. В Средневековье их называли «облакопрогонниками»[1][4].
Колдун приобретает свои демонические свойства при рождении или заключая договор с нечистой силой (договор пишется кровью). Считалось, что для заключения договора с чёртом и колдовства его вызывали в нечистом месте (баня или перекрёстке дорог). Для скрепления договора нередко приходилось выполнить кощунственное действие: отречься от родителей, встать на икону, положенную на перекрестке вниз лицом, снять с себя крест и положить его под правую пятку, прийти в полночь на перекрёсток и выстрелить в Луну. В некоторых поверьях, чтобы стать колдуном, нужно было продать своего ребёнка чёрту. У северных русских колдунов называли еретиками[1][2][3][4].
Колдун может приносить пользу и наносить вред. Добрые колдуны оказывают влияние на плодородие и здоровье не только человека, но и животного. К доброму колдуну можно обратиться за помощью для заключения удачного брака. Злые колдуны наводят порчу и заламывают колосья на чужом поле вверх ногами (считалось, что за ноги их держит нечистая сила). В церкви колдуны стоят спиной к алтарю[1][2].
Распространены былички о колдуне, разгневанном тем, что его не пригласили на свадьбу, и превратившем весь свадебный поезд в волков. Колдунам служат чертенята, непрестанно требуя для себя работы. Чтобы передохнуть, колдуны вынуждены давать чертям «трудные задачи» — вить верёвки из песка, собрать развеянную по ветру муку и прочее[1].
Нечистая сила мучает колдунов перед смертью. Чтобы облегчить страдания умирающего колдуна, в крыше или потолке выламывали одну доску. Они не могу умереть, пока не передадут свои способности наследнику, даже против его воли. После смерти в труп колдуна нужно вбить осиновый кол, иначе он станет упырём. Если дар от колдуна получен против воли, от него можно избавиться — молитвами в монастырях[1][2][3][4].
Представления о колдунах в разных восточнославянских областях отличаются друг от друга. Больше всего поверий о колдунах в западных частях Русского Севера. Там меньше верят в ведьм. Колдунов там считают всемогущими, способными влиять на все сферы жизни. Колдуны могли творить добро и зло. В Белоруссии, на юге России и особенно на Украине верят в ведьм и колдунов, наделяя их одинаковой силой, прежде всего вредоносной. Сильные колдуны могли не только делать зло, но и исправлять его. Слабым колдунам доступны лишь некоторые виды колдовства, а исправить причинённое зло они не могут[2][4].
Лишить колдуна силы можно, если выбить ему зубы, сбрить бороду или бить его до крови. По другим поверьям, колдунов можно обезвредить, ударив их наотмашь левой рукой. Убить колдуна можно медной пуговицей. Также можно бить осиновым поленом его тень[2].
Волхвы
Представления о колдунах берут своё начало в глубокой языческой древности. Тогда существовала вера во всемогущество волхвов. В Древней Руси волхвами называли жрецов, которые совершали языческие обряды и культы[2][3].
Изначально волхвов считали прорицателями, чьи предсказания требовали толкования. После принятия христианства деятельность волхвов рассматривали как связь с бесами[2][3].
Из «Повести временных лет» известно, что князь Всеслав Полоцкий родился от волхования. После его рождения волхвы навязали ему на голову науз (волшебный узел) и наделили его способностями к оборотничеству. В «Песни о вещем Олеге» Александр Сергеевич Пушкин упоминает волхвов, как предсказателей[2].
Внешний вид
Колдуны отличаются от обычных людей различными уродствами. Они кривые, слепые, горбатые, хромые. Имеют одну левую руку[2][3].
У колдунов красные либо чёрные глаза. На Русском Севере полагали, что колдуны рождаются с двумя рядами зубов или в «сорочке». Верили, что колдун обладает своей силой, только когда у него целы все зубы. По славянским преданиям жизненная сила таится в зубах и ногтях, поэтому колдуны не стригут ногти[2][3].
В глазах колдунов собеседник отображается вверх ногами или не отражается вовсе. Чаще всего колдуны бородатые с длинными рыжими волосами. У них имеются хвост, на конце которого четыре волоска, и нарост под коленкой, через который по ночам выходит душа[2].
Колдуна можно определить по тому, что он не смотрит в глаза собеседника и разговаривает сам с собой. В некоторых представлениях колдун имеет две души и две тени. Одна душа колдуна человеческая, другая — демоническая[2][3].
Похороны колдуна
Во время похорон колдуна нужно соблюдать меры предосторожности. Тело выносят из дома головой вперёд, подрезают пятки и подколенные жилы, а также переворачивают тело в гробу. В могилу забивают осиновый кол. Вокруг дома посыпают освящённый мак[2].
По поверьям, если этого не сделать, колдуны могут вставать из могил в полдень или полночь. Вставая из могилы, они могут принять любой образ и навредить человеку[2][3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 289. — 672 с. — ISBN 5-85270-032-0.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 2,16 Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. — М.: Астрель, АСТ, 2000. — С. 380—396. — 527 с. — ISBN 5-271-00676-X.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Сухарников Е. С. Ведьмачество на Руси. Российское военно-историческое общество (22 марта 2018). Дата обращения: 15 ноября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Мазалова Н. Е. Русский колдун: герой, злодей // Труды КарНЦ РАН. — 2013. — № 4.